Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 января 2010 г. по делу N А28-9965/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Замятина А.А. (доверенность от 26.06.2009 N 43-01/599940), Шилеева И.В. (доверенность от 11.08.2009 N 43-01/600584)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Подгорных Юлии Александровны на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.09.2009, принятое судьей Хлюпиной Н.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009, принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А28-9965/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Подгорных Юлии Александровны о признании недействительным пункта 1.6 постановления администрации города Кирова от 05.02.2008 N 493-П и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования "Город Киров", и установил:
индивидуальный предприниматель Подгорных Юлия Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1.6 постановления администрации города Кирова (далее - Администрация) от 05.02.2008 N 493-П "О резервировании земель для муниципальных нужд" и об обязании принять решение о предоставлении земельного участка площадью 20000 квадратных метров, необходимого для размещения (строительства) тридцати гаражных боксов, разворотной площадки, обустройства дороги и проезда, находящегося в кадастровом квартале 43:40:002443 между земельными участками с кадастровыми номерами 43:40:002443:0079 и 43:40:002443:0094, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 43:40:002443:0099.
Заявленные требования основаны на пунктах 2, 3, 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что пункт 1.6 оспариваемого постановления на соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением от 03.09.2009 Арбитражного суда Кировской области, оставленным без изменения постановлением от 21.10.2009 Второго арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, предоставленных Администрации. Резервирование Администрацией данного участка для муниципальных нужд соответствует требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Из схемы размещения пожарных депо видно, что обозначенный на фрагменте значок планируемого размещения пожарных депо не соответствует месту расположения кадастрового квартала N 43:40:002443 и границам обозначенного земельного участка в указанном кадастровом квартале в районе деревни Шоломовская. При принятии оспариваемого постановления земельный участок с учетным номером 2443-051, расположенный в районе деревни Шоломовская, в кадастровом квартале N 43:40:002443, не входил в границы муниципального образования "Город Киров". Таким образом, Администрация приняла решение о резервировании спорного земельного участка, который находился за границами муниципального образования, что не относилось к ее компетенции.
С момента принятия Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, и по настоящее время Администрация не соблюдает обязанность по внесению сведений о резервировании объекта в государственный кадастр недвижимости.
В пункте 1 оспариваемого постановления указано, что резервирование земельных участков для муниципальных нужд осуществляется бессрочно, однако это противоречит пункту 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земли для государственных и муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более семи лет.
Представители Предпринимателя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителя, так как считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Суд удовлетворил ходатайство Администрации о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей Предпринимателя, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования "Город Киров", Земельным кодексом Российской Федерации, генеральным планом города Кирова и с учетом схемы размещения пожарных депо в городе Кирове, Администрация издала постановление от 05.02.2008 N 493-П "О резервировании земель для муниципальных нужд", в котором решила осуществить бессрочное резервирование свободных от прав третьих лиц земельных участков, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для муниципальных нужд - строительства пожарных депо, в том числе (пункт 1.6) на земельном участке ориентировочной площадью 7000 квадратных метров с учетным номером 2443-051, расположенном в кадастровом квартале N 43:40:002443, в районе деревни Шоломовской Октябрьского района города Кирова.
Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 23.03.2009 о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта - гаражных боксов для хранения грузового автотранспорта. При этом Предприниматель указал предполагаемое место размещения: кадастровый квартал N 43:40:002443 между земельными участками с кадастровыми номерами 43:40:002443:0079 и 43:40:002443:0094 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 43:40:002443:0099; примерный размер земельного участка - 20000 квадратных метров, испрашиваемое право на земельный участок - аренда.
Письмом от 06.04.2009 N 2041-03-01 Администрация сообщила Предпринимателю о невозможности предоставления данного участка в связи с тем, что в отношении него принято решение о резервировании для муниципальных нужд.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что пункт 1.6 оспариваемого постановления является незаконным и препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Суд установил и материалами дела подтверждено, что, согласно фрагменту схемы размещения пожарных депо на генеральном плане города Кирова, на территории кадастрового квартала N 43:40:002443 планировалось размещение пожарного депо. Из сопоставления данных дежурной карты и кадастровых планов территории от 27.02.2009 N 589, от 24.03.2009 N 906 и от 23.04.2009 N 1800 видно, что земельный участок, расположенный в кадастровом квартале N 43:40:002443 с учетным номером 2443-051 имеет кадастровый номер 43:40:002443:0099. Участок свободен от прав третьих лиц, и его площадь позволяет разместить на нем пожарное депо.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что резервирование Администрацией земельного участка в кадастровом квартале N 43:40:002443 с учетным номером 2443-051, в районе деревни Шоломовская, для муниципальных нужд - строительства пожарного депо соответствует требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что место планируемого размещения пожарных депо не соответствует месту расположения кадастрового квартала N 43:40:002443 и границам обозначенного земельного участка в указанном кадастровом квартале в районе деревни Шоломовской, не соответствует имеющимся в материалах дела и указанным документам.
Аргумент заявителя об отсутствии у Администрации полномочий на принятие решения о резервировании спорного земельного участка, находящегося за границами муниципального образования, отклоняется по следующим основаниям.
В статье 2 Устава муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 N 42/19, указано, что муниципальное образование включает непосредственно город Киров и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. В состав территории муниципального образования входит территория города Кирова в границах городской черты, а также в соответствии с генеральным планом города территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, в границах восьми сельских округов: Бахтинского, Ганинского, Дороничевского, Захарищевского, Костинского, Порошинского, Русского, Чистопрудненского.
Территория муниципального образования в городской черте подразделяется на четыре района: Ленинский, Октябрьский, Первомайский и Нововятский. Территории сельских населенных пунктов входят в территорию Ленинского, (Дороничевский, Захарищевский, Чистопрудненский сельские округа), Октябрьского (Порошинский сельский округ) районов. Реестр населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, утверждается законом Кировской области.
Из содержания Закона Кировской области от 04.12.2007 N 203-ЗО "О реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области" и Закона Кировской области от 07.06.2008 N 255-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области от 04.12.2007 N 230-ЗО "О реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области" следует, что до 19.06.2008 деревня Шоломовская входила в Костинский сельский округ города Кирова, а с 19.06.2008 включена в границы города Кирова.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что на момент принятия оспариваемого постановления земельный участок с учетным номером 2443-051 в районе деревни Шоломовская входил в состав муниципального образования "Город Киров", в связи с чем Администрация обладала полномочиями по резервированию данного участка для муниципальных нужд.
Ссылка заявителя на Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, не принимается во внимание, ибо в данном случае указанный нормативный правой акт не подлежал применению, поскольку был принят позднее оспариваемого постановления Администрации.
Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление противоречит пункту 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, несостоятелен.
Согласно пункту 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Таким образом, указанные сроки резервирования земель установлены императивно и являются пресекательными, в связи с чем резервирование земельного участка с учетным номером 2443-051 в районе деревни Шоломовской следует считать установленным на срок не более семи лет.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку доводы заявителя по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Согласно квитанции от 18.12.2009 представителем Предпринимателя по доверенности от 26.06.2009 N 43-01/599940 Замятиным А.А. при обращении в суд кассационной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 100 рублей. На основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 50 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.09.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А28-9965/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Подгорных Юлии Александровны - без удовлетворения.
Возвратить Замятину Андрею Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 50 рублей, излишне уплаченную по квитанции от 18.12.2009.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Шишкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2010 г. по делу N А28-9965/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника