Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 22 октября 2009 г. по делу N А11-2611/2009
(дата изготовления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Евтеевой М.Ю., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.07.2009, принятое судьей Кульпиной М.В., по делу N А11-2611/2009 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", и установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция по городу Кирову) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (далее - Инспекция по Октябрьскому району г. Владимира) от 25.02.2009 N 431 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", далее - ООО "Прогресс", Общество).
Решением суда от 06.07.2009 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция по Октябрьскому району г. Владимира не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9, 12, 14 17, 21 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявитель жалобы считает, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, правомерно, поскольку государственная пошлина за государственную регистрацию уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, - Рубцовым В.В., директором ООО "Прогресс".
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция по городу Кирову и Инспекция по Октябрьскому району г. Владимира заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
ООО "Прогресс", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.02.2009 Рубцов Владимир Васильевич представил в Инспекцию по Октябрьскому району г. Владимира заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением необходимых документов. Основаниями для подачи заявления послужили изменения, внесенные в учредительные документы Общества относительно местонахождения юридического лица, состава участников и распределения долей в уставном капитале: участником ООО "Прогресс" стал Рубцов В. В., адрес местонахождения Общества изменился на: 610035, город Киров, улица Калинина, 59а.
Инспекция по Октябрьскому району г. Владимира приняла решение от 25.02.2009 N 431 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Прогресс".
Инспекция по городу Кирову не согласилась с принятым решением и обратилась в арбитражный суд, указав, что приложенная к заявлению квитанция от 12.02.2009 не подтверждает уплату Обществом 400 рублей государственной пошлины, так как плательщиком является физическое лицо, а не лицо, обратившееся за совершением юридически значимого действия.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 45, 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 17, подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 23, пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что представленная заявителем в регистрирующий орган квитанция об уплате государственной пошлины не является документом, подтверждающим уплату государственной пошлины ООО "Прогресс", заявление о государственной регистрации изменений подписано неуполномоченным лицом.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 и статьей 13 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентирован главами VI и VIII Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины; для внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Документы для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (статья 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
В случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов допускается отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (статья 333.17 Кодекса).
В рассматриваемом случае суд установил, что в приложенной к заявлению о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Прогресс", квитанции об уплате государственной пошлины от 12.02.2009 плательщиком сбора указан Рубцов В.В., не уполномоченный на обращение за совершением юридически значимого действия.
Таким образом, представленная заявителем квитанция не позволяет однозначно установить, что государственная пошлина уплачена за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы именно ООО "Прогресс", поэтому не может являться доказательством уплаты государственной пошлины за регистрацию данных изменений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Инспекции по Октябрьскому району г. Владимира правовых оснований для проведения государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Прогресс", и правомерно удовлетворил заявленное Инспекцией по городу Кирову требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как несостоятельные.
Арбитражный суд Владимирской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.07.2009 по делу N А11-2611/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2009 г. по делу N А11-2611/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника