Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 7 апреля 2010 г. по делу N А28-15320/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Евтеевой М.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Казакова Н.В. (паспорт 3304 N 395425 выдан Мурыгинским ПОМ Юрьянского района Кировской области 12.02.2004),
от заинтересованного лица: Поповой С.А. (доверенность от 11.01.2010 N 03/3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010, принятое судьями Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., по делу N А28-15320/2009 по заявлению Казакова Николая Викторовича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица и установил:
Казаков Николай Викторович обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 22.09.2009 N 7373 об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общества с ограниченной ответственностью "Вятка-Папир" (далее - ООО "Вятка-Папир"), "ИнтерТрейд" (далее - ООО "ИнтерТрейд"), "Прогресс-Наследие" (далее - ООО "Прогресс-Наследие"), "Производственная фирма "Альта" (далее - ООО "ПФ "Альта"), "Стройэлектрокомплект" (далее - ООО "Стройэлектрокомплект").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.02.2010 решение суда первой инстанции отменено; оспариваемое решение регистрирующего органа признано недействительным.
Инспекция не согласилась с постановлением Второго арбитражного апелляционного суда и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно истолковал пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 13.1, пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). По его мнению, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица является обоснованным и соответствует действующему законодательству, поскольку установленный законом срок для представления необходимых для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Кировэлектроснаб" (далее - ООО "Кировэлектроснаб") документов нарушен.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Казаков Н.В. в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразил, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.07.2009 участники ООО "Вятка-Папир", ООО "Интер Трейд", ООО "Прогресс-Наследие", ООО "Производственная фирма "Альта", ООО "Стройэлектрокомплект" приняли решение о реорганизации указанных юридических лиц в форме слияния и создании нового юридического лица ООО "Кировэлектроснаб", заключили договор о слиянии и утвердили устав вновь создаваемого юридического лица. Генеральным директором ООО "Кировэлектроснаб" избран Казаков Н.В.
Казаков Н.В. 15.09.2009 представил в регистрирующий орган заявление по форме Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, и необходимые для регистрации документы.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Инспекция приняла решение от 22.09.2009 N 7373 об отказе в государственной регистрации ООО "Кировэлектроснаб" в связи с тем, что заявление о государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, поданное до истечения тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований кредиторов к реорганизуемым юридическим лицам, содержит недостоверные сведения о соблюдении порядка уведомления кредиторов и, следовательно, считается непредставленным, а также в связи с тем, что среди поданных на регистрацию документов отсутствуют бланки-заявки на публикацию сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации" о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц.
Казаков Н.В. не согласился с указанным решением регистрирующего органа и обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 1 статьи 13.1, пунктом 1 статьи 14, статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьей 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации обществ с ограниченной ответственностью, не может быть осуществлена ранее истечения тридцатидневного срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", и подача в регистрирующий орган заявления о регистрации до истечения указанного срока свидетельствует об отсутствии доказательств уведомления кредиторов реорганизуемых обществ в рамках установленного законом тридцатидневного срока.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами, а также частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 1 статьи 58, пунктами 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 52 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и отменил решение суда первой инстанции. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы Общества и третьих лиц.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 60 Кодекса реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
В пункте 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Материалы дела свидетельствуют и суд апелляционной инстанции установил, что в Инспекцию представлены все необходимые для государственной регистрации ООО "Кировэлектроснаб" документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ (листы дела 24-26, 30-62). Заявление по форме Р12001 содержит сведения о том, что кредиторы реорганизуемого лица уведомлены о реорганизации. В журнале "Вестник государственной регистрации" дважды (05.08.2009 и 09.09.2009) публиковались сообщения о реорганизации названных юридических лиц (листы дела 64-83, 105-110). Таким образом, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ основание для отказа в государственной регистрации юридического лица отсутствует. Подача в Инспекцию заявления о государственной регистрации ООО "Кировэлектроснаб", создаваемого путем реорганизации в форме слияния, до истечения тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований кредиторами реорганизуемых юридических лиц, а также неопубликование в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в силу названных норм препятствием для государственной регистрации не является.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое решение регистрирующего органа и удовлетворил жалобу Казакова Н.В.
С учетом изложенного, нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя жалобы от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 по делу N А28-15320/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2010 г. по делу N А28-15320/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника