Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 22 июля 2009 г. по делу N А43-30991/2008-1-458
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Хлапова А.Л. (доверенность от 22.01.2009 N 315-02-01-11/13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аксон" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009, принятое судьёй Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009, принятое судьями Смирновой И.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-30991/2008-1-458 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аксон" о признании недействительным уведомления Министерства здравоохранения Нижегородской области от 21.11.2008 N 315-02-03-19/412 и незаконным принятого им решения об отказе в предоставлении лицензии, об обязании устранить допущенные нарушения и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аксон" (далее - ООО "Аксон", Общество) обратилось Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным уведомления Министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство) от 21.11.2008 N 315-02-03-19/412 и незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг) "психиатрия", а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушение, признав право Общества на получение в установленном порядке лицензии.
Решением суда от 18.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 указанное решение оставлено без изменения.
ООО "Аксон" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статью 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела; действующее законодательство не содержит норм, ставящих в зависимость оказание медицинской помощи по психиатрии от организационно-правовой формы медицинской организации и ли от ее формы собственности.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило.
Министерство не представило отзыв на кассационную жалобу; его представитель в судебном заседании не согласился с доводами ООО "Аксон", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
О месте и времени судебного заседания Общество извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.07.2009.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.08.2008 ООО "Аксон" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность, в том числе по виду работ (услуг) "психиатрия".
Министерство отказало Обществу в предоставлении лицензии по данному виду работ (приказ от 07.10.2008 N 1579), направив уведомление от 09.10.2008 N 315-02-03-19/328.
Общество 24.10.2008 вновь обратилось в Министерство с заявлением, указав на необоснованность сделанных им выводов.
Уведомлением от 21.11.2008 N 315-02-03-19/412 Министерство со ссылкой на часть 3 статьи 16 и часть 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" повторно отказало Обществу в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг) "психиатрия".
Общество не согласилось с решением Министерства, изложенным в спорном уведомлении, и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации N 3185-1 от 02.07.1992 "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании", пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении Обществу соответствующей лицензии не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь этими же нормами права, Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность, в том числе по виду работ (услуг) "психиатрия", подлежит лицензированию.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (пункт 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30).
Правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации установлены в Законе Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании" (далее - Закон Российской Федерации N 3158-1). Согласно пункту 1 статьи 3 данного закона он распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им психиатрической помощи и применяется в отношении всех учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь на территории Российской Федерации.
Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации N 3185-1).
Частью 3 статьи 16 указанного закона определено, что организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и специализированными медицинскими учреждениями субъектов Российской Федерации.
Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации N 3185-1).
В силу части 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Из анализа указанных норм следует, что психиатрическую помощь могут оказывать специализированные учреждения системы здравоохранения (например, поликлиники, больницы, диспансеры).
Материалы дела свидетельствуют, суды установили, что ООО "Аксон" (коммерческая организация, созданная в форме хозяйственного общества) не является специализированным учреждением здравоохранения. Следовательно, Общество не вправе оказывать психиатрическую помощь, и к нему не применяются требования, установленные Законом Российской Федерации N 3185-1.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на ООО "Аксон".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 по делу N А43-30991/2008-1-458 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аксон" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Аксон".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Н.Ю. Башева
Т.В. Базилева
О.Е. Бердников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО было отказано в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг) "психиатрия".
Общество обратилось в суд. Оно указало, что законодательство не содержит норм, ставящих в зависимость оказание медпомощи по психиатрии от организационно-правовой формы медорганизации или от ее формы собственности.
Суд округа подтвердил правомерность отказа и пояснил следующее.
В соответствии с Законом о лицензировании медицинская деятельность, в том числе по виду работ (услуг) "психиатрия", подлежит лицензированию. Закон о психиатрической помощи предусматривает, что ее оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии.
Исходя из ГК РФ, учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником, чтобы осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.
Таким образом, психиатрическую помощь могут оказывать специализированные учреждения системы здравоохранения (например, поликлиники, больницы, диспансеры). Следовательно, коммерческая организация, созданная в форме ООО и не являющаяся специализированным учреждением здравоохранения, не вправе оказывать психиатрическую помощь.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июля 2009 г. по делу N А43-30991/2008-1-458
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника