Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 30 апреля 2015 года N 242
Государственная программа Республики Крым
"Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"
1. Паспорт Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство транспорта Республики Крым |
||||||
Соисполнители программы |
- |
||||||
Участники программы |
Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
||||||
Подпрограммы программы |
Отсутствуют |
||||||
Цели программы |
Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, достижение наибольшей экономической эффективности при использовании автотранспортной техникой моторного топлива - компримированного природного газа (метан). |
||||||
Задачи программы |
1. Расширение использования природного газа как наиболее безопасного для окружающей среды топлива. 2. Модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива. |
||||||
Целевые индикаторы и показатели программы |
В период с 2015 по 2017 годы планируется замена части парка автотранспортных средств в Республике Крым: - автобусов на городских маршрутах регулярных перевозок - не менее 50 процентов; - автобусов на пригородных маршрутах регулярных перевозок - не менее 30 процентов; - транспорта, обслуживающего жилищно-коммунальное хозяйство - не менее 50 процентов; - грузового перевозящего и строительного транспорта - не менее 30 процентов; - автотранспорта бюджетных организаций, в том числе автомобилей скорой помощи 30 процентов; - сельскохозяйственного транспорта - не менее 30 процентов. |
||||||
Этапы и сроки реализации программы |
Программа реализуется в два этапа: I этап - 2015 - 2017 годы; II этап - 2017 - 2020 годы. Срок реализации с 2015 по 2020 год |
||||||
Объемы бюджетных ассигнований программы |
1. Средства бюджета Республики Крым - 270 млн. руб. 2. Средства муниципальных образований - 120 млн. руб. 3. Средства федерального бюджета - 1778 млн. руб. 4. Внебюджетные средства - 3048 млн. руб. Объем финансирования Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа) за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год и Федеральным законом о федеральном бюджете. |
||||||
|
(млн. рублей) |
|
|||||
Год |
Всего |
Средства бюджета Республики Крым |
Средства муниципальных образований |
Средства бюджета Российской Федерации |
Средства внебюджетных источников |
|
|
2015 |
936 |
60 |
40 |
308 |
528 |
||
2016 |
2040 |
100 |
40 |
700 |
1200 |
||
2017 |
2240 |
110 |
40 |
770 |
1320 |
||
Всего: |
5216 |
270 |
120 |
1778 |
3048 |
||
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ за счет перевода транспорта на экологически чистое моторное топливо - природный газ - позволяет сократить выбросы в атмосферу: - в 5 - 10 раз меньше угарного газа и сажи, - в 1,5 - 2 раза меньше окислов азота, - в 2 - 3 раза меньше высокотоксичных ароматических углеводородов, - снижение уровня шума в населенных пунктах. 2. Снижение потребления светлых нефтепродуктов в Республике Крым за счет замещения их компримированном природным газом, к 2017 году составит 60,0 тыс. тонн, что на 11% ниже от среднегодового сложившегося объема потребления. 3. Дополнительное приобретение автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе - 902 ед.; строительство и ввод в эксплуатацию 4 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 10 дочерних; 4. Повышение конкурентоспособности продукции, производимой организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, за счет снижения доли затрат на моторное топливо в себестоимости продукции. 5. Создание 300 новых рабочих мест. |
2. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2020 годы"
2.1. Характеристика текущего состояния рынка газомоторного топлива
2.1.1. Состояние и тенденции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации и странах мира
Сегодня на компримированном природном газе работают 14,7 млн. единиц автомобилей в Российской Федерации, что составляет 1,5 процента от мирового парка (900 млн. единиц). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза, рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (рис. 1).
Инфраструктура заправочных станций уже существует и быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия. В Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на компримированном природном газе.
На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих компримированный природный газ, а именно: ОАО "КАМАЗ", ОАО "УАЗ", ООО "УК "Группа ГАЗ", ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "РЕНО-РОССИЯ", ООО "ПСМА-Рус" (ПСА Пежо Ситроен), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", Компания "Киа Моторс Рус", ООО "Дженерал Моторс Авто", ЗАО "Соллерс ИСУЗУ", ООО "Форд Соллерс Холдинг", ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус", ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", ООО "Тойота Мотор Мэнуфэкчуринг Рус", ООО "Соллерс Дальний Восток", Audi, BMW, Cadillac, Mercedes-Benz, Chrysler и другие.
Такое интенсивное развитие этого направления вполне объяснимо. В настоящее время из всех массово используемых видов моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, на использование газомоторного топлива позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое.
В связи с ухудшающейся экологической ситуацией использование альтернативных видов моторного топлива, в частности компримированного природного газа, становится все более актуальной задачей. Кроме того, цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 30 - 60 процентов от стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива. Несмотря на прямую экономическую выгоду от использования природного газа в качестве моторного топлива, правительства разных стран устанавливают дополнительные льготы, стимулирующие приобретение или переоборудование автомобилей, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Например, в Евросоюзе в 1,5 - 2 раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В г. Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на 3 года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на газомоторном топливе, освобождены от сборов на платных стоянках.
За последнее десятилетие использование в качестве моторного топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Причем в первых трех странах количество газобаллонных автомобилей значительно превышает газовые автопарки других стран. Российская Федерация, в настоящее время, занимает 16 место по количеству автотранспортных средств, использующих газомоторное топливо.
Рис. 1
Мировой парк автотранспорта на компримированном природном газе, тыс. ед.
Основными причинами стремительного роста являются:
1) Экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются.
Преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, работающих на дизельном топливе или на газе (пропан-бутан), используемые как автомобильное топливо, сталкиваются с ситуацией, когда при минусовой температуре окружающего воздуха (ниже 9-20°С) возникают трудности с устойчивой работой двигателя, компримированный природный газ при низкой температуре обеспечивает устойчивую работу двигателя.
Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.
Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В Российской Федерации по автобусам картина примерно такая же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.
Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал "КАМАЗ" при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн. рублей больше;
2) Неоспоримым преимуществом природного газа является его экологичность - главный эффект газового автомобиля, который достигается в масштабах государства. Эффект будет достигнут по двум направлениям:
а) за счет экономии на разнице стоимости ГСМ;
б) за счет повышения экологичности транспортных средств. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 180 - 300 кг оксида углерода, 20 - 40 кг углеводородов, 25 - 45 кг окислов азота. При использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты - Евро - 5. При использовании газомоторного топлива выброс парниковых газов в атмосферу сокращается более чем на 25%. Вредность отработавших газов при работе метановых двигателей для здоровья человека ниже на 60%, чем при работе двигателей, работающих на нефтяном топливе.
Выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ составили в 2013 году - 103,802 тыс. тонн. В целом по Республике Крым выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2013 году составили 130,354 тыс. тонн в год;
3) Безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются внутри автомобиля.
В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает.
Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабо чувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника. По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям компримированный природный газ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.
2.1.2. Состояние и перспективы развития рынка газомоторного топлива в Республике Крым
На территории Республики Крым в настоящее время достаточно развита сеть дорог районного и местного значения. Плотность дорог Республики Крым на 01.01.2013 составила 23 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 21,9 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,236 км на 1 кв. км площади.
Из года в год увеличивается и количество автомобильного транспорта. В основном автотранспортные средства сконцентрированы в городах Симферополе, Ялте, Феодосии и других. К 2014 году интенсивность движения на районных дорогах составляет в среднем 9350 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 10752 автомобиля в сутки.
По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым, по состоянию на 01.01.2013 в Республике Крым на государственном учете состоит 938 тыс. автотранспортных средств: 26,5 тыс. автобусов (3 процента от общего количества автотранспорта), 196 тыс. грузовых автомобилей (21 процент соответственно) и 527 тыс. легковых автомобилей (56 процентов от общего количества автотранспорта). Юридическим лицам в Республике Крым принадлежит 220 тыс. транспортных средств (или 24 процента): 46 процентов грузовых автомашин, 6 процентов автобусов и 26 процентов легковых автомашин (таблица 1)
Таблица 1
Количество автомобильных транспортных средств в Республике Крым по состоянию на 01.01.2013
(единиц) | ||||
Наименование транспортного средства |
Количество транспортных средств тыс., всего |
Из них принадлежит (тыс.) |
||
юридическим лицам |
физическим лицам |
|||
Грузовые |
196,0 |
101,0 |
95,0 |
|
Автобусы |
26,5 |
13,0 |
13,5 |
|
Легковые |
527,0 |
58,0 |
469,0 |
|
Итого |
749,5 |
172,0 |
577,5 |
Наибольшее количество автотранспортных средств приходится на крупные города Республики Крым. В городе Симферополе насчитывается 187,39 тыс. автотранспортных средств, в Симферопольском муниципальном районе - 66,807 тыс. транспортных средств. В последние годы наибольший рост количества автотранспортных средств наблюдается в Симферопольском, Джанкойском, Бахчисарайском муниципальных районах.
Ежегодно в Республике Крым количество автотранспортных средств увеличивается в среднем на 15 процентов.
В качестве моторного топлива автотранспортными средствами используются в основном светлые нефтепродукты (бензин и дизельное топливо). В 2014 году операторами рынка нефтепродуктов Республики Крым реализовано 500 тыс. тонн светлых нефтепродуктов.
Учитывая ежегодный рост автомобильного парка в Республике Крым, в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива оптимально использовать компримированный природный газ.
Учитывая, что в себестоимости продукции (товаров, услуг) затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. метра компримированного природного газа в Республике Крым в 2,33 раза ниже стоимости 1 литра дизельного топлива) для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение (рис. 2).
Рис. 2
Цены на моторное топливо в Республике Крым, по состоянию на 01.04.2015
Сравнение стоимости пробега 100 км пути для автомобильного транспорта, использующего разные виды топлива, с нормой расхода топлива 40 л (куб. м.)/100 км наглядно иллюстрирует, что метан в 2,3 раза дешевле дизельного топлива и бензина, в 1,5 раза дешевле пропан-бутана.
Компримированный природный газ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива, конкурентоспособность компримированного природного газа.
Преимущества компримированного природного газа перед бензинами и дизельным топливом следующие:
короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки;
уменьшение износа двигателя, увеличение ресурса эксплуатации двигателя на 30 - 40 процентов;
отсутствие в газе вредных примесей, разрушающих двигатель и каталитический нейтрализатор;
отсутствие детонации при работе двигателя; уменьшение шума на 7 - 9 децибел;
увеличение межремонтного пробега двигателя в 1,5 раза;
увеличение срока службы моторного масла в 1,5 - 2 раза;
увеличение в 1,5 - 2 раза срока службы свечей зажигания;
увеличение срока службы цилиндропоршневой группы двигателя в 1,5 - 2 раза.
По данным Регионального центра Республики Крым по гидрометеорологии, за 2014 год в городе Симферополе среднее содержание вредных примесей в атмосферном воздухе города не превышало предельно допустимые концентрации (далее по тексту ПДК). Наблюдалось превышение максимально-разовой концентрации по пыли - 1,4 ПДК.
По сравнению с прошлым годом, загрязнение атмосферного воздуха города осталось на прежнем уровне с незначительными колебаниями в ту или другую сторону. По таким ингредиентам, как диоксид серы, диоксид азота, формальдегид, оксид углерода загрязнение осталось на прежнем уровне, наблюдалась тенденция к уменьшению загрязнения по пыли.
По информации Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в г. Ялте в 2014 году отмечено превышение среднегодовых концентраций пыли - 1,4 ПДК и диоксида азота - 1,5 ПДК.
Средние за год значения формальдегида равнялись 0,9 ПДК, оксида углерода - 0,7 ПДК, оксида азота - 0,5 ПДК и диоксида серы - 0,4 ПДК.
В сравнении с 2013 годом среднегодовые концентрации пыли, диоксида азота, формальдегида увеличились, оксида углерода, оксида азота остались на том же уровне. Значения диоксида серы снизились.
Тенденция изменения среднего уровня загрязнения воздуха за 5 лет отрицательная - по пыли, оксиду углерода, положительная - по диоксиду серы, диоксиду азота, формальдегиду, нулевая - по оксиду азота.
Случаев высокого и экстремально высокого уровней загрязнения атмосферы по г. Керчи за отчетный период не было отмечено.
1) пыль - среднее значение показателя несколько уменьшилось, по сравнению с предыдущим 2013 годом, и составляло на обеих постах 0,7 ПДКсс.;
2) оксид углерода - незначительные колебания средних концентраций от 0,4 до 0,5 ПДКсс.; максимально разовые концентрации примеси не достигали ПДКмр.
3) диоксид серы - с переходом основных котельных города на природный газ средняя концентрация ингредиента изменялась в пределах 0,1 - 0,14 ПДКсс.; максимальные значения на обоих постах намного ниже ПДКмр.
4) оксид азота - средняя концентрация примеси оставалась на уровне 2013 г. и составляла 0,5 ПДКсс., а максимальные значения не достигали ПДКмр.
5) диоксид азота - средняя величина по городу несколько снизилась, в сравнении с 2013 годом, и изменялась в пределах 1,2 - 1,3 ПДКсс.; на обоих постах в течение года имели место случаи превышения ПДК м.р. и их значения варьировались от 1,05 до 1,5 ПДКмр.
6) аммиак - незначительные колебания концентраций примеси в течение всего наблюдаемого периода при средней величине 0,4 ПДКсс.
7) формальдегид - в связи с изменением ПДК для этой примеси в 2014 году средняя величина за отчетный период составляла 0,3 ПДКсс., при этом максимальное значение ингредиента составляло всего 0,26 ПДКмр.
По ингредиентам: пыль, диоксиды серы и азота, оксид азота, оксид углерода отмечается тенденция к незначительному увеличению, для растворимых сульфатов - на уровне 2013 года (0,000), а для аммиака и формальдегида - к снижению.
В атмосферном воздухе города Красноперекопска в 2014 году отмечается повышенное среднее содержание по диоксиду азота - 2,25 ПДК; фтористому водороду - 1,4 ПДК; пыли - 1,3 ПДК; диоксиду серы - 1,1 ПДК; оксиду углерода и формальдегиду - равное ПДК; остальные ингредиенты в пределах норм ПДК.
Максимальные концентрации достигали по хлористому водороду - 4,8 ПДК; диоксиду азота - 3,35 ПДК; фтористому водороду - 3,25 ПДК; пыли - 1,6 ПДК; диоксиду серы - 1,5 ПДК; оксиду углерода - 1,4 ПДК; формальдегиду - 1,12 ПДК.
За последние 5 лет наметилась тенденция на увеличение уровня загрязнения по диоксиду серы, диоксиду азота, аммиаку и формальдегиду; на уменьшение - по пыли, оксиду углерода, фтористому водороду, хлористому водороду и серной кислоте.
В атмосферном воздухе города Армянска в 2014 году отмечается повышенное среднее содержание по диоксиду азота - 2,5 ПДК; фтористому водороду - 2,0 ПДК; пыли - 1,3 ПДК. Диоксид серы, аммиак и серная кислота в пределах норм ПДК.
В Республике Крым созданы предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется разветвленная сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления по всей территории Республики Крым.
В настоящее время газозаправочные станции сосредоточены в крупных городах Республики Крым, где находится абсолютное большинство автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе. В то же время сельскохозяйственные районы Республики Крым не в полной мере охвачены сетью автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
В Республике Крым поставщиком газомоторного топлива является Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз", Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымгазсети".
В 2014 году суммарная производительность сети 21 автомобильной газонаполнительной компрессорной станции составила порядка 14,9 млн. куб. метров газа, что эквивалентно 12,2 тыс. тонн высокооктанового бензина.
При этом загрузка указанных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в 2014 году составляет в среднем 18,4 процентов от проектной мощности по причине малого количества газобаллонных автомобилей в Республике Крым.
В Республике Крым накоплен опыт по переоборудованию и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей и автобусов на компримированном природном газе.
С учетом существующей загрузки автомобильных газонаполнительных компрессорных станций имеется возможность дополнительно обеспечить заправку компримированным природным газом в объеме 189 881 тыс. куб. метров в сутки. В действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях имеются резервные мощности по заправке автотранспорта (таблица 2).
В целях повышения эффективности эксплуатации и расширения существующей сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций возможно осуществлять обеспечение компримированным природным газом удаленных потребителей за счет применения передвижных автомобильных газовых заправщиков. В Республике Крым, помимо стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, есть возможность осуществлять заправку газобаллонных АТС (автотранспортных средств) с использованием передвижных автомобильных газовых заправщиков с дожимным компрессором. Как пример он может быть выполнен на базе автомобиля "КАМАЗ-43118" с газовым двигателем. В настоящее время серийным выпуском автомобилей с газовым двигателем занимаются ОАО "КАМАЗ" (ООО "РариТЭК"): автобусы "НЕФАЗ", седельные тягачи, самосвалы, коммунальная, дорожно-строительная и специальная техника. "Группа ГАЗ" производит автобусы с газовым двигателем - "ЛИАЗ-6213", "ЛИАЗ-6212", "ЛИАЗ-5256", "ЛИАЗ 5293", "ПАЗ 320302" и др. Кроме этого, имеется возможность приобретения газобаллонной техники зарубежных автопроизводителей: Iveco, Volkswagen, Mercedes, Opel, Toyota и др.
Таблица 2
По информации Министерства топлива и энергетики Республики Крым на 01.04.2015 г. сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в Республике Крым
Наименование юридического лица |
Местонахождение автомобильной газонаполнительной компрессорной станции |
Год ввода в эксплуатацию |
Проектная производительность куб. м в сутки |
Проектное количество заправок в сутки |
Среднее фактическое количество заправок в сутки |
Резерв по количеству заправок в сутки |
||
"НЕФАЗ" (аналог) |
"ПАЗ" (аналог) |
|||||||
ГУП РК "Чернорморнефтегаз" |
г. Симферополь |
1988 |
15400 |
220 |
40 |
64 |
115 |
|
ООО "Экотоп" |
г. Симферополь Киевская 189-а |
2004 |
3942 |
56 |
10 |
16 |
29 |
|
ООО "Альфагазинвест" |
г. Симферополь |
2005 |
9680 |
138 |
25 |
40 |
72 |
|
ООО "Торговый дом "ТЭС" |
г. Симферополь Сталинграда 6-б |
2007 |
8536 |
122 |
22 |
36 |
64 |
|
ООО "Рубикон-2" |
г. Симферополь |
2002 |
13200 |
189 |
35 |
55 |
98 |
|
ООО "Сэмела" |
г. Симферополь, 9 км. Симферополь - Харьков |
2007 |
13200 |
189 |
35 |
55 |
98 |
|
ООО "Юг-газ" |
г. Симферополь с. Мирное |
2002 |
4180 |
60 |
11 |
17 |
31 |
|
ООО "Крымтеплица" |
г. Симферополь, 11 км Московского шоссе |
2001 |
9680 |
138 |
Законсервирована |
|||
ООО "Веритас Транс Групп" |
с. Фонтаны |
2009 |
39600 |
566 |
104 |
164 |
294 |
|
ГУП РК "Чернорморнефтегаз" |
г. Ялта |
1991 |
15400 |
220 |
40 |
64 |
115 |
|
ГУП РК "Крымгазсети" |
г. Бахчисарай |
2001 |
2420 |
35 |
6 |
10 |
18 |
|
ООО "Новые идеи" |
г. Евпатория |
2009 |
39600 |
566 |
104 |
164 |
294 |
|
ООО "Саки Газ" |
г. Саки |
2013 |
8800 |
126 |
23 |
36 |
65 |
|
ООО "Юг-Авто-Метан" |
с. Красная Поляна |
2007 |
5940 |
85 |
16 |
24 |
44 |
|
ООО "Таврида-Петролиум" |
г. Красноперекопск |
2009 |
17600 |
251 |
46 |
73 |
131 |
|
ООО "Торговый дом "ТЭС" |
г. Армянск |
2009 |
10120 |
145 |
27 |
42 |
75 |
|
ООО "Бристелла" |
г. Джанкой |
2004 |
5940 |
85 |
Реконструкция |
|||
ЧП "Мега" |
г. Керчь |
2004 |
8800 |
126 |
23 |
36 |
65 |
|
ООО "Метан-Газ" |
г. Керчь |
2008 |
7480 |
107 |
20 |
31 |
55 |
|
ООО "Восток Транс Групп" |
г. Керчь |
2004 |
8800 |
126 |
23 |
36 |
65 |
|
ООО "Бристелла" |
г. Феодосия |
строится |
6600 |
94 |
Строится с 2003 г. |
|||
Итого |
254918 |
3644 |
635 |
1003 |
1800 |
На протяжении последних лет наблюдается определенный рост потребления компримированного природного газа. Реализация компримированного природного газа в 2014 году на 4,4 процента превысила уровень 2013 года, что больше на 1869,376 тыс. куб. метров. Количество заправок относительно проектных возможностей автомобильных газонаполнительных компрессорных станций возросло с 14 процентов в 2013 году до 18,4 процента в 2014 году. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Объемы реализации компримированного природного газа по годам
Наименование |
Объемы реализации компримированного природного газа тыс. куб. метров |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Реализация газа на заправку автомобилей, тыс. куб. метров |
12978,566 |
13018,487 |
14887,863 |
Суммарное проектное количество заправок в год, штук |
1073914 |
1324342 |
1171200 |
Фактическое количество заправок в год, штук |
185408 |
185978 |
212683 |
Резерв по количеству заправок в год, штук |
888506 |
1138364 |
958517 |
Суммарное проектное количество заправок в сутки, штук |
3225 |
3977 |
3517 |
Фактическое количество заправок в сутки, штук |
556 |
558 |
638 |
Резерв по количеству заправок в сутки, штук |
2669 |
3419 |
2879 |
% загрузки автомобильной газонаполнительной компрессорной станции |
17,2% |
14% |
18,4% |
Несмотря на достигнутые результаты, использование компримированного природного газа не получило в Республике Крым достаточно широкого распространения в силу отсутствия предложения от автопроизводителей автотранспорта на газомоторном топливе и стимулирующих мероприятий по субсидированию и другим протекционным мерам государственной поддержки. Работа по замене и переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.
Годовой экономический эффект от использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование компримированного природного газа.
Окупаемость затрат на замену и перевод автотранспортного средства на использование компримированного природного газа наступает при пробеге автотранспортного средства в пределах 25-35 тыс. километров в год (в зависимости от модели автотранспортного средства). При дальнейшем пробеге происходит экономия денежных средств. Наибольший экономический эффект будет достигаться при эксплуатации автотранспортных средств с пробегом 100-150 тыс. километров в год и больше (рис.3).
Рис. 3
Эффективность эксплуатации автобуса "НЕФАЗ-5299-30-31"
Окупаемость газового автобуса на 12 месяцев быстрее дизельного аналога.
Дополнительная прибыль по топливу 1 автобуса - 5,2 млн. рублей за 10 лет.
Целесообразно в рамках обновления изношенного транспортного парка закупать газовую технику заводского производства, так как перевод автомобильного транспорта на компримированный природный газ грузовой и автобусной техники, ранее находящейся в эксплуатации 8 лет и больше, потребует больших денежных затрат. Так, например, чтобы превратить дизельный автомобиль, находящийся уже в эксплуатации, на использующий в качестве топлива компримированный природный газ, необходимо заменить дизельный двигатель внутреннего сгорания на газовый, монтировать газобаллонное оборудование. Учитывая тот факт, что при производстве чисто газовых заводских машин используется удлиненная рама с увеличенной колесной базой, возникает необходимость замены рамы дизельных машин, т.е. нужно произвести весь комплекс работ по разборке и сборке автомобиля. По грузовой и автобусной технике дополнительно требуется произвести работы по усилению конструкции кузова для размещения кассеты с баллонами на крыше.
Сравнительная стоимость газомоторной и дизельной техники и затраты на перевод автотранспортных средств на компримированный природный газ приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Сравнение прейскурантной стоимости газомоторной и дизельной продукции
Наименование модели и комплектация газомоторной продукции |
Стоимость с НДС, тыс. рублей |
Наименование модели и комплектация дизельной продукции |
Стоимость с НДС, тыс. рублей |
Разница |
|
тыс. рублей |
% |
||||
Самосвалы | |||||
65115-863-30 |
3 204,88 |
65115-6057-23(А4) |
2 618,42 |
586,46 |
22 |
6520-850-34 |
3 931,76 |
6520-26020-73 |
3 083,34* |
848,42 |
28 |
МУСОРОВОЗ | |||||
КО-440ВГ |
4 205,52 |
КО-440В1 |
3 417,06 |
788,46 |
23 |
Коммунальная машина | |||||
КО-505АГ |
3 429,08 |
КО-505А |
2 935,66 |
493,42 |
17 |
Автобус вахтовый | |||||
4208-41 |
3 981,32 |
4208-11-13 |
3 190,72 |
790,60 |
25 |
Автобус городской | |||||
НЕФАЗ 5299-30-31 |
5 800,00 |
НЕФАЗ 5299-30-42 |
5 282,76 |
517,24 |
10 |
Автобус пригородный | |||||
НЕФАЗ 5299-11-31 |
5 055,00 |
НЕФАЗ 5299-11-42 |
4 355,09 |
699,91 |
16 |
Таблица 5
Примерные затраты на перевод автотранспортных средств на компримированный природный газ
(тыс. рублей) | ||||||
Наименование автомобиля |
Рама |
ДВС 820.60, 820.61 |
Газобаллонное оборудование |
Услуги на перевод |
Итого |
|
"КАМАЗ 65115" |
247, 8 |
785,0 |
699,5 |
180,0 |
1 912,3 |
|
"КАМАЗ 6520" |
357,6 |
785,0 |
765,0 |
190,0 |
2 097,6 |
|
"КАМАЗ 53605" |
343,9 |
785,0 |
699,5 |
170,0 |
1 998,4 |
|
Автобус "НЕФАЗ"* |
- |
785,0 |
650,0 |
200,0 |
1 635,0 |
* Автобус "НЕФАЗ" должен быть не ранее 2006 года выпуска, иначе возникают дополнительные работы по переделке системы охлаждения.
Кроме того, имеется ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих требования для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе (РД-3112199-1069-98 "Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе", утвержденные заместителем Министра транспорта Российской Федерации 21.05.1998 г.).
В данных документах указано, что въезд на хранение автомобильной техники, работающей на компримированном природном газе, допускается как на стоянки открытого типа, так и на стоянки закрытого типа при условии соблюдения требований в указанных нормативных документах. Таким образом, газобаллонную автотехнику возможно хранить совместно с дизельной техникой.
2.2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"
Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 14.05.2014 г. N Пр-1298, распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р определены целевые показатели по доведению к 2020 году в субъектах Российской Федерации уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном, автомобильном транспорте дорожно-коммунальных служб:
а) в городах с численностью населения более 1000 тыс. человек - до 50 процентов общего количества единиц техники;
б) в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30 процентов общего количества единиц техники;
в) в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10 процентов общего количества единиц техники.
Государственная программа Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" разработана в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272.
Цели Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы":
Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, достижение наибольшей экономической эффективности при использовании автотранспортной техникой моторного топлива компримированного природного газа (метан).
За период с 2015 - 2017 годы планируется замена части парка автотранспортных средств в Республике Крым:
- автобусов на городских маршрутах регулярных перевозок - не менее 50 процентов;
- автобусов на пригородных маршрутах регулярных перевозок - не менее 30 процентов;
- транспорта, обслуживающего жилищно-коммунальное хозяйство - не менее 50 процентов;
- грузового перевозящего и строительного транспорта - не менее 30 процентов;
- автотранспорта бюджетных организаций, в том числе автомобилей скорой помощи 30 процентов.
- сельскохозяйственного транспорта - не менее 30 процентов.
Замещение использования светлых нефтепродуктов, поставляемых с материковой части Российской Федерации, природным газом в качестве газомоторного топлива (снижение объема потребления светлых нефтепродуктов на 11%).
Задачи Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы":
1. Расширение использования природного газа как наиболее безопасного для окружающей среды топлива.
2. Модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива.
Основные задачи первого этапа:
- формирование законодательной базы в Республике Крым;
- развитие сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти;
- создание системы государственной поддержки;
- максимальное приобретение автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе;
- информационное обеспечение муниципальных органов Республики Крым о существующих программах замены автотранспортных средств на газомоторном топливе;
- обеспечение максимальной загрузки существующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Республики Крым;
- проектирование новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
- организация подготовки кадров в области использования газомоторного топлива.
Основными ожидаемыми результатами первого этапа должны стать:
- приобретение 902 автотранспортных средств, работающих на компримированном природном газе;
- проектирование 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (проектная мощность: не менее 100 заправок по 120 куб. метров в сутки) и 20 дочерних автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (проектная мощность: 2 передвижных автомобильных газовых заправщиков по 4000 куб. метров). Ввод в эксплуатацию 4 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (проектная мощность: не менее 100 заправок по 120 куб. метров в сутки) и 10 дочерних автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (проектная мощность: 2 передвижных автомобильных газовых заправщиков по 4000 куб. метров);
- создание 300 новых рабочих мест.
Сроки и этапы реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" рассчитаны на 2015 - 2020 годы и реализуются в два этапа:
I этап - 2015 - 2017 годы;
II этап - 2017 - 2020 годы.
На первом этапе осуществляется активное воздействие на все организационные процессы, разработку нормативно-правовых актов способствующих реализации Программы, а также инвестирование на реализацию предусмотренных проектов. Особое внимание будет уделено развитию рынка газомоторного топлива и его сервисному обслуживанию в синхронизации с приобретением автотранспорта, работающего на компримированном природном газе, с учетом действующих мощностей автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и строительства новых станций.
2.3. Характеристика мероприятий Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"
Предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Проведение государственной экологически ориентированной инновационной политики по использованию альтернативных видов топлива в Республике Крым.
В данном направлении планируется разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы стимулирования использования компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива в Республике Крым, осуществить информационное обеспечение региона по вопросу перевода автотранспортной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, коммунальной и специальной техники на газомоторное топливо.
Развитие такой нормативной правовой базы должно обеспечить:
- создание объективных условий для перевода автотранспорта на компримированный природный газ;
- строительство сети материнских и дочерних автомобильных газонаполнительных компрессорных станций позволит равномерно распределить инфраструктуру автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в Республике Крым;
- снижение расходов на перевозку грузов и пассажиров, жилищно-коммунальные услуги, уменьшение себестоимости произведенной продукции, существенное улучшение экологической обстановки в Республике Крым.
2. Приобретение автотранспортных средств, работающих на компримированном природном газе (приложение 1 к Программе).
Основными мероприятиями этого направления являются (приложение 2 к Программе):
Основное мероприятие 1. Расширение использования природного газа как наиболее безопасного для окружающей среды топлива.
Основное мероприятие 2. Модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива, путем:
определения типа и количества автотранспортных средств, пассажирской, сельскохозяйственной, коммунальной и прочей техники, планируемых к замене и переводу на компримированный природный газ в качестве моторного топлива;
обеспечения бесперебойной работы существующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
обеспечения заправки удаленных автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий с помощью передвижных автомобильных газовых заправщиков;
обеспечения поставки комплектов газобаллонного оборудования и аппаратуры в требуемых объемах;
организации строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Перечень планируемого приобретения автотранспортных средств на газомоторном топливе (таблица 6).
Таблица 6
Планируемое количество приобретения автотранспорта на газомоторном топливе, в Республике Крым на период 2015 - 2017 годов
(единиц) | ||||||||
Наименование отрасли |
Всего |
Количество приобретаемого газомоторного транспорта |
||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
|
|
|||
Всего: |
2010 |
120 |
381 |
401 |
|
|
|
|
Транспортный комплекс |
755 |
110 |
130 |
135 |
|
|
|
|
Промышленность |
735 |
- |
145 |
155 |
|
|
|
|
Агропромышленный комплекс |
115 |
6 |
11 |
14 |
|
|
|
|
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
100 |
- |
35 |
33 |
|
|
|
|
Медицинское обслуживание |
95 |
- |
19 |
20 |
|
|
|
|
Образование |
140 |
- |
28 |
30 |
|
|
|
|
Соцзащита |
70 |
4 |
13 |
14 |
|
|
|
Учитывая особенности географического и территориального расположения Республики Крым, работу по приобретению пассажирской, коммунальной, дорожно-строительной техники, спецтехники и автотракторной сельхозтехники на газомоторном топливе, строительство комплексов автомобильных газонаполнительных компрессорных станций целесообразно будет начать с учетом уже существующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а также в наиболее населенных районах, постепенно охватывая прилегающие районы таким образом, чтобы комплексы автомобильных газонаполнительных компрессорных станций дополняли друг друга и обеспечивали надежность заправки автотранспорта и сельскохозяйственной техники по всей территории Республики Крым.
Государственные и иные меры поддержки
Одним из необходимых условий развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации является осуществление мер государственной поддержки, как на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне.
В Республике Крым должна быть сформирована развитая нормативная база по поддержке приоритетных направлений развития, включающая механизмы налогового стимулирования и ряд других инструментов, которые могут быть использованы для стимулирования развития рынка газомоторного топлива.
Для предприятий, реализующих инвестиционные проекты по закупке оборудования и техники, использующей в качестве моторного топлива - компримированный природный газ, а также осуществляющие строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций - снижение ставки налога на прибыль 18 до 13,5 процентов.
Для этого необходимо выполнение ряда условий: включение инвестиционного проекта в Инвестиционный реестр Республики Крым, наличие проработанного бизнес-плана и другие.
Следующее направление - это стимулирование спроса и предложения на рынке со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время на федеральном уровне завершается формирование программы поддержки малого и среднего предпринимательства на 2015 год. Соответственно, существует возможность расширения ряда мероприятий в части стимулирования использования газомоторного топлива.
Во-первых, программа частичного финансирования затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования (изготовленного в Российской Федерации). Установленные на федеральном уровне условия позволяют распространить действие программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе и на предприятия, приобретающие транспортные средства на газомоторном топливе.
Кроме того, возможно субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на строительство (реконструкцию) производственных зданий, строений, сооружений и приобретение оборудования (изготовленного в Российской Федерации). Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики Республики Крым, в том числе производителям оборудования и автокомпонентов для автомобильного транспорта, работающего на природном газе.
Для интенсивного применения газомоторного топлива в сельском хозяйстве и предприятиях агропромышленного комплекса, Ассоциация поддержки производителей кормоуборочной и зерноуборочной техники (сельхозмашиностроения) Республики Крым предлагает ежегодно выделять для нужд сельского хозяйства 10 млн. м3 метана, добываемого Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Черноморнефтегаз". Сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам необходимо установить отпускную цену метана производства Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" по себестоимости с учетом дополнительной платы за транспортировку и работу газозаправочной станции в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Данная мера поддержки даст фермерским и сельскохозяйственным предприятиям Республики Крым и города федерального значения Севастополя ежесуточно заправлять от 300 до 500 грузовых и специальных автомобилей, а также от 15 до 50 тяжелых тракторов марки Т-150К с двигателями ЯМЗ-38, ЯМЗ-40. Газомоторное топливо позволит увеличить количество возделываемых площадей Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Устойчивое и эффективное развитие агропромышленного комплекса невозможно без применения ресурсосберегающих высокорентабельных технологий, к которым относится перевод автомобильной и сельскохозяйственной техники на компримированный природный газ. Снизить затраты на топливо - значит снизить себестоимость сельскохозяйственного производства.
Организаторами пассажирских перевозок на территории Республики Крым, при наличии инфраструктуры и вводе в эксплуатацию новых объектов, для заправки подвижного состава компримированным природным газом, предусмотреть включение в условия проводимых конкурсов на определение автомобильных перевозчиков, обслуживающих регулярные рейсы на городских и пригородных автобусных маршрутах, требований по использованию на данных маршрутах транспортных средств, работающих на газомоторном топливе.
3. Прогнозируемые объемы и источники финансирования Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"
Общий объем финансирования Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" составляет - 5216 млн. рублей, в том числе средства бюджета Республики Крым - 270 млн. рублей; средства бюджета муниципальных образований - 120 млн. руб., средства федерального бюджета - 1778 млн. рублей; внебюджетные источники - 3048 млн. рублей. (приложение 3 к Программе).
При реализации Программы имеются риски, связанные с:
недостаточным уровнем квалификации кадров, ошибками при проектировании, нарушением договорных обязательств подрядчиками, поставщиками;
неспособностью участников проекта обеспечить эффективное использование ресурсов, изменениями внешних условий (повышение цен, увеличение налоговых ставок) и др.;
проблемами в получении лицензий, разрешений и согласований от государственных надзорных ведомств, изменениями в ходе реализации Программы надзорно-регулирующих норм;
инфляцией, колебаниями валютных курсов, ростом стоимости ресурсов на рынке капитала, что повлечет увеличение сроков строительства и реконструкции объектов и невыполнение мероприятий в запланированные сроки.
Риски при реализации мероприятий Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" и мероприятия по их минимизации представлены в таблице 7.
Таблица 7
Возможные риски при реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" и мероприятия по их минимизации
Наименование рисков |
Анализ причин возникновения |
Механизмы минимизации |
Управленческие риски |
Возникновение рисков связано с недостаточным уровнем квалификации кадров, нарушением договорных обязательств подрядчиками, поставщиками |
Исполнители программных мероприятий, финансируемых из республиканского бюджета, будут определяться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Реализацию программных мероприятий за счет собственных средств будут осуществлять организации, обладающие опытом функционирования в профильной отрасли |
Риски реализации |
К рискам реализации проекта относятся ошибки при проектировании, неспособность участников проекта обеспечить эффективное использование ресурсов, изменение внешних условий (повышение цен, увеличение налоговых ставок) |
С целью обеспечения успешной реализации и соблюдения условий эффективного и целевого использования бюджетных средств в механизме реализации Программы предусмотрен регулярный мониторинг реализации мероприятий |
Финансовые риски |
Возникновению финансовых рисков способствует инфляция, колебание валютных курсов, рост стоимости ресурсов на рынке капитала, что повлечет увеличение сроков строительства и реконструкции объектов и невыполнение мероприятий в запланированные сроки |
К реализации проекта будут привлечены организации с богатым опытом в профильной сфере |
Законодательные риски |
Риски, требующие внесения изменений в постановление об утверждении Программы |
|
4. Механизм реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"
Механизм реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" определяется ее заказчиком - Министерством транспорта Республики Крым и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Заказчик Программы:
несет ответственность за реализацию Программы в целом;
обеспечивает согласованность действий ответственных исполнителей мероприятий Программы.
Ответственные исполнители мероприятий Программы:
обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
отчитываются перед заказчиком Программы о ходе реализации мероприятий Программы, рациональном использовании средств, выделяемых на их реализацию, и сроках выполнения государственных контрактов и договоров.
Министерство транспорта Республики Крым ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Крым и Межведомственную рабочую группу по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива отчетную информацию о реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением утвержденной формы.
5. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы
В настоящее время автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и, прежде всего, атмосферного воздуха. На протяжении 10 последних лет в республике происходит неуклонный рост количества транспортных средств, вследствие чего увеличивается их негативное воздействие на атмосферный воздух городов и населенных пунктов Республики Крым.
В Республике Крым общий объем выбросов дает, кроме транспорта, зарегистрированного в Республике Крым, и транзитный транспорт, особенно в летний период, что значительно увеличивает выбросы в атмосферу. Общие валовые выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта юридических и физических лиц оцениваются на уровне 103,802 тыс. тонн, что на 1,281 тыс. тонн меньше, чем в 2012 году.
Динамика выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками приведены в таблице 8.
Таблица 8
Динамика выбросов в атмосферу (тыс. т)
Годы |
Выбросы в атмосферу, тыс. т. |
||
Всего |
в том числе |
||
стационарными источниками |
передвижными источниками |
||
2000 |
123,39 |
33,47 |
89,92 |
2005 |
125,356 |
35,109 |
90,247 |
2006 |
123,213 |
34,191 |
89,022 |
2007 |
148,342 |
33,779 |
114,563 |
2008 |
155,2 |
31,146 |
124,054 |
2009 |
137,4 |
26,363 |
111,0 |
2010 |
141,5 |
32,4 |
109,1 |
2011 |
130.054 |
32,867 |
97,187 |
2012 |
137,806 |
32,723 |
105,083 |
2013 |
130,354 |
26,552 |
103,802 |
Таблица 9
Объемы выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками в атмосферный воздух по городам региона в 2013 г. (тонн)
Населенный пункт |
Объемы выбросов, тонн |
Доля выбросов автотранспорта от общего объема выбросов % |
|
передвижными источниками в 2013 г. |
стационарными источниками в 2013 г. |
||
Всего по Республике Крым |
103802 |
26552,378 |
79 |
г. Симферополь |
22498 |
2512,692 |
90 |
г. Алушта |
3127 |
193,914 |
94 |
г. Джанкой |
2669 |
849,806 |
76 |
г. Евпатория |
5869 |
203,548 |
97 |
г. Керчь |
6635 |
1692,384 |
80 |
г. Красноперекопск |
1345 |
6941,706 |
16 |
г. Саки |
1095 |
74,101 |
94 |
г. Армянск |
1193 |
5676,054 |
17 |
г. Феодосия |
6062 |
1766,268 |
77 |
г. Судак |
1934 |
58,632 |
97 |
г. Ялта |
9094 |
634,398 |
93 |
В целом по Республике Крым доля выбросов автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 79%.
В некоторых городах выбросы от автомобилей превысили выбросы от стационарных источников промышленных и других предприятий.
Таким образом, автомобильный транспорт в ряде крупных промышленных городов республики является основным источником загрязнения атмосферного воздуха.
Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах Республики Крым и ухудшению тем самым условий проживания населения Крымского полуострова.
Одним из эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние атмосферного воздуха является перевод автотранспортных средств на компримированный природный газ.
Применение газа в качестве моторного топлива, кроме чисто экономического эффекта (модернизация современной энергетической инфраструктуры, повышение эффективности использования энергоресурсов, удешевление транспортных перевозок), приведет к улучшению экологической ситуации в регионе, в частности:
- уменьшится количество вредных выбросов в выхлопных газах;
- сократятся затраты на моторное топливо (по сравнению с нефтепродуктами).
Установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" нормативы платы за загрязнение окружающей среды для компримированного природного газа ниже, чем для бензина и дизельного топлива. Так, нормативы платы за 1 тонну сожженного бензина составляют 1,3 рубля, за 1 тонну дизельного топлива - 2,5 рубля, за 1 тыс. куб. метров компримированного природного газа - 0,7 рубля.
По укрупненным расчетам выбросы загрязняющих веществ от 15 тысяч грузовых автомобилей и автобусов, работающих на жидком нефтяном топливе, составляют 21,7 тыс. тонн. При переводе вышеуказанного количества автотранспортных средств на компримированный природный газ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократятся на 13,0 тыс. тонн, или на 60 процентов от выбросов указанных автомобилей и составят 8,7 тыс. тонн.
Принимая во внимание снижение в общем объеме выбросов таких высокотоксичных и канцерогенных веществ, как формальдегид, бенз(а)пирен, диоксида азота и др., присутствующих в отработавших газах автотранспортных средств, отмечаются постоянные превышения предельно допустимых концентраций вдоль оживленных автомагистралей и городов. Реализация программных мероприятий по газификации транспорта внесет весомый вклад в снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах Республики Крым.
6. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы
Строительство и ввод в эксплуатацию новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с учетом работы уже действующих позволят довести объемы реализации компримированного природного газа в Республике Крым в среднем до 60 млн. куб. метров в год, что равнозначно замещению 48,6 тыс. тонн нефтяного моторного топлива.
Затраты на оплату вышеуказанного количества компримированного природного газа при действующей цене 15 рублей за 1 куб. метр составят 900 млн. рублей. Стоимость 60 тыс. тонн нефтяного моторного топлива при его условной цене 37 рублей за 1 литр составит 1798,2 млн. рублей. Таким образом, разница при оплате нефтяного моторного топлива составит 898,2 млн. рублей в год. Данный результат реализации мероприятий Программы будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортных услуг, оказываемых организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, за счет снижения доли затрат на моторное топливо в себестоимости услуг.
В результате реализации мероприятий Программы будут:
созданы объективные условия для замены автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе;
построены и сданы в эксплуатацию 4 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 10 дочерних станций автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
созданы специализированные участки по сервисному обслуживанию газобаллонной аппаратуры;
созданы станции по переосвидетельствованию газобаллонного оборудования.
Таким образом, реализация мероприятий Программы окажет положительное влияние на развитие экономики Республики Крым в целом, будет способствовать повышению стабильности и долгосрочной инвестиционной привлекательности, существенному улучшению экологической обстановки в регионе, созданию предпосылок для обеспечения высоких темпов развития инновационных технологий, что в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.
Существует еще один довод за использование автомобиля, работающего на компримированном природном газе, например, в городском коммунальном секторе. По данным ОАО "КАМАЗ", за 10 лет эксплуатации 10 газовых городских автобусов "НЕФАЗ" за счет разницы в цене между традиционным и газовым топливом предприятие-собственник сэкономит 144 млн. рублей. Та же экономия от 10 городских мусоровозов за указанный срок составит 61 млн. рублей.
Эксплуатация мусоровозов с газовыми двигателями, работающими на компримированном природном газе, выгодна за счет сокращения затрат на моторное топливо для коммерческих и муниципальных коммунальных предприятий, у которых снижаются издержки на содержание автопарков.
К тому же при переводе транспортных единиц государственного и муниципального автопарка на альтернативные виды топлива будет происходить экономия бюджетных средств.
Одним из основных направлений снижения затрат при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, использовании сельскохозяйственной техники в процессе производства сельскохозяйственной продукции, а также в коммунальной сфере деятельности является расширение использования газомоторного топлива.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.