Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 1 сентября 2010 г. по делу N А82-15022/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Александровой О.В., Синякиной Т.В.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.03.2010, принятое судьей Менько И.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010, принятое судьями Тетерваком А.В., Великоредчаниным О.Б., Поляшовой Т.М., по делу N А82-15022/2009 по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области о взыскании убытков и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация).
Предметом иска явилось требование о взыскании с ответчика 681 898 рублей 44 копеек убытков за бездоговорное потребление электроэнергии, поставленной на закрытую трансформаторную подстанцию - ЗТП N 10 160 кВа "Ярторф" (далее - подстанция) в период с января 2008 года по апрель 2009 года.
Суд первой инстанции решением от 11.03.2010, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010, отказал в удовлетворении иска. Суды исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих факт бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии. Акт о бездоговорном потреблении ответчиком электроэнергии не признан судами достоверным и допустимым доказательством, поскольку он не соответствовал требованиям, предъявляемым законодательством к составлению этого документа. Суды руководствовались статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 151, 152, 155 и 156 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 11.03.2010 и постановление от 27.05.2010 и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, пункт 152 Правил N 530 допускает составление акта и в отсутствии потребителя, в указанных правилах не содержатся обязанности сетевой организации заранее уведомлять лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, поэтому вывод суда о нарушении порядка составления акта необоснован. Отказ Администрации от присутствия при составлении акта отражен в акте о бездоговорном потреблении электрической энергии от 10.06.2009 N 03/7057 в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписан этими лицами, что соответствует требованиям пункта 152 Правил.
Заявитель указал, что законодательство не запрещает сетевой организации осуществлять взыскание стоимости бездоговорного потребления электроэнергии за любой период, предшествующий дате составления акта в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электроэнергии, но не более чем за три года. В рассматриваемом случае датой предыдущей проверки технического состояния объекта электросетевого хозяйства является 24.12.2007, то есть акт бездоговорного потребления электрической энергии от 10.06.2009 N 03/7057 составлен в соответствии с нормами права. В связи с этим заявитель не согласен с выводами судов о том, что истец необоснованно определил период бездоговорного потребления электрической энергии.
Кроме того, заявитель настаивает на том, что именно ответчик является лицом, обязанным оплатить выявленный объем бездоговорного потребления электрической энергии. Довод основан на статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и на том, что Администрация является собственником подстанции и линий электропередач, отходящих от этой подстанции. Стоимость бездоговорного потребления электроэнергии взыскивается с лица, осуществляющее ее потребление, а не с потребителя электрической энергии.
Ответчик отзыв не представил.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 11.03.2010 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А82-15022/2009 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, подстанция, расположенная в здании электроцеха поселка Тихменево Тихменевского сельского округа Рыбинского района, является муниципальной собственностью Рыбинского муниципального района Ярославской области. Истец является сетевой организацией, к сетям которой присоединена трансформаторная подстанция.
Представителями Общества 10.06.2009 составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (для юридических лиц) N 03/7057, согласно которому на подстанции выявлено бездоговорное потребление электроэнергии в период с января по декабрь 2008 года в объеме 126 505 кВт/ч, с января по апрель 2009 года -75 919 кВт/ч. Стоимость этой электроэнергии составляет 681 898 рублей 44 копейки. Указанный акт подписан представителями ООО "Энергобаланс-Центр", Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области и технического участка "Коммунальные системы". Сведения о представителе юридического лица и расчет объема неучтенного потребления (пункты 11 и 15 акта) отсутствуют.
Поводом для предъявления настоящего иска явилась неоплата Администрацией стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции при принятии постановления исходит из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, вследствие иных действий юридических лиц.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии определяются Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В соответствии со статьей 21 этого закона Правительство Российской Федерации уполномочено утвердить основные положения функционирования розничных рынков (Правила N 530).
Правила N 530 устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики. Из пунктов 6-8 Правил N 530 следует, что реализация электроэнергии на розничном рынке производится на основании договоров, заключаемых субъектами розничного рынка (энергоснабжение, купля-продажа, поставка, оказание услуг по передаче электрической энергии и др.).
Указанными правилами установлены последствия потребления электрической энергии без заключения потребителем договора энергоснабжения. Так в силу пункта 151 Правил N 530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
Согласно пункту 152 Правил N 530 по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте указываются данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электроэнергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электроэнергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении акта должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. При этом отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о бездоговорном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.
В соответствии с пунктом 156 Правил N 530 сетевая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, вправе взыскать с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии. Основанием для взыскания является акта о неучтенном потреблении электроэнергии. Стоимость электроэнергии определяется по действующему на дату взыскания тарифу на электроэнергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Количество электроэнергии, подлежащей оплате при бездоговорном потреблении, определяется в порядке, установленном в пункте 155 Правил N 530. По общему правилу объем бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается из объема потребляемой электроэнергии всеми энергопринимающими устройствами объекта потребления.
Из указанных правовых норм следует, что достоверным и допустимым доказательством факта и объема бездоговорного потребления является акт, составленный в соответствии с пунктом 152 Правил N 530. Буквальное следование требованиям этого пункта позволяет соблюсти баланс интересов как сетевой организации, так и потребителя.
Разрешая спор, суды указали на отсутствие достоверных доказательств, подтверждающих бездоговорное потребление со стороны ответчика. Акт от 10.06.2009 N 03/7057 составлен без участия представителя Администрации. Факт извещения истцом ответчика месте и времени составления акта о бездоговорном потреблении не доказан. Факт отказа полномочного представителя ответчика от присутствия при составлении акта не подтвержден. Акт составлен истцом в одностороннем порядке. Кроме того, суды учли и то, что акт от 10.06.2009 N 03/7057 не содержит сведений об энергопринимающих устройствах, позволяющих проверить правильность расчета взыскиваемой суммы. Мощность энергопринимающих устройств, на основании которого производился расчет, не подтверждена доказательствами. При таких обстоятельствах суды в соответствии со статьями 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно не приняли акт в качестве надлежащего доказательства, что само по себе явилось достаточным для отказа в удовлетворении иска.
Вопреки доводам заявителя, подписание акта незаинтересованными лицами не устраняет недостатки в составлении этого акта, выявленные судами. Кроме того, как следует из материалов дела, один из свидетелей (Новожилова Е.М.) не присутствовала на проверке и подписала акт, находясь на своем рабочем месте, по просьбе двух работников ООО "Энергобаланс Центр".
Утверждение Общества о том, что пункт 152 Правил N 530 допускает составление акта в отсутствие представителя потребителя не соответствует буквальному содержанию этого пункта.
Суд кассационной инстанции также находит обоснованными доводы ответчика о том, что он не может быть признан лицом, потребляющим электроэнергию. Этот довод соответствует статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в которой трансформаторные подстанции и линии электропередачи отнесены к объектам электросетевого хозяйства, то есть к оборудованию, предназначенному для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электроэнергии. В то же время потребителем электрической энергии законом признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, и лица, осуществляющие пользование электрической энергией (мощностью) (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; статья 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; приложение к Правилам учета электрической энергии, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации 19.09.1996).
Обстоятельства спора, связанные с наличием или отсутствием оснований для взыскания с Администрации в пользу Общества стоимости бездоговорного количества потребленной электроэнергии, а также факт необоснованного определения истцом периода бездоговорного потребления электрической энергии, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иной оценки доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, суды обеих инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2 000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.03.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А82-15022/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Т.В. Синякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение Общества о том, что пункт 152 Правил N 530 допускает составление акта в отсутствие представителя потребителя не соответствует буквальному содержанию этого пункта.
Суд кассационной инстанции также находит обоснованными доводы ответчика о том, что он не может быть признан лицом, потребляющим электроэнергию. Этот довод соответствует статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в которой трансформаторные подстанции и линии электропередачи отнесены к объектам электросетевого хозяйства, то есть к оборудованию, предназначенному для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электроэнергии. В то же время потребителем электрической энергии законом признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, и лица, осуществляющие пользование электрической энергией (мощностью) (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; статья 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; приложение к Правилам учета электрической энергии, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации 19.09.1996)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2010 г. по делу N А82-15022/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника