Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 30 декабря 2014 года N 651
Государственная программа
развития образования и науки в Республике Крым
28 апреля, 29 июня, 9 сентября, 17 декабря 2015 г., 21 марта 2016 г.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 21 марта 2016 г. N 92 в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
Государственной программы развития образования и науки в Республике Крым на 2015 - 2017 годы
Постановлением Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2015 г. N 540 в раздел 1 внесены изменения
1. Характеристика текущего состояния отрасли образования Республики Крым, основные проблемы и прогноз развития
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения является обязательным условием прогресса общества и экономики. Стратегической целью в сфере образования, является модернизация образовательной системы.
При этом отмечается, что система образования среди других отраслей социальной сферы наиболее адаптирована к требованиям изменяемой социальной среды.
Главная цель, поставленная перед системой образования Республики Крым, заключается в развитии человеческого потенциала региона как основного условия успешного осуществления комплекса социально-экономических реформ в Республике Крым.
Дошкольное образование
В Республике Крым функционирует 511 дошкольных учебных заведений, в том числе 7 - негосударственной формы собственности. В них воспитывается и обучается 65,7 тыс. детей, что составляет 72% от потребности населения в возрасте от 3 до 7 лет, а зарегистрировано на устройство в детские сады 32,9 тыс. детей. С изменением демографической ситуации увеличивается потребность в детских садах. Наибольшая очередность на устройство в детские сады городского округа Симферополь (12,4 тыс.), городского округа Евпатория (2,7 тыс.), городского округа Феодосия (2,5 тыс.), городского округа Ялта (4,1 тыс.), а также Симферопольского (3,3 тыс.) и Бахчисарайского муниципальных районов (1,9 тыс.). По состоянию на 01.12.2014 в функционирующих дошкольных образовательных организациях создано 92 дополнительные группы (1309 мест), в том числе 70 групп кратковременного пребывания детей. За счет спонсорских средств (шефской помощи) открыто 1 дошкольная образовательная организация на 100 мест в Первомайском муниципальном районе. Подготовлено к открытию в декабре текущего года 1 дошкольная образовательная организация на 160 мест в Красногвардейском муниципальном районе и 1 дошкольная образовательная организация на 150 мест в пос. Заозерное (городской округ Евпатория).
Общее среднее образование
В учебном 2014/2015 году в Республике Крым функционирует 586 образовательных организаций всех типов и форм собственности. Из общего количества образовательных организаций 583 дневных общеобразовательных учебных заведения, а также 3 вечерние (сменные) школы, 13 общеобразовательных и специальных школ-интернатов, 16 общеобразовательных учебных заведений других министерств (ведомств), 9 - негосударственных.
Контингент учащихся составляет 190,1 тыс. человек (2013/2014 учебный год - 180,2 тыс. чел.); средняя наполняемость общеобразовательных учебных заведений - свыше 300 человек.
В 2014/2015 учебном году организован бесперебойный бесплатный подвоз 16,2 тыс. учащихся в сельской местности к общеобразовательным организациям и домой. Это 100% школьников, нуждающихся в подвозе, однако парк школьных автобусов требует обновления. Уже в 2014 году будет приобретено 82 современных автобуса. Учебно-компьютерными комплексами обеспечено 98,5% школ, в том числе в городской местности - 98,5%, в сельской - 100%. Однако большая часть оборудования имеет срок эксплуатации более 10 лет и требует обновления. Кроме того, 60% образовательных организаций не имеют подключения к высокоскоростному Интернету. Бесплатным питанием охвачено 100% учащихся 1-4 классов. Средняя стоимость питания этой категории детей составляет 26,38 руб. в день, в сельской местности - 31,88 руб. Натуральные нормы питания детей в целом по Республике Крым выполняются на 81,6%, в сельской местности - на 85%.
Ежегодно стипендиатам Государственного Совета Республики Крым становятся одаренные учащиеся общеобразовательных организаций, размер стипендии - 20% от прожиточного минимума. В 2014/2015 учебном году такие стипендии получили 505 старшеклассников. Каждая образовательная организация имеет для использования в учебно-воспитательном процессе с 01.09.2014 примерные учебные планы, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Все учащиеся 1-11 классов образовательных организаций обеспечены учебниками в соответствии с федеральным перечнем. Всего в Республику Крым поступило 2 млн. 440 тыс. экземпляров учебников. Предоставлены конституционные гарантии и права обучения на русском языке, реализуются комплексные меры по сохранению и развитию сети классов и школ с обучением на родных (украинском, крымско-татарском) языках, включающие вопросы материально-технического оснащения таких школ. В июне - июле 2014 года реализован проект повышения квалификации управленческих и педагогических кадров общего образования Республики Крым для более 23 тыс. педагогов различных категорий, проведены курсы повышения квалификации для педагогических работников высших учебных заведений и заведений профессионально-технического образования, курсы повышения квалификации директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций, курсы переподготовки учителей украинского языка.
Проблемные вопросы:
- недостаточное количество школьных автобусов для организации бесперебойного, безопасного подвоза учащихся;
- несоответствие материально-технической базы общеобразовательных организаций для внедрения в полном объеме федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе:
- компьютерная техника и оборудование предметных учебных кабинетов школ устарели, требуют обновления.
- оборудование пищеблоков школьных столовых не позволяет организовывать качественное питание.
- в школьных медицинских кабинетах нет современного медицинского оборудования, в отдельных школах медицинские кабинеты отсутствуют.
Специальные образовательные организации и развитие инклюзивного образования
В 17-ти школах-интернатах и 2-х детских домах воспитывается 2972 ребенка (в 2013 году - 2955), из них 327 - дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения (в 2013 году - 382).
В настоящее время в Республике Крым функционируют:
- 5 санаторных школ-интернатов;
- 8 специальных школ-интернатов;
- 3 школы-интерната для одаренных детей;
- 1 специализированная школа-интернат;
- 2 детских дома.
Кроме того, в городском округе Керчь функционирует детский дом для детей дошкольного и школьного возраста, в котором воспитывается 76 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования во всех регионах республики в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционируют классы (группы) с инклюзивным обучением, в которых обучается 304 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
В 2014/2015 учебном году за счет федерального бюджета начата реализация Государственной программы "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы".
Дополнительное образование
На 01 октября 2014 года сеть образовательных организаций дополнительного образования Республики Крым насчитывает 165 ед., в том числе:
- 7 республиканских внешкольных образовательных организаций (в подчинении субъекта);
- 46 городских и районных внешкольных образовательных организаций (муниципальных);
- 17 детско-юношеских спортивных школ;
- 77 детских подростковых клубов по месту жительства (62 - муниципальные, 15 - общественные организации);
- 18 частных учреждений.
В целом дополнительным образованием в Республике Крым охвачено 55% от общего количества детей школьного возраста.
Деятельность образовательных организаций ведется по направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, гуманитарное, эколого-натуралистическое, исследовательское, научно-техническое, спортивное и др.
Открыты новые направления работы: виртуальная школа для одаренных детей в форме постоянно действующей очно-заочной школы, медиа-образование, группы для детей с особыми образовательными потребностями.
В Республике Крым уделяется большое внимание поощрению и поддержке одаренных, талантливых детей и руководителей: ежегодно 609 талантливых и одаренных детей автономии получают ежемесячно стипендию Совета министров Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым.
Ежегодно Министерством проводится более 280 конкурсов всех уровней, в которых принимают участие учащиеся общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений, воспитанники внешкольных и интернатных учебных заведений Республики Крым.
Традиционные конкурсы: "Крымский вальс", "Живые родники", "Прикосновение к истокам", "Крым в моем сердце", "Таланты многодетной семьи", выставка республиканских внешкольных учебных заведений "Мир детства моего" ко Дню защиты детей, танцевальный флешмоб, посвященный внешкольному образованию, конкурс музеев при учебных заведениях, возрожден республиканский фестиваль-конкурс "Крымские зори" и др.
Школьники начали активно принимать участие во Всероссийских конкурсах и мероприятиях: конференция "Шаги в науку, V областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности "Юный исследователь" в г. Черноголовка Московской области, в заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии в г. Великом Новгороде, Всероссийский этап Всемирной олимпиады по робототехнике в Казани на базе Университета Иннополис; "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" в Краснодарском крае.
С июля по октябрь 2014 года 550 человек принимали участие во Всероссийском проекте "Моя Россия - град Петров", а также в международных конкурсах: Интел-техно и Интел-Эко.
Основные проблемы:
- устаревшая материально-техническая и учебно-методическая базы;
- недостаточное финансирование дополнительного образования.
Профессиональное образование и наука
Всего на территории Республики Крым по состоянию на сегодняшний день продолжают образовательную деятельность 15 высших учебных заведения, только два из них остаются в сфере управления органов власти Республики Крым, 3 высших учебных заведения - частные, остальные будут переданы на федеральный уровень.
Начата предварительная работа по оптимизации сети средних профессиональных образовательных организаций, их реорганизации и укрупнению, обеспечению профильности подготовки.
Система среднего профессионального образования Республики Крым насчитывает 61 учебное заведение. Из них: 27 профессионально-технических учебных заведений, 34 - техникумы и колледжи, которые ведут подготовку по 97 профессиям и 55 специальностям для отраслей экономики республики.
Средний контингент учебных заведений среднего профессионального образования составляет более 27,4 тыс. обучающихся.
Одним из важнейших направлений работы региональной системы среднего профессионального образования было и остается профессиональное обучение незанятого населения по договорам с Фондом общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы. Количество учебных заведений, осуществляющих подготовку незанятого населения, составляет 55% от общего количества учебных заведений СПО.
Антикоррупционное образование и пропаганда
На сегодняшний день начата целенаправленная работа по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного профессионального образования. Необходимо создать условия для формирования у учащихся и сотрудников образовательных организаций антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры. Путем проведения антикоррупционной пропаганды, в том числе через средства массовой информации, необходимо проводить просветительскую работу в обществе с целью формирования воспитания нетерпимости к коррупционным явлениям.
2. Цели, задачи и показатели, целевые индикаторы достижения целей и решения задач Государственной программы, сроки реализации
Основная цель Государственной программы - обеспечение высокого качества образования в Республике Крым в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение указанной цели предполагается на основе решения следующих задач:
1. Обеспечение равного доступа граждан к качественному непрерывному образованию в соответствии с государственными федеральными образовательными стандартами.
2. Модернизация системы образования, направленная на достижение современного качества учебных результатов.
3. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
4. Создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 июня 2015 г. N 366 в пункт 5 внесены изменения
5. Улучшение материально-технической базы дополнительного образования.
Государственная программа реализуется в течение 3-х лет с 2015 по 2017 годы, этапы реализации не выделяются.
Реализация Государственной программы координируется министерством.
Показатели (целевые индикаторы) и результаты:
- улучшение материально-технической базы дошкольных образовательных организаций;
- создание современной материально-технической базы общеобразовательных организаций;
- повышение качества организации подвоза учащихся в общеобразовательных организациях;
- повышение качества предоставления образовательных услуг в общеобразовательных организациях;
- доля педагогов, работающих в системе инклюзивного образования, принявших участие в семинарах, конференциях, "круглых столах", среди всех педагогов, работающих в системе инклюзивного образования;
- доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
- доля детей-инвалидов, обучающихся в условиях инклюзивного образования в общем количестве детей-инвалидов, обучающихся на дому;
- доля охвата детей-инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий в общем количестве детей-инвалидов, обучающихся на дому;
- количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, охваченных инклюзивным образованием;
- улучшение материально-технической и учебно-методической базы, проведение мероприятий и конкурсов Всероссийского и государственного уровней для образовательных организаций дополнительного образования;
- привлечение к участию в научно-практической работе представителей научных учреждений и высших учебных заведений, аспирантов и студентов;
- доля выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройству, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте;
- доля выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих "самозанятости" выпускника на современном рынке труда
- количество обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в отношении к общему показателю нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей указанной категории.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 июня 2015 г. N 366 раздел 2 дополнен пунктом 6
6. Координация финансовых и организационных вопросов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2015 г. N 540 раздел 2 дополнен пунктом 7
7. Организация осуществления антикоррупционного образования и пропаганды в образовательных организациях Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2015 г. N 540 в раздел 3 внесены изменения
3. Характеристика мероприятий Государственной программы
Реализация мероприятий предусматривает выполнение комплекса основных мероприятий:
Основное мероприятие 1. Развитие дошкольного образования. Направлено на развитие материально-технической базы и укрепление предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях.
Основное мероприятие 2. Модернизация общего образования в Республике Крым в части строительства и реконструкции общеобразовательных организаций, направлено на создание дополнительных мест, реконструкция существующих общеобразовательных организаций с целью ликвидации обучения учащихся во 2-ую смену.
Основное мероприятие 3. Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования направлено на создание современной материально-технической и учебно-методической базы общеобразовательных организаций для обеспечения соответствия образовательного процесса требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, улучшения качества образовательных услуг.
Основное мероприятие 4. Создание условий в образовательных организациях для инклюзивного образования детей-инвалидов. Направлено на создание условий для качественного образования детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию.
Основное мероприятие 5. Развитие дополнительного образования. Направлено на создание современной материально-технической и учебно-методической базы образовательных организаций для обеспечения соответствия образовательного процесса требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, условий для увеличения охвата детей услугами дополнительного образования детей.
Основное мероприятие 6. Развитие науки и научной деятельности. Направлено на привлечение научной элиты к решению проблем социально-экономического развития Республики Крым.
Основное мероприятие 7. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Направлено на развитие профессиональной образовательной траектории молодежи в современных социально-экономических условиях.
Основное мероприятие 8. Обеспечение комплекса мер по организации антикоррупционного образования и пропаганды. Направлено на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
В целях реализации Государственной программы Министерство осуществляет разработку нормативных - правовых актов Республики Крым, принятие которых необходимо для повышения эффективности реализации Государственной программы, совершенствования правоприменительной практики. Перечень нормативных - правовых актов Республики Крым представлен в приложении 3 к Государственной программе.
5. Информация об участии общественных, научных и иных организаций Государственной программы
В рамках реализации Государственной программы общественные, научные и иные организации привлекаться не будут.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 21 марта 2016 г. N 92 в раздел 6 внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 12914662,72 тыс. руб., в том числе по годам:
2015 год - 1563848,5 тыс. руб.,
2016 год - 5990008,9 тыс. руб.,
2017 год - 5360805,32 тыс. руб.
Объем финансирования Государственной программы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год. Предусматривается финансирование и через выделение целевых субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направленных на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации.
7. Риски реализации Государственной программы и меры по управлению этими рисками
Реализация Государственной программы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации Государственной программы включает в себя:
- текущий мониторинг наступления рисков;
- планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации Государственной программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Государственной программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение доходов бюджета Республики Крым, незапланированное увеличение расходов, и как следствие, увеличение дефицита бюджета Республики Крым, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Государственной программы. Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- привлечение средств на реализацию мероприятий Государственной программы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в частности, получение субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий отдельных подпрограмм Государственной программы);
- рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд);
- корректировка Государственной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Государственной программы.
К организационным рискам реализации Государственной программы относится ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников, ответственного исполнителя и соисполнителей Государственной программы, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, являющихся участниками реализации Государственной программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с несогласованностью действий исполнителей и участников реализации мероприятий Государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- выделение промежуточных этапов и составление оперативных планов реализации мероприятий Государственной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с ограниченностью кадровых ресурсов и недостаточной квалификацией исполнителей и участников реализации Государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- назначение ответственного исполнителя с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Государственной программы;
- повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий Государственной программы (проведение обучений, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам).
Дополнительные риски:
- срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
- увеличение числа аварийных школ;
- увеличение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
- стагнация научного потенциала Республики Крым.
8. Оценка эффективности реализации Государственной программы
Реализация комплекса мероприятий Государственной программы позволит достичь следующих результатов:
- создать новую сеть образовательных организаций, позволяющую эффективно использовать все виды ресурсов;
- сформировать качественную систему образования, позволяющую готовить высококвалифицированные кадры;
- создать условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
- использовать новые информационные сервисы, системы и технологии обучения, электронные образовательные ресурсы нового поколения;
- обеспечить условия для финансовой и организационной поддержки научной и научно-технической деятельности.
Таким образом, данная Государственная программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования и перспективу ее выхода на более высокий уровень.
9. Механизм реализации Государственной программы
Организацию реализации Государственной программы осуществляет исполнитель Государственной программы - Министерство.
Исполнитель Государственной программы:
- организует реализацию Государственной программы;
- принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в Государственную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей Государственной программы;
- представляет в Министерство экономического развития Республики Крым сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Государственной программы;
- готовит годовой отчет о ходе реализации Государственной программы;
- организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Государственной программы;
- размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах Государственной программы на официальном сайте в сети Интернет;
- осуществляет иные полномочия, установленные Государственной программой.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.