Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 30 декабря 2014 года N 651
Государственная программа
развития образования и науки в Республике Крым
28 апреля 2015 г.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 г. N 221 в паспорт внесены изменения
Паспорт
Государственной программы развития образования и науки в Республике Крым на 2015 - 2017 годы
1. Характеристика текущего состояния отрасли образования Республики Крым, основные проблемы и прогноз развития
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения является обязательным условием прогресса общества и экономики. Стратегической целью в сфере образования, является модернизация образовательной системы.
При этом отмечается, что система образования среди других отраслей социальной сферы наиболее адаптирована к требованиям изменяемой социальной среды.
Главная цель, поставленная перед системой образования Республики Крым, заключается в развитии человеческого потенциала региона как основного условия успешного осуществления комплекса социально-экономических реформ в Республике Крым.
Дошкольное образование
В Республике Крым функционирует 511 дошкольных учебных заведений, в том числе 7 - негосударственной формы собственности. В них воспитывается и обучается 65,7 тыс. детей, что составляет 72% от потребности населения в возрасте от 3 до 7 лет, а зарегистрировано на устройство в детские сады 32,9 тыс. детей. С изменением демографической ситуации увеличивается потребность в детских садах. Наибольшая очередность на устройство в детские сады городского округа Симферополь (12,4 тыс.), городского округа Евпатория (2,7 тыс.), городского округа Феодосия (2,5 тыс.), городского округа Ялта (4,1 тыс.), а также Симферопольского (3,3 тыс.) и Бахчисарайского муниципальных районов (1,9 тыс.). По состоянию на 01.12.2014 в функционирующих дошкольных образовательных организациях создано 92 дополнительные группы (1309 мест), в том числе 70 групп кратковременного пребывания детей. За счет спонсорских средств (шефской помощи) открыто 1 дошкольная образовательная организация на 100 мест в Первомайском муниципальном районе. Подготовлено к открытию в декабре текущего года 1 дошкольная образовательная организация на 160 мест в Красногвардейском муниципальном районе и 1 дошкольная образовательная организация на 150 мест в пос. Заозерное (городской округ Евпатория).
Общее среднее образование
В учебном 2014/2015 году в Республике Крым функционирует 586 образовательных организаций всех типов и форм собственности. Из общего количества образовательных организаций 583 дневных общеобразовательных учебных заведения, а также 3 вечерние (сменные) школы, 13 общеобразовательных и специальных школ-интернатов, 16 общеобразовательных учебных заведений других министерств (ведомств), 9 - негосударственных.
Контингент учащихся составляет 190,1 тыс. человек (2013/2014 учебный год - 180,2 тыс. чел.); средняя наполняемость общеобразовательных учебных заведений - свыше 300 человек.
В 2014/2015 учебном году организован бесперебойный бесплатный подвоз 16,2 тыс. учащихся в сельской местности к общеобразовательным организациям и домой. Это 100% школьников, нуждающихся в подвозе, однако парк школьных автобусов требует обновления. Уже в 2014 году будет приобретено 82 современных автобуса. Учебно-компьютерными комплексами обеспечено 98,5% школ, в том числе в городской местности - 98,5%, в сельской - 100%. Однако большая часть оборудования имеет срок эксплуатации более 10 лет и требует обновления. Кроме того, 60% образовательных организаций не имеют подключения к высокоскоростному Интернету. Бесплатным питанием охвачено 100% учащихся 1-4 классов. Средняя стоимость питания этой категории детей составляет 26,38 руб. в день, в сельской местности - 31,88 руб. Натуральные нормы питания детей в целом по Республике Крым выполняются на 81,6%, в сельской местности - на 85%.
Ежегодно стипендиатам Государственного Совета Республики Крым становятся одаренные учащиеся общеобразовательных организаций, размер стипендии - 20% от прожиточного минимума. В 2014/2015 учебном году такие стипендии получили 505 старшеклассников. Каждая образовательная организация имеет для использования в учебно-воспитательном процессе с 01.09.2014 примерные учебные планы, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Все учащиеся 1-11 классов образовательных организаций обеспечены учебниками в соответствии с федеральным перечнем. Всего в Республику Крым поступило 2 млн. 440 тыс. экземпляров учебников. Предоставлены конституционные гарантии и права обучения на русском языке, реализуются комплексные меры по сохранению и развитию сети классов и школ с обучением на родных (украинском, крымско-татарском) языках, включающие вопросы материально-технического оснащения таких школ. В июне - июле 2014 года реализован проект повышения квалификации управленческих и педагогических кадров общего образования Республики Крым для более 23 тыс. педагогов различных категорий, проведены курсы повышения квалификации для педагогических работников высших учебных заведений и заведений профессионально-технического образования, курсы повышения квалификации директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций, курсы переподготовки учителей украинского языка.
Проблемные вопросы:
- недостаточное количество школьных автобусов для организации бесперебойного, безопасного подвоза учащихся;
- несоответствие материально-технической базы общеобразовательных организаций для внедрения в полном объеме федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе:
- компьютерная техника и оборудование предметных учебных кабинетов школ устарели, требуют обновления.
- оборудование пищеблоков школьных столовых не позволяет организовывать качественное питание.
- в школьных медицинских кабинетах нет современного медицинского оборудования, в отдельных школах медицинские кабинеты отсутствуют.
Специальные образовательные организации и развитие инклюзивного образования
В 17-ти школах-интернатах и 2-х детских домах воспитывается 2972 ребенка (в 2013 году - 2955), из них 327 - дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения (в 2013 году - 382).
В настоящее время в Республике Крым функционируют:
- 5 санаторных школ-интернатов;
- 8 специальных школ-интернатов;
- 3 школы-интерната для одаренных детей;
- 1 специализированная школа-интернат;
- 2 детских дома.
Кроме того, в городском округе Керчь функционирует детский дом для детей дошкольного и школьного возраста, в котором воспитывается 76 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования во всех регионах республики в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционируют классы (группы) с инклюзивным обучением, в которых обучается 304 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
В 2014/2015 учебном году за счет федерального бюджета начата реализация Государственной программы "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы".
Дополнительное образование
На 01 октября 2014 года сеть образовательных организаций дополнительного образования Республики Крым насчитывает 165 ед., в том числе:
- 7 республиканских внешкольных образовательных организаций (в подчинении субъекта);
- 46 городских и районных внешкольных образовательных организаций (муниципальных);
- 17 детско-юношеских спортивных школ;
- 77 детских подростковых клубов по месту жительства (62 - муниципальные, 15 - общественные организации);
- 18 частных учреждений.
В целом дополнительным образованием в Республике Крым охвачено 55% от общего количества детей школьного возраста.
Деятельность образовательных организаций ведется по направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, гуманитарное, эколого-натуралистическое, исследовательское, научно-техническое, спортивное и др.
Открыты новые направления работы: виртуальная школа для одаренных детей в форме постоянно действующей очно-заочной школы, медиа-образование, группы для детей с особыми образовательными потребностями.
В Республике Крым уделяется большое внимание поощрению и поддержке одаренных, талантливых детей и руководителей: ежегодно 609 талантливых и одаренных детей автономии получают ежемесячно стипендию Совета министров Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым.
Ежегодно Министерством проводится более 280 конкурсов всех уровней, в которых принимают участие учащиеся общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений, воспитанники внешкольных и интернатных учебных заведений Республики Крым.
Традиционные конкурсы: "Крымский вальс", "Живые родники", "Прикосновение к истокам", "Крым в моем сердце", "Таланты многодетной семьи", выставка республиканских внешкольных учебных заведений "Мир детства моего" ко Дню защиты детей, танцевальный флешмоб, посвященный внешкольному образованию, конкурс музеев при учебных заведениях, возрожден республиканский фестиваль-конкурс "Крымские зори" и др.
Школьники начали активно принимать участие во Всероссийских конкурсах и мероприятиях: конференция "Шаги в науку, V областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности "Юный исследователь" в г. Черноголовка Московской области, в заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии в г. Великом Новгороде, Всероссийский этап Всемирной олимпиады по робототехнике в Казани на базе Университета Иннополис; "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" в Краснодарском крае.
С июля по октябрь 2014 года 550 человек принимали участие во Всероссийском проекте "Моя Россия - град Петров", а также в международных конкурсах: Интел-техно и Интел-Эко.
Основные проблемы:
- устаревшая материально-техническая и учебно-методическая базы;
- недостаточное финансирование дополнительного образования.
Профессиональное образование и наука
Всего на территории Республики Крым по состоянию на сегодняшний день продолжают образовательную деятельность 15 высших учебных заведения, только два из них остаются в сфере управления органов власти Республики Крым, 3 высших учебных заведения - частные, остальные будут переданы на федеральный уровень.
Начата предварительная работа по оптимизации сети средних профессиональных образовательных организаций, их реорганизации и укрупнению, обеспечению профильности подготовки.
Система среднего профессионального образования Республики Крым насчитывает 61 учебное заведение. Из них: 27 профессионально-технических учебных заведений, 34 - техникумы и колледжи, которые ведут подготовку по 97 профессиям и 55 специальностям для отраслей экономики республики.
Средний контингент учебных заведений среднего профессионального образования составляет более 27,4 тыс. обучающихся.
Одним из важнейших направлений работы региональной системы среднего профессионального образования было и остается профессиональное обучение незанятого населения по договорам с Фондом общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы. Количество учебных заведений, осуществляющих подготовку незанятого населения, составляет 55% от общего количества учебных заведений СПО.
2. Цели, задачи и показатели, целевые индикаторы достижения целей и решения задач Государственной программы, сроки реализации
Основная цель Государственной программы - обеспечение высокого качества образования в Республике Крым в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение указанной цели предполагается на основе решения следующих задач:
1. Обеспечение равного доступа граждан к качественному непрерывному образованию в соответствии с государственными федеральными образовательными стандартами.
2. Модернизация системы образования, направленная на достижение современного качества учебных результатов.
3. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
4. Создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях.
5. Улучшение материально-технической базы дополнительного образования.
Государственная программа реализуется в течение 3-х лет с 2015 по 2017 годы, этапы реализации не выделяются.
Реализация Государственной программы координируется министерством.
Показатели (целевые индикаторы) и результаты:
- улучшение материально-технической базы дошкольных образовательных организаций;
- создание современной материально-технической базы общеобразовательных организаций;
- повышение качества организации подвоза учащихся в общеобразовательных организациях;
- повышение качества предоставления образовательных услуг в общеобразовательных организациях;
- доля педагогов, работающих в системе инклюзивного образования, принявших участие в семинарах, конференциях, "круглых столах", среди всех педагогов, работающих в системе инклюзивного образования;
- доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
- доля детей-инвалидов, обучающихся в условиях инклюзивного образования в общем количестве детей-инвалидов, обучающихся на дому;
- доля охвата детей-инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий в общем количестве детей-инвалидов, обучающихся на дому;
- количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, охваченных инклюзивным образованием;
- улучшение материально-технической и учебно-методической базы, проведение мероприятий и конкурсов Всероссийского и государственного уровней для образовательных организаций дополнительного образования;
- привлечение к участию в научно-практической работе представителей научных учреждений и высших учебных заведений, аспирантов и студентов;
- доля выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройству, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте;
- доля выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих "самозанятости" выпускника на современном рынке труда.
3. Характеристика мероприятий Государственной программы
Реализация мероприятий предусматривает выполнение комплекса основных мероприятий:
Основное мероприятие 1. Развитие дошкольного образования. Направлено на развитие материально-технической базы и укрепление предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях.
Основное мероприятие 2. Модернизация общего образования в Республике Крым в части строительства и реконструкции общеобразовательных организаций, направлено на создание дополнительных мест, реконструкция существующих общеобразовательных организаций с целью ликвидации обучения учащихся во 2-ую смену.
Основное мероприятие 3. Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования направлено на создание современной материально-технической и учебно-методической базы общеобразовательных организаций для обеспечения соответствия образовательного процесса требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, улучшения качества образовательных услуг.
Основное мероприятие 4. Создание условий в образовательных организациях для инклюзивного образования детей-инвалидов. Направлено на создание условий для качественного образования детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию.
Основное мероприятие 5. Развитие дополнительного образования. Направлено на создание современной материально-технической и учебно-методической базы образовательных организаций для обеспечения соответствия образовательного процесса требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, условий для увеличения охвата детей услугами дополнительного образования детей.
Основное мероприятие 6. Развитие науки и научной деятельности. Направлено на привлечение научной элиты к решению проблем социально-экономического развития Республики Крым.
Основное мероприятие 7. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Направлено на развитие профессиональной образовательной траектории молодежи в современных социально-экономических условиях.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
В целях реализации Государственной программы Министерство осуществляет разработку нормативных - правовых актов Республики Крым, принятие которых необходимо для повышения эффективности реализации Государственной программы, совершенствования правоприменительной практики. Перечень нормативных - правовых актов Республики Крым представлен в приложении 3 к Государственной программе.
5. Информация об участии общественных, научных и иных организаций Государственной программы
В рамках реализации Государственной программы общественные, научные и иные организации привлекаться не будут.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Общий объем финансирования программы составляет 6 876 780,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 1 805 550,0 тыс. руб., 2016 год - 2 521 997,1 тыс. руб., 2017 год - 2 549 233,1 тыс. руб.
Объем финансирования Государственной программы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год. Предусматривается финансирование и через выделение целевых субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направленных на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации.
7. Риски реализации Государственной программы и меры по управлению этими рисками
Реализация Государственной программы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации Государственной программы включает в себя:
- текущий мониторинг наступления рисков;
- планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации Государственной программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Государственной программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение доходов бюджета Республики Крым, незапланированное увеличение расходов, и как следствие, увеличение дефицита бюджета Республики Крым, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Государственной программы. Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- привлечение средств на реализацию мероприятий Государственной программы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в частности, получение субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий отдельных подпрограмм Государственной программы);
- рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд);
- корректировка Государственной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Государственной программы.
К организационным рискам реализации Государственной программы относится ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников, ответственного исполнителя и соисполнителей Государственной программы, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, являющихся участниками реализации Государственной программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с несогласованностью действий исполнителей и участников реализации мероприятий Государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- выделение промежуточных этапов и составление оперативных планов реализации мероприятий Государственной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с ограниченностью кадровых ресурсов и недостаточной квалификацией исполнителей и участников реализации Государственной программы, осуществляется при помощи следующих мер:
- назначение ответственного исполнителя с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Государственной программы;
- повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий Государственной программы (проведение обучений, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам).
Дополнительные риски:
- срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
- увеличение числа аварийных школ;
- увеличение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
- стагнация научного потенциала Республики Крым.
8. Оценка эффективности реализации Государственной программы
Реализация комплекса мероприятий Государственной программы позволит достичь следующих результатов:
- создать новую сеть образовательных организаций, позволяющую эффективно использовать все виды ресурсов;
- сформировать качественную систему образования, позволяющую готовить высококвалифицированные кадры;
- создать условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
- использовать новые информационные сервисы, системы и технологии обучения, электронные образовательные ресурсы нового поколения;
- обеспечить условия для финансовой и организационной поддержки научной и научно-технической деятельности.
Таким образом, данная Государственная программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования и перспективу ее выхода на более высокий уровень.
9. Механизм реализации Государственной программы
Организацию реализации Государственной программы осуществляет исполнитель Государственной программы - Министерство.
Исполнитель Государственной программы:
- организует реализацию Государственной программы;
- принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в Государственную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей Государственной программы;
- представляет в Министерство экономического развития Республики Крым сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Государственной программы;
- готовит годовой отчет о ходе реализации Государственной программы;
- организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Государственной программы;
- размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах Государственной программы на официальном сайте в сети Интернет;
- осуществляет иные полномочия, установленные Государственной программой.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.