Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 8 октября 2009 г. по делу N А82-3848/2008-22
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2009 г. по делу N А82-3848/2008-9
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Каширской Н.А., Синякиной Т.В.
при участии представителя от ответчика: Леонова Н.Н. (доверенность от 12.01.2009 N 14),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - муниципального учреждения здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2009, принятое судьей Митрофановой Г.П., по делу N А82-3848/2008-22 по иску муниципального учреждения здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева" к открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" о взыскании 66 350 рублей 17 копеек затрат на оказание медицинской помощи Гвоздареву И.Г. и установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" (ОАО "ЭЛДИН") (далее - Завод) о взыскании на основании статьи 67 Основ законодательства Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 "Об охране здоровья граждан" (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан) 66 350 рублей 17 копеек, составляющих стоимость услуг по оказанию платной медицинской помощи работнику ответчика Гвоздареву И. Г., пострадавшему в результате несчастного случая на производстве.
Суд первой инстанции решением от 03.10.2008 удовлетворил исковые требования.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.12.2008 оставил решение без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2009 названные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Суд первой инстанции решением от 17.07.2009 в иске отказал и исходил из того, что истец не доказал фактический размер расходов на лечение Гвоздарева И.Г.
Не согласившись с названным решением, Больница обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемый судебный акт принят с нарушением статьи 67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 (далее - Положение), Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением администрации Ярославской области от 26.09.2007 N 430-а. Истец полагает, что в рассматриваемом случае ответчик - причинитель вреда обязан возместить медицинскому учреждению стоимость лечения пострадавшего. Система обязательного медицинского страхования не обеспечивает в полном объеме население бесплатными медицинскими услугами.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил; его представитель в судебном заседании возразил против доводов заявителя.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.08.2007 работник Завода Гвоздарев И.Г. во время движения электрокара травмировал левую ногу. В результате несчастного случая работник получил открытый оскольчатый перелом обеих костей н/з голени слева и рваную рану н/з голени, что относится к категории тяжелых травм.
Гвоздарев И.Г. был доставлен в Больницу, где ему оказывалась медицинская помощь с 31.08.2007 по 23.11.2007. За эти услуги Больница предъявила Заводу к оплате счет-фактуру от 27.11.2007 N 1238 на сумму 66 350 рублей 17 копеек.
Стоимость медицинских услуг, оказанных Гвоздареву И.Г., рассчитана Больницей в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету стоимости платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработанными Департаментом здравоохранения и фармации администрации Ярославской области.
Названное лицо застраховано работодателем от несчастных случаев на производстве. Фонд и Больница заключили договор от 07.09.2007 N 472 об оплате расходов на лечение застрахованного работника непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве. Фонд во исполнение принятых на себя обязательств выплатил истцу 23 907 рублей 33 копейки.
Предметом иска Больницы явилось требование о взыскании с Завода (работодателя потерпевшего) 66 350 рублей 17 копеек стоимости оказанных работнику медицинских услуг, которая превышает произведенные Фондом выплаты.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) предусматривается обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющееся одним из видов социального страхования.
Задачами обязательного социального страхования, в силу статьи 1 данного закона, является: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 8 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
В соответствии с пунктом 4 Положения оплата данных расходов производится страховщиком (Фондом) за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организацией и подлежащего оплате страховщиком, осуществляется исходя из нормативов финансовых затрат, используемых при формировании расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий (пункт 18 Положения).
В силу статьи 67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения.
Судом первой инстанции установлено, что истец неправомерно применил расчет стоимости оказанных медицинских услуг, исходя из Методических рекомендаций по расчету стоимости платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработанных Департаментом здравоохранения и фармации администрации Ярославской области, так как из названных Методических рекомендаций следует, что платные медицинские услуги предоставляются сверх объема областной Программы государственных гарантий обеспечения жителей Ярославской области бесплатной медицинской помощью.
Вместе с тем лицам, пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве, оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.
Перечень платных медицинских и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, утвержден постановлением администрации Ярославской области от 26.09.2007 N 430-а.
При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что услуги, стоимость которых истец требовал взыскать с ответчика, не являлись платными, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении искового требования Больницы за счет Завода.
Кроме того, довод Больницы о том, что спорная сумма подлежит взысканию с работодателя на основании статьи 67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Объем ответственности работодателя за причиненный вред не может превышать размера социального обеспечения, перечисленного Больнице за лечение пострадавшего работника, поскольку выплата обеспечения осуществляется за счет отчисляемых работодателем за своих работников страховых взносов, специально аккумулируемых на цели возмещения возможного вреда.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Больницы не подлежит удовлетворению.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта, судом округа не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2009 по делу N А82-3848/2008-22 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на муниципальное учреждение здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
А.И. Чиграков
Н.А. Каширская
Т.В. Синякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено, что истец неправомерно применил расчет стоимости оказанных медицинских услуг, исходя из Методических рекомендаций по расчету стоимости платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработанных Департаментом здравоохранения и фармации администрации Ярославской области, так как из названных Методических рекомендаций следует, что платные медицинские услуги предоставляются сверх объема областной Программы государственных гарантий обеспечения жителей Ярославской области бесплатной медицинской помощью.
Вместе с тем лицам, пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве, оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.
Перечень платных медицинских и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, утвержден постановлением администрации Ярославской области от 26.09.2007 N 430-а."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2009 г. по делу N А82-3848/2008-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А82-3848/2008-22
17.07.2009 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-3848/08
17.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А82-3848/2008-9
02.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4644/2008
03.10.2008 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-3848/08