Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 13 августа 2009 г. по делу N А29-1236/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2009 г. по делу N А29-1236/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 января 2010 г. по делу N А29-1236/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2010 г. по делу N А29-1236/2009
Дата изготовления постановления в полном объеме 13.08.2009.
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Евтеевой М.Ю., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные инвестиции" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2009, принятое судьей Галаевой Т.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., по делу N А29-1236/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональные инвестиции" о признании недействительными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об отложении исполнительных действий и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональные инвестиции" (далее - ООО "Региональные инвестиции", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - Управление) от 24.12.2008, 30.12.2008, 14.01.2009, 23.01.2009 об отложении исполнительных действий.
К участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Комиавиатранс" (далее - ФГУП "Комиавиатранс").
Решением от 23.03.2009 Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 решение оставлено без изменения.
ООО "Региональные инвестиции" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статью 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), нарушили часть 3 статьи 184 и часть 6 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не применили подлежащую применению часть 4 статьи 198 Кодекса; выводы судов не соответствуют обстоятельством дела. По мнению Общества, законодательством предусмотрен трехмесячный, а не десятидневный срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя, который заявителем не пропущен; отказав в удовлетворении ходатайства о восстановлении указанного срока без вынесения отдельного определения, суд первой инстанции лишил Общество возможности его обжалования до вынесения решения по существу.
ФГУП "Комиавиатранс" в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2008 судебный пристав-исполнитель Сулейманов А.А. на основании исполнительного листа от 10.04.2008 N 502302, выданного Вторым арбитражным апелляционным судом (по делу N А29-657/2007), возбудил исполнительное производство о взыскании с ФГУП "Комиавиатранс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТЗК "СеверАвиа" 107 888 054 рублей 37 копеек (сводное исполнительное производство N 87/22/9118/5/2008).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 15.09.2008 произведена замена взыскателя по исполнительному производству с ООО "ТЗК СеверАвиа" на ООО "Региональные инвестиции"; постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.10.2008 заменена сторона исполнительного производства.
При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель принял шесть постановлений об отложении исполнительных действий по обращению взыскания на денежные средства должника (от 17.12.2008, от 24.12.2008, от 30.12.2008, от 30.12.2008, от 14.01.2009, от 23.01.2009).
ООО "Региональные инвестиции" не согласилось с указанными постановлениями и обжаловало их в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 5 статьи 18, статьями 38, 121 - 123, 128 Федерального закона N 229-ФЗ, статьей 198, частью 1 статьи 328, частью 1 статьи 329 Кодекса, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам о пропуске Обществом десятидневного срока, предусмотренного для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя; об отсутствии уважительных причин пропуска этого срока; о соответствии оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя положениям Федерального закона N 229-ФЗ.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем установленного срока на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя и оставил судебный акт в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Кодекса, постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Глава 18 Федерального закона N 229-ФЗ определяет сроки и порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов как в порядке подчиненности, так и в суде.
Согласно статье 122 Федерального закона N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя в судебном порядке составляет десять дней.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что Общество пропустило установленный десятидневный срок на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя.
Из решения суда первой инстанции видно, что суд отказал Обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановлений, посчитав причины пропуска неуважительными, но в то же время рассмотрел спор по существу и сделал выводы о соответствии оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя положениям Федерального закона N 229-ФЗ.
Второй арбитражный апелляционный суд, оставив решение без изменения, дал лишь правовую оценку выводам суда о пропуске Обществом срока обжалования постановлений и в связи с этим отклонил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, относительно допущенных судебным приставом-исполнителем нарушений законодательства об исполнительном производстве.
Однако апелляционным судом не учтено, что отказ в восстановлении срока на обжалование оспариваемых актов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и исключает возможность рассмотрения дела по существу. Рассмотрение Арбитражным судом Республики Коми спора по существу свидетельствует о восстановлении срока на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд должен был рассмотреть дело в соответствии с положениями статьи 268 Кодекса, проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене, дело - направлению во Второй арбитражный апелляционный суд для рассмотрения по существу спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А29-1236/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия
|
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2009 г. по делу N А29-1236/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника