Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 июля 2009 г. по делу N А39-4834/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июля 2009 г. по делу N А39-4834/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Синякиной Т.В.,
судей Ногтевой В.А., Чигракова А.И.
при участии представителя от истца - прокурора: Кузмичева А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" в лице филиала в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.03.2009, принятое судьей Мясниковой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009, принятое судьями Наумовой Е.Н., Бухтояровой Л.В., Максимовой М.А., по делу N А39-4834/2008 по иску первого заместителя прокурора Республики Мордовия к открытому акционерному обществу "ВолгаТелеком" в лице филиала в Республике Мордовия о признании недействительным договора в части и установил:
первый заместитель прокурора Республики Мордовия (далее - Прокурор) в порядке, предусмотренном статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к открытому акционерному обществу "ВолгаТелеком" (далее - ОАО "ВолгаТелеком") о признании недействительными подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и пункта 5.4 договора об оказании услуг связи от 01.03.2008 N 705, заключенного между ОАО "ВолгаТелеком" и Отделом внутренних дел по Чамзинскому муниципальному району Республики Мордовия.
Суд первой инстанции решением от 13.03.2009 удовлетворил иск и признал подпункт 2.1.1 пункта 2.1 и пункт 5.4 договора об оказании услуг связи от 01.03.2008 N 705 недействительными со ссылкой на пункт 4 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации# от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи"), статьи 1 и 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", статьи 1, 2 и 7 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", пункты 1, 3, 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, и пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 N 17-П.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "ВолгаТелеком" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, судебные инстанции ошибочно применили постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 N 17-П, которым не регулируются гражданско-правовые отношения по предоставлению услуг связи.
ОАО "ВолгаТелеком" отмечает, что исчерпывающий перечень объектов, которым не может быть приостановлен доступ к услугам связи определен Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, в котором отсутствует прямое указание на то, что органы внутренних дел входят в такой перечень, что исключает возможность применения положений статьи 51.1 Закона "О связи".
Прокурор в отзыве на жалобу от 15.07.2009 N 38-14-153-08/500 отклонил доводы заявителя и просил оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, кроме истца не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.03.2009 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А39-4834/2008 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ВолгаТелеком" (оператор связи) и Отдел внутренних дел по Чамзинскому муниципальному району Республики Мордовия (абонент) заключили договор от 01.03.2008 N 7005 об оказании услуг связи, по условиям которого оператор связи обязался оказывать пользователю услуги связи, а абонент - вносить плату за оказанные услуги в полном объеме и в сроки, установленные в договоре.
В подпункте 2.1.1. пункта 2.1. договора предусмотрено, что в случае нарушения абонентом требований Закона "О связи", правил оказания услуг связи или договора, в том числе сроков оплаты оказанных услуг, оператор связи вправе приостановить оказание услуг до устранения нарушения, уведомив об этом абонента.
Возобновление оказания услуг производится не позднее трех рабочих дней с даты устранения нарушений; а если приостановление оказания услуг вызвано несвоевременной оплатой услуг - не позднее двух рабочих дней с даты поступления денежных средств на расчетный счет оператора связи и предоставления последнему документов, подтверждающих ее погашение.
Согласно пункту 5.4 договора оператор вправе приостановить оказание услуг связи до устранения нарушений, уведомив об этом абонента телеграммой с помощью автоинформатора либо с предупреждением об отключении, указанным в счете на оплату услуг.
Посчитав, что редакции подпункта 2.1.1. пункта 2.1. и пункта 5.4. договора от 01.03.2008 N 7005 не соответствуют требованиям действующего законодательства, Прокурор обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
По правилам пунктов 1 и 4 статьи 51.1 Закона "О связи", федеральный орган исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, вправе установить дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В случае, если обязанность по оказанию таких услуг связи в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд возлагается Правительством Российской Федерации на оператора связи, указанные требования должны быть выполнены в сроки, установленные государственным контрактом на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
При исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
В статьях 4 (пунктах 1 и 2) и 21 Закона "О связи" установлено, что государственное регулирование деятельности в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В силу статьи 80 Конституции Российской Федерации государственное регулирование в области связи осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя, в том числе, органы внутренних дел.
Из смысла статей 1, 2 и 7 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", пунктов 1, 3 и 8 Положения о внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 следует, что Министерство внутренних дел Российской Федерации и входящие в его систему органы являются системой государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения
В Положении об отделе внутренних дел по Чамзинскому муниципальному району Республики Мордовия, утвержденном приказом МВД по Республике Мордовия от 07.02.2007 N 66, установлено, что отдел внутренних дел осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Отдел внутренних дел по Чамзинскому муниципальному району Республики Мордовия относится к объектам, обеспечивающим безопасность государства, и любое ограничение или прекращение обеспечения услугами связи такого объекта, согласно 4 статьи 51.1 Закона "О связи", недопустимо, и поэтому правомерно удовлетворили иск Прокурора.
Довод заявителя о неправильном применении судом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 N 17-П судом округа во внимание не принимается. В силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное нарушение норм процессуального права не относится к безусловным основаниям отмены состоявшихся судебных актов и не привело к принятию неправильного решения (постановления), а потому не может служить причиной для отмены решения и постановления.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судом округа, так как направлены на переоценку доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.03.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А39-4834/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" в лице филиала в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Синякина |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2009 г. по делу N А39-4834/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника