Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 31 марта 2015 года N 173
Паспорт
Государственной программы обеспечения дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым на 2015 год
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым |
|
Соисполнители Программы |
Государственное казённое учреждение Республики Крым "Центр занятости населения" (далее - ГКУ "Центр занятости населения") |
|
Участники Программы |
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым, учреждения профессионального образования всех уровней, расположенные на территории Республики Крым, предприятия и организации Республики Крым |
|
Подпрограммы Программы |
отсутствуют |
|
Программно-целевые инструменты Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 647 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда"; постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1472 "О дополнительных мерах по поддержке в 2015 году рынка труда Республики Крым и г. Севастополя" |
|
Цели Программы |
Сохранение стабильной ситуации на рынке руда, повышение занятости населения, снижение социальной напряжённости |
|
Задачи Программы |
- недопущение высвобождения работников, сохранение их занятости; - обеспечение временной занятости граждан, работников организаций, находящихся под риском увольнения; - увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счёт организации самозанятости безработных граждан |
|
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Уровень безработицы (по методологии МОТ); Численность безработного населения, рассчитанного по методологии МОТ; Уровень регистрируемой безработицы; Коэффициент напряжённости на рынке труда (численность безработных граждан в расчёте на одну заявленную вакансию на конец года) |
|
Этапы и сроки реализации Программы |
2015 год |
|
Объёмы бюджетных ассигнований Программы |
Общий объём финансирования Программы составляет 531615,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) снизится к концу 2015 года до 5,5%; Численность безработного населения, рассчитанного по методологии МОТ, сократится до 53,0 тыс. чел.; Уровень регистрируемой безработицы на конец года не выше 2,2%. Содействие в организации самозанятости 2000 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными, трудоустройство на созданные ими дополнительные рабочие места 1500 безработных граждан. Организация опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования 2300 работников организаций, находящихся под риском увольнения. Организация стажировок 63 работников организаций, не обеспеченных объёмом заказов, в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа. Организация временных рабочих мест для трудоустройства 9990 человек, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке в территориальных отделениях Государственного казённого учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" (далее - ТО ГКУ "Центр занятости населения"). |
I. Характеристика состояния и проблемы развития рынка труда Республики Крым
Приоритеты государственной политики в сфере занятости - повышение уровня занятости и преодоление безработицы. Для недопущения роста уровня безработицы принимаются и превентивные меры по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников.
Сохранению стабильной ситуации на рынке труда в 2014 году способствовали реализация мероприятий активной политики занятости и дополнительных мер по поддержке рынка труда, которые реализовывались в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 647 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда", постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года N 230 "Об утверждении Государственной программы обеспечения дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым на 2014 год".
Показатели регистрируемого рынка труда Республики Крым в течение 2014 года имели неравномерную динамику. Так, если на конец марта (на начало переходного периода вхождения Крыма в Российскую Федерацию) численность безработных на учёте составляла 18890 человек, уровень безработицы - 1,6% трудоспособного возраста, то на начало декабря, даже с учётом сезонного фактора, показатели уменьшились до 15046 безработных на учёте и 1,3% уровня зарегистрированной безработицы. Однако на начало 2015 года, когда реализация мероприятий поддержки рынка труда была завершена, численность безработных на учёте резко увеличилась - до 17524 человек.
Дополнительные меры, которые были предприняты на рынке труда, полностью себя оправдали и позволили создать условия для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снизить уровень безработицы, смягчить последствия долговременной безработицы, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, а также повысить профессиональное мастерство, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
В рамках реализации программы дополнительных мер по поддержке рынка труда зарегистрировались в качестве предпринимателей и заключили договор с органами службы занятости о предоставлении средств на развитие предпринимательской деятельности 288 бывших безработных, которые создали дополнительно 133 рабочих места для трудоустройства безработных.
По опережающему обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, находящихся под риском увольнения, с 94 организациями заключены договоры на обучение 904 человек. Для 2 специалистов керченского предприятия организована стажировка за пределами Крымского федерального округа.
Во временных работах принял участие 4581 человек, в том числе 1938 работников, находящихся под риском увольнения, и 2643 безработных.
Однако, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, социально-экономическая ситуация в Республике Крым продолжает оставаться сложной.
Индекс строительной продукции в Республике Крым в январе - ноябре 2014 года по сравнению с январем - ноябрем 2013 года составил 41,7%.
В 2014 году по сравнению с данными за 2013 год объём грузоперевозок, выполненных транспортным комплексом Республики Крым, уменьшился на 32,1%, грузооборот - на 54,1%.
За январь - сентябрь 2014 года принято в эксплуатацию 418,6 тыс. м2 общей площади жилых домов, что на 36,7% меньше, чем за 9 месяцев предыдущего года.
По результатам мониторинга, проведенного Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, на 21 января 2015 года задолженность по выплате заработной платы в республике по сравнению с 1 января 2015 года уменьшилась на 1,2 млн. руб. (на 0,7%) и по оперативным данным регионов на 78 предприятиях - должниках составила 183,2 млн. руб.
По экономической активности предприятий ситуация следующая:
- на 34 экономически активных предприятиях задолженность составляет 74,2 млн. руб. (40,5% от общей суммы задолженности по Республике Крым), по сравнению с 1 января 2015 года задолженность уменьшилась на 1,1 млн. руб. (на 1,4%);
- на 36 предприятиях-банкротах задолженность составляет 97,0 млн. руб. (52,9% общей суммы задолженности), по сравнению с 1 января 2015 года задолженность уменьшилась на 156,0 тыс. руб. (0,2%);
- на 8 экономически неактивных предприятиях задолженность составляет 12,0 млн. руб. (6,6% общей суммы задолженности), по сравнению с 1 января 2015 года задолженность осталась на прежнем уровне.
На рынок труда Республики Крым продолжают оказывать влияние многие факторы, одним из которых продолжает оставаться процесс ликвидации старых структур, создание новых в соответствии с законодательством Российской Федерации, неполная занятость сотрудников.
По состоянию на 30 декабря 2014 года предполагалось к увольнению 29867 человек, из них 29846 чел. - по инициативе работодателя.
На 110 предприятиях (штатная численность - 22462 чел.) работает в режиме неполной занятости 5491 человек, в том числе находятся в отпусках без сохранения зарплаты 313 чел. (на 20 предприятиях со штатной численностью 3856 работников), работают неполный рабочий день 4609 чел. (работники 95 предприятий с численностью 20710 человек), в простое по вине работодателя находятся 569 человек (работники 8 предприятий со среднесписочной численностью 2999 человек).
Наибольшее количество работодателей, работники которых находятся под риском увольнения, зарегистрированы в Симферополе - 176 предприятий, Симферопольском районе - 68 организаций, Красноперекопске - 61 организация, Саках - 57 предприятий.
Одной из проблем рынка труда Республики Крым является наличие большого объёма нерегламентированной (теневой) занятости. Наиболее распространённые виды этой деятельности: "услуги проживания", "общественное питание", "строительные и ремонтные работы", "водитель на собственном автомобиле" и другие; сезонность использования трудовых ресурсов, нестабильная ситуация на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Республики Крым, низкая мобильность крымчан, недостаточная конкурентоспособность граждан на рынке труда.
Ситуация на рынке труда Республики Крым характеризуется дифференциацией муниципальных образований по показателям уровня регистрируемой безработицы, её продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы.
Для дальнейшей стабилизации на рынке труда необходимо продолжить принятие превентивных мер по сохранению стабильной ситуации на рынке труда, продлить действие Государственной программы обеспечения дополнительных мер по поддержке рынка труда в 2015 году.
Настоящая Программа разработана в целях реализации таких мер по следующим направлениям:
1. Стимулирование предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Продолжающиеся структурные изменения в экономике поддерживают тенденцию сохранения достаточного числа граждан, желающих организовать собственное дело. Развитие малого предпринимательства снижает зависимость занятости населения от экономически нестабильных предприятий, уменьшает риск безработицы.
Финансовые средства на открытие собственного дела позволят частично восполнить дефицит стартового капитала у безработных граждан. Кроме этого, за счёт обучения безработных граждан, желающих открыть собственное дело, основам малого предпринимательства и профессиям, позволяющим обеспечить самозанятость, решается проблема повышения их квалификации и преодоления психологических барьеров.
2. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), организация стажировок работников организаций, не обеспеченных объёмом заказов.
Предприятия, организации и учреждения, расположенные в Республике Крым, работая в новых условиях, без налаженных связей сбыта продукции, будут вынуждены снижать объёмы производства, производить перепрофилирование и развивать другие виды деятельности. В случае угрозы массового высвобождения работников (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников) для них будет организовано опережающее профессиональное обучение для обеспечения потребности работодателей в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
С учётом специфики организации опережающего обучения планируется использование в процессе обучения современных инновационных технологий и методик, гибких форм обучения, позволяющих оптимизировать сроки, стоимость и качество обучения.
Стажировки, организуемые для работников организаций, не обеспеченных объёмом заказов, позволяющих сохранить полную занятость работников или их численность, в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа, позволит повысить конкурентоспособность, трудовую и профессиональную мобильность работников, находящихся под риском увольнения.
3. Организация временного трудоустройства для работников в случае угрозы массового увольнения.
В Республике Крым сохраняется необходимость в проведении временных работ в сфере благоустройства, организации летней оздоровительной кампании, сельского хозяйства, дорожных работ, в других сферах.
Организация временных работ для работников, находящихся под угрозой массовых увольнений, позволит сохранить занятость работников организаций, временно снизивших объёмы производства (оказания услуг) или приостановивших деятельность.
II. Приоритеты, цели и задачи программы
Основными приоритетами Программы являются:
- сохранение стабильной ситуации на рынке труда;
- повышение эффективности занятости населения;
- снижение социальной напряжённости.
Целями Программы являются:
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счёт организации самозанятости работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан;
- недопущение высвобождения работников, сохранение их занятости, повышение конкурентоспособности, профессиональной мобильности работников;
- обеспечение временной занятости граждан, работников организаций, находящихся под риском увольнения.
Реализация целей Программы будет обеспечиваться решением следующих задач:
- стимулирование предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными;
- организация опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, находящихся под риском увольнения;
- организация стажировок работников организаций, не обеспеченных объёмом заказов, в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа, позволит повысить конкурентоспособность, трудовую и профессиональную мобильность работников;
- организация временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке.
III. Основные мероприятия программы
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс мероприятий, направленных на недопущение высвобождения работников, сохранение их занятости, увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счёт организации самозанятости, обеспечение временной занятости граждан, работников организаций, находящихся под риском увольнения. В соответствии с задачами Программы основным исполнителем программных мер является ГКУ "Центр занятости населения" и его территориальные органы. Перечень мероприятий Программы с указанием источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в приложении 1 к Программе.
IV. Нормативное обеспечение реализации программы
Нормативной базой для реализации Программы являются:
1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 647 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1472 "О дополнительных мерах по поддержке в 2015 году рынка труда Республики Крым и г. Севастополя".
V. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на краткосрочный период и будет реализовываться в течение 2015 года.
VI. Информация об участии общественных, научных и иных организаций реализации программы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации мероприятий Программы не предусмотрено.
VII. Ресурсное обеспечение программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства федерального бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов (далее - трансферты) на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым в сумме 531615,0 тыс. рублей.
VIII. Оценка социально-экономической эффективности программы
Для оценки результатов реализации Программы будут использоваться следующие основные показатели:
содействие в организации самозанятости 2000 работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными, трудоустройство на созданные ими дополнительные рабочие места 1500 безработных граждан;
организация опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования 2300 работников, находящихся под риском увольнения;
организация стажировок 63 работников организаций, не обеспеченных объёмом заказов, позволяющих сохранить полную занятость;
обеспечение временной занятости 9990 граждан, работников организаций, находящихся под риском увольнения.
Реализация мероприятий Программы позволит не допустить роста численности безработных граждан, состоящих на учёте в органах службы занятости, и приведет к оптимистическому развитию баланса трудовых ресурсов.
Если Программа не будет реализована полностью или частично, возможны следующие социальные риски:
увеличение численности зарегистрированных безработных;
рост уровня зарегистрированной безработицы до 2,5% экономически активного населения республики.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.