Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 25 мая 2009 г. по делу N А17-3765/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Ногтевой В.А., Синякиной Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Меркулова В.А. (доверенность от 02.03.2009), Нестеровой И.Ю. (доверенность от 02.03.2009),
от заинтересованного лица: Шумариной В.Е. (доверенность от 12.01.2009 N 7)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.12.2008, принятое судьей Басовой Н.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009, принятое судьями Поляшовой Т.М., Тетервак А.В., Самуйловым С.В., по делу N А17-3765/2008 по иску индивидуального предпринимателя Нестерова Валерия Константиновича о взыскании с Департамента финансов Ивановской области 110 326 рублей убытков и установил:
индивидуальный предприниматель Нестеров Валерий Константинович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент) 110 326 рублей убытков, возникших в связи с частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, связанной с предоставлением услуг по перевозке льготной категории граждан, за период с 01.10.2007 по 31.05.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Ивановской области по транспорту и связи (далее - Комитет) и Правительство Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.12.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Арбитражный суд Ивановской области неправильно истолковал статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а установленные судами фактические обстоятельства не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По мнению Департамента, заключенные между Предпринимателем и Комитетом договоры об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан не противоречат статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не являются ничтожными. Убытки правомерно компенсированы Предпринимателю исходя из тарифа, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте", которое является действующим нормативным актом. Заявитель жалобы также считает, что Предприниматель не доказал заявленную сумму убытков.
В судебном заседании представитель Департамента подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против позиции ответчика, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 03.09.2007 по 31.05.2008 Предприниматель (перевозчик) осуществлял деятельность по перевозке льготной категории граждан в соответствии с заключенными с Комитетом (заказчиком) договорами от 08.08.2007 N ЛП07-02-1/319 и от 01.02.2008 N ЛП08-02-1/210.
В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено условие о том, что Комитет принимает от перевозчика предъявленные им отрывные талоны из единого льготного проездного билета только установленного образца и осуществляет оплату по предъявленным отрывным талонам из единого льготного проездного билета в течение 10-ти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Предприниматель, руководствуясь постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14.08.2007 N 91-п, в котором установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (в том числе маршрутными такси) на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении - 8 рублей за одну поездку, обратился в Комитет с заявлением от 24.09.2007, которым уведомил о том, что с 03.09.2007 стоимость проезда на обслуживаемом им маршруте N 18 составляет 8 рублей, и просил возмещать плату за предоставление услуг по перевозке льготных категорий граждан с 01.10.2007 по действующему тарифу.
Комитет в письме от 02.10.2007 N 1623 сообщил Предпринимателю об отсутствии оснований для возмещения стоимости проезда в размере 8 рублей за один отрывной талон единого льготного проездного билета, указав, что в соответствии с Указом губернатора Ивановской области от 14.02.2006 N 15-уг "О внесении изменений в Указ губернатора Ивановской области от 29.12.2005 N 165-уг" и заключенными с Предпринимателем договорами Комитет организует возмещение перевозчикам стоимости проезда льготных категорий граждан по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области; постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку.
Расходы на перевозку 110 326 рублей граждан, имеющих право на льготный проезд (федеральных и региональных льготников), Комитет возместил исходя из тарифа 7 рублей за одну поездку.
В связи с неполным возмещением расходов, понесенных в результате предоставления льгот, Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 110 326 рублей убытков.
Руководствуясь статьей 73 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом губернатора Ивановской области от 29.12.2005 N 165-УГ (в редакции от 14.02.2006 N 15-УГ) "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области", Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что убытки истца в спорной сумме возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг; выплаченные истцу Комитетом за период с 01.10.2007 по 31.05.2008 на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца; условия заключенных между Предпринимателем и Комитетом договоров об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах, установленных Правительством Ивановской области) суд признал ничтожными и не подлежащими применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 16 и 1069 Кодекса, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 5 статьи 790 Кодекса установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной от потребителей платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом губернатора Ивановской области от 29.12.2005 N 165-УГ (в редакции от 14.02.2006 N 15-УГ) "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области" с 01.01.2006 различным категориям граждан предоставлено право на приобретение льготных проездных билетов и утверждены перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры) в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области.
Согласно Порядку организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области", утвержденному Указом Губернатора Ивановской области от 14.02.2006 N 15-уг (далее - Порядок), на Комитет возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).
Пунктом 9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта установлено, что Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 N 128-п "О внесении изменений в Положение о Региональной службе по тарифам Ивановской области" полномочия по государственному регулированию тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций предоставлены Региональной службе по тарифам Ивановской области.
В постановлении Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14.08.2007 N 91-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" с 20.08.2007 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (в том числе маршрутными такси) на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении - 8 рублей за одну поездку.
Как видно из материалов дела и установили суды, в период с 01.10.2007 по 31.05.2008 Предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров с применением тарифа, не превышающего его максимальный уровень - в размере 8 рублей, утвержденного уполномоченным органом - Региональной службой по тарифам Ивановской области.
Выплаченные Предпринимателю бюджетные средства из расчета 7 рублей за перевозку 110 326 граждан, имеющих право на льготы по проезду (в том числе 34 467 граждан, включенных в федеральный регистр, и 75 859 граждан, включенных в областной регистр), не компенсировали в полном объеме расходы истца по перевозке льготной категории граждан. Следовательно, недополученный Предпринимателем доход в сумме 110 326 рублей является его убытком и подлежал взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Предпринимателем требование.
Вывод суда первой инстанции о том, что условие договоров об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах, установленных Правительством Ивановской области) является ничтожным, следует признать правомерным, поскольку нормы федерального законодательства устанавливают принцип полного возмещения перевозчикам понесенных ими расходов в связи с установлением льгот по провозной плате пассажиров.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.12.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А17-3765/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2009 г. по делу N А17-3765/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника