Постановление Правительства Севастополя
от 31 июля 2015 г. N 702-ПП
"Об утверждении Правил подготовки организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 62-ЗС "О защите населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях повышения устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить Правила подготовки организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Правила) (прилагаются).
2. Рекомендовать руководителям организаций города Севастополя независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при подготовке организаций к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций руководствоваться настоящими Правилами.
3. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.
4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева А.А.
Губернатор города Севастополя, |
С.И. Меняйло |
Правила
подготовки организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Правительства Севастополя от 31 июля 2015 г. N 702-ПП)
I. Подготовка организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время
1. Общие положения
1.1. Под устойчивым функционированием предприятий, учреждений, организаций (далее - организации города Севастополя), в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах в военное время.
1.2. Устойчивое функционирование организаций города Севастополя достигается заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в том числе от вторичных факторов поражения, и снижению тяжести последствий воздействия этих средств.
1.3. Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций города Севастополя должны быть дифференцированы по составу, содержанию, объему и времени выполнения и разделяются на два этапа:
первый этап - подготовка к работе в военное время;
второй этап - работа в условиях военного времени.
Мероприятия первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.
Мероприятия второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением военного положения в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и номенклатуре, установленных на военное время.
Подготовка организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования организаций.
При определении условий функционирования организаций города Севастополя в военное время необходимо учитывать:
вероятные варианты воздействия противника;
степень возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей;
возможность внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение местности;
возможность катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений;
дефицит квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих предприятий на военную службу.
При планировании и выполнении мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого функционирования организации города Севастополя, необходимо предусматривать:
обеспечение надежной защиты персонала организации;
организацию защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов, материальных, сырьевых и других запасов;
меры по последующему восстановлению производственного процесса при частичном разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки;
организацию охраны и обороны организации.
2. Организация инженерно-технических мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций города Севастополя в военное время
2.1. Поддержание устойчивого функционирования организаций города Севастополя в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия средств поражения противника на организации и создание условий для быстрой ликвидации последствий этого воздействия.
2.2. Организационные и инженерно-технические мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций проводятся руководителями этих организаций и включают:
защиту рабочих и служащих работающих смен организаций, продолжающих работу в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность организаций;
защиту основных производственных фондов и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от возможных вторичных факторов поражения;
создание надежных систем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения организаций;
повышение противопожарной устойчивости организаций;
создание устойчивой системы материально-технического снабжения;
создание устойчивой системы управления;
подготовку к быстрому восстановлению нарушенного производства.
2.3. Защита рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объектов, достигается укрытием в убежищах как существующих, так и возводимых в соответствии с планом гражданской обороны, рассредоточением и эвакуацией, а также использованием индивидуальных средств защиты.
2.4. Для защиты основных производственных фондов зданий и сооружений, станочного и технологического оборудования, энергетических и инженерных коммуникаций необходимо:
применять для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений жесткие каркасные конструкции с легким заполнением и легкими перекрытиями, а также огнестойкие ограждающие конструкции;
размещать наиболее ответственные участки производства, энергетические установки в частично или полностью заглубленных помещениях, а наиболее ценное и уникальное оборудование и приборы - в специальных защитных сооружениях;
энергетические и инженерные коммуникации устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;
максимально сокращать запасы аварийно химически опасных и взрывоопасных веществ в организациях, производящих или потребляющих их;
создавать системы автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения огнеопасных и аварийно химически опасных веществ;
хранить запасы аварийно химически опасных, взрыво- и огнеопасных веществ и материалов в подземных заглубленных или обвалованных складах (емкостях) и принимать меры для предотвращения их розлива;
устанавливать на рабочих местах расходные заглубленные емкости для аварийного слива аварийно химически опасных веществ и горючих жидкостей;
внедрять системы безаварийной остановки опасных производств, технологических установок и аппаратов с непрерывным технологическим процессом;
осуществлять светомаскировку населенных пунктов и организаций.
Мероприятия по защите производственных фондов, зданий, сооружений и оборудования отражаются в заблаговременно разрабатываемых планах гражданской обороны организаций и планах-графиках выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации в военное время.
2.5. Для поддержания устойчивого функционирования электроэнергетики необходимо:
обеспечить возможность деления схемы электрических сетей на независимые работающие части;
закольцевать распределительную электрическую сеть и подключить к нескольким источникам энергоснабжения;
создать в организациях резерв стационарных и передвижных электростанций;
создать на электростанциях необходимый запас топлива и подготовить тепловые электростанции для работы на резервных видах топлива;
дублировать ввод инженерных и энергетических коммуникаций.
2.6. Для поддержания устойчивого функционирования систем водоснабжения необходимо:
базировать системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных источниках, а при их отсутствии или недостаточной мощности - на двух источниках: поверхностном и подземном;
использовать оборотное водоснабжение при создании систем технического водоснабжения городов и организаций;
создать две группы заборных головных сооружений (для систем водоснабжения, базирующихся на поверхностных источниках), одна из которых должна быть вне зон возможных сильных разрушений;
защищать водоисточники и резервуары чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
создать системы водоснабжения, позволяющие при необходимости подавать чистую воду в сеть, минуя водопроводные башни, а также подавать воду от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм;
использовать технические водопроводы для пожаротушения, расположить пожарные гидранты и задвижки водопроводов на незатапливаемой территории.
2.7. Для поддержания устойчивого функционирования систем газо-, тепло- и топливоснабжения необходимо:
основные распределительные газопроводы высокого и среднего давления устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;
газораспределительные станции и опорные пункты обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе их из строя, устраивать в подземных частях;
устанавливать в основные узловые точки систем газоснабжения отключающие устройства, срабатывающие от давления ударной волны, а на скважинах для исключения свободного фонтанирования нефти и газа - глубинные отсекающие устройства;
создавать подземные (заглубленные) хранилища для хранения нефтепродуктов.
2.8. Для повышения противопожарной устойчивости организаций необходимо:
максимально сократить запасы горючих и взрывоопасных веществ и провести инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие успешное проведение работ по локализации и тушению пожаров.
2.9. Для поддержания устойчивого функционирования системы материально-технического снабжения необходимо:
создать в организациях защищенные запасы и резервы сырья, топлива, комплектующих изделий, оборудования, позволяющие продолжать работу в случае дезорганизации снабжения, и организовать рассредоточение и надежное их хранение. Порядок создания запасов и резервов определяется локальным актом организации.
2.10. Для создания устойчивой системы управления необходимо:
подготовить сеть пунктов управления организации и оборудовать их современными средствами связи, обеспечить автономными источниками электроснабжения;
создать дублирующие пункты управления, а также внедрить надежную систему получения и передачи необходимой информации, ее быстрой обработки и анализа;
широко использовать в системе управления автоматизированные системы управления;
обеспечить пункты управления связью от загородных узлов по кольцованным линиям связи, а также создать резерв мобильных средств связи.
2.11. Подготовка к быстрому восстановлению нарушенного производства проводится заблаговременно и включает:
разработку необходимой технической, технологической и другой документации;
создание запасов материальных средств для восстановительных работ;
составление необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а также по восполнению понесенных потерь в рабочей силе и производственном оборудовании;
определение вероятной очередности работ по восстановлению производства с учетом наличия ресурсов и местных условий.
3. Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства города Севастополя в военное время
3.1. Поддержание устойчивого функционирования организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия на сельскохозяйственных животных и растения современных средств поражения противника, создание условий для быстрой ликвидации последствий применения противником современных средств поражения и обеспечение производства доброкачественной сельскохозяйственной продукции.
3.2. Планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время возлагается на руководителей организаций.
К разработке мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства и их проведению привлекаются специалисты ветеринарных, зоотехнических, агрохимических и других учреждений.
3.3. Основными направлениями поддержания устойчивого функционирования организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время являются:
обеспечение защиты рабочих и служащих в процессе сельскохозяйственного производства;
строительство животноводческих и производственных зданий, складов и других сельскохозяйственных сооружений с повышенными защитными свойствами, с учетом защиты производственного персонала, сельскохозяйственных животных, сырья, готовой продукции, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
обеспечение животноводческих ферм, складов, хранилищ и других сельскохозяйственных помещений средствами пожаротушения;
накопление для удовлетворения аварийных нужд производства автономных источников электроэнергии и приспособление для этих целей сельскохозяйственной техники;
создание запасов материалов для герметизации животноводческих и других помещений, источников водоснабжения, а также для укрытия зерна, кормов, овощей и других сельскохозяйственных продуктов в период их уборки, транспортирования, переработки и хранения;
создание необходимых запасов кормов, биопрепаратов, антибиотиков, средств обеззараживания животных и растений, воды и других материальных средств;
подготовка и приспособление сельскохозяйственной техники для использования ее при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения;
обеспечение племенных и высокопродуктивных, а по возможности - всех групп животных простейшими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
создание хороших зоогигиенических условий содержания, кормления и эксплуатации животных;
регулярное проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в хозяйствах, а также плановой иммунизации животных против инфекционных заболеваний;
внедрение в севооборот высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и некоторым вредителям;
своевременное и полное проведение агротехнических и агрохимических мероприятий;
освоение методов ведения сельскохозяйственного производства в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными средствами с учетом почвенных и других условий организации сельскохозяйственного производства.
4. Мероприятия по подготовке органов управления организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время
4.1. Мероприятия по подготовке органов управления организаций города Севастополя.
Управление организацией есть постоянное и целенаправленное воздействие органов управления организации на деятельность организации в целях обеспечения ее надежного функционирования в условиях мирного и военного времени.
Подготовка органов управления организации города Севастополя к действиям в военное время проводится с учетом обеспечения:
устойчивости, непрерывности и скрытности управления при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности;
оперативности, обоснованности и своевременности принятия и выполнения решений;
организации дублирования управления; комплексности в постановке и решении задач управления;
достоверности оценки обстановки и прогноза ее развития;
координации и взаимодействия органов управления всех уровней;
накопления достоверной информации о последствиях воздействия противника;
оперативного перевода управления на децентрализованную форму;
готовности органов управления к работе в условиях полной или частичной потери связи;
заблаговременной подготовки резерва кадров всех уровней;
организации охраны и обороны организаций, защиты средств управления и мест их размещения.
Для подготовки органов управления организаций города Севастополя к действиям в военное время целесообразно предусмотреть:
наличие штатных расписаний, схем управления и связи организаций на военное время, их своевременную корректировку;
разработку схем оповещения организаций с учетом штатных расписаний на военное время;
соответствие схем связи по различным уровням управления и с различных пунктов управления (основных, запасных, дублеров) в организациях;
оснащение современными средствами связи и автоматизации пунктов управления и поддержание их в готовности к применению;
своевременную корректировку планов гражданской обороны и защиты населения, инструкций для должностных лиц органов и пунктов управления по действиям в военное время;
систематическое проведение в мирное время учений и тренировок как основной формы подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время.
При подготовке системы связи к работе в военное время необходимо предусмотреть мероприятия по:
своевременному и скрытому развертыванию системы связи в соответствии с потребностями управления;
маневру средствами связи (каналами, линиями) в соответствии с обстановкой, обеспечению своевременного прохождения информации;
контролю за соблюдением дисциплины связи;
защите пунктов управления и линий связи от воздействия средств поражения противника (в том числе от средств радиоэлектронного подавления, разведывательно-диверсионных групп);
быстрому восстановлению нарушенных связей.
4.2. Мероприятия по защите персонала организаций города Севастополя. Для защиты жизни и здоровья персонала организаций города Севастополя необходимо предусматривать следующие мероприятия:
укрытие персонала в защитных сооружениях и приспособленных для защиты помещениях;
рассредоточение и эвакуация персонала;
обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;
подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
медицинская защита персонала.
4.3. Мероприятия по созданию запасов материальных средств.
Кроме имущества, необходимого для производственного процесса организации, в состав запасов материальных средств целесообразно включать:
отдельные виды комплектующих изделий (для обеспечения безопасного производства работ в организациях);
специальную оснастку (для ремонта техники и оборудования);
технические средства и имущество для выполнения спасательных и восстановительных работ (в том числе для развертывания формирований для ведения спасательных и других неотложных работ);
медицинское, санитарно-хозяйственное и другое имущество (для оказания помощи персоналу организаций);
средства разведки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;
специальное оборудование и имущество для выполнения эвакуационных перевозок (людей и оборудования).
II. Подготовка к устойчивому функционированию организаций города Севастополя при возникновении чрезвычайных ситуаций
5. Общие положения
5.1. Подготовка организаций города Севастополя к устойчивому функционированию при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) - комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости их функционирования в условиях ЧС.
5.2. Повышение устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий и катастроф;
снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от их вторичных поражающих факторов;
создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
5.3. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики осуществляют соответствующие комиссии, созданные руководителями организаций.
На комиссии возлагаются следующие задачи:
организация работы по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций;
контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий в подчиненных (подведомственных) организациях;
оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
организация исследований по вопросам устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
проверка качества выполнения мероприятий по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций;
обобщение данных и подготовка предложений по вопросам повышения устойчивого функционирования экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций на работу в режиме чрезвычайной ситуации;
обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями и проведения аварийно-восстановительных работ.
5.4. На организации города Севастополя возлагаются:
планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивого их функционирования;
планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;
ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.
6. Основные направления повышения устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций
6.1. Основные направления повышения устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС:
обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях ЧС;
рациональное размещение производственных сил на соответствующей территории;
проведение технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования экономики;
подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;
подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в условиях ЧС;
подготовка системы управления экономикой для решения задач в условиях ЧС;
обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в условиях ЧС;
рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;
подготовка организаций к работе в условиях ЧС;
подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в условиях ЧС;
подготовка системы управления организаций для решения задач в условиях ЧС.
6.2. По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС.
Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в условиях ЧС (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и другие).
6.3. Предложения по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта повышения устойчивого функционирования экономики.
Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики рекомендуется оформлять отдельным документом - планом по повышению устойчивого функционирования организации.
Часть мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики предусматривается в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
6.4. Эффективность мероприятий по подготовке организаций города Севастополя в отрасли экономики к устойчивому функционированию в условиях ЧС определяется при проведении специальных учений гражданской обороны.
В целом общая схема организации работы по повышению устойчивого функционирования организаций делится на 3 основных этапа:
I этап - исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест;
II этап - проверка и оценка предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения гражданской обороны);
III этап - реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.
7. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций
7.1. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:
выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (далее - АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);
анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе - источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;
выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.
7.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований:
совершенствование основных фондов и производственных процессов;
разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;
эффективный контроль за состоянием и проведением регулярного технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;
повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо:
выявлять источники ЧС;
прогнозировать последствия ЧС;
уменьшать количество источников ЧС.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
своевременного оповещения персонала;
создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;
подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
7.3. При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:
размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;
рассредоточение элементов крупных объектов и ограниченное расширение крупных производств;
ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.
7.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по повышению устойчивого функционирования.
Эти цели должны достигаться путем:
защиты основных производственных фондов от поражающих факторов ЧС;
проведения специальных природоохранных мероприятий.
Защита основных производственных фондов:
повышение физической стойкости основных производственных фондов;
установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;
внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;
защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.
Природоохранные мероприятия:
очистка стоков;
герметизация оборудования, трубопроводов;
снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
7.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью:
обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;
устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;
обеспечения безопасности работающей смены.
С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:
оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
совершенствование производственных связей с поставщиками;
подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
подготовка к работе по упрощенной технологии;
создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;
подготовка к использованию местных ресурсов;
обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;
использование кабельных линий электропередачи;
электроснабжение объекта от двух и более источников;
подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);
создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;
обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;
подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
7.6. Подготовка системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий направляется на:
создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Эти цели достигаются путем:
заблаговременной подготовки сил и средств;
подготовки системы управления.
7.7. Типовыми мероприятиями по подготовке сил и средств являются:
создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;
создание резервных фондов материально-технических ресурсов;
подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;
подготовка к использованию местных ресурсов;
создание и сохранность страхового фонда документации.
7.8. Типовыми мероприятиями по подготовке системы управления являются:
разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС;
обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;
создание сети наблюдения и лабораторного контроля на территории организаций и прилегающей местности;
создание и поддержание в готовности системы оповещения;
создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
создание системы пунктов управления;
развитие системы связи в отрасли;
уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;
организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;
подготовка информационных центров организаций к работе в условиях ЧС;
подготовка персонала органов управления организаций;
обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;
обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения устойчивости.
8. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования в отраслях экономики с опасными объектами (производствами)
8.1. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования химически опасных объектов:
обеспечение персонала защитными сооружениями (далее - ЗС);
обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;
создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;
обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;
подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии;
подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.;
подготовка к санитарной обработке персонала;
накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;
обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;
подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;
регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики (далее - ОЭ);
размещение объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов;
размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;
создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ;
ограничение объемов АХОВ, легко воспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее - ВВ), хранящихся на территории ОЭ;
подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
обвалование, поддоны;
сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;
применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;
герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;
регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;
строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ;
подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;
обеспечение объектов формирований материально-техническими средствами для локализации ЧС;
устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;
оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения;
внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;
внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;
обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;
разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности;
разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;
регулирование импорта и экспорта АХОВ.
8.2. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования взрывоопасных объектов:
обеспечение персонала ЗС;
обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;
использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;
подготовка к эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС;
подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;
накопление медицинских средств первой медицинской помощи;
обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;
размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;
создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды;
предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;
автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);
установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);
разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;
обеспечение грозозащитными устройствами;
установка предохранительных клапанов для сбора давления;
обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;
использование несгораемых конструкций и материалов;
создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;
создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;
запрещение взрывных работ вблизи объектов;
строгое соблюдение правил пожарной безопасности;
обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;
обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;
подготовка пожарных проездов для пожарной техники.
8.3. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования объектов, расположенных в зонах опасных природных явлений:
создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;
создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;
утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;
обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;
создание минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств;
размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);
установка режима поведения персонала при получении информации о возникновении ЧС;
запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;
размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий на ЧС;
проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;
применение бесшовных труб для транспорта нефтепроводов и газа в зонах ЧС;
регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока;
обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;
создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);
защита уникального и особо ценного оборудования;
создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;
берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;
подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;
локальная защита объектов и небольших участков территории;
подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;
подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;
гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;
подготовка плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.
8.4. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования в нефтяной и газовой отраслях:
перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;
создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;
резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через реки;
разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;
размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;
подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги;
размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;
создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;
оборудование ОЭ байпасами и клапанами-отсекателями в защитных колодцах;
подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии;
регулярный контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем;
создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.
8.5. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на всех видах транспорта:
подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;
обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;
подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакуационных мероприятий;
обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;
повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
8.6. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на железнодорожном транспорте:
создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;
создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;
подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;
подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;
подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы, а также погрузочно-выгрузочные районы, для работы в условиях ЧС;
разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;
проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;
осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.
8.7. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционировании на автомобильном транспорте:
подготовка объездов возможных зон ЧС;
подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;
установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;
подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;
рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;
разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;
создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автотехники;
накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;
совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;
строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;
подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;
совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;
разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.
8.8. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на воздушном транспорте:
подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;
подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС;
подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения авиационного парка в ЧС;
создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;
подготовка экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;
совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.
8.9. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на трубопроводном транспорте:
реконструкция, новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;
строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов;
создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;
подготовка к транспортировке нефтепродуктов из зоны возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;
заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных станций за пределы таких зон;
создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;
создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств;
строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;
повышение надежности электроснабжения компрессорных станций системами дублирования открытых линий электропередач и прокладки подземных кабелей.
8.10. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на объектах энергетики:
распределение энергоисточников по районам и потребителям;
внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;
кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;
организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;
создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;
внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи;
подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;
подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС;
подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.
8.11. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования в пищевой промышленности:
обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);
создание и внедрение в производство закрытых (защищенных) технологических линий;
автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;
подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;
разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;
дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС;
организация хранения запасов с повышенной герметизацией;
защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;
разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);
совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;
обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;
совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;
снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение;
накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС;
разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;
оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания водоисточников;
создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и других) в условиях ЧС.
Исполняющий обязанности начальника |
И.М. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 31 июля 2015 г. N 702-ПП "Об утверждении Правил подготовки организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций"
Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru/) 3 августа 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Севастополя от 28 июля 2023 г. N 340-ПП
Изменения вступают в силу с 28 июля 2023 г.
Постановление Правительства Севастополя от 13 января 2022 г. N 06-ПП
Изменения вступают в силу с 24 января 2022 г.