Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 10 марта 2010 г. по делу N А11-6836/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Шишкиной Е.Н.
при участии в судебном заседании 05.03.2010 представителя от заявителя: Щелчкова В.М. (определение Арбитражного суда Владимирской области от 21.01.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Киржачский" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2009, принятое судьей Поповой З.В., по делу N А11-6836/2009 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Киржачский" о признании незаконным отказа администрации Киржачского района Владимирской области в предоставлении земельного участка и об обязании заключить договор купли-продажи, заинтересованное лицо - администрация Киржачского района Владимирской области, и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Киржачский" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа главы администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация) в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 33:02:010750:218 площадью 15000 квадратных метров, расположенного по адресу: Владимирская область, город Киржач, улица Суворова, 84а, в представлении указанного земельного участка в собственность Кооператива за плату и об обязании Администрации подготовить и направить в адрес Кооператива проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Заявленные требования основаны на статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 177 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивированы незаконностью отказа Администрации, препятствующего выполнению обязанности Общества по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2009 Кооперативу отказано в удовлетворении требований. Суд руководствовался статьями 20, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 24, 129, 131 Закона о банкротстве и исходил из того, что в отношении Общества введена процедура конкурсного производства, а приобретение имущества за плату в целях последующей перепродажи не отвечает целям и задачам конкурсного производства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, испрашиваемый земельный участок не относятся к категории земель, передача в собственность которых запрещена Земельным кодексом Российской Федерации. Конкурсный управляющий вправе действовать как орган должника от его имени и в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" обязан переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право собственности, а потому отказ Администрации нарушает права и законные интересы Общества.
Кооператив и Администрации ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы до 16 часов 00 минут 09.03.2010 и до 16 часов 00 минут 10.03.2010.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд счел, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Как видно из документов и установил суд, решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2007 по делу N А11-3701/20070-К1-164Б Кооператив признан несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, продленное определением арбитражного суда от 21.01.2009.
Земельный участок площадью 15000 квадратных метров, кадастровый номер 33:02:010750:218 (категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование для производственной зоны Кооператива), расположенный по адресу: Владимирская область, город Киржач, улица Суворова, 84а, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Кооперативу (свидетельство о государственной регистрации права от 05.03.2009).
Одновременно Кооператив является собственником одноэтажного телятника общей площадью 904,3 квадратного метра, инвентарный номер 11505:05, литер А, расположенного на указанном земельном участке (свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2008 33 АК N 451753).
Конкурсный управляющий Кооператива обратился к Администрации с заявлением от 14.04.2009 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком и предоставлении его в собственность за плату.
Письмом от 26.05.2009 Администрация отказала Кооперативу в предоставлении земельного участка в собственность, так как земельный участок, предоставленный Кооперативу на праве постоянного бессрочного пользования, не входит в конкурсную массу, формируемую на стадии конкурсного производства. В соответствии с Законом о банкротстве на стадии конкурсного производства не предусмотрена возможность приобретения должником нового имущества, так как его правоспособность ограничена.
Посчитав отказ Администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Администрации в выкупе земельного участка является законным, однако этот вывод является ошибочным, так как основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекс Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке расположено недвижимое имущество - здание телятника, право собственности Кооператива на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, следовательно, заявитель обладает исключительным правом на переоформление прав на данный земельный участок.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из документов видно, что Кооператив находится в процессе конкурсного производства.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации указаны лица, на которых не возложена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки: государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В приведенном перечне отсутствуют юридические лица, находящиеся в процедуре банкротства, поэтому с учетом того, что введение конкурсного производства не прекращает правоспособности юридического лица, а названный Кодекс не запрещает указанной категории юридических лиц приобретение в собственность земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд неправильно признал отказ Администрации в приватизации земельных участков законным.
На основании пункта 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат запрета на приобретение должником права собственности на земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, а пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает обязанность Кооператива переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, несмотря на законодательный запрет распоряжения им (пункт 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации), представляет собой определенную имущественную ценность, поэтому отказ от него может нанести ущерб интересам кредиторов банкрота, следовательно, отказ банкроту в заключении договора аренды или в продаже соответствующего земельного участка не имеет под собой опирающихся на закон оснований. Отказ в оформлении права собственности препятствует включению земельного участка в состав конкурсной массы, что нарушает права и законные интересы должника и его кредиторов.
Оспариваемый судебный акт принят без учета указанных обстоятельств, а потому является незаконным и подлежащим отмене, как принятый с нарушением норм материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В данном случае суд правильно установил фактические обстоятельства дела (обстоятельства отчуждения имущества), но неправильно истолковал статьи 24, 129, 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поэтому суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требований Кооператива и признании недействительным отказа главы администрации Киржачского района Владимирской области в представлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:010750:218, площадью 15000 квадратных метров, расположенного по адресу: Владимирская область, город Киржач, улица Суворова, 84а, в собственность Кооператива за плату, а также об обязании администрации Киржачского района Владимирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес Кооператива проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные Кооперативом, относятся на администрацию Киржачского района Владимирской области.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2009 по делу N А11-6836/2009 отменить, требования сельскохозяйственного производственного кооператива "Киржачский" - удовлетворить.
Признать недействительным отказ главы администрации Киржачского района Владимирской области в представлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:010750:218 площадью 15000 квадратных метров, расположенного по адресу: Владимирская область, город Киржач, улица Суворова, 84а, в собственность Кооператива за плату.
Обязать администрацию Киржачского района Владимирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива "Киржачский" и в течение месяца после вступления в силу настоящего судебного акта направить в адрес Кооператива проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:02:010750:218, площадью 15 000 квадратных метров, расположенного по адресу: Владимирская область, город Киржач, улица Суворова, 84а.
Взыскать с администрации Киржачского района Владимирской области в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Киржачский" 2 000 рублей судебных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Е.Н. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2010 г. по делу N А11-6836/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника