Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 13 июля 2009 г. по делу N А39-3713/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Шукшина Р.П. (доверенность от 12.01.2009 N 01)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.01.2009, принятое судьей Евдокимовой Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А39-3713/2008 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саранска о признании недействительным решений от 18.04.2007 N 671 и N 673, а также регистрации изменения местонахождения общества с ограниченной ответственностью "Симфония" и установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай (далее - Инспекция по Республике Алтай) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саранска (далее - Инспекция по городу Саранску) от 18.04.2007 N 671 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, - общества с ограниченной ответственностью "Симфония" (далее - Общество), и от 18.04.2007 N 672 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества, а также регистрации изменения его местонахождения.
Решением суда от 27.01.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.03.2009 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция по Республике Алтай не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По его мнению, поскольку Общество предоставило в регистрирующий орган недостоверные сведения о месте его нахождения и допустило нарушение порядка принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, оспариваемая регистрация изменений не может быть признана законной и обоснованной. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция по городу Саранску отзыв на кассационную жалобу не представила, ее представитель в судебном заседании с доводами заявителя не согласился.
Инспекция по Республике Алтай, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, единственный участник Общества принял решение от 19.03.2007 N 2, которым определено его местонахождение: 649440, Республика Алтай, Онгудайский район, село Онгудай, улица Семенова, дом 103.
После принятия от Общества соответствующих заявлений по формам N Р13001 и N Р14001 Инспекция города Саранска приняла решения от 18.04.2008 N 671 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, и N 672 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице.
Впоследствии Общество поставлено на налоговый учет в Инспекции по Республике Алтай.
В ходе проведения 31.07.2007 осмотра места нахождения Общества Инспекция по Республике Алтай установила, что по адресу, указанному в учредительных документах, организация отсутствует.
Посчитав, что государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы Общества, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице проведена в нарушение действующего законодательства, Инспекция по Республике Алтай обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующих решений Инспекции по городу Саранску недействительными.
Руководствуясь статьями 17, 18, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 65 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, представлены все необходимые документы; у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в государственной регистрации указанных изменений.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ)государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 17 данного Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, действующим законодательством не предусмотрено.
Оценив представленные в дело документы, Арбитражный суд Республики Мордовия документы установил, что Общество представило в Инспекцию городу Саранску все необходимое для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В заявлении о государственной регистрации Общество подтвердило, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на регистрирующий орган не возложена.
При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции по городу Саранску правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, вносимых в учредительные документы юридического лица и связанных с изменением адреса местонахождения Общества и его наименования, в связи с чем правомерно отказали Инспекции по Республике Алтай в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.01.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А39-3713/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2009 г. по делу N А39-3713/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника