Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 26 февраля 2010 г. по делу N А82-13054/2009-39
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2011 г. N Ф01-4914/2010 по делу N А82-13054/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - прокурора Ленинского района города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2009, принятое судьей Красновой Т.Б., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г., по делу N А82-13054/2009-39 по заявлению прокурора Ленинского района города Ярославля о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Лотерион" и установил:
прокурор Ленинского района города Ярославля (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лотерион" (далее - Общество, ООО "Лотерион") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.09.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.11.2009 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает не основанным на законе вывод судов об отсутствии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. То обстоятельство, что Ярославская область не включена в перечень игорных зон и в ней, соответственно, невозможно получение разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, по мнению Прокурора, не может исключить привлечение Общества к административной ответственности за осуществление на территории области предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования без специального разрешения (лицензии).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Прокурора, указав на законность принятых судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.02.2010.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.07.2009 прокуратура Ленинского района города Ярославля совместно с сотрудниками ОБПСПР и ИАЗ Ленинского РОВД города Ярославля провела проверку деятельности ООО "Лотерион" по соблюдению требований законодательства по организации и проведению лотерей и азартных игр по адресу: город Ярославль, улица Чкалова, дом 15/23.
В ходе проверки установлено, что ООО "Лотерион" получило разрешение от 08.02.2007 N 321 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Ветераны". Лотерейная игра осуществляется посредством распространения Обществом лотерейных билетов по цене 40 рублей за 1 билет. По условиям проведения лотереи, в случае если лицо, приобретшее такую лотерею, ничего не выигрывает, ему возвращается 50 процентов стоимости такой лотереи и предлагается на оставшиеся денежные средства в качестве бонуса поиграть на лотерейном оборудовании путем перевода оставшихся денежных средств на кредитный баланс лотерейного автомата, при этом 1 балл, зачисленный в лотерейный автомат, равен 1 рублю.
При проведении проверки администратор лотерейного зала на каждый используемый лотерейный автомат предъявил соответствующие паспорта с указанием серийных номеров и организации изготовителя. При осмотре лотерейного оборудования установлено, что, помимо приклеенных скотчем бумажных бирок с указанием производителя, даты изготовления и серийного номера, имеются установленные заводские металлические пластины с указанием на то, что данный автомат является игровым. Все купюроприемники игровых автоматов заклеены бумажным скотчем. В лотерейном аппарате установлена видеоигра, выигрыш в которой возможен случайным образом, не зависящим от организатора проведения лотереи, путем выпадения определенных комбинаций и за счет этого увеличения количества баллов. После старта игры на аппарате выигрыш можно снять по просьбе играющего лица на любом этапе игры. За снятие выигрыша отвечает администратор.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра помещений, территорий от 23.07.2009.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор 28.07.2009 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и 29.07.2009 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Лотерион" к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Руководствуясь статьей 14.1 КоАП РФ, статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 9, 13 и 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии объективной стороны административного правонарушения и о невозможности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Следовательно, организатор азартных игр имеет право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только на основании разрешения на данный вид деятельности, выдаваемого органом управления игорной зоной, и только в соответствующей игорной зоне.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Суды установили, что Ярославская область не включена в перечень игорных зон, выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Ярославской области законом не установлена.
При этом обязанность получения лицензии на деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливалась подпунктами 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые в силу статей 17 и 20 Закона N 244-ФЗ утратили силу с 30.06.2009.
Однако, учитывая установление исключительных зон для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, на территории Ярославской области соответствующая лицензия получена быть не может.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что в действиях Общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, как неосновательные.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 по делу N А82-13054/2009-39 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Ленинского района города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2010 г. по делу N А82-13054/2009-39
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника