Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Программа
дополнительных мер по поддержке рынка труда города Севастополя на 2014 год
(утв. постановлением Правительства Севастополя от 1 августа 2014 г. N 185)
Программа дополнительных мер по поддержке рынка труда города Севастополя на 2014 год разработана во исполнение Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 647 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда".
Программа предусматривает ряд организационных и социальных мер по поддержке и социальной защите граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под риском увольнения, и снижению напряженности на рынке труда города.
Представленные в Программе цель и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда города, сложившейся за 6 месяцев 2014 года, и прогнозных оценок на конец 2014 года.
1. Анализ ситуации на рынке труда Севастополя и обоснование необходимости принятия Программы
В Территориальной программе занятости населения г. Севастополя на период до 2017 года с учетом анализа тенденций на рынке труда города в предыдущие годы, были заложены достаточно оптимистичные прогнозы по показателям занятости и безработицы. Но начало 2014 года было отмечено кризисными явлениями в политическом и социально-экономическом положении Украины, что отразилось и на общей ситуации в сфере занятости населения Севастополя.
В соответствии с последними официально опубликованными данными органов статистики численность занятого населения города Севастополь в среднем за первый квартал 2014 года составила 177,1 тыс. чел., что на 4,1 тыс. меньше аналогичного показателя в первом квартале 2013 года. Уровень занятости населения, рассчитываемый по методологии МОТ, уменьшился до 61,8% против 63,3% в январе-марте 2013 года. Численность безработных в возрасте 15-70 лет увеличилась на 2,2 тыс. чел. и в среднем за первый квартал 2014 года составила 14,1 тыс. чел. (1 квартал 2013 г. - 11,9 тыс. чел.). Уровень безработицы населения по классификации МОТ составил 7,4% экономически активного населения города против 6,2% в первом квартале 2013 года.
Численность работников, переведенных по экономическим причинам на режим неполного рабочего дня (недели) в среднем за первый квартал 2014 года составила 3,4 тыс. чел. или 4,4% среднеучетной численности штатных работников предприятий, учреждений и организаций города. В сравнении с аналогичным периодом 2013 года этот показатель увеличился на 9%. Почти 300 человек или 0,4% среднеучетной численности штатных работников находились в вынужденных неоплачиваемых отпусках (к 2013 г. - 156,5%).
Сегодня, в переходный период, хозяйствующие субъекты решают сложные вопросы, связанные с перерегистрацией, введением нового налогового и таможенного законодательства, диверсификацией экономической деятельности и др. Зачастую это сопровождается реформированием или ликвидацией предприятий, оптимизацией штатной численности работников, высвобождением высококвалифицированной рабочей силы. Эти процессы, в частности, наблюдаются в финансово-банковском секторе, на объектах украинских торговых сетей, в органах управления всех уровней.
Как следствие, отмечается устойчивая тенденция сокращения рабочих мест. Так, численность штатных работников, занятых в отраслях экономики, с начала 2014 года сократилась на 5,2 тыс. человек и в мае 2014 года составила 72,8 тыс. человек.
Частные предприниматели - физические лица сняли с регистрации в 1,7 раза больше договоров на использование наемного труда, чем зарегистрировали: на 987 зарегистрированных договоров пришлось 1766 ликвидированных. По состоянию на 1 июля 2014 года общее количество работающих по трудовым договорам составило 9994 человека.
Заработная плата штатных работников (по обследуемому кругу предприятий) в мае 2014 года составила 11231,52 рубля или немногим более трети от среднего показателя по Российской Федерации (в апреле 2014 г. - 32947 рублей).
По состоянию на 1 июля 2014 года в Севастополе к увольнению предполагалось 5157 человек, 601 работник находился в состоянии вынужденного простоя по инициативе администраций, 1595 человек работали в режиме неполного рабочего времени, 162 - пребывали в вынужденных неоплачиваемых отпусках. Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 1 июня 2014 года имели 25 организаций перед 3024 работниками на общую сумму 43,8 млн. рублей.
Зарегистрированный рынок труда крайне чувствителен к подобным явлением.
Так, уменьшилось число работодателей, сотрудничающих с центром занятости в вопросах подбора кадров: с 905 в январе-июне 2013 года до 760 за шесть месяцев нынешнего года. Снизилось и количество зарегистрированных вакансий для укомплектования службой занятости, число которых в отчетном периоде составило 3638 единиц, что на 21% меньше, чем в 2013 году.
За 6 месяцев 2014 года среднемесячное число зарегистрированных безработных увеличилось против аналогичного периода 2013 года на 13% и составило 1641 человек. На 1 июля 2014 года численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных, составила 1895 человек, что на 31,3% больше в сравнении с началом текущего года и на 36,7% выше аналогичного показателя в 2013 году. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по городу вырос с 0,65% до 0,86% от численности населения трудоспособного возраста.
Мероприятиями Территориальной программы занятости населения города Севастополь на период до 2017 года предполагалось достичь в 2014 году определенных результатов, в том числе:
оказать содействие в трудоустройстве 1730 гражданам;
осуществить профобучение 622 безработных граждан;
привлечь к оплачиваемым общественным работам 260 граждан;
оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 170 безработным.
В то же время действующая программа не была рассчитана на возникновение негативных тенденций на рынке труда, вызванных экономическими и политическими моментами.
Кроме того, социальные услуги и материальное обеспечение безработных в переходный период финансируются из Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы, доходная часть которого формируется в рамках единого социального взноса. В условиях замедления экономической активности предприятий, учреждений и организаций города доходная часть Фонда снижается, а расходная, за счет увеличения числа получателей пособия по безработице и изменений в структуре получателей пособия, растет. Ограничение в финансовых ресурсах диктует необходимость минимизировать активные программы содействия занятости населения.
По прогнозу сложные процессы в социально-экономической сфере города могут сохраниться до конца 2014 года.
В связи с сокращением объемов производства и реализации продукции, услуг, приостановкой финансирования инвестиционных проектов, в первую очередь долгосрочных, отсутствия необходимых краткосрочных и среднесрочных кредитных ресурсов в финансовой сфере ожидается дальнейшая устойчивая тенденция роста скрытого сокращения работников (увольнения по собственному желанию или соглашению сторон), изменения режима работы организаций, роста задолженности по заработной плате. Как следствие, численность занятых в экономике Севастополя может уменьшиться на 3% и по итогам 2014 года составить 173,5 тыс. человек. Часть высвобожденного населения пополнит ряды безработных, доля которых в численности экономически активного населения города ожидается на уровне 8,1% (15,3 тыс. человек).
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости в течение 2014 года, составит свыше 4,8 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 2013 году. На конец 2014 года возможно увеличение численности безработных, состоящих на регистрационном учете в центре занятости, до 2,3 тыс. человек, уровня регистрируемой безработицы, соответственно, до 1,1% от численности населения трудоспособного возраста против 0,65% на начало 2014 года.
Количество заявленных работодателями вакансий к концу года, по прогнозу, не превысит 900 единиц.
В сложившейся ситуации крайне необходима реализация дополнительного комплекса программных мероприятий, направленных на поддержку рынка труда в Севастополе, повышение конкурентоспособности работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранение и создание рабочих мест.
Правительством Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходов на реализацию дополнительных мер по поддержке рынка труда г. Севастополя выделены иные межбюджетные трансферты в размере 56846,87 тыс. рублей, которые позволят профинансировать организацию и проведение конкретных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Севастополя.
2. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Основной целью Программы является реализация дополнительных мер, направленных на минимизацию негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в городе.
Достижение поставленной в Программе цели предусматривает решение следующих задач:
стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, и зарегистрированных безработных;
обеспечение защиты населения от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Достижение цели предполагается реализовать посредством решения вышеуказанных задач, каждая из которых получит разрешение путем выполнения совокупности мероприятий, направленных на обеспечение дополнительной эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения; снижение напряженности на рынке труда; изменение структуры занятости населения Севастополя; сохранение кадрового потенциала на основе обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест.
1. Стимулирование предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В ситуации, когда сокращается количество вакансий, предлагаемых работодателями города, целесообразно расширить масштабы вовлечения граждан, ищущих работу, в самостоятельную занятость. Реализация мероприятий по поддержке предпринимательской инициативы и содействию самозанятости позволит безработным гражданам, и гражданам, находящимся под риском увольнения, не только открыть собственное дело, но и при помощи службы занятости дополнительно создать рабочие места, решив тем самым важную социальную задачу.
2. Организация опережающего профессионального обучения и дополнительного образования работников, находящихся под риском увольнения (перевод на неполный рабочий день (неделю), временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Предприятия и организации города в переходный период вынуждены снижать объемы производства, проводят перепрофилирование и пытаются развивать новые виды деятельности.
Для сохранения квалифицированного контингента работающих на предприятиях и организациях граждан (кадровые рабочие, инженерно-технические работники и обслуживающий персонал) требуется организация опережающего обучения, т.е. переобучение работников и овладение ими смежными профессиями. Кроме этого, в ходе обучения работников, находящихся под риском увольнения, возможно решение проблемы повышения их квалификации и преодоления психологических барьеров.
3. Организация стажировок работников организаций, не обеспеченных в переходный период объемом заказов, в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа.
С учетом необходимости перехода на новые технологии, адаптации видов деятельности к российским стандартам, повышения качества рабочей силы, на фоне ограниченной местной учебной базы планируется решать вопросы обеспечения работодателей профессиональными кадрами необходимой квалификации путем организации стажировок работников в аналогичных отраслях на предприятиях других федеральных округов.
4. Организация временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке.
В Севастополе, на фоне снижения общей потребности в рабочей силе сохраняется необходимость в проведении временных работ на социально значимых объектах (строительство и ремонт автомобильных дорог, предоставление социальных услуг, ремонт объектов образования и здравоохранения, работы по благоустройству и другие).
Организация временных работ позволит сохранить у граждан, потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения, мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить получение ими дохода на период вынужденной незанятости.
Программа носит оперативный характер, реализация мероприятий будет осуществляться до конца 2014 года.
Параметры мероприятий Программы могут уточняться в зависимости от экономической ситуации на предприятиях и в организациях Севастополя в соответствии с предусмотренными объемами финансирования и численностью участников мероприятий.
3. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль ее исполнения
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства и ответственности всех участников Программы.
Уполномоченным органом исполнительной власти г. Севастополя для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации Программы дополнительных мер по поддержке рынка труда Севастополя на 2014 год и ответственным за реализацию мероприятий определено Главное управление труда и занятости населения. К участию в реализации Программы привлекаются органы власти, органы местного самоуправления, объединения работодателей, работодатели, учебные заведения и другие заинтересованные органы и организации.
Финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда г. Севастополя осуществляется в пределах предоставленных из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов, перечисленных на счета, открытые Казначейской службе города Севастополя для Главного управления труда и занятости населения для учета средств финансовой помощи г. Севастополя в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Расходование финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий по стимулированию предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными; организации опережающего профессионального обучения и дополнительного образования работников, находящихся под риском увольнения; организации временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, на основе Правил предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 647, и в соответствии с Положением о порядке финансирования, расходования и учета средств Программы, утвержденным Правительством Севастополя.
Реализация мероприятия "Стимулирование предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными" осуществляется на основании договоров между Центром занятости населения и безработным гражданином или работником, находящимся под риском увольнения, которые заключаются после оценки эффективности бизнес-планов комиссиями, созданными при центре занятости, на предоставление выплаты для открытия собственного дела.
Реализация мероприятия "Организация опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, находящихся под риском увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными" осуществляется на основании договоров, заключенных между центром занятости, работодателем, работником и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, имеющих лицензии на право проведения курсовой подготовки, на основании конкурсного отбора. Средства федерального бюджета выделяются для оплаты профессионального обучения (с учетом проезда и проживания) участников Программы.
Реализация мероприятия "Организация стажировок работников организаций, не обеспеченных в переходный период объемом заказов, в организациях соответствующих видов экономической деятельности, расположенных за пределами Крымского федерального округа" осуществляется на основании договоров, заключенных между центром занятости, работодателем, работником и организацией, находящейся за пределами Крымского федерального округа, в которой будет проводиться стажировка работника. Средства федерального бюджета выделяются для выплаты стажирующемуся работнику, выплаты наставнику, затрат на проезд к месту стажировки и обратно, возмещение затрат на оплату стоимости проживания в период стажировки.
Реализация мероприятия "Организация временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке" осуществляется:
в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между Центром занятости населения, работником и работодателем по постоянному месту работы;
в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между Центром занятости населения, работником и работодателем, создающим временные рабочие места;
в форме создания временных рабочих мест для безработных, зарегистрированных в установленном порядке, на основании договоров, заключенным между Центром занятости населения), безработным и работодателем, создающим временные рабочие места.
Средства из федерального бюджета выделяются на оплату труда работнику с учетом начислений на фонд оплаты труда, возмещение затрат работодателю на материально-техническое обеспечение временных рабочих мест.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство города Севастополя.
Главное управление труда и занятости населения осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета;
мониторинг текущей ситуации на рынке труда и в сфере занятости;
подготовку информации и отчетов для Правительства г. Севастополя о выполнении программы;
подготовку предложений по корректировке Программы (при корректировке и уточнении количества и перечня участников по программным мероприятиям возможно перераспределение средств по направлениям использования в пределах общей суммы выделенного трансферта);
совершенствование механизмов реализаций Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий программы;
ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах бюджета г. Севастополя, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем средств на финансирование мероприятий по стимулированию предпринимательской инициативы работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В рамках реализации этого мероприятия предполагается создание 43 рабочих мест для начинающих предпринимателей. Финансовые средства в сумме 58,8 тыс. рублей в расчете на одного человека (12-кратная максимальная величина пособия по безработице) на открытие собственного дела позволят им частично восполнить дефицит стартового капитала. В таком же объеме (58,8 тыс. рублей) планируется компенсировать затраты предпринимателя на создание дополнительного рабочего места для трудоустройства зарегистрированных безработных, всего ожидается создание 20 дополнительных рабочих мест.
Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 3704,4 тыс. рублей, рассчитанный как произведение числа участников Программы на 12-кратную максимальную величину пособия по безработице (58,8 тыс. рублей).
Объем средств на финансирование мероприятий по опережающему профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, находящихся под риском увольнения, рассчитан как произведение числа участников Программы опережающего обучения на среднюю стоимость курса обучения, с учетом расходов на проезд и проживание, в расчете на одного безработного гражданина, которая по экспертной оценке составила 25 тыс. рублей.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается организовать опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 433 человек. Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 10825,0 тыс. рублей.
Объем средств на организацию стажировок работников организаций, не обеспеченных в переходный период объемами заказов, включает размер выплаты стажирующемуся работнику, равный минимальному размеру оплаты труда, увеличенному на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в месяц (5,554 тыс. рублей *1,3); размер выплаты наставнику, равный половине минимального размера оплаты труда, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в месяц (2,777 тыс. рублей *1,3); среднюю стоимость проезда к месту стажировки в другой регион России, которая определена экспертным путем (3,0 тыс. рублей); норматив размера возмещения затрат на оплату стоимости проживания в период стажировки вне места постоянного проживания, равный 550 рублей в сутки; средний период стажировки, равный 3 месяцам.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается организовать стажировки для 224 граждан, которым потребуется такое же количество наставников. Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 19037,8 тыс. рублей.
Объем средств на финансирование мероприятий по организации временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения, и зарегистрированных безработных, включает размер выплаты работнику, равный минимальному размеру оплаты труда, увеличенному на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в месяц (5,554 тыс. рублей *1,3); частичное возмещение работодателю затрат на материально-техническое обеспечение временных рабочих мест, равное 1 тыс. рублей (определено экспертным путем), средний период участия во временных работах, равный 3 месяцам.
В рамках реализации мероприятий Программы предполагается организовать временные рабочие места для 944 граждан. Объем средств на финансирование указанного мероприятия Программы составит 23279,6 тыс. рублей.
Общий объем средств на реализацию указанных мероприятий, рассчитанный как сумма средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, составит 56846,87 тыс. рублей.
5. Показатели эффективности и ожидаемые результаты
Выполнение намеченных Программой мероприятий должно обеспечить:
регулирование процессов, происходящих на рынке труда города;
сдерживание регистрируемой безработицы на уровне не выше 1% численности населения трудоспособного возраста на конец 2014 года.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать:
предотвращению массовых увольнений;
смягчению последствий спада производства;
социальной защите увольняемых работников и созданию новых рабочих мест;
развитию малого и среднего бизнеса;
повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы;
развитию системы обучения кадров;
созданию условий для оперативного трудоустройства на постоянной и временной основе уволенных с предприятий и находящихся под риском увольнения граждан;
эффективной целевой поддержке лиц, потерявших работу.
Исполняющий обязанности |
С.И. Меняйло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.