Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 21 января 2010 г. по делу N А79-574/2009
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя от заявителя: Сергеевой А.В. (доверенность от 14.10.2010 N 16/19-350)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.08.2009, принятое судьей Кузьминой О.С., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009, принятое судьями Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б., по делу N А79-574/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары и Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике и установил:
открытое акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ЧЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция) от 23.10.2008 N 18-07/2381, 18-07/2081 и Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) от 18.12.2008 N 18-12/247 в части отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года в сумме 73 365 рублей.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.08.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 2 статьи 171 и пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации, а их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция полагает, что расхождение в количественном выражении между приобретенной Обществом электроэнергией и реализованной с учетом нормативных и сверхнормативных потерь следует рассматривать как потери, не связанные с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения, и получение налоговых вычетов по полученным расхождениям неправомерно.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить судебные акты без изменения.
Управление в отзыве на кассационную жалобу поддержало правовую позицию Инспекции.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы Инспекция и Управление представителей в суд не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 04.05.2008 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года, в которой заявило к вычету 1 053 147 рублей.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации и установила, что ОАО "Чувашская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) на территории Чувашской Республики.
В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, Общество заключило с НП АТС, ЗАО ЦФР, ОАО СО-ЦДУ ЕЭС, ОАО ФСК ЕЭС договор от 31.03.2008 N 177-ДП/08 о присоединении к торговой системе оптового рынка, согласно которому Общество становится участником оптового рынка и для него обязательным становится соблюдение регламентов оптового рынка, стандартных форм и условий договоров, обеспечивающих совершение сделок купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке, а также форм и условий иных договоров, обеспечивающих функционирование торговой системы оптового рынка.
В проверяемый период Общество приобретало у операторов оптового рынка электроэнергию, оплачивало выставленные ими счета-фактуры, включающие суммы потерь электроэнергии, и в дальнейшем реализовывало ее потребителям. За ноябрь 2007 года Общество приобрело на основании счетов-фактур и актов приема-передачи электроэнергию на сумму 484948073 кВтч, а реализовано 469762009 кВтч, что свидетельствует о расхождении в количественном выражении между приобретенной и реализованной электроэнергией на 15186064 кВтч.
В связи с этим, проверяющие пришли к выводу о том, что расхождение в количественном выражении между приобретенной и реализованной Обществом электроэнергией следует рассматривать как потери, не связанные с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения, и налоговые вычеты в сумме 73 365 рублей за ноябрь 2007 года по полученным расхождениям неправомерны.
По результатам проверки составлен акт от 18.08.2008 N 18-07/79-7433 и принято решение от 23.10.2008 N 18-07/2081 о частичном возмещении суммы налога на добавленную стоимость, согласно которому удовлетворено к возмещению из бюджета за ноябрь 2007 года 6 444 342 рубля налога на добавленную стоимость и отказано в возмещении из бюджета 693 565 рублей налога на добавленную стоимость. Также вынесено решение от 23.10.2008 N 18-07/2381 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года в сумме 693 565 рублей.
Не согласившись с решениями Инспекции в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, Общество обратилось с жалобой в Управление.
Решением Управления от 18.12.2008 N 18-12/247 в решения Инспекции внесены изменения, согласно которым Обществу предложено уменьшить налог на добавленную стоимость, предъявленный к возмещению из бюджета за ноябрь 2007 года в размере 73 365 рублей, и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года в размере 73 365 рублей.
Общество обжаловало решения Инспекции и Управления в арбитражный суд.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому данные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
При соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг).
Исходя из положения абзаца 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. При этом подпункт 3 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации приравнивает к материальным расходам для целей налогообложения технологические потери при производстве и (или) транспортировке, не оговаривая нормативы таких потерь.
Как установлено судами и материалами дела подтверждается, Общество осуществляло покупку электроэнергии на оптовом рынке для дальнейшей перепродажи. Приобретенная электроэнергия оплачена по выставленным счетам-фактурам, что не опровергается налоговым органом. Полученная электроэнергия реализовывалась потребителям, доказательств ее использования на иные цели Инспекцией не представлено.
Следовательно, возникшие при реализации электроэнергии потери подлежат включению в состав затрат при исчислении налога на добавленную стоимость, что свидетельствует о наличии у Общества права на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество подтвердило правомерность применения налоговых вычетов в заявленном размере.
Данный вывод соответствует установленным обстоятельствам и не противоречит имеющимся в деле доказательствам, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Таким образом, суды полно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, их выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.08.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 по делу N А79-574/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому данные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
...
Исходя из положения абзаца 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. При этом подпункт 3 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации приравнивает к материальным расходам для целей налогообложения технологические потери при производстве и (или) транспортировке, не оговаривая нормативы таких потерь."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2010 г. по делу N А79-574/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника