Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 7 апреля 2010 г. по делу N А82-15617/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2010.
Дата изготовления постановления в полном объеме 07.04.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Дзержинского района города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2009, принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010, принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г., по делу N А82-15617/2009 по заявлению прокурора Дзержинского района города Ярославля о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Росар" и установил:
прокурор Дзержинского района города Ярославля (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росар" (далее - Общество, ООО "Росар") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Прокурор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ, статью 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статью 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Общество, осуществлявшее предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования без специального разрешения (лицензии), совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. То обстоятельство, что Ярославская область не включена в перечень игорных зон и в ней, соответственно, невозможно получение разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, по мнению Прокурора, не может исключить привлечение Общества к административной ответственности в соответствии с названной нормой.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд не представило; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратура Дзержинского района города Ярославля совместно с сотрудниками ОБПСПРиИАЗ УВД по городу Ярославлю провела проверку соблюдения ООО "Росар" законодательства, регламентирующего деятельность по организации и проведению лотерей и азартных игр, и установила, что в клубах по адресам: г. Ярославль, Ленинградский проспект, 61а, ул. Труфанова, 19 (два клуба), ул. Б. Любимская, 59, ул. Урицкого, 7а, Тутаевское шоссе, 53, Обществом организовано проведение всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой лотереи "Аладдин" и стимулирующей лотереи, под видом которой фактически осуществляется азартная игра. Участник стимулирующей лотереи заранее предполагает, что, приобретая лотерейный билет, он может сделать ставку и выиграть определенную денежную сумму с использованием игрового автомата. Проверяющие пришли к выводу о том, что данная деятельность ООО "Росар" противоречит требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" и Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
По результатам проверки составлены протоколы осмотра помещений, территорий, вещей и документов от 28.08.2009 и протоколы изъятия вещей и документов от 28.08.2009.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор 07.09.2009 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 9, 13 и 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии объективной стороны административного правонарушения и о невозможности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Следовательно, организатор азартных игр имеет право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только на основании разрешения на данный вид деятельности, выдаваемого органом управления игорной зоной, и только в соответствующей игорной зоне.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Суды установили, что Ярославская область не включена в перечень игорных зон, выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Ярославской области законом не установлена.
При этом обязанность получения лицензии на деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливалась подпунктами 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые в силу статей 17 и 20 Закона N 244-ФЗ утратили силу с 30.06.2009.
Однако, учитывая установление исключительных зон для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, на территории Ярославской области соответствующая лицензия получена быть не может.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что в действиях Общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, как неосновательные.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу N А82-15617/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Дзержинского района города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2010 г. по делу N А82-15617/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника