Вопрос: Вправе ли прокурор обратиться в арбитражный суд с иском в интересах муниципального образования о взыскании арендной платы по договору аренды недвижимости (земельного участка)?
Какого содержания и на какой стадии процесса арбитражный суд принимает определение в случае, если прокурор обратился в суд с заявлением, не предусмотренным статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только с исками, перечисленными в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Право предъявления иска о взыскании арендной платы в пользу публично-правового образования прокурору не предоставлено. Вместе с тем возможность возврата такого заявления или отказа в его принятии АПК РФ не предусмотрена.
Если несоответствие искового заявления прокурора правилам статьи 52 АПК РФ установлено в ходе судебного разбирательства, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса в связи с предъявлением требования лицом, не имеющим права обращаться в арбитражный суд.
Арбитражный суд разрешает спор по существу, если участвующий в деле истец требует рассмотрения дела по существу.
Отказ истца от иска, на рассмотрении которого настаивает прокурор, является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Кодекса.
Вопрос: Кто является надлежащим ответчиком по спорам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 1069 ГК РФ)?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
В пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании ненормативного правового акта недействительным и требование о возмещении вреда, основанное на статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть соединены в одном исковом заявлении, если они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам и к участию в деле привлечены соответственно государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо этих органов, а также публично-правовое образование, ответственное за возмещение вреда.
Вопрос: Может ли быть уменьшен размер неустоек за нарушение лесного законодательства на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Лесное законодательство Российской Федерации является самостоятельной отраслью права, которое согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых и других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.
Финансовым и административным законодательством суду не предоставлено право уменьшать размер неустоек за нарушение лесного законодательства, налагаемых специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, поэтому статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению. Суд не вправе снизить размер неустойки за лесонарушение и потому, что такая неустойка носит компенсационный характер. Кроме того, взысканные суммы неустоек подлежат зачислению в соответствующие местные бюджеты.
Вопрос: Имеет ли право Фонд социального страхования (страховщик) предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, потере кормильца и т.п., в случаях, если вред гражданам причинен не по вине юридического лица, являющегося страхователем по договору обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Такое право предусмотрено в статье 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Арбитражный суд, рассматривая такие иски, расценивает расходы как убытки Фонда социального страхования, причиненные неправомерными действиями третьих лиц.
Вопрос: Подлежит ли рассмотрению арбитражным судом дело о защите нарушенного права, связанного с осуществлением гражданином предпринимательской или иной экономической деятельности, в случае, если на момент подачи искового заявления он утратил статус индивидуального предпринимателя?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств (пункт 13).
Аналогичный подход выражен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 13003/04.
Верховный Суд Российской Федерации в разъяснении от 24.03.2004 также подтвердил, что пункт 13 постановления подлежит применению, как не противоречащий действующему процессуальному законодательству.
Вопрос: Возможно ли снижение размера государственной пошлины ниже минимального размера 500 рублей, установленного в статье 333.21 Налогового кодекса РФ?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право арбитражных судов, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. При этом минимальный размер государственной пошлины не установлен, ссылки на статью 333.21 данная правовая норма не содержит, следовательно, размер государственной пошлины может быть уменьшен до суммы менее 500 рублей. Вместе с тем арбитражный суд не вправе полностью освободить плательщика от уплаты государственной пошлины.
Вопрос: Может ли считаться согласованным предмет договора аренды земельного участка, если передаваемый в пользование земельный участок не прошел кадастрового учета?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Согласно части 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
По правилам статьи 1 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" описание и индивидуализация земельного участка, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимости, осуществляются посредством кадастрового и технического учета.
Из смысла указанных норм следует вывод о том, что объектом договора имущественного найма (а равно и иной сделки) является земельный участок, прошедший процедуру формирования. Как объект гражданских прав он представляет собой идентифицированный земельный участок с описанием его границ, составлением карты (плана), определением качества земли (категории), указанием площади, разрешенного использования, кадастрового номера. Следовательно, земельный участок, не прошедший государственного кадастрового учета, не может считаться объектом имущественных отношений.
Вопрос: Является ли сделка, заключенная по результатам торгов, организованных и проведенных председателем ликвидационной комиссии, а не специализированной организацией, ничтожной по статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащая пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве"?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в качестве единственно возможного способа реализации имущества ликвидируемой организации при недостаточности у нее денежных средств для расчетов с кредиторами предусмотрена реализация имущества на публичных торгах, организованных и проведенных специализированной организацией.
В силу статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации к правилам проведения торгов относится и определение лица, уполномоченного на их проведение.
Таким образом, проведение торгов неуполномоченным лицом является основанием для признания судом недействительными торгов как оспоримой сделки.
Признание торгов недействительными влечет недействительность (ничтожность) и договора, заключенного с победителем торгов.
Вопрос: Является ли арендная плата существенным условием договора аренды нежилого помещения?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
В силу статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы является существенным условием договора аренды здания и сооружения.
Согласно части 2 пункта 6 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" помещение (жилое и нежилое) представляет собой "объект, входящий в состав зданий и сооружений".
Таким образом, правила, регулирующие аренду зданий и сооружений, следует распространять на арендные отношения и нежилых помещений.
Вопрос: С каким требованием, к какой организации и в каком процессуальном порядке должен обратиться в суд покупатель для регистрации перехода права собственности в случае, когда организация-продавец ликвидирована, а регистрирующий орган отказал в регистрации соответствующего права?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Правообладатель обращается в суд с заявлением о признании незаконным отказа учреждения юстиции в регистрации перехода права собственности на конкретный объект недвижимости. Суд в рамках данного дела устанавливает законность возникновения права собственности у продавца, а также проверяет с точки зрения заключенности и действительности договор, на основании которого истец приобретает соответствующий титул. Установив наличие у заявителя правоустанавливающих документов, подтверждающих его право собственности на недвижимость, суд констатирует факт представления заявителем всех необходимых документов для регистрации перехода права собственности, а следовательно, и отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации права.
Государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2003 N 1069/03).
Вопрос: Утрачивает ли кредитор право на взыскание в судебном порядке процентов по статье 395 ГК РФ за период до утверждения судом в рамках другого дела мирового соглашения, по условиям которого стороны договорились уменьшить размер основного долга? Аналогичный вопрос возникает в случае изменения мировым соглашением истца и ответчика срока уплаты обязательства?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Да, утрачивает. В соответствии с частью 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или использовав другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.
В части 2 статьи 140 Кодекса установлено, что мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. Согласно названной норме закона в мировом соглашении могут содержаться условия о полном или частичном прощении либо признании долга.
Мировое соглашение может изменять содержание спорного материального правоотношения, а также условия гражданско-правового обязательства путем введения изменений и дополнений, касающихся количественной или качественной стороны исполнения.
Следовательно, если истец (кредитор) заключил с ответчиком (должником) мировое соглашение, по условиям которого стороны договорились прекратить судебный спор на основе взаимных уступок - истец уменьшил размер долга (частичное прощение долга), либо стороны изменили срок уплаты обязательства, а суд утвердил мировое соглашение и принял определение о прекращении производства по делу, в дальнейшем кредитор не может вернуться к тому размеру долга или сроку уплаты обязательства, которые имелись до предъявления иска в суд (за исключением случая, когда определение об утверждении мирового соглашения отменено судом кассационной инстанции).
Вопрос: В соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать договоры управления многоквартирным домом, о содержании и ремонте общего имущества, об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. Вправе ли жильцы домов самостоятельно от своего имени заключать договоры энергоснабжения, минуя юридическое лицо - товарищество собственников жилья?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Нет, не вправе. В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, исполнителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению для потребителей граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности, являются ТСЖ и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом.
Присоединенная сеть (внутридомовые электросети и кабельные линии) является общей собственностью домовладельцев и находится в управлении товарищества собственников жилья (на обслуживании ТСЖ). Следовательно, договор об оказании коммунальных услуг (в том числе договор на подачу энергии в многоквартирный дом) в интересах членов товарищества заключает ТСЖ.
Вопрос: Какой тариф (утвержденный Департаментом государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации области либо органом местного самоуправления) следует применять при расчетах между энергоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" потребителями энергии является физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Потребителями энергии являются граждане, проживающие в жилом фонде, находящемся в коллективной собственности, поэтому подлежит применению тариф, установленный органом местного самоуправления для населения.
Вопрос: Возможно ли применение норм о неосновательном обогащении к ситуации, когда подача энергии производится без оформленного сторонами договора?
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Нормы о неосновательном обогащении в данном случае применять нельзя. Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета.
Фактическое потребление применительно к энергоснабжению определяется принадлежностью сетей, через которые подается энергия (статья 539 Кодекса).
В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжением, услугами связи и т. п.), оказываемыми обязанной стороной, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Данные отношения должны рассматриваться как договорные (см. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 мая 1997 N 14, Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров).
Данные Рекомендации одобрены Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (протокол заседания Президиума от 10.03. 2006 N 2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нет, не вправе. В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
...
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" потребителями энергии является физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
...
Рекомендации Научно-консультативного Совета:
Нормы о неосновательном обогащении в данном случае применять нельзя. Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета."
Рекомендации Научно-консультативного Совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа от 3 марта 2006 г. "О практике применения законодательства"
Текст рекомендаций опубликован не был
Данные рекомендации выработаны Научно-консультативным Советом при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам заседания Совета от 3 марта 2006 г. в г. Нижнем Новгороде
Рекомендации одобрены Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (протокол заседания Президиума от 10.03. 2006 N 2)