Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 июля 2009 г. по делу N А17-5741/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июля 2009 г. по делу N А17-5741/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.
при участии представителей
от заинтересованных лиц: Микерина А.Г. (доверенность от 22.07.2009 N 03-04/14202), Бетилгиреева Р.М. (доверенность от 22.07.2009 N 03-04/14201)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Родниковская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.04.2009, принятое судьей Голиковым С.Н., по делу N А17-5741/2008 по заявлению закрытого акционерного общества "Родниковская энергетическая компания" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ивановской области и установил:
закрытое акционерное общество "Родниковская энергетическая компания" (далее - ЗАО "РЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.06.2008 N 64 (с учетом изменений, внесенных решениями от 16.07.2008 N 64а и от 02.09.2008 N 64б).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.04.2009 заявленное требование удовлетворено в части наложения штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 294 891 рубля 60 копеек. В удовлетворении остальной части требования отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в части отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 22 мая 1992 года) и не учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.07.2006 N 266-О "По жалобе закрытого акционерного общества "Производство продуктов питания" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статей 88, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации", а также необоснованно не применил пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, указанное Соглашение не содержит обязанности налогового агента удерживать и перечислять в бюджет Российской Федерации налог с доходов иностранного лица, в данном случае с процентного дохода от долговых обязательств, поэтому в силу имеющихся неустранимых сомнений и противоречий Общество должно быть освобождено от налоговой ответственности в полном объеме.
Подробно доводы заявителя изложены в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция и ее представители в судебном заседании, указали на законность судебного акта и просили оставить его без изменения.
ЗАО "РЭК" надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителя в суд не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.07.2009.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности ЗАО "РЭК" и установила неисполнение Обществом в 2006 году обязанностей налогового агента по отношению к иностранной организации - АО "Бре-банк" (Республика Польша), не имеющей представительства в Российской Федерации и получившей от ЗАО "РЭК" 19 659 440 рублей доходов в виде процентов по кредитному договору.
Результаты проверки отражены в акте от 08.05.2008 N 64. На основании материалов проверки заместитель начальника Инспекции принял решение от 10.06.2008 N 64, в котором предложил Обществу уплатить 1 965 944 рубля налога на прибыль с выплаченного АО "Бре-банк" дохода, а также 426 910 рублей пеней и 393 188 рублей 80 копеек штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решениями от 16.07.2008 N 64а и от 02.09.2008 N 64б Инспекция признала отсутствие у Общества обязанности по уплате налога на прибыль и пеней в указанном размере, в связи с чем решение от 10.06.2008 N 64 в этой части отменено.
Посчитав, что начисление штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно, Общество обжаловало решение Инспекции от 10.06.2008 N 64 (с учетом изменений, внесенных решениями от 16.07.2008 N 64а и от 02.09.2008 N 64б) в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 247, пунктом 1 статьи 309, пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 22 мая 1992 года), Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о неисполнении Обществом обязанностей налогового агента и правомерности привлечения его к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании пункта 4 статьи 112 и статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации суд с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снизил сумму подлежащих взысканию налоговых санкций на 294 891 рубль 60 копеек.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком - иностранной организацией, от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьёй 309 Кодекса (пункт 3 статьи 247 Кодекса).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам, полученным иностранной организацией, не связанным с её предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и отнесённым к её доходам от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, в частности, относится процентный доход от долговых обязательств любого вида, в том числе доходы по иным долговым обязательствам российских организаций.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 284 Кодекса закреплено, что налоговая ставка на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 данного пункта и в пунктах 3 и 4 названной статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса) установлена в размере 20 процентов.
Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику. Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода (пункт 4 статьи 286 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, в валюте выплаты дохода. При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса (о её постоянном местонахождении в государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Между правительствами Российской Федерации и Республики Польша 22.05.1992 заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
В части 1 статьи 8 данного соглашения указано, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся государстве, в котором они возникают и в соответствии с законодательством этого государства, но налог в этом случае не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов.
Таким образом, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок налогообложения процентных доходов иностранной организации от источника в Российской Федерации не противоречат нормам и правилам международного договора (соглашения) и предусматривают возможность уплаты налога в государстве, в котором возник доход.
В рассматриваемом случае суды установили, что ОАО "Бре-Банк" является организацией с постоянным местопребыванием в Республике Польша и не имеет представительства в России. В декабре 2005 года ЗАО "РЭК" заключило с АО "Бре-банк" (Республика Польша) договор N 17/016/05 о предоставлении долгосрочного кредита. В течение 2006 года Общество выплатило АО "Бре-банк" 19 659 440 рублей 16 копеек процентов за пользование заемными денежными средствами по данному кредитному договору, однако с выплаченных доходов налог не удержало и не перечислило в бюджет. Данные факты Общество не оспаривает.
В связи с этим суд пришел к правильным выводам о том, что АО "Бре-банк" является резидентом Республики Польша, а ЗАО "РЭК" - его налоговым агентом, и оно должно было удержать и перечислить в бюджет 1 965 944 рубля налога на прибыль (исходя из ставки 10 процентов), полученного данной организацией в виде процентов от долговых обязательств ЗАО "РЭК".
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечёт применение налоговой ответственности, установленной в статье 123 Кодекса.
Таким образом, суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования в обжалуемой части.
Довод заявителя о необходимости применения в данном случае пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку примененные судом первой инстанции нормы права не содержат неустранимых сомнений, противоречий и неясностей.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы в сумме 1 000 рублей по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.04.2009 по делу N А17-5741/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Родниковская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу подп.3 п.1 ст.309 НК РФ к доходам, полученным иностранной организацией, не связанным с её предпринимательской деятельностью в РФ и отнесённым к её доходам от источников в РФ, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, в частности, относится процентный доход от долговых обязательств любого вида, в том числе доходы по иным долговым обязательствам российских организаций.
По мнению общества, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 22.05.1992) не содержит обязанности налогового агента удерживать и перечислять в бюджет РФ налог с процентного дохода от долговых обязательств иностранного лица.
По мнению суда, обществом не были выполнены обязанности налогового агента.
Суд установил, что общество заключило договор о предоставлении долгосрочного кредита с иностранной компанией, которая является организацией с постоянным местопребыванием в Республике Польша и не имеет представительства в России, по которому общество выплатило иностранной компании проценты за пользование заемными денежными средствами, однако с выплаченных доходов налог не удержало и не перечислило в бюджет.
Суд указал, что иностранная компания является резидентом Республики Польша, а общество - его налоговым агентом, и оно должно было удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль исходя из ставки 10% (согласно Соглашению) дохода, полученного данной организацией в виде процентов от долговых обязательств общества.
По данным основаниям суд в удовлетворении кассационной жалобы общества отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2009 г. по делу N А17-5741/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника