Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 9 августа 2010 г. по делу N А29-13044/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.08.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя от заявителя: Коробейниковой Е.Е. (доверенность от 20.07.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2010, принятое судьей Галаевой Т.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010, принятое судьями Ольковой Т.М., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А29-13044/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве о привлечении к административной ответственности и установил:
открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - ОАО "Монди СЛПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - Управление, административный орган) от 25.11.2009 N 454-09/6784М о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.02.2010 постановление административного органа отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Постановлением апелляционного суда от 09.04.2010 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "Монди СЛПК" и Управление не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
ОАО "Монди СЛПК" считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ, статьи 4, 5, 22 - 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), абзац 3 пункта 2.4 положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), неправильно истолковали часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, применили не подлежащие применение абзац 2 пункта 2.4 Положения N 258-П, пункты 49, 52 Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.04.2001 N 388 (далее - Инструкция N 388), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению Общества, при ввозе оборудования, поставляемого в виде отдельных компонентов, для которого предусмотрен особый порядок декларирования, документом, подлежащим представлению в уполномоченный банк в порядке, предусмотренном Положением N 258-П, является грузовая таможенная декларация на оборудование, а не заявление на условный выпуск отдельных компонентов оборудования. Следовательно, непредставление (несвоевременное представление) в уполномоченный банк заявления на условный выпуск не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Управление полагает, что суды неправильно применили статью 2.9, часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, пункты 16.1, 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Совершенное Обществом правонарушение не могло быть расценено в качестве малозначительного.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, не согласился с доводами, приведенными в жалобе Управления.
Управление не представило отзыв на кассационную жалобу ОАО "Монди СЛПК"; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 02.08.2010 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании контракта от 28.09.2007 N OS 3000 на поставку комплектного оборудования обработки лиственной небеленой целлюлозы на общую сумму 25 909 532 евро, заключенного с фирмой Andritz Oy, Финляндия (продавец), Общество (покупатель) 13.03.2008 оформило в АО "ЮниКредит Банк" паспорт сделки N 08030008/0001/0000/9/0.
Данное оборудование поэтапно ввозилось на территорию Российской Федерации в разобранном виде отдельными компонентами с применением особого порядка декларирования, установленного Инструкцией N 388.
В соответствии с данным порядком Общество представляло к таможенному оформлению каждую партию компонентов оборудования, декларируемых по единому коду ТН ВЭД России, которые условно выпускались для свободного обращения на основании заявлений на условный выпуск. Одновременно с заявлениями на условный выпуск Общество представляло в таможенный орган письменное обязательство о подаче грузовой таможенной декларации на все оборудование не позднее 15 дней со дня условного выпуска последней партии отдельных компонентов этого оборудования.
Общество, в связи с поставкой партии компонентов, 21.11.2008 предъявило на Эжвинский таможенный пост Сыктывкарской таможни заявление на условный выпуск этих компонентов, оформленное на бланке "Грузовая таможенная декларация /Транзитная декларация (ТД3)" N 10202070/211108/К008679; согласно отметке таможенного органа на заявлении выпуск (условный выпуск) товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен 21.11.2008.
Сыктывкарская таможня в ходе проверки установила, что в нарушение пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П Общество несвоевременно представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по указанной грузовой таможенной декларации и подтверждающие документы (документы представлены 11.08.2009, должны быть представлены до 08.12.2008).
Усмотрев в действиях ОАО "Монди СЛПК" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, Сыктывкарская таможня составила протокол от 05.11.2009 N 10202000-234/2009 и направила его для рассмотрения в Управление.
Рассмотрев материалы дела, руководитель Управления принял постановление от 25.11.2009 N 454-09/6784М о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Общество не согласилось с этим постановлением и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 2.9, частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, статьями 11, 137, 138, 151 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 23, 24 Федерального закона N 173-ФЗ, пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П, Инструкцией N 388, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения. Суд исходил из того, что при поставке оборудования с применением особого порядка декларирования документом, подлежащим представлению в уполномоченный банк в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, является заявление на условный выпуск оборудования (лист с обозначением "3/8" таможенной декларации ТД3 N 10202070/211108/К008679). Не представив в уполномоченный банк в установленный срок указанные документы, Общество совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Вместе с тем суд расценил совершенное Обществом правонарушение как малозначительное, освободил ОАО "Монди СЛПК" от административной ответственности и ограничился устным замечанием.
Апелляционный суд согласился с данными выводами и оставил решение суда в силе.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно статье 5 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования, который для реализации функций, предусмотренных законом, издает в пределах своей компетенции правовые акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов; устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при совершении валютных операций.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ).
Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации принял Положение N 258-П.
В силу пунктов 2.1, 2.2 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в уполномоченный банк таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Таким образом, Положением N 258-П предусмотрено, что при наличии требования о декларировании ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров резидент обязан представлять в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а в качестве подтверждающих документов - грузовые таможенные декларации.
Указанные документы представляются в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня, следующего за датой выпуска товара, указанной в таможенной декларации; в течение 15 календарных дней со дня, следующего за датой принятия таможенной декларации на ввозимые товары при их выпуске таможенным органом до подачи таможенной декларации (пункт 2.4 Положения N 258-П).
Федеральным законом N 173-ФЗ не определено понятие "грузовая таможенная декларация".
В то же время в части 2 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что используемые в нем институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным законом.
Таможенный кодекс Российской Федерации (статьи 14, 27, 59, 60, 68), регулируя порядок таможенного оформления ввоза и вывоза товаров, также предусматривает подачу таможенной декларации.
Постановлением административного органа ОАО "Монди СЛПК" привлечено к административной ответственности за нарушение срока представления в уполномоченный банк справки и заявления на условный выпуск (лист с обозначением "3/8" таможенной декларации ТД3 N 10202070/211108/К008679) оборудования, поставляемого в виде отдельных компонентов с применением особого порядка декларировании.
Применение особого порядка декларирования машин, поставляемых в виде отдельных партий компонентов, регулируется Инструкцией N 388.
Данный порядок предусматривает условный выпуск отдельных компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны (до подачи грузовой таможенной декларации) по письменному заявлению заинтересованного лица (далее - заявление на условный выпуск), заполненного на бланке "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)".
Данным порядком установлено, что декларирование машины с подачей грузовой таможенной декларации в целом на машину осуществляется после завершения поставок всех его компонентов; отдельные компоненты машины, которые поэтапно ввозятся на территорию Российской Федерации, являются составной частью комплектного оборудования и не подлежат самостоятельному декларированию, как отдельные товары; при аннулировании классификационного решения отдельные компоненты машины подлежат декларированию с подачей грузовой таможенной декларацией в установленном порядке (отдельные компоненты машины классифицируются в соответствии с ТН ВЭД России как отдельные товары); каждое заявление на условный выпуск компонента машины обеспечивается уплатой таможенных платежей, которые засчитываются в счет уплаты таможенных платежей по грузовой таможенной декларации, а также представлением документов, подтверждающих соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений, письменными обязательствами о подаче грузовой таможенной декларации в сроки, установленные Инструкцией; после завершения таможенного оформления заявления на условный выпуск прикладываются к грузовой таможенной декларации и иными документам, представляемым для таможенных целей (статьи 5, 22, 23, 24, 39, 40, 44, 50, 56 и 70 Инструкции N 388).
Из анализа указанных норм следует, что особый порядок таможенного оформления по своей природе соответствует процедуре выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предусмотренной статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации (выпуск товаров до подачи таможенной декларации); компоненты машины считаются ее составной частью, не являются отдельными товарами, которые подлежат самостоятельному декларированию; декларирование машины в целом завершается принятием грузовой таможенной декларацией, которая подается в таможенный орган один раз на всю машину в целом и подтверждает ввоз товара по контракту.
Таким образом, заявления на условный выпуск, несмотря на то, что они оформлены на бланках "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация", не могут рассматриваться в качестве грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу Федерального закона N 173-ФЗ полномочия по определению состава документов, связанных с проведением валютных операций, документов учета и отчетности по валютным операциям, а также порядка и срока представления их резидентами уполномоченным банкам предоставлены Центральному банку Российской Федерации. Инструкция N 388 не является актом органа валютного регулирования, поэтому пункты 49, 52 Инструкции N 388, в которых предусмотрено, что для целей валютного контроля используется заявление на условный выпуск, а не грузовая таможенная декларация, не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Поскольку заявления на условный выпуск (лист с обозначением "3/8" таможенной декларации ТД3) не имеют статуса таможенных деклараций, а Положение N 258-П устанавливает обязанность представления в качестве документов, связанных с проведением валютных операций и подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенных деклараций, деяние Общества не может быть признано противоправным.
С учетом изложенного выводы судов о наличии в действиях ОАО "Монди СЛПК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и о квалификации правонарушения в качестве малозначительного, являются ошибочными. Решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.
При указанных обстоятельствах доводы Управления о неправильном применении судами статьи 2.9 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют принципиального значения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А29-13044/2009 отменить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 25.11.2009 N 454-09/6784М признать незаконным и отменить.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 августа 2010 г. по делу N А29-13044/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника