Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 26 мая 2010 г. по делу N А31-4110/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М.
при участии представителя от ответчика: Карповой Н.Н. по доверенности от 11.01.2010
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нерехтчанка"; третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Костромской области от 02.12.2009, принятое судьей Тетериным О.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010, принятое судьями Губиной Л.В., Поляшовой Т.М., Тетерваком А.В., по делу N А31-4110/2008 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нерехтчанка" к муниципальному образованию городское поселение город Нерехта муниципального района города Нерехта и Нерехтинский район Костромской области о взыскании 3 129 028 рублей 09 копеек, третьи лица - Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики, Костромской области; Общество с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нерехтчанка" (далее - Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному образованию городское поселение город Нерехта муниципального района города Нерехта и Нерехтинский район Костромской области (далее - Муниципальное образование).
Истец оказывал в 2008 году коммунальные услуги населению городу Нерехты и Нерехтинского района Костромской области и полагал, что у него возникли убытки, связанные с применением в расчетах с населением цены коммунальных услуг ниже, чем экономически обоснованный тариф, установленный Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее - Департамент). Так, управляющая компания указала, что за 2008 год она приобрела коммунальный ресурс у ООО "Нерехтские тепловые сети" и реализовала его в виде коммунальных услуг населению в объеме 62501,5 Гкал. Стоимость коммунального ресурса по тарифу, установленному Департаментом (896,8 руб/Гкал с учетом НДС), составила 56 051 345 рублей 20 копеек. Стоимость коммунальных услуг в том же объеме, рассчитанная исходя из платы и нормативов потребления, установленных ответчиком для населения (805 руб/Гкал), составила 50 313 707 рублей 50 копеек. Разница составила убытки истца.
Уточнив требования, истец потребовал взыскать с ответчика 5 737 673 рубля 70 копеек убытков, возникших в результате разницы в ценах на тепловую энергию.
Решением от 02.12.2009, оставленным без изменения постановлением от 19.02.2010, суд отказал в удовлетворении требований. Судебный акт мотивирован тем, что истец не доказал наличия у него убытков, вызванных бездействием органа местного самоуправления. При этом суд указал, что с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания рассчитывалась за коммунальный ресурс (тепловую энергию) по тарифам, установленным Департаментом, а предоставляло коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению по ценам, установленным для граждан в соответствии нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Вопрос о действии того или иного тарифа в данном случае не являлся предметом иска.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управляющая компания и общество с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" (далее - ООО "Нерехтские тепловые сети") обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с аналогичными по содержанию кассационными жалобами, в которых просят отменить решение от 02.12.2009 и постановление от 19.02.2010 и принять по делу N А31-4110/2008 новый судебный акт.
В кассационной жалобе заявители указывают, что расчеты между энергоснабжающей организацией и абонентом производились в рамках договора теплоснабжения от 01.12.2005 N 01, в котором стороны согласовали применение тарифа, установленного постановлением Департамента. Для возмещения разницы в тарифах, установленных указанным постановлением и муниципальным образованием, орган местного самоуправления не предусмотрел и не выделил средств, в чем выражается его бездействие. Отсутствие задолженности, по заявлению истца, - это результат ее погашения за счет платежей населения за коммунальные платежи за следующие расчетные периоды.
Ответчик в отзыве поддержал выводы судебных актов и просил оставить их без изменения.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. Заявители просили рассмотреть жалобы без их участия. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 02.12.2009 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А31-4110/2008 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2005 Управляющая компания (абонент) и ООО "Нерехтские тепловые сети" (энергоснабжающая организация) заключили договор теплоснабжения N 01, по которому абонент принимает у энергоснабжающей организации тепловую энергию и оплачивает ее по тарифам, утвержденным действующим законодательством.
Расчеты между сторонами производились в соответствии с тарифами, установленными постановлением Департамента от 28.11.2007 N 07/127 в размере 760 руб./Гкал (без НДС).
Истец производил расчет с населением исходя из размера оплаты коммунальных услуг, установленной решением Совета Депутатов городского поселения города Нерехта от 04.12.2007 N 270 "Об оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в городском поселении города Нерехта на 2008 год" (далее - решение Совета Депутатов) в размере 16,10 руб. за 1 кв.м общей площади. Норматив потребления на отопление в жилых домах с центральными системами теплоснабжения установлен в размере 0,02 Гкал на 1 кв.м отапливаемой площади в месяц при условии оплаты в течение года. Размер тарифа применялся с 01.01.2008.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции при принятии постановления исходит из следующего.
Разногласия у спорящих сторон возникли по поводу наличия у истца убытков вследствие исполнения управляющей компанией коммунальных услуг.
Из статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
При взыскании убытков истец обязан доказать наличие и размер убытков, вину ответчика в их причинении и причинно-следственную связь между образовавшимися убытками и действиями ответчика.
Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Из указанной нормы права следует, что установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в которых определен статус субъектов правоотношений, начиная от купли-продажи коммунальных ресурсов и заканчивая конечным потребителем: ресурсоснабжающая организация, исполнитель, потребитель.
Подача абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии регулируется договором энергоснабжения (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в силу части 1 статьи 422, части 1 статьи 424, части 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, названных норм жилищного законодательства договор энергоснабжения должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной уполномоченным на то органом местного самоуправления.
В пункте 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В нарушение правил статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации истец не предоставил доказательства наличия у него убытков (в том числе и задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, рассчитанной исходя из цены коммунальных услуг, установленной для граждан). Исполнитель коммунальных услуг должен был производить расчеты за тепловую энергию по цене, не превышающей размер платы, установленной населению для оплаты коммунальных услуг. Применяя иной тариф, истец действовал на риск, что не запрещено гражданским законодательством (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды правомерно отказали Управляющей компании в удовлетворении заявленных требований. При этом суды обоснованно указали в судебных актах на то, что вопрос о действии того или иного тарифа не является предметом рассмотрения настоящего спора. Кассационная инстанция не приняла довод Управляющей компании о необходимости применения того или иного тарифа, поскольку он не был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций.
Прочим доводам заявителей, касающимся оценки доказательств, дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции, рассмотревшим апелляционные жалобы, аналогичные по содержанию с кассационными. Иная оценка представленных доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 02.12.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А31-4110/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нерехтчанка" и общества с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Н.М. Терешина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 мая 2010 г. по делу N А31-4110/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника