Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 21 мая 2009 г. по делу N А28-13688/2008-396/22
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Князевой Г.А., Павлова В.Ю.
при участии представителя от истца: Сапожниковой А.Л. (доверенность от 11.01.2009 N 04-6)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2009, принятое судьей Ворониной Н.П., по делу N А28-13688/2008-396/22 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области к открытому акционерному обществу "Завод "Сельмаш", Федеральному государственному унитарному предприятию "Завод "Сельмаш" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, третьи лица - главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Кировской области, муниципальное учреждение "Кировское городское управление гражданской защиты", и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области (далее - ТУФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к открытому акционерному обществу "Завод "Сельмаш" (далее - ОАО "Завод "Сельмаш") и Федеральному государственному унитарному предприятию "Завод "Сельмаш" (далее - ФГУП "Завод "Сельмаш") о признании недействительной сделки по передаче имущества от ФГУП "Завод "Сельмаш" ОАО "Завод "Сельмаш", внесенного в оплату уставного капитала, в части включения в состав передаваемого имущества здания корпусов N 65, 65/1, кадастровый номер 43:40:000173:0080:33:000:001:100918210:0100, расположенного по адресу: город Киров, улица Щорса, дом 66, в состав которого входит объект гражданской обороны - убежище третьего класса N 86 вместимостью 660 человек, и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата указанного здания в федеральную собственность.
Исковые требования основаны на статьях 12, 167, 168, 209, 212 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и мотивированы тем, что сделка по передаче спорного имущества от ФГУП "Завод "Сельмаш" ОАО "Завод "Сельмаш" не соответствует указанным нормам права.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Кировской области и муниципальное учреждение "Кировское городское управление гражданской защиты" (далее - МУ "Кировское ГУГЗ").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2009 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылками на статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Постановления N 3020-1 и Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). При этом суд исходил из того, что положения Постановления N 3020-1 не распространяются на рассматриваемые спорные отношения и при отсутствии доказательств нарушения требований закона при совершении спорной сделки последняя не может быть признана недействительной и к ней не могут применяться последствия, предусмотренные статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спорные правоотношения регулируются Законом о банкротстве, нормы которого не содержат изъятий для защитных сооружений гражданской обороны.
Доводы заявителя сводятся к следующему. В соответствии с пунктом 1 Постановления N 3020-1 спорный объект относится к федеральной собственности.
Вывод суда о применении к спорным правоотношениям только положений Закона о банкротстве необоснован, так как замещение активов должника фактически является одним из способов приватизации государственного имущества (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество), поэтому в настоящем споре подлежат применению положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Кроме того, передача объектов гражданской обороны, ранее находившихся в государственной собственности, в собственность акционерного общества в процессе приватизации может повлечь за собой нарушение прав граждан, установленных Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", а также сделает невозможным выполнение органами государственной власти функции по контролю за поддержанием в состоянии готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Завод "Сельмаш" и ОАО "Завод "Сельмаш" возразили против доводов заявителя и просили оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
МУ "Кировское ГУГЗ" в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы заявителя жалобы и просило отменить обжалуемое решение.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 21.05.2009.
Участвующие в деле лица, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, представителей, кроме ТУФАУФИ, в заседание кассационной инстанции не направили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителя ТУФАУФИ, кассационная инстанция нашла состоявшийся судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.
Как видно из документов, спорное имущество, расположенное по адресу: город Киров, улица Щорса, дом 66, изначально находилось в хозяйственном ведении ФГУП "Завод "Сельмаш" (запись о регистрации права N 43-43-01/003/2007).
Решением суда Кировской области от 24.10.2005 по делу N А28-770/02-344/6 ФГУП "Завод "Сельмаш" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, в ходе которого спорное здание включено в конкурсную массу.
В плане внешнего управления ФГУП "Завод "Сельмаш" было предусмотрено создание на базе имущества должника ОАО "Завод "Сельмаш" с замещением в составе активов должника этого имущества на акции вновь образованного общества в соответствии со статьей 115 Закона о банкротстве.
Решение о создании ОАО "Завод "Сельмаш" было принято правомочным собранием кредиторов ФГУП "Завод "Сельмаш".
По акту приема-передачи от 23.07.2007 все имущество ФГУП "Завод "Сельмаш", включая спорное здание, было передано ОАО "Завод "Сельмаш".
Истец обратился в суд с настоящим иском, посчитав, что такая передача имущества не соответствует требованиям закона, поскольку часть спорного здания является федеральной собственностью.
Суд первой инстанции обоснованно указал и ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривал, что спорный объект недвижимости представляет собой убежище и является защитным сооружением гражданской обороны, которое в силу закона относится к федеральной собственности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской обороны, являются объектам гражданской обороны.
В силу пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, отнесены защитные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны, материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.
Согласно пункту 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В силу пункта 4 статьи 11 Закона о приватизации при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником. Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.
При таких обстоятельствах объекты гражданской обороны, которые имеют стратегическое значение для государства и служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны, подлежат изъятию из свободного оборота либо для их приобретения устанавливается специальный порядок.
В соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
На основании изложенного суд сделал неправильный вывод о том, что отсутствовали доказательства нарушения требования закона при совершении спорной сделки.
Основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неприменение закона, подлежащего применению.
Пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктами 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 000 рублей относятся на открытое акционерное общество "Завод "Сельмаш" и Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод "Сельмаш" пропорционально, в том числе 4 000 рублей за рассмотрение в суде первой инстанции (платежное поручение от 19.12.2008 N 1049), 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2009 по делу N А28-13688/2008-396/22 отменить.
Признать недействительной сделку по передаче имущества от Федерального государственного унитарного предприятия "Завод "Сельмаш" открытому акционерному обществу "Завод "Сельмаш", внесенного в оплату уставного капитала, в части включения в состав передаваемого имущества здания корпусов N 65, 65/1, кадастровый номер 43:40:000173:0080:33:000:001:100918210:0100, расположенного по адресу: город Киров, улица Щорса, дом 66, в состав которого входит объект гражданской обороны - убежище третьего класса N 86 вместимостью 660 человек.
Применить последствия недействительности сделки и обязать открытое акционерное общество "Завод "Сельмаш" возвратить здание корпусов N 65, 65/1, кадастровый номер 43:40:000173:0080:33:000:001:100918210:0100, расположенное по адресу: город Киров, улица Щорса, дом 66, в федеральную собственность.
Взыскать с открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш" и Федерального государственного унитарного предприятия "Завод "Сельмаш" пропорционально в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области 4 000 рублей по иску и 1 000 рублей по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Чувашской Республики выдать исполнительные листы.
В соответствии с определением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2009 г. по делу N А28-13688/2008-396/22 текст предыдущего абзаца следует читать: "Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительные листы"
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
С.В. Бабаев
Г.А. Князева
В.Ю. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2009 г. по делу N А28-13688/2008-396/22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника