Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 апреля 2009 г. по делу N А29-6061/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2009 г. по делу N А29-6061/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2009.
Дата изготовления постановления в полном объеме 30.04.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008, принятое судьей Галаевой Т.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009, принятое судьями Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г., Лысовой Т.В., по делу N А29-6061/2008 по заявлению государственного унитарного предприятия "Пажгинская ПМК" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми и установил:
государственное унитарное предприятие "Пажгинская ПМК" (далее - ГУП "Пажгинская ПМК", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 16.05.2008 N 7147 об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности Предприятия в связи с его ликвидацией и возложении на Инспекцию обязанности внести в ЕГРЮЛ указанные сведения.
Решением суда от 13.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению пункт 4 статьи 44, пункт 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 61 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", неправильно истолковали пункты 1, 2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, при наличии задолженности перед бюджетом ликвидация юридического лица не может быть завершена. Ликвидационный баланс Предприятия, не содержащий сведений о наличии задолженности перед бюджетом, не является достоверным. Между тем достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого государственная регистрация ликвидации невозможна. Кроме того, заявитель жалобы считает выводы судов об отсутствии доказательств предъявления налоговым органом требований в установленном законом порядке не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ГУП "Пажгинская ПМК" в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Инспекции, указав на законность принятых судебных актов; просило рассмотреть жалобу без участия его представителя.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП "Пажгинская ПМК", ликвидируемое на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 17.05.2004 N 206-р, обратилось 08.05.2008 в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, представив заявление по установленной форме, ликвидационный баланс, решение учредителя об утверждении ликвидационного баланса, платежное поручение об уплате государственной пошлины, справку Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе о представлении персонифицированного отчета за 2007 год.
Решением от 16.05.2008 N 7147 Инспекция со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказала во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Предприятия, указав на отсутствие ликвидационного баланса.
ГУП "Пажгинская ПМК" не согласилось с решением регистрирующего органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 61, пунктом 2 статьи 62, пунктами 1, 2 статьи 63, пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 22, статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации и удовлетворил заявленные Предприятием требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункты 4, 5, 6 статьи 64 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций установили и это не противоречит материалам дела, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства Министерство имущественных отношений Республики Коми 11.06.2004 приняло решение о ликвидации Предприятия; назначило ликвидатора; уведомило Инспекцию о ликвидации юридического лица, направив соответствующие документы, а также информировало о сменах ликвидаторов Предприятия. 25.07.2007 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации ГУП "Пажгинская ПМК", о порядке и сроке заявления кредиторами требований (два месяца с момента публикации).
Таким образом, Инспекция, как регистрирующий орган, была поставлена в известность о начале процедуры ликвидации предприятия в порядке, установленном действующим законодательством.
После окончания срока предъявления требований кредиторов Предприятие составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы (утвержденные учредителем) и обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс.
Сведения о том, что кредитором - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми - в установленный законом срок предъявлены требования об уплате задолженности Предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды или включении каких-либо сумм задолженности перед бюджетом в промежуточный ликвидационный баланс, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что Предприятие обоснованно не включило в ликвидационный баланс сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам, соответствуют нормам права и материалам дела.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых документов для государственной регистрации (статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ).
Представленный Предприятием ликвидационный баланс соответствует требованиям законодательства, поэтому у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Доводы заявителя жалобы о том, что Инспекция направляла в адрес ГУП "Пажгинская ПМК" документы об уплате задолженности перед бюджетом и, следовательно, Предприятие знало об этой задолженности и должно было включить ее в реестр требований кредиторов, судом округа отклоняются, так как исполнительные документы об уплате налогов, пеней, санкций, требования об уплате пеней, принятые по ним решения о взыскании, а также акты сверки расчетов по налогам, сборам, штрафам, на которые ссылается налоговый орган, доказательствами предъявления требований в установленном законом порядке не являются.
Остальные доводы заявителя жалобы с учетом изложенного также признаны несостоятельными.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А29-6061/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. по делу N А29-6061/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника