Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению СМ РК
от 23 декабря 2014 г. N 542
(с изменениями от 16 марта, 8 сентября, 3 ноября 2015 г.,
19 января, 16 мая, 30 августа, 29 сентября 2016 г.)
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 сентября 2016 г. N 476 в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2017 годы
Наименование Программы |
Государственная программа Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2017 годы (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство экономического развития Республики Крым |
Соисполнители государственной программы |
- |
Участники программы |
Некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства", микрофинансовая организация "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым", Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства", Государственное автономное учреждение Республики Крым "Центр инвестиций и регионального развития", АО "Корпорация развития Республики Крым" |
Подпрограммы государственной программы |
- подпрограмма 1. "Улучшение инвестиционного климата Республики Крым"; - подпрограмма 2. "Развитие инновационной деятельности в Республике Крым" - подпрограмма 3. "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым" |
Программно-целевые инструменты программы |
- |
Цели государственной программы |
- создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Крым; - создание механизма коммерциализации и передачи передовых технологий в действующее производство через содействие развитию инновационной деятельности для обеспечения динамичного развития инновационной деятельности как приоритетного направления социально-экономической политики Республики Крым; - обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства - источника создания новых рабочих мест, развития приоритетных секторов экономики; - создание системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Задачи государственной программы |
- повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым - развитие системы продвижения инноваций Республики Крым на региональном рынке; - создание новых производств, удовлетворяющих современным требованиям и мировым стандартам, для изготовления наукоёмкой продукции; - повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства; - содействие продвижению продукции крымских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках |
Целевые индикаторы и показатели программы: |
- объем инвестиций в основной капитал - 109,3 млрд. руб.; - количество инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым в рамках инвестиционных соглашений (нарастающим итогом), - 167 ед.; - количество инновационно активных предприятий - 45 ед.; - количество внедренных новых технологий - 240 ед.; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства - 91,8 тыс. ед.; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную финансовую поддержку, - 546 ед.; - количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства - 825 ед.; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Республики Крым - 46,8 ед. |
Этапы и сроки реализации программы |
2015 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Объем ассигнований из всех источников финансирования составляет 2192274,81 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования: а) федеральный бюджет - 1559639,89 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 170810,0 тыс. рублей; 2016 год - 259929,89 тыс. рублей; 2017 год - 1128900 тыс. рублей; б) бюджет Республики Крым - 628934,92 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 31809 тыс. рублей; 2016 год - 304156,28 тыс. рублей; 2017 год - 292969,64 тыс. рублей; в) внебюджетные средства - 3700 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 1000,0 тыс. рублей; 2016 год - 1200,0 тыс. рублей; 2017 год - 1500,0 тыс. рублей Количество инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение объема инвестиций в экономику Республики Крым за счет всех источников финансирования; - увеличение объема прямых иностранных инвестиций; - увеличение количества инновационно активных предприятий; - увеличение годового объема реализованной инновационной продукции; - предоставление гарантии не менее 105 субъектам малого и среднего предпринимательства при получение кредитных средств в коммерческих банках; - предоставление не менее 300 микрозаймов; - предоставление целевых грантов не менее 120 начинающим субъектам малого предпринимательства; - создать не менее 825 новых рабочих мест; - оказать консультационную поддержку не менее 15,0 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства; - субсидирование части затрат 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях; - субсидирование части затрат 15 субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Государственная программа Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2017 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
Законом Республики Крым от 17 июля 2014 года N 30-ЗРК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым";
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым".
Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе
В январе - сентябре 2014 года на экономику Республики Крым наиболее сильное влияние оказывали факторы, вызванные переходным периодом:
- формирование законодательной базы Республики Крым;
- адаптация системы налогообложения, банковской системы и казначейского учета Российской Федерации, разрешительной системы;
- сложности процесса регистрации и перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйствования;
- изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов, фактически отсутствует ж/д сообщение);
- потеря традиционных рынков сбыта;
- расширение сотрудничества торговых предприятий, расположенных в Республике Крым, с товаропроизводителями из других регионов Российской Федерации;
- пересмотр структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур в сторону замены влагозависимых культур на засухоустойчивые;
- перезаключение договоров (контрактов) и выработка новых хозяйственных взаимоотношений предприятиями, расположенными в Республике Крым.
На протяжении текущего года сохраняется позитивная динамика в добывающей промышленности и разработке карьеров, где рост производства за январь - октябрь 2014 года составил 10,7%.
Производство продукции сельского хозяйства возросло на 1,4%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - на 2,7%.
При этом производство продукции растениеводства увеличилось на 4,6%, в т.ч., в аграрных предприятиях - на 5,2%.
Средняя номинальная заработная плата штатного работника в сентябре 2014 года составила 16288 руб., что в 3,4 раза выше уровня минимальной заработной платы (4750 руб.) и на 28,2% превышает размер заработной платы за сентябрь 2013 года.
Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,2%, что на 0,3 п.п. ниже, чем на начало года. Численность зарегистрированных безработных с начала года сократилась на 17,9% и составила 14,2 тыс. человек.
В тоже время за 9 месяцев 2014 года предприятиями и организациями за счет всех источников финансирования освоено 15252,3 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что на 60,9% ниже уровня января - сентября 2013 г. В расчете на одного жителя инвестиции составили 7792,1 руб.
От иностранных инвесторов за апрель - сентябрь 2014 года в экономику Республики Крым поступило 15,6 млн. долл. США прямых инвестиций (акционерного капитала).
Оборот розничной торговли за январь - октябрь 2014 года снизился на 5% и составил 128,9 млрд. руб., что обусловлено сокращением количества лиц, приезжающих в Крым на отдых.
В январе - августе 2014 года наблюдается спад в работе пассажирского (на 14%) и грузового транспорта (на 34,1%).
Строительными организациями за 9 месяцев 2014 года выполнено подрядных работ на 1,9 млрд. руб. (36,6% к уровню прошлого года). Негативные тенденции зафиксированы в автодорожном строительстве - "львиная" доля бюджетных ассигнований будет освоена в 4 квартале 2014 года. Снижены объемы жилищного строительства, что вызвано транспортными проблемами в части доставки строительных материалов с территории Украины и других регионов России.
Объем экспорта товаров Республики Крым за апрель - сентябрь 2014 года составил 90,7 млн. долл. США, импорта - 55,3 7 млн. долл. США.
Индекс потребительских цен за октябрь 2014 года составил 103,7%, с начала года - 130,6%.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 г. N 9 в раздел 2 внесены изменения
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы
Приоритетными направлениями социально-экономического развития региона, повышения национальной конкурентоспособности являются повышение инвестиционной активности, а также переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Развитие малого и среднего предпринимательства Республики Крым является важным условием функционирования рыночной экономики региона и значительно влияет на изменение структуры общества, в том числе на развитие среднего класса.
Целью Программы является создание условий для успешного развития экономики Крыма, создание благоприятного инвестиционного, инновационного и предпринимательского климата в Республике Крым.
Для достижения цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
- повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым;
- повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым; создание новых производств, удовлетворяющих современным требованиям и мировым стандартам, для изготовления наукоёмкой продукции;
- повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства.
Решение задач Программы осуществляется путем реализации подпрограмм "Улучшение инвестиционного климата Республики Крым", "Развитие инновационной деятельности в Республике Крым", "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым".
Реализация Программы осуществляется на протяжении 2015 - 2017 годов.
Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Программы предполагает получение следующих результатов:
увеличение объема инвестиций в экономику Республики Крым за счет всех источников финансирования;
увеличение объема прямых иностранных инвестиций;
увеличение количества инновационно-активных предприятий;
увеличение годового объема реализованной инновационной продукции;
предоставить гарантии не менее 105 субъектам малого и среднего предпринимательства при получении кредитных средств в коммерческих банках;
предоставить не менее 300 микрозаймов;
предоставление целевых грантов не менее 120 начинающим субъектам малого предпринимательства;
создать не менее 825 новых рабочих мест;
оказать консультационную поддержку не менее 15,0 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства,
субсидирование части затрат 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
субсидирование части затрат 15 субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Сведения о значениях основных индикаторов (показателей) реализации программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 г. N 420 в раздел 3 внесены изменения
3. Характеристика мероприятий Программы
Реализация Программы предполагает выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных подпрограммами "Улучшение инвестиционного климата Республики Крым", "Развитие инновационной деятельности в Республике Крым", "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым".
Подпрограмма "Улучшение инвестиционного климата Республики Крым" предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- Повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым;
- Устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности;
- Разработка и внедрение мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым;
- Внедрение механизмов государственно-частного партнерства в отношении объектов государственной собственности Республики Крым и объектов права муниципальной собственности;
- Формирование и продвижение имиджа Республики Крым как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности;
- Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.
Подпрограмма "Развитие инновационной деятельности в Республике Крым" предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- Создание и обеспечение эффективной работы инновационной инфраструктуры;
- Стимулирование разработок новой наукоёмкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Республики Крым;
- поддержка ведущих ученых, научных коллективов и организаций;
- Создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере;
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым" предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), обеспечение доступа к финансовым ресурсам;
- Содействие деятельности Государственного унитарного предприятия "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства" и увеличение капитализации гарантийного фонда;
- Предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела;
- Информационное, консультационное и образовательное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
- создание и содействие деятельности бизнес-инкубатора Республики Крым смешанного типа;
- Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Сведения о мерах государственного правового регулирования (перечень нормативных правовых актов, их основные положения и планируемые сроки принятия) в сфере реализации Программы представлены в приложении 3 к настоящей Программе.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 г. N 9 в раздел 5 внесены изменения
5. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
В реализации Программы участвуют: некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства", микрофинансовая организация "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым", Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства", Государственное автономное учреждение "Центр инвестиций и регионального развития", общественные, научные и иные организации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 сентября 2016 г. N 476 в раздел 6 внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым и внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год и Федеральном законе о федеральном бюджете.
Объем ассигнований из всех источников финансирования составляет 2192274,81 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
а) федеральный бюджет - 1559639,89 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 170 810,0 тыс. рублей;
2016 год - 259929,89 тыс. рублей;
2017 год - 1128900 тыс. рублей;
7. Риск реализации Программы и меры по управлению этими рисками
Реализация Программы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов.
На ход реализации Программы существенное влияние оказывают следующие риски: финансовые и правовые.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение доходов республиканского бюджета, незапланированное увеличение расходов, и как следствие, увеличение дефицита республиканского бюджета. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Программы, осуществляется при помощи следующих мер:
Привлечение средств на реализацию мероприятий Программы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в частности, получение субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий отдельных подпрограмм Программы);
рациональное использование имеющихся средств;
корректировка Программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределения средств между приоритетными направлениями Программы.
Правовые риски реализации Программы связаны с возможным изменением законодательства или приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением законодательства и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы на федеральном уровне, осуществляется при помощи следующих мер:
регулярный мониторинг изменений законодательства в сфере реализации Программы;
реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки Программы.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка реализации Программы проводится ежеквартально и по результатам завершения финансового года в соответствии с Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272.
Итоговая оценка реализации Программы проводится по завершении периода ее действия.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 сентября 2016 г. N 476 в паспорт внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Улучшение инвестиционного климата Республики Крым"
1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка и прогноз ее развития
Подпрограмма Республики Крым "Улучшение инвестиционного климата Республики Крым" (далее - подпрограмма) определяет цели, задачи, приоритетные направления и прогнозные показатели развития инвестиционной деятельности в Республике Крым, а также мероприятия по реализации подпрограммы.
Подпрограмма соответствует целям и задачам, определенным федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790.
Благодаря своему географическому положению, наличию значительных запасов природных ресурсов, развитой инфраструктуре, интеллектуальному и трудовому потенциалу, Республика Крым является экономически перспективным регионом Российской Федерации.
Для обеспечения развития Республики Крым необходим переход на инновационный путь развития, выведение региона в число ведущих отечественных экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора.
Необходимыми условиями реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение.
Мероприятия подпрограммы направлены на развитие инвестиционной деятельности в Республике Крым, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Крым и создание благоприятных условий для предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым.
В условиях интеграции Республики Крым в качестве субъекта Российской Федерации необходимо активизировать работу по формированию и развитию базового комплекса элементов современной системы привлечения инвестиций:
создание и совершенствование нормативной правовой базы Республики Крым в сфере инвестиционной деятельности;
разработка системы механизмов поддержки, стимулов и льгот для инвесторов;
обеспечение сопровождения инвестиционных проектов;
формирование системы институтов привлечения инвестиций;
устранение инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов.
В этой связи приоритетным аспектом развития инвестиционной деятельности на территории Республики Крым является внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Крым по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт).
Внедрение Стандарта позволит получить дополнительный набор инструментов для повышения инвестиционной привлекательности региона, включая использование лучших практик в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.
Одним из основных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса является создание свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В рамках свободной экономической зоны будут предусмотрены особенности в сфере земельных отношений, градостроительной деятельности, государственного и муниципального контроля, что позволит упростить процедуры получения земельных участков, строительства и введения в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также снизить административные барьеры в данных сферах.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при соблюдении установленных требований будут предоставлены льготы по налогам и сборам, а также возможность применения режима свободной таможенной зоны.
1.1. Инвестиции в основной капитал.
В 2011 - 2013 годах наибольшая часть капитальных инвестиций направлена на развитие промышленности. В 2013 году на эти цели направлено 50% капитальных инвестиций. На такие виды экономической деятельности, как строительство и временное размещение, организация питания направлено соответственно 20% и 6% капитальных инвестиций.
По итогам 2013 года капитальные инвестиции составили 60,3 млрд. руб. (индекс физического объема капитальных инвестиций составил 60,9% к предыдущему году).
На развитие экономики и социальной сферы Республики Крым за январь - сентябрь 2014 года направлено 15,3 млрд. руб. инвестиций в основной капитал (1) за счет всех источников финансирования.
По видам основных средств две трети инвестиций в основной капитал направлены в жилища и нежилые здания, 17% - машины и оборудование, 12,2% - сооружения.
По источникам финансирования наибольший объем инвестиций в основной капитал освоен за счет собственных средств предприятий и организаций - 7262,3 млн. руб. (47,6%) и средств населения на индивидуальное жилищное строительство - 5595,1 млн. руб. (36,7%).
Анализ инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности показывает, что 49% средств направлено на строительство, 17,7% - временное размещение и организация питания, 12,4% - промышленность.
Инвестиции в основной капитал в жилищное строительство составили 6570,8 млн. руб. (43% общего объема), в расчете на одного жителя этот показатель составил 3356,9 руб. Это позволило в январе - сентябре 2014 года ввести в эксплуатацию 418,6 тыс. м2 жилья в населенных пунктах Крыма.
1.2. Привлечение иностранных инвестиций.
Республика Крым является инвестиционно привлекательным регионом Российской Федерации и последние годы занимала лидирующие позиции по темпам роста и объемам поступления прямых иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции (динамика) с нарастающим итогом
За апрель - сентябрь 2014 года в экономику Республики Крым поступило 15,6 млн. долл. США прямых иностранных инвестиций, в том числе во II квартале 2014 года - 4,8 млн. долл. США, в III квартале 2014 года - 10,8 млн. долл. США.
Инвестиции поступили из 8 стран мира: Гернси, Кипр, Виргинские Острова, Белиз, Узбекистан, Франция, Турция и Белоруссия.
Основные направления инвестирования: организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, на развитие деятельности туристических агентств и туристических операторов, развитие деятельности гостиниц, учреждения здравоохранения.
Среди регионов ведущее место по объему поступивших инвестиций занимает городские округа Симферополь и Ялта. Также прямые инвестиции поступили на предприятия Черноморского, Белогорского и Бахчисарайского муниципальных районов.
Структура прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности во II квартале 2014 года
Структура прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в III квартале 2014 года
Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении поступающих инвестиционных средств: предпочтения отдаются крупным центрам с развитой рыночной инфраструктурой, сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы и туристические центры.
1.3. Основные проблемы развития инвестиционной деятельности
Основными проблемами, влияющими на развитие инвестиционной деятельности на территории Республики Крым, являются:
- недостаточно сформированное законодательство Республики Крым;
- отсутствие эффективной системы поддержки инвестора в реализации инвестиционных проектов;
- отсутствие механизмов государственной поддержки инвесторов;
- слабый потенциал специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений Республики Крым по вопросам инвестиционной деятельности;
- недостаточная информированность иностранных компаний об условиях ведения бизнеса, экономическом и инвестиционном потенциале Республики Крым.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Целью подпрограммы является развитие инвестиционной деятельности в Республике Крым, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Крым и создание благоприятных условий для предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым.
Достижение поставленной цели будет обеспечено путем реализации следующих задач:
1. Разработка и совершенствование законодательства Республики Крым в сфере инвестиционной деятельности
2. Повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым.
3. Устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности.
4. Разработка и внедрение мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.
5. Обеспечение равного доступа субъектов инвестиционной деятельности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
6. Формирование и продвижение имиджа Республики Крым как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности.
7. Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.
Целевые индикаторы на период 2015 - 2017 гг. выражены в следующих показателях (приложение 1):
Показатель 1. "Объем инвестиций в основной капитал".
Показатель 2. "Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Крым".
Показатель 3. "Количество инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым".
Выполнение подпрограммы позволит активизировать инвестиционные процессы на территории Республики Крым, увеличить поступление прямых иностранных инвестиций в республику и создать условия для перехода к инвестиционно-инновационной модели развития экономики.
Предусмотренные подпрограммой меры улучшения инвестиционного климата в Республике Крым позволят обеспечить достижение общего объема инвестиций в основной капитал за 2015 - 2017 годы в размере не менее 507615 млн. руб., прямых иностранных инвестиций - 120 млн. долл. США.
Прогнозные показатели развития инвестиционной деятельности Республики Крым на 2015 - 2017 годы
N |
Показатели, единицы измерения |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1. |
Объем инвестиций в основной капитал (млн. руб.) |
-(2) |
24478,8 |
147323 |
178662 |
181630 |
2. |
Объем прямых иностранных инвестиций (млн. долл. США) |
1608,9(3) |
15,6(4) |
30 |
40 |
50 |
3. |
Количество инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым по каждому году |
96 |
81 |
50 |
70 |
90 |
-------------------------------------------
(1) с 1 квартала 2012 учитывался показатель "Капитальные инвестиции", с марта 2014 года, в связи с принятием Республики Крым в Российскую Федерацию и изменением методологии учета показателей статистики учитывается показатель "Инвестиции в основной капитал"
(2) в 2013 году учитывался показатель "Капитальные инвестиции"
(3) Данные приведены нарастающим итогом с начала инвестирования
(4) Данные за апрель - сентябрь 2014 года
Комплексный и последовательный подход к реализации инвестиционной политики позволит достичь следующих результатов:
1. Увеличение объема инвестиций в экономику Республики Крым за счет всех источников финансирования.
2. Увеличение объема прямых иностранных инвестиций.
3. Количество инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым.
подпрограмма разработана на 2015 - 2017 годы. В ходе выполнения подпрограммы будет производиться корректировка показателей и ежегодных планов её реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций экономического развития Республики Крым.
В подпрограмме предусматривается реализация и финансирование комплекса взаимоувязанных мероприятий на протяжении всего срока действия подпрограммы, в связи с этим отдельные этапы её реализации не выделяются.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В подпрограмме предусматривается реализация 6 основных мероприятий:
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 сентября 2016 г. N 476 в пункт 1 внесены изменения
1. Повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым:
-- создание системы проектного управления инвестиционной деятельностью;
- формирование и обновление базы данных свободных земельных участков, реестров зданий, сооружений, площадок, возможных для реализации инвестиционных проектов;
- мониторинг реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым сметной стоимостью свыше 5 млн. руб.
- организация ведения реестра инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым.
2. Устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности:
- обеспечение деятельности Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым;
- обеспечение рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым по принципу "одного окна";
- обеспечение работы "горячей линии" по вопросам улучшения инвестиционного климата в Республике Крым.
3. Разработка и внедрение мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым.
4. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства в отношении объектов государственной собственности Республики Крым и объектов права муниципальной собственности.
5. Формирование и продвижение имиджа Республики Крым как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности:
- обновление и сопровождение Инвестиционного портала и Инвестиционной карты Республики Крым;
- продвижение экономического и инвестиционного потенциалов Республики Крым путем организации участия Республики Крым в российских и зарубежных форумах, презентациях, выставках, ярмарках и других мероприятиях, а также проведение подобных мероприятий в Республике Крым;
подготовка и изготовление презентационных, рекламных и методических материалов (сборники, брошюры, фото- и видеоматериалы, диски для лазерных систем), приобретение сувенирной продукции.
6. Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности - повышение квалификации специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Крым, муниципальных образований и организаций по вопросам инвестиционной деятельности.
4. Характеристики мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Мерами государственного регулирования являются все правовые акты Республики Крым, принятые в сфере инвестиционной деятельности.
Меры государственного регулирования в рамках указанной подпрограммы финансового выражения не имеют. Государственные задания в рамках подпрограммы не формируются.
5. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления, участие других организаций и предприятий в реализации подпрограммы
К реализации мероприятий подпрограммы будет привлекаться Государственное автономное учреждение "Центр инвестиций и регионального развития".
Общественные, научные и иные организации будут привлекаться к участию в реализации подпрограммы по следующим направлениям:
участие в выставках, конференциях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях;
подготовка презентационных, рекламных и методических материалов;
формирование и обновление базы данных свободных земельных участков, реестров зданий, сооружений, площадок, возможных для реализации инвестиционных проектов.
подготовка и реализация обучающих программ и пр.
Конкретные направления и состав организаций-участников будут определяться в зависимости от характера, проводимых мероприятий.
Привлечение общественных, научных и иных организаций на условиях возмездного оказания услуг будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством о государственных закупках.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 г. N 9 в раздел 6 внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Крым, а также с привлечением в установленном порядке внебюджетных источников.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год.
Ориентировочное финансовое обеспечение подпрограммы представлено в таблице.
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Риски реализации подпрограммы разделены на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя и соисполнителей подпрограммы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя подпрограммы.
Мерами управления внутренними рисками являются:
- детальное планирование хода реализации подпрограммы;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий подпрограммы;
- своевременная актуализация ежегодных планов реализации подпрограммы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий подпрограммы.
Внешние риски могут являться следствием:
- неблагоприятных внешнеполитических факторов;
- возникновения дестабилизирующих общественных процессов.
Для управления рисками этой группы предусмотрены следующие меры:
- проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации Программы и при необходимости актуализация плана реализации Программы;
- проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга текущих мировых тенденций в сфере реализации Программы с последующей при необходимости актуализацией плана реализации Программы;
- риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов, будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях в сети Интернет, и работой с обращениями граждан и организаций.
8. Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы обеспечивается путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложении 2 к Программе, что позволит создать благоприятные и конкурентоспособные условия для реализации инвестиционных проектов, увеличения поступлений инвестиций в экономику Республики Крым.
С целью контроля за ходом выполнения подпрограммы соисполнители ежеквартально будут представлять в Министерство экономического развития Республики Крым информацию о ходе выполнения мероприятий подпрограммы.
Министерство экономического развития Республики Крым будет ежеквартально проводить анализ выполнения подпрограммы и информировать Совет министров Республики Крым о ходе выполнения подпрограммы.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 г. N 420 в паспорт внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Развитие инновационной деятельности в Республике Крым"
1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка и прогноз ее развития
Приоритетным направлением социально-экономического развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным в стратегических документах Российской Федерации, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Инновационный сценарий долгосрочного развития Республики Крым, который следует рассматривать как приоритетный, характеризуется тем, что Совет министров Республики Крым заинтересован в привлечении в регион инвестиционных проектов, направленных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья. Для ускорения экономического развития Республики Крым через раскрытие (реализацию) и развитие научно-технического инновационного потенциала необходимо обеспечить:
создание условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства и развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющего инновационную деятельность;
эффективное использование научно-технического потенциала научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций области для решения актуальных проблем развития экономики и социальной сферы региона;
повышение инвестиционной и инновационной активности организаций;
привлечение инвестиций в развитие реального сектора экономики.
К настоящему времени развитие инновационной деятельности характеризуется следующими проблемами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:
1) отсутствует инновационная инфраструктура Республики Крым, необходимая предприятиям, использующим инновации, и организациям научно-технической сферы;
2) отсутствует механизм коммерциализации и передачи созданных передовых технологий организациям Республики Крым для внедрения в производство;
3) недостаточно развит спрос организаций реального сектора экономики Республики Крым на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты инновационной деятельности;
4) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами инновационной деятельности.
Сегодня Республика Крым обладает значительным потенциалом для развития инновационной деятельности. Учебные заведения обеспечивают профессиональными кадрами практически все отрасли экономики.
Система образования представлена развитой сетью учреждений: 10 образовательных организаций высшего образования, 27 профессионально-технических и порядка 586 общеобразовательных.
Научно-техническую деятельность осуществляют более 2,4 тыс. человек в 33 научных, научно-исследовательских, проектных и конструкторских институтах и бюро, исследовательских экспериментальных станциях, в том числе: Крымская академия наук, Национальный институт винограда и вина "Магарач", Институт сельского хозяйства Крыма, Национальный научный центр "Никитский ботанический сад", Карадагский природный заповедник, КРП НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория" и другие.
Кроме того научно-техническую деятельность осуществляют учреждения Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" (ГУ "Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского", Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Крымский агротехнологический университет, Крымский научный центр, Отдел сейсмологии Института геофизики им. С.И. Субботина и другие), а также РВУЗ "Крымский инженерно-педагогический университет" и Керченский государственный морской технологический университет.
Более трети всего населения Крыма - это граждане с высшим образованием, выпускники высших учебных заведений региона, получившие специальность в таких востребованных направлениях, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, предпринимательство и менеджмент, инженерное дело, строительство, энергетика, медицина и курортология.
Несмотря на это, уровень инновационной активности остается на низком уровне. По данным статистики по итогам 2013 года (по 2014 году данные отсутствуют) предприятия, занимающиеся инновациями, составляли 15,2% от общего числа предприятий материальной сферы экономики Крыма.
Внедряли инновации 27 промышленных предприятий (8,2% общего количества обследуемых) пищевой промышленности, машиностроения и химической промышленности.
Большая часть данных предприятий расположена в таких городах, как Симферополь, Феодосия и Красноперекопск.
В целях создания условий для устойчивого развития инновационной деятельности необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач и осуществить ряд мероприятий с использованием финансовых ресурсов из различных источников. При этом должен быть задействован широкий круг участников.
Для координации и согласования их действий, определения ресурсов и их источников, ответственных за исполнение мероприятий, а также для определения прав и обязанностей участников процесса необходимо использовать программно-целевой метод.
Подпрограмма позволит объединить отдельные мероприятия и получить положительный эффект, выраженный в формировании новых направлений, развитии исследовательской, конструкторской, внедренческой и производственной деятельности, дающих максимальный экономический эффект.
Программно-целевой метод необходим для того, чтобы консолидировать и сконцентрировать в рамках Программы государственные и внебюджетные ресурсы на реализации прорывных направлений. Консолидация ресурсов позволит более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития региона, повысить степень координации и качество управления подпрограммой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоёмкие и высокотехнологичные сферы экономики.
В связи с переходным периодом, отсутствием статистических данных об инновационной деятельности в Республике Крым за 2014 год и, соответственно, использованием показателей 2013 года ожидаемые результаты, показатели и целевые индикаторы подпрограммы будут корректироваться.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
С учетом целей, определенных Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316, целью подпрограммы является повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым путем стимулирования инновационной активности предприятий и организаций и внедрения передовых достижений науки и техники во всех отраслях экономики региона.
Для достижения поставленной цели и реализации основных принципов необходимо решение следующих основных задач:
1) создание и обеспечение эффективной работы инновационной инфраструктуры;
2) стимулирование разработок новой наукоёмкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Республики Крым;
3) поддержка ведущих учёных, научных коллективов, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;
4) создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере;
5) информационное обеспечение инновационной деятельности.
6) развитие интеллектуальной собственности в Республике Крым.
Основными индикаторами оценки эффективности подпрограммы являются:
1) количество промышленных инновационно-активных предприятий;
2) количество ведренных новых технологий.
По результатам реализации подпрограммы планируется достижение следующих показателей:
1) увеличение количества инновационно-активных предприятий;
2) увеличение годовых затрат на инновации;
3) увеличение годового объема реализованной инновационной продукции;
4) повышение кадрового потенциала менеджеров для коммерциализации научно-технических разработок и продвижения инновационной продукции на рынок;
5) повышение спроса организаций реального сектора экономики Республики Крым на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты инновационной деятельности;
6) формирование и целенаправленное продвижение устойчивого положительного имиджа Республики Крым как территории благоприятной для развития инновационной деятельности, территории деловой и инвестиционной активности.
Подпрограмму предполагается реализовать в течение 2015 - 2017 годов.
В подпрограмме предусматриваются реализация и финансирование комплекса взаимосвязанных мероприятий на протяжении всего срока действия подпрограммы, в связи с этим конкретизация мероприятий будет осуществляться в ежегодных планах реализации подпрограммы.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 г. N 420 раздел 3 изложен в новой редакции
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В подпрограмме предусматривается реализация 4 основных мероприятий:
1. Создание и обеспечение эффективной работы инновационной инфраструктуры:
- создание и развитие центра кластерного развития.
2. Стимулирование разработок новой наукоемкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Республики Крым:
- разработка и внедрение мер государственной поддержки инновационной деятельности.
3. Поддержка ведущих ученых, научных коллективов и организаций:
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества.
4. Создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере:
- проведение конференций по вопросам интеллектуальной собственности, а также проведение обучающих семинаров и тренингов.
4. Характеристики мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Мерами государственного регулирования являются все правовые акты Республики Крым, принятые в сфере инновационной деятельности.
Меры государственного регулирования в рамках указанной подпрограммы финансового выражения не имеют.
Государственные задания в рамках подпрограммы не формируются.
5. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления, участие других организаций и предприятий в реализации подпрограммы
К реализации мероприятий подпрограммы будет привлекаться Государственное автономное учреждение "Центр инвестиций и регионального развития".
Общественные, научные и иные организации будут привлекаться к участию в реализации подпрограммы по следующим направлениям:
участие в выставках, конференциях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях;
подготовка презентационных, рекламных и методических материалов;
подготовка и реализация обучающих программ и пр.
Конкретные направления и состав организаций-участниц будут определяться в зависимости от характера проводимых мероприятий.
Привлечение общественных, научных и иных организаций на условиях возмездного оказания услуг будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством по вопросам контрактной системы закупок.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 г. N 420 в раздел 6 внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Крым, а также с привлечением в установленном порядке внебюджетных источников.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2017 годах составляет 37800,00 тыс. руб., в том числе по годам реализации подпрограммы:
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Риски реализации подпрограммы разделены на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя и соисполнителей подпрограммы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя подпрограммы.
Мерами управления внутренними рисками являются:
- детальное планирование хода реализации подпрограммы;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий подпрограммы;
- своевременная актуализация ежегодных планов реализации подпрограммы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий подпрограммы.
Внешние риски могут являться следствием:
- деятельности иных органов государственной власти;
- появления новых научных, технических и технологических решений на мировом рынке;
- возникновения дестабилизирующих общественных процессов.
Для управления рисками этой группы предусмотрены следующие меры:
- проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации Программы и при необходимости актуализация плана реализации Программы;
- проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга текущих мировых тенденций в сфере реализации Программы с последующей при необходимости актуализацией плана реализации Программы;
- риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов, будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях в сети Интернет, и работой с обращениями граждан и организаций.
8. Механизм реализации подпрограммы
Текущее управление реализацией подпрограммы осуществляет ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Республики Крым.
С целью контроля за ходом выполнения подпрограммы исполнители ежеквартально будут представлять в Министерство экономического развития Республики Крым информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.
Министерство экономического развития Республики Крым будет ежеквартально проводить анализ выполнения подпрограммы, информировать Совет министров Республики Крым о ходе выполнения подпрограммы.
Результаты выполнения мероприятий подпрограммы будут освещаться в средствах массовой информации.
Общественный контроль за выполнением мероприятий подпрограммы осуществляется в установленном законодательством порядке.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 сентября 2016 г. N 476 в паспорт внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым"
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 г. N 9 в раздел 1 внесены изменения
1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития
Развитие МСП Республики Крым является важным условием функционирования рыночной экономики и значительно влияет на изменение структуры общества, в том числе на развитие среднего класса.
МСП способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест, МСП снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами местного производства и услугами.
МСП развивается, как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеет большое социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную и политическую стабильность, быстро адаптируется к потребностям рынка, оперативно создает и применяет новые технологии и научные разработки, способствует формированию конкурентной среды, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Сегодня существует ориентация МСП на быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются сегодня не в достаточной мере по причине переходного периода.
В 2014 году были осуществлены мероприятия, направленные на поддержку субъектов МСП, расположенных в Республике Крым, в переходной период в рамках реализации Государственной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год" (далее - программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год"), утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 27 мая 2014 года N 101.
В рамках программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год" созданы три фонда поддержки малого и среднего предпринимательства:
- некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства",
- микрофинансовая организация "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым",
- Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства".
В условиях переходного периода актуальным остается ряд проблемных вопросов в сфере деятельности малого и среднего бизнеса.
1. Необходимость интегрирования бизнеса Республики Крым в правовую систему России:
необходимость гармонизации законодательства (нормативно-правовой базы по адаптации бизнеса к законодательству Российской Федерации);
низкая активность субъектов хозяйствования при осуществлении процедуры регистрации (перерегистрации) бизнеса в соответствии с требованиями российского законодательства. (Предприятия до окончания переходного периода стараются использовать привычные украинские нормы налогообложения и ведения бухгалтерского учета).
неурегулированность разрешительных процедур и процедур осуществления государственного контроля, получения документов разрешительного характера субъектами малого и среднего предпринимательства;
необходимость переоформления лицензий, специальных разрешений и патентов, проведение перерегистрации торговых марок предприятий и торговых марок продукции;
отсутствие межведомственных административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности (технических, санитарных, строительных) в связи с перераспределением полномочий среди органов власти;
низкий уровень правовой грамотности предпринимателей в части действующего российского законодательства.
2. Необходимость интегрирования бизнеса Республики Крым в экономическую систему Российской Федерации:
отсутствие доступных финансовых инструментов, острая необходимость в нормализации банковской системы (сложности в получении дешевых и долгосрочных кредитных ресурсов),
отсутствие залогового имущества у субъектов малого и среднего бизнеса при получении кредитов (в связи с необходимостью переоформления прав собственности на землю и недвижимость);
проблемы финансового характера, связанные с возвратом/возмещением денежных средств в связи с их заморозкой украинскими банковскими учреждениями;
энергетическая, товарно-сырьевая зависимость, ограниченность водных ресурсов (дефицит / перебои с обеспечением ресурсами, сырьем с материковой части Украины);
необходимость выстраивания новых экономических связей с Россией с учетом более сильной конкурентной среды и построение новой транспортно-логистической системы.
3. Необходимость интегрирования бизнеса Республики Крым в общественно-информационное поле Российской Федерации:
необходимость вхождения в российскую инфраструктуру по вопросам развития и поддержки предпринимательства в качестве структурного подразделения, а также вступления в саморегулируемые организации (СРО);
неразвитая сеть общественных организаций, выражающих интересы предпринимателей;
недостаточное информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, затрудняющее принятие управленческих и коммерческих решений;
слаборазвитая сеть консалтинговых организаций по адаптации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в законодательном поле России.
Программный метод и системный подход к решению проблем поддержки предпринимательства позволит осуществлять последовательную и планомерную работу, направленную на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории Республики Крым, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 января 2016 г. N 9 в раздел 2 внесены изменения
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Подпрограмма направлена на долгосрочное и стратегическое развитие малого и среднего предпринимательства Республики Крым путем повышения доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым источникам.
Поддержка МСП рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Крым.
Подпрограмма определяет цели, задачи, направления и формы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных подпрограммой мероприятий, индикаторы их результативности.
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Экономического развитие и инновационная экономика", Законом Республики Крым от 17 июля 2014 года N 30-ЗРК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым";
Целью подпрограммы является:
обеспечение условий развития МСП - источника создания новых рабочих мест, развития приоритетных секторов экономики;
создание системы государственной поддержки МСП.
Основные задачи подпрограммы:
поддержка МСП в приоритетных сферах;
развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов МСП;
создание инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
Показателями достижения данной цели являются:
количество субъектов МСП, всего на конец года, ед. численность занятых работников у субъектов МСП, всего, тыс. чел. доля численности работников, занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения, всего, тыс. чел.
количество субъектов МСП, получивших государственную финансовую поддержку, ед.
количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП, ед.
количество субъектов МСП в расчете на 1 тыс. человек населения Республики Крым, ед.
Срок реализации подпрограммы: с 2015 по 2017 годы. Подпрограмма реализуется без разделения на этапы.
Реализация мероприятий подпрограммы предполагает создать условия для сохранения действующих и вновь образованных субъектов МСП, что позволит обеспечить увеличение количества рабочих мест, повышение заработной платы на предприятиях субъектов МСП, а также повысить уровень жизни населения.
Реализация комплекса программных мероприятий позволит:
предоставить гарантии не менее 105 субъектам малого и среднего предпринимательства при получении кредитных средств в коммерческих банках;
предоставить не менее 300 микрозаймов;
предоставить целевые гранты не менее 120 начинающим субъектам малого предпринимательства;
создать не менее 825 новых рабочих мест;
субсидирование части затрат 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
субсидирование части затрат 15 субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)
оказывать консультационную поддержку не менее 15,0 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства.
Прямая и косвенная экономическая эффективность мероприятий подпрограммы заключается в существенном усилении влияния роли малого и среднего предпринимательства на развитие всех составляющих экономики Республики Крым.
Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации подпрограммы оказывается при условии, если субъект малого и среднего предпринимательства:
зарегистрирован на территории Республики Крым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Крым;
не является нерезидентом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
не осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
не находится в процедуре реорганизации, ликвидации и банкротства и/или деятельность субъекта малого и среднего предпринимательства приостановлена;
не имеет просроченной задолженности перед бюджетами любого уровня и (или) внебюджетными фондами и (или) ее реструктуризации;
обеспечивает уровень заработной платы, выплачиваемой наёмным работникам, не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на территории Республики Крым на момент подачи заявления.
Преимущественно на получение государственной поддержки отдается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных социально-экономических сферах, определенных Законом Республики Крым от 17 июля 2014 года N 30-ЗРК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым":
1) инновации и промышленное производство;сельскохозяйственная деятельность;
2) санаторно-курортная и туристическая сфера;
3) народные художественные промыслы и ремесла.
Детальные и/или дополнительные критерии получения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым в рамках реализации подпрограммы указаны в порядках, регламентирующих правила и условия той или иной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 мая 2016 г. N 209 в раздел 3 внесены изменения
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы направлены на создание инфраструктуры поддержки субъектов МСП, обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам, информационно-консультационное обеспечение деятельности МСП.
Задачей переходного этапа является создание необходимых элементов инфраструктуры по всем основным направлениям МСП и формирование комплексной системы, способной взаимодействовать с потребителями и заинтересованными организациями.
В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по двум основным направлениям работы:
развитие инфраструктуры поддержки МСП, обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам:
содействие деятельности микрофинансовой организации "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым" (предоставление микрозаймов субъектам МСП);
содействие деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства" и увеличение капитализации гарантийного фонда (предоставление гарантий субъектам МСП);
предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела;
создание и содействие деятельности Общественной организации "Крымский республиканский бизнес-инкубатор";
субсидирование части затрат малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)
создание информационно-консультационной, образовательной среды для поддержки и развития субъектов МСП;
информационное, консультационное и образовательное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
содействие деятельности и финансовая поддержка некоммерческой организации "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства"
создание и содействие деятельности бизнес-инкубатора Республики Крым смешанного типа;
реализация мероприятий по молодежному предпринимательству.
В рамках реализации мероприятий по молодежному предпринимательству предполагается проведение конкурсов "Бизнес-инициатива", "Бизнес-таланты Крыма", "Молодой предприниматель России", проекта "Бизнес-старт", а также обучающего мероприятия "Бизнес-карьера" и других";
Перечень основных мероприятий Государственной программы приводится в приложении 2 к Программе.
4. Характеристика мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Особенности мер государственного и нормативного правового регулирования в сфере развития МСП предусмотрены в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в Законе Республики Крым от 17 июля 2014 года N 30-ЗРК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым".
В сфере развития МСП на территории Республики Крым предполагается принятие мер по совершенствованию нормативной правовой базы, касающихся вопросов предоставления государственной поддержки МСП.
Также будут предприняты меры по повышению эффективности использования финансовых инструментов поддержки субъектами МСП и предоставления им в пользование государственного имущества, в том числе офисных помещений (площадей) в бизнес-центрах (инкубаторах).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 мая 2016 г. N 209 в раздел 5 внесены изменения
5. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления, участие других организаций и предприятий в реализации подпрограммы
В реализации мероприятий подпрограммы будут задействованы следующие организации/учреждения/ предприятия:
некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства",
микрофинансовая организация "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым",
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства",
бизнес-инкубатор Республики Крым смешанного типа.
Эти организации будут выполнять мероприятия по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП, в том числе реализацию обучающих программ и информационное обеспечение.
В реализации подпрограммы будут участвовать общественные, научные и иные организации инфраструктурной поддержки МСП. Основные направления участия:
участие в конференциях, круглых столах, семинарах;
разработка научно-методических и информационных материалов;
подготовка и реализация обучающих программ и пр.
Конкретные направления участия и состав организаций-участников будут определяться управлением развития предпринимательства и государственного регулирования Министерства экономического развития Республики Крым в зависимости от характера, проводимых мероприятий.
Привлечение общественных, научных и иных организаций на условиях возмездного оказания услуг будет осуществляться на условиях федерального законодательства о государственных закупках.
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должны отвечать требованиям, указанным в приложении 5 к Программе.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 г. N 420 в раздел 6 внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета в порядке софинансирования.
Сведения о расходах бюджета Республики Крым на реализацию подпрограммы с разбивкой по основным мероприятиям представлены в приложении 1 к Программе.
Объемы софинансирования подпрограммы из средств бюджета Республики Крым, федерального бюджета, предусмотренные в Программе, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с утверждением федерального бюджета, бюджета Республики Крым на очередной финансовый год, исходя из возможностей указанных бюджетов и других источников.
Расходы на реализацию подпрограммы осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства, условиями предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП, нормативными правовыми актами Республики Крым, порядками и методиками распределения и предоставления средств.
Приоритетными направлениями расходования средств на реализацию подпрограммы являются: формирование инфраструктуры поддержки МСП, создание механизмов финансовой поддержки субъектов МСП, поддержка и развитие субъектов МСП, обеспечивающих создание новых рабочих мест, насыщение товарного рынка продукцией местных производителей, необходимых и выгодных для экономики Республики Крым.
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам реализации подпрограммы, которые возникнут в процессе реализации мероприятий подпрограммы, могут быть отнесены:
финансовые риски, связанные с отсутствием финансирования подпрограммы в полном объеме в установленные сроки;
правовые риски, связанные с отсутствием нормативного регулирования основных мероприятий подпрограммы;
организационные риски, связанные с несвоевременным выполнением мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации государственной подпрограммы, оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя подпрограммы (Программы) в адрес органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, участников Программы.
8. Механизм реализации подпрограммы
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться с использованием показателей выполнения Программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Программы.
Методика оценки эффективности Программы (далее - методика) представляет собой алгоритм оценки в процессе (по годам государственной программы) и по итогам реализации Программы в целом как результативности Программы исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям, так и экономической эффективности достижения таких результатов с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Программы.
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основе:
оценки степени достижения целей и решения задач подпрограммы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов подпрограммы и их плановых значений по формуле:
Сд= Зф/Зп*100%,
где:
Сд - степень достижения целей (решения задач);
Зф - фактическое значение индикатора подпрограммы;
Зп - плановое значение индикатора.
степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетов всех уровней и иных источников ресурсного обеспечения подпрограммы путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования подпрограммы в целом, по формуле:
Уф=Фф/Фп*100%,
где:
Уф - уровень финансирования реализации основных мероприятий подпрограммы;
Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий подпрограммы;
Фп - плановый объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий подпрограммы на соответствующий отчетный период;
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.