Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 1 октября 2010 г. по делу N А43-32607/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя от ответчика: Адейкиной О.В. по доверенности от 18.11.2009
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.03.2010, принятое судьей Соколициной В.П., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010, принятое судьями Малышкиной Е.Л., Александровой О.Ю., Большаковой О.А., по делу N А43-32607/2009 по иску Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области к обществу с ограниченной ответственностью "СИБлес" торгово-промышленная компания о взыскании 1 114 694 рублей 19 копеек и установил:
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "СИБлес" торгово-промышленная компания (далее - Общество) о взыскании задолженности по договору аренды участка лесного фонда от 19.08.2008 N 64 в сумме 1 114 694 рублей 19 копеек с 01.01 по 31.12.2009.
Требование основано на статьях 309 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендных платежей.
Сославшись на пункт 1 статьи 424, статью 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 71, 73 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), суд решением от 30.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2010, частично удовлетворил исковые требования, взыскал с Общества в пользу Министерства 435 346 рублей 26 копеек долга и отказал в остальной части иска. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой, при определении ее размера должны использоваться действующие ставки, установленные уполномоченным органом.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суд при рассмотрении настоящего спора применил не подлежащее применению Постановление от 22.05.2007 N 310 и вышел за пределы исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании Общество сослалось на законность и обоснованность судебных актов и просило оставить жалобу без удовлетворения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Министерство не обеспечило явку представителей в третью инстанцию. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из документов и установил суд, Варнавинский лесхоз (арендодатель) и Общество (арендатор) в соответствии с протоколом лесного конкурса от 10.02.2004 заключили договор аренды участка лесного фонда от 11.05.2004, по условиям которого арендатор принимает в пользование на 49 лет участок лесного фонда площадью 7329 гектаров, расположенный в Варнавинском лесхозе в границах кварталов 1 - 18, 20 - 22, 25, 26, 30 - 32, 36, 37, 42 - 44, 51, 52, 58, 59 Шудского лесничества.
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Впоследствии в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации указанный договор переоформлен путем заключения договора аренды лесного участка от 19.06.2008 N 64, который также зарегистрирован в установленном законом порядке.
Арендная плата определена в размере 1 627 060 рублей в год, которую арендатор вносит ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа текущего месяца (пункты 5 и 6 договора).
Объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи от 09.07.2008.
Посчитав, что у Общества имеется задолженность по оплате арендных платежей, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 1 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, суд правомерно счел, что арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой и при определении ее размера должны использоваться действующие ставки, установленные уполномоченным органом.
В данном случае ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310.
Общество представило в суд расчет арендной платы, произведенный в соответствии с упомянутым Постановлением от 22.05.2007 N 310, а также платежное поручение от 29.05.2009 N 62 в качестве доказательства оплаты арендной платы в размере 15 770 рублей. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерство не представило обоснований взыскиваемой суммы долга.
Всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что долг Общества, подлежащий взысканию, составляет 435 346 рублей 26 копеек.
При указанных обстоятельствах окружной суд не усмотрел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.03.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу N А43-32607/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
В.Ю. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2010 г. по делу N А43-32607/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника