Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 20 августа 2010 г. по делу N А28-3441/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Шаповалова Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.05.2010, принятое судьей Серегиным Р.В., по делу N А28-3441/2010 по заявлению Шаповалова Сергея Александровича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову о признании незаконным решения от 30.12.2009 N 13668 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию юридического лица и установил:
Шаповалов Сергей Александрович обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 30.12.2009 N 13668 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Агентство Киров-Право" (далее - ООО "АКП", Общество) и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию ООО "АКП" на основании документов, хранящихся в деле об отказе в государственной регистрации.
Решением суда от 14.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Шаповалов С.А. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 18 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 4, статьи 9, 12, пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 5 части 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 6 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", заявитель жалобы считает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, так как в Инспекцию представлены все необходимые для регистрации документы.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта; просила рассмотреть указанную жалобу в отсутствие представителя.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Кировской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Шаповалов С.А. 18.12.2009 принял решение об утверждении ООО "АКП", устава Общества и избрании директора. Место нахождения ООО "АКП", в соответствии с пунктом 1.4 устава, определяется по месту его регистрации. Адрес места нахождения юридического лица либо адрес регистрации в уставе не указаны.
Шаповалов С.А. 22.12.2009 представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица - ООО "АКП" по форме Р11001, в котором в качестве адреса (места нахождения) юридического лица и его постоянно действующего исполнительного органа указал: 610001, Кировская область, город Киров, улица Комсомольская, дом 37.
Регистрирующий орган рассмотрел представленное заявление и приложенные к нему документы и 30.12.2010 принял решение N 13668 об отказе в государственной регистрации ООО "АКП", указав в качестве основания для отказа в государственной регистрации Общества, отсутствие устава юридического лица, содержащего сведения о месте нахождения Общества.
Шаповалов А.С. не согласился с указанным решением регистрирующего органа и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 52, пунктами 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 5, пунктом 2 статьи 8, пунктом 4.1 статьи 9, статьей 12, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о соответствии решения регистрирующего органа положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации юридического лица при создании предусмотрен в главах IV и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ единство и сопоставимость сведений о юридических лицах обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере информации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 12 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В силу пунктов 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местонахождение общества определяется по месту его государственной регистрации, которое должно быть указано в учредительных документах.
Согласно подпункту "а" статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридического лица при создании допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Следовательно, законодательство предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае, если в регистрирующий орган не представлен необходимый и достаточный комплект документов.
При этом нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица послужило отсутствие в представленном Шаповаловым С.А. уставе сведений о местонахождении Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представление в регистрирующий орган устава ООО "АКП", не соответствующего требованиям статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 100 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.05.2010 по делу N А28-3441/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Шаповалова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявителю было отказано в госрегистрации ООО.
Причина - в уставе не отражено место нахождения данного юрлица. В учредительном документе указывалось, что "местонахождение ООО определяется по месту его регистрации". При этом конкретный адрес не обозначался. Он был прописан только в заявлении о госрегистрации.
Суд округа счел отказ правомерным, аргументировав свой вывод следующим образом.
ГК РФ и Закон об ООО предусматривают, что местонахождение общества определяется по месту его госрегистрации, которое должно быть указано в учредительных документах.
Отказ в государственной регистрации юрлица при создании допускается в случае непредставления документов, определенных законом и необходимых для ее проведения.
Следовательно, законодательство предусматривает отказ в госрегистрации юрлица в случае, если не представлен необходимый и достаточный комплект документов. При этом нарушение требований к их содержанию приравнивается к отсутствию таковых. Поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
С учетом этого представление в регистрирующий орган устава ООО, не соответствующего требованиям ГК РФ, является основанием для отказа в регистрации этого юрлица.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2010 г. по делу N А28-3441/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника