Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 16 марта 2010 г. по делу N А28-8494/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2010.
Дата изготовления постановления в полном объеме 16.03.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кучина Станислава Евгеньевича на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2009, принятое судьей Серегиным Р.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009, принятое судьями Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., по делу N А28-8494/2009 по заявлению Кучина Станислава Евгеньевича о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову об отказе в государственной регистрации изменений и об обязании произвести государственную регистрацию и установил:
Кучин Станислав Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 08.06.2009 N 4460 и 4461 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; об обязании зарегистрировать изменения и о взыскании судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан", Общество).
Решением суда от 01.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.12.2009 решение суда оставлено без изменения.
Кучин С.Е. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 40 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", статью 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, так как в Инспекцию представлены все необходимые для такой регистрации документы, в том числе квитанция, подтверждающая уплату ООО "Меридиан" государственной пошлины; Кучин С.Е. на момент подачи заявлений о государственной регистрации изменений являлся вновь избранным директором Общества и имел право действовать без доверенности от имени Общества.
Инспекция в отзыве возразила против доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 Кучин С.Е. представил в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001), и о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением в изменения в учредительные документы (форма Р14001).
Основаниями для подачи заявлений послужили изменения в части сведений об участниках юридического лица и о лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также изменения, внесенные в учредительные документы Общества относительно наименования юридического лица, состава участников и распределения долей в уставном капитале. В соответствии с данными изменениями ООО "Меридиан" переименовывалось в ООО "Строй-Сервис", единственным участником и директором Общества с долей в уставном капитале 100 процентов стал Кучин С.Е., Перевощикова Е.Н. вышла из состава участников.
В связи с непредставлением документа, подтверждающего уплату Обществом государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Инспекция отказала в государственной регистрации данных изменений (решение от 08.06.2009 N 4461). При наличии данного отказа основания для внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, отсутствуют, поэтому решением от 08.06.2009 N 4460 Инспекция отказала в регистрации таких изменений.
Кучин С.Е. не согласился с принятыми решениями и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 26, 27, 45 и 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 17, подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), статьями 1, 12 и 13 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что обжалуемые решения соответствуют нормам действующего законодательства, права и законные интересы заявителя не нарушают.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 и статьей 13 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентирован главами VI и VIII Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
В случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов допускается отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (статья 333.17 Кодекса).
Из положений пункта 1 статьи 45 Кодекса во взаимосвязи с положениями главы четвертой Кодекса следует, что обязанность по уплате налога исполняется налогоплательщиком как самостоятельно, так и через представителя. Представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями на основании закона или учредительных документов либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае суды установили, что в приложенной к заявлению о регистрации изменений квитанции об уплате государственной пошлины от 28.05.2009 плательщиком сбора указан Кучин С.Е., не уполномоченный действовать от имени ООО "Меридиан", и оценили указанное обстоятельство как непредставление документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.
С учетом изложенного суды правомерно признали решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, соответствующим требованиям Федерального закона N 129-ФЗ. При наличии данного отказа основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как несостоятельные.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 100 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А28-8494/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Кучина Станислава Евгеньевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Кучина Станислава Евгеньевича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2010 г. по делу N А28-8494/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника