Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 20 ноября 2009 г. по делу N А29-2819/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Бердникова О.Е., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Стахиевой К.Н., доверенность от 09.11.2009 N 03-11/13,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009, принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В., по делу N А29-2819/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Ракиной Ольги Борисовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми о признании незаконным отказа в предоставлении льготы и установил:
индивидуальный предприниматель Ракина Ольга Борисовна (далее - Предприниматель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа в предоставлении льготы по уплате транспортного налога.
Решением суда от 03.06.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2009 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что апелляционный суд не применил подлежащий применению абзац 2 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 26.11.2002 N 110-РЗ "О транспортном налоге". Предпринимателю, как физическому лицу, обоснованно предоставлена льгота по уплате транспортного налога в отношении одного транспортного средства. Сделав вывод о несоответствии пункта 7 статьи 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" порядку регистрации транспортных средств, установленному в пункте 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59, апелляционный суд вышел за пределы своих полномочий, поскольку данный вопрос не являлся предметом настоящего спора. Кроме того, апелляционный суд нарушил статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приняв во внимание судебный приказ мирового судьи Усть-Куломского судебного участка от 04.07.2008 о взыскании с Ракиной О.Б. транспортного налога за 2007 год и пеней, который имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней и поддержаны представителем в судебном заседании.
Ракина О.Б. заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без ее участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.12.2009.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ракина Ольга Борисовна 13.04.2007 зарегистрирована Инспекцией в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Ракина О.Б. 20.01.2009 обратилась в Инспекцию с запросом о причинах непредоставления льготы по транспортному налогу, предусмотренной пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми N 113-РЗ от 10.11.2005 "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах".
Инспекция в письме от 27.01.2009 сообщила, что налоговая льгота по транспортному налогу может быть предоставлена только по истечении налогового периода при подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Ракина О.Б. 23.02.2009 представила в налоговый орган справки о том, что выручка от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции с мая по декабрь 2007 года и с января по декабрь 2008 года превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Рассмотрев представленные документы, Инспекция предоставила Ракиной О.Б. налоговую льготу за 2008 год в виде освобождения от уплаты транспортного налога в сумме 12 480 рублей, исчисленного в отношении одного автомобиля КАМАЗ-55102С.
Посчитав, что налоговая льгота по транспортному налогу в виде освобождения от уплаты налога должна быть предоставлена в отношении всех принадлежащих транспортных средств, Ракина О.Б. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 11, статьями 356, 357, пунктами 1, 2 и 2.1 статьи 362, пунктами 1, 2 и 3 статьи 363, пунктами 1 и 2 статьи 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 26.11.2002 N 110-РЗ "О транспортном налоге", пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах", пунктами 1 и 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что глава крестьянского фермерского хозяйства, которому принадлежат транспортные средства, уплачивает транспортный налог как физическое лицо и пользуется льготой в порядке, установленном для физических лиц, в связи с чем льгота, установленная для крестьянских фермерских хозяйств в виде освобождения от уплаты налога по всем транспортным средствам, Предпринимателю не может быть предоставлена.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами и отменил решение суда. Апелляционный суд пришел к выводу, что отнесение индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам транспортного налога - физическим лицам не лишает глав крестьянских (фермерских) хозяйств права использовать льготу, установленную пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах".
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно частям 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции),основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сведений) и передачи их на хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439" определено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями признаются - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, его глава признается индивидуальным предпринимателем, к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, в налоговых отношениях глава крестьянского (фермерского) хозяйства рассматривается как индивидуальный предприниматель, нормы налогового законодательства, регламентирующие налогообложение организаций, к крестьянским (фермерским) хозяйствам не применяются.
В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 Кодекса. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом (пункты 2 и 3 статьи 363 Кодекса).
Из приведенных норм следует, что в Кодексе для целей применения главы 28 "Транспортный налог" определены две категории плательщиков налога: организации и физические лица, индивидуальные предприниматели как отдельная категория плательщиков транспортного налога в главе не установлены.
В соответствии со статьей 356 Кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
На территории Республики Коми транспортный налог установлен Законом Республики Коми от 26.11.2002 N 110-РЗ "О транспортном налоге", согласно пункту 2 статьи 2 которого налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются Законом Республики Коми "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах". При этом льгота по налогу, установленная для налогоплательщика - физического лица, на имя которого зарегистрировано несколько транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, предоставляется в отношении одного зарегистрированного на данное физическое лицо транспортного средства по выбору налогоплательщика, если иное не установлено законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.
В силу пункта 7 статьи 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" (далее - Закон Республики Коми N 113-РЗ) от уплаты транспортного налога освобождаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, если выручка от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В пункте 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59, действовавших в период регистрации Ракиной О.Б. транспортных средств, определено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном данными Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами. Регистрация транспортных средств, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, производится за главами указанных хозяйств.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
С учетом приведенных норм апелляционный суд пришел к правильным выводам о том, что отнесение индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам транспортного налога - физическим лицам не может лишать глав крестьянских (фермерских) хозяйств права использовать льготу, установленную пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми N 113-РЗ. Использование данной льготы крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке ином, нежели предоставить ее главе крестьянского (фермерского) хозяйства, на которого такие транспортные средства зарегистрированы, невозможно.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, согласно свидетельству от 13.04.2007 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Ракина О.Б., на которую в 2007 - 2008 годах зарегистрированы автотранспортные средства: ПАЗ-32050R, государственный номер АК 52211, ПАЗ-423403, государственный номер АА07911, ПАЗ-423002, государственный номер аа09811, УАЗ-39625, государственный номер А098ех11, КАМАЗ-55102С, государственный номер Н514ЕН11, ВАЗ-21140, государственный номер Н516ЕН11. Документы, подтверждающие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, налоговому органу представлены, обстоятельства, указывающие на недостоверность этих сведений, Инспекция не установила.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильным выводам о том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ракина О.Б. имеет право на льготу, предусматривающую освобождение от уплаты транспортного налога в отношении всех транспортных средств.
В соответствии со статьей 78 Кодекса излишне уплаченный налог за предыдущие периоды может быть зачтен или возвращен по решению налогового органа в порядке, установленном в указанной статье в течение трех лет со дня уплаты налога.
Факт уплаты Ракиной О.Б. транспортного налога за 2007 год по судебному приказу, вынесенному мировым судьей, не является основанием для отказа в перерасчете налога в связи с заявлением о предоставлении льготы, право на которую подтверждено.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что Инспекция необоснованно отказала Ракиной О.Б. как главе крестьянского (фермерского) хозяйства в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу за 2007 - 2008 годы на основании пункта 7 статьи 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах", и правомерно отменил решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 по делу N А29-2819/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А29-2819/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника