Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 23 декабря 2014 г. N 541
(с изменениями от 15 сентября 2015 г.)
Паспорт
Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015 - 2017 годы
Наименование Программы |
Государственная программа содействия занятости населения Республики Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) |
Исполнители, соисполнители Программы |
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекция по труду Республики Крым, Государственное казённое учреждение Республики Крым "Центр занятости населения"; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; общественные организации инвалидов, объединения работодателей и профсоюзов |
Участники Программы |
отсутствуют |
Подпрограммы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты Программы |
Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 |
Основная цель Программы |
Обеспечение государственных гарантий граждан в области занятости населения |
Основные задачи Программы |
- содействие улучшению ситуации на рынке труда, повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг в сфере содействия занятости населения; - повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; - обеспечение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан; - содействие регулированию трудовой миграции иностранных граждан. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Уровень безработицы (по методологии МОТ); Численность безработного населения, рассчитанного по методологии МОТ; Уровень регистрируемой безработицы; Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год; Коэффициент закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах; Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости; Коэффициент напряженности на рынке труда; (численность безработных граждан в расчете на одну заявленную вакансию на конец года). |
Срок реализации Программы |
2015 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет - 245773,8 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 81924,6 тыс. рублей; в 2016 году - 81924,6 тыс. рублей; в 2017 году - 81924,6 тыс. рублей. Средства федерального бюджета - 47648,4 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 15882,8 тыс. рублей; в 2016 году -15882,8 тыс. рублей; в 2017 году - 15882,8 тыс. рублей. Средства бюджета Республики Крым - 198125,4 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 66041,8 тыс. рублей; в 2016 году - 66041,8 тыс. рублей; в 2017 году - 66041,8 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) снизится к концу 2017 года до 5,3%; Численность безработного населения, рассчитанного по методологии МОТ, сократится до 51 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы к концу 2017 года составит 1,9%; Коэффициент закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах составит 32%; Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости составит 31%. |
I. Характеристика состояния и проблемы развития рынка труда Республики Крым
Состояние рынка труда Республики Крым в течение последнего времени характеризовалось снижением основных показателей экономической активности населения. В настоящее время Республика Крым переживает переходный период, связанный с вхождением в правовое поле Российской Федерации. Перед предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными в Республике Крым, стоят вопросы перерегистрации, урегулирования таможенного законодательства и другие.
По статистическим данным в Автономной Республике Крым, согласно обследованиям по методике Международной организации труда за I квартал 2014 года экономически активное население в Республике Крым в возрасте от 15 до 70 лет составляло 914,7 тыс. чел. (I квартал 2013 года - 952,5 тыс. чел.). Численность занятого населения в возрасте от 15 до 70 лет - 851,5 тыс. чел. (I квартал 2013 года - 892,5 тыс. чел.). Уровень занятости - 58,5% (I квартал 2013 года - 61,1%). Безработное население в среднем составляло 63,2 тыс. чел. (I квартал 2013 года - 60,0 тыс. чел.). Уровень безработицы - 6,9% (I квартал 2013 года - 6,3%). Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению трудоспособного возраста - 2,1% (I квартал 2013 года - 2,3%).
В январе - марте 2014 года предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными в Республике Крым, было принято 17,1 тыс. человек, при этом уволено 44,8 тыс. чел., в том числе по причине сокращения штатов - 2,6 тыс. чел., или 5,8%. Превышение численности уволенных работников над принятыми составило 27,7 тыс. чел., что почти в 5 раз больше чем в соответствующем периоде прошлого года. Для сравнения: в январе - марте 2013 года на предприятия, организации, учреждения расположенные в Республике Крым, было принято 21,0 тыс. чел., выбыло в том числе по причине сокращения штатов - 26,9 тыс. чел., или 11,2%. Превышение принятых над уволенными составило 5,9 тыс. человек.
Структура зарегистрированного рынка труда Республики Крым коренным образом не меняется на протяжении последних лет: доминирующее положение занимают женщины - более 60 процентов, около 40 процентов - молодежь в возрасте до 35 лет.
Всего в январе - августе текущего года состояло на учете 38,7 тыс. безработных, за 8 месяцев прошлого года - 36,8 тыс. безработных. По состоянию на 01 сентября 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличилось количество безработных с 11,3 тыс. чел. до 15,3 тыс. чел.; вырос уровень зарегистрированной безработицы с 0,9% до 1,3%; снизились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 19,5 тыс. чел. до 17,8 тыс. чел.; сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел.; увеличилась нагрузка на одну вакансию с 2 до 3 чел.
В Республике Крым с 14 апреля 2014 года по настоящее время ведется еженедельный мониторинг рисков высвобождения работников с предприятий, учреждений, организаций Республики Крым. Была изучена ситуация с высвобождением работников на 1,8 тыс. предприятий, организаций, учреждений в Республике Крым с общей численностью работников свыше 266 тысяч человек.
По состоянию на 23.09.2014 отчеты о запланированном высвобождении работников предоставили в органы службы занятости 226 предприятий, организаций и учреждений с численностью 34,1 тыс. человек, анализ которых показал, что 3390 чел. работают неполный рабочий день/неделю, 582 чел. не заняты по вине работодателя, 352 чел. находятся в отпуске без сохранения заработной платы, численность работников, предполагаемых к увольнению на этих предприятиях, составляет 6848 чел.
Основными проблемами рынка труда Республики Крым являются:
- сезонность использования трудовых ресурсов;
- недостаточная координация качества и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;
- нестабильная ситуация на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Республики Крым;
- низкий уровень мобильности населения внутри Республики Крым;
- ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;
- несоответствие качества рабочих мест и условий труда запросам работников.
Сложившаяся ситуация на рынке труда характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Республики Крым по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
Сохраняется значительное количество неэффективных рабочих мест с плохими условиями труда, низкой производительностью труда и низким уровнем заработной платы. Рынок труда в ближайшей перспективе столкнется с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста, низким притоком молодежи в трудовые ресурсы, по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста.
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, снижение численности экономически активного населения приведет к сокращению предложения трудовых ресурсов.
Данная ситуация может быть частично компенсирована мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих малолетних детей, созданием условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, а также повышением уровня трудовой мобильности населения при оптимизации привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Решению указанных проблем во многом будут способствовать мероприятия, предусмотренные в рамках реализации Программы.
Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым на основе программно-целевого подхода.
II. Приоритеты, цели и задачи программы
Основными приоритетами Программы являются:
- повышение гибкости рынка труда;
- улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
- рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
- создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
- создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.
Целями Программы являются:
- обеспечение государственных гарантий граждан в области занятости населения.
Реализация целей Программы будет обеспечиваться решением следующих задач:
- содействие улучшению ситуации на рынке труда, повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- обеспечение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан;
- содействие регулированию трудовой миграции иностранных граждан.
III. Основные мероприятия программы
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс мероприятий, направленных на стимулирование заинтересованности работодателей в создании новых рабочих мест; повышение профессионального уровня и конкурентоспособности экономически активного населения; повышение мобильности рабочей силы на рынке труда и усовершенствование регулирования трудовой миграции; содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Основные мероприятия:
1. Расширение сферы приложения труда.
В ходе реализации данного мероприятия планируется выполнение следующих ключевых мероприятий:
- проведение разъяснительной работы с руководителями предприятий в части обязательного предоставления в службу занятости сведений о вакансиях, а также по вопросам легализации занятости населения;
- осуществление мероприятий, направленных на легализацию выплаты заработной платы и занятости населения, проведение разъяснительной работы среди работодателей относительно использования наемной рабочей силы без надлежащего оформления трудовых отношений с работодателем и легализации заработной платы;
- проведение комплекса информационных услуг с целью развития предпринимательской инициативы безработных граждан, стимулирование самозанятости путем предоставления одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности, в т. ч. жителям сельской местности, а также лицам с ограниченными физическими возможностями с учетом состояния рынка труда региона;
- содействие гражданам, которые проживают в сельской местности, в организации ими личных крестьянских и фермерских хозяйств, создании заготовительных, сбытовых и агросервисных организаций, предприятий по переработке сельхозпродукции, других субъектов хозяйственной деятельности;
- проведение организационной работы, направленной на расширение сферы приложения труда сельского населения, путем возрождения традиционных отраслей сельского хозяйства, привлечения инвестиций в экономику республики, в т. ч. иностранных, прежде всего для развития производственной деятельности;
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2015 г. N 557 в пункт 2 внесены изменения
2. Повышение профессионального уровня и конкурентоспособности населения Республики Крым.
В ходе реализации данного мероприятия планируется выполнение следующих ключевых мероприятий:
- организация профессионального обучения по рабочим профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, преимущественно под заказ работодателя, для самозанятости с использованием различных форм и методов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
- расширение перечня профессий (направлений подготовки) и разработка совместно с образовательными организациями образовательных программ по направлениям повышения квалификации с учетом требований работодателей и перспектив рынка труда;
- проведение работы по расширению профессиональных знаний и навыков работников через образовательные организации среднего, высшего и дополнительного образования, образовательные подразделения организаций;
- обеспечение проведения профориентационных мероприятий для учащейся молодежи и другого населения, в том числе путем:
использования современных информационных ресурсов, мобильных центров информирования;
проведения региональных этапов Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2015 г. N 557 в пункт 3 внесены изменения
3. Повышение мобильности рабочей силы на рынке труда и усовершенствование регулирования трудовой миграции.
В ходе реализации данного мероприятия планируется выполнение следующих ключевых мероприятий:
- содействие улучшению ситуации на рынке труда Республики Крым путем организации проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- предоставление государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
- обеспечение проведения мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, выработки мер, направленных на снижение дисбаланса в территориальном и профессиональном разрезах;
- содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая и обучение в другой местности, в т.ч. содействие развитию и популяризации сельского зеленого туризма, развитию национальных промыслов и ремесел этносов путем профессиональной подготовки и переподготовки кадров из числа незанятого населения посредством группового и индивидуального обучения народным промыслам (вышивальщицы, золотошвейки, изготовители художественных изделий из кожи, дерева и др.).
4. Содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
В ходе реализации данного мероприятия планируется выполнение следующих ключевых мероприятий:
- содействие трудоустройству безработных граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, в т. ч. молодежи;
- проведение постоянно действующих семинаров для женщин, молодежи и других граждан по вопросам гендерного равенства для повышения их уверенности в себе и самореализации на рынке труда;
- информирование населения о равных правах женщин и мужчин при приеме на работу;
- создание и постоянное обновление банка данных лиц с ограниченными физическими возможностями, которые изъявили желание работать;
- содействие профессиональной реабилитации инвалидов с целью обеспечения их занятости, адаптации к условиям рынка труда и профессиональной интеграции в общество путем:
а) оказания профориентационных услуг (содействие инвалидам в выборе профессии в соответствии с их состоянием здоровья, интересами, способностями и др.);
б) организации прохождения профессиональной реабилитации в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым "Центр профессиональной реабилитации инвалидов";
- содействие размещению предприятиями общественных организаций инвалидов информации об ассортименте, качественных характеристиках и отпускных ценах на продукцию, которая вырабатывается предприятиями, использующими труд инвалидов, в средствах массовой информации, в т.ч. на сайтах Торгово-промышленной палаты Крыма, исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
- временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
5. Содействие занятости населения.
В ходе реализации данного мероприятия планируется выполнение следующих ключевых мероприятий:
- информирование о положении на рынке труда Республики Крым;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие организации общественных работ;
- проведение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
- содействие самозанятости безработных граждан;
6. Реализация дополнительных мер по поддержке рынка труда.
В ходе реализации данного мероприятия планируется выполнение следующих ключевых мероприятий:
- содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
В соответствии с задачами Программы исполнителями мероприятий по реализации Программы являются Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, исполнительные органы государственной власти Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр занятости населения", органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Перечень мероприятий Программы с указанием источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в приложении 4 к Программе.
IV. Нормативное обеспечение реализации программы
Нормативной базой для реализации Программы являются:
1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298.
V. Сроки реализации программы
Настоящая Программа рассчитана на среднесрочный период и будет реализовываться в течение 2015 - 2017 годов.
VI. Информация об участии общественных, научных и иных организаций реализации программы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации мероприятий не предусмотрено.
VII. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования Программы составляет 245773,8 тыс. рублей, в том числе:
Средства федерального бюджета -
в 2015 году - 15882,8 тыс. рублей;
в 2016 году -15882,8 тыс. рублей;
в 2017 году - 15882,8 тыс. рублей;
Итого: 47648,4 тыс. рублей.
Средства бюджета Республики Крым -
в 2015 году - 66041,8 тыс. рублей;
в 2016 году - 66041,8 тыс. рублей;
в 2017 году - 66041,8 тыс. рублей;
Итого: 198125,4 тыс. рублей.
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет и бюджет Республики Крым. Объем финансирования Программы Республики Крым за счет средств федерального и бюджетов Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год.
VIII. Оценка социально-экономической эффективности программы
Реализация Программы обеспечивается Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, Государственным казенным учреждением Республики Крым "Центр занятости населения", органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Для оценки результатов реализации Программы будут использоваться следующие основные показатели:
- уровень безработицы по методологии МОТ;
- удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы;
- удельный вес безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически активного населения;
- доля трудоустроенных инвалидов, обратившихся в учреждения службы занятости с целью поиска работы.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым и средств федерального бюджета.
Контроль за целевым использованием средств Программы осуществляют Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственное казённое учреждение Республики Крым "Центр занятости населения".
Выполнение задач по оказанию содействия гражданам в поиске подходящей работы будет обеспечиваться посредством реализации мероприятий, утвержденных Программой.
Реализация мероприятий Программы позволит не допустить роста численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, и приведет к оптимистическому развитию баланса трудовых ресурсов.
Если Программа не будет реализована полностью или частично, возможны следующие социальные риски: увеличение численности зарегистрированных безработных; увеличение коэффициента напряженности на рынке труда.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.