Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 9 декабря 2014 г. N 500
Государственная программа
развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015 - 2017 годы
1. Паспорт Государственной программы развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015 - 2017 годы
Ответственный исполнитель программы |
Министерство промышленной политики Республики Крым |
Соисполнители программы |
нет |
Участники программы |
органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (по согласованию), промышленные предприятия различных организационно-правовых форм, привлекаемых к реализации мероприятий Государственной программы развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015 - 2017 годы в порядке, предусмотренном законодательством |
Подпрограммы программы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты программы |
отсутствуют |
Цель программы |
создание в Республике Крым конкурентоспособного, устойчивого, структурно сбалансированного промышленного производства, направленного на формирование рынков высокотехнологичной и инновационной продукции |
Задачи программы |
развитие промышленного комплекса Республики Крым; повышение инновационной активности промышленных предприятий; содействие в использовании в промышленности современного оборудования и передовых научно-технических достижений для оптимизации производственных процессов и повышения конкурентоспособности промышленной продукции региона |
Целевые индикаторы и показатели программы |
индекс промышленного производства; объем реализованной промышленной продукции; доля инновационно активных предприятий; объем реализованной инновационной промышленной продукции; среднемесячная заработная плата работников промышленного комплекса; прирост экспорта промышленной продукции |
Этапы и сроки реализации программы |
программа реализуется в I этап, срок реализации с 2015 по 2017 год |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
общий объем финансирования государственной программы составляет 1144,9 млн. руб., в том числе: в 2015 году - 79,0 млн. руб.; в 2016 году - 150,0 млн. руб.; в 2017 году - 915,9 млн. руб.; из них: средства федерального бюджета - 950,0 млн. руб., в том числе: в 2016 году - 150,0 млн. руб.; в 2017 году - 800,0 млн. руб.; средства бюджета Республики Крым - 194,9 млн. руб., в том числе: в 2015 году - 79,0 млн. руб.; в 2017 году - 115,9 млн. руб. |
Объем ресурсного обеспечения программы из внебюджетных источников |
общий объем финансирования государственной программы за счет внебюджетных средств составляет 23374,1 млн. руб., в том числе: в 2015 году - 2343,7 млн. руб.; в 2016 году - 10823,0 млн. руб.; в 2017 году - 10207,4 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
достижение высокого качества технологического развития промышленности; повышение эффективности государственного управления промышленностью; рост экспорта промышленной продукции; рост инновационно активных предприятий; снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду |
2. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015 - 2017 годы
2.1. Характеристика текущего состояния промышленного комплекса
Государственная программа развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым" и направлена на развитие промышленного потенциала Республики Крым.
Главной целью развития Республики Крым является достижение устойчивого роста уровня и качества жизни крымчан на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, которая может быть достигнута за счет:
внедрения интенсивной модели экономического роста;
создания конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности;
обеспечения экологической безопасности.
Состояние производственной сферы экономики Республики Крым характеризуется:
неравномерностью размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, транспортного, трудового и социального потенциала Республики Крым, что определяет их специализацию и разделение по функциональным признакам на рекреационные, промышленные и аграрные субрегионы и усиливает диспропорциональность социально-экономического развития в пределах Республики Крым;
ограниченностью конкурентоспособности промышленного комплекса Республики Крым ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевого направления;
устаревшей материально-технической базой и высоким уровнем изношенности основных производственных фондов.
Настоящая Программа направлена на решение проблем:
недостаточной конкурентоспособности промышленной продукции;
развития технологического потенциала промышленного комплекса республики;
низкого уровня инновационной активности промышленных предприятий.
Программа направлена на создание условий для модернизации существующих индустриальных производств и повышение конкурентоспособности промышленной продукции, так как промышленный комплекс является ведущим сектором экономики Республики Крым, на долю которого приходится крупнейшая доля в валовом региональном продукте (до 17%).
Промышленность полуострова является основой, формирующей товарное производство в Республике Крым.
На сегодняшний день в Республике Крым промышленным производством заняты более 2000 предприятий всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая статистически малые предприятия и физических лиц - предпринимателей, использующих труд наемных работников в сфере промышленного производства.
Промышленный сектор экономики дает работу более чем 100 тысячам крымчан (включая работающих по трудовым договорам с физическими лицами - предпринимателями), в том числе непосредственно на крупных, средних и мелких промышленных предприятиях - порядка 67 тысячам человек.
Структура занятости работников в промышленных отраслях более-менее стабильна, хотя за последнее десятилетие уменьшилось количество работников, занятых в пищевой, химической промышленности и машиностроении, вместе с тем выросла численность занятых на предприятиях добывающей промышленности, энергетики и теплогазоснабжения.
В развитии промышленности Республики Крым в течение последнего десятилетия на фоне общей тенденции прироста объемов производства промышленной продукции наблюдались два периода нестабильности и существенного снижения уровня производства - в период 2-й половины 2008, 2009 годов и в 2012 году. Эти периоды финансово-экономического кризиса, повлекшего за собой резкий дефицит оборотных средств и кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию на фоне удорожания сырья и материалов, нестабильность валютно-денежной системы. Это привело к реальному сокращению уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. В целом можно сказать, что в результате даже к началу 2014 года в целом объемы промышленного производства по отношению к уровню 2007 года не достигнуты.
Вместе с тем, невозможно преуменьшить значение промышленного сектора для всей экономики полуострова. Промышленные отрасли формируют до 35 - 37% поступлений сводного бюджета Республики Крым.
Промышленная продукция является основой товарного экспорта Республики Крым, составляя более 90% его объемов, при этом следует отметить, что практически половину всего товарного экспорта составляет продукция химических предприятий, весомая доля в экспорте товаров машиностроительной отрасли, а в последние годы и промышленности строительных материалов (добыча и производство).
Товарный экспорт Республики Крым имеет широкую географию. Крупнейшими экспортерами продукции крымских товаропроизводителей являются страны СНГ, на долю которых в 2013 году приходилось почти 40% всего экспорта.
2.2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы
Приоритетами развития промышленного комплекса определены:
проведение модернизации технологического оборудования во всех отраслях промышленности;
создание новых высокотехнологичных производств, модернизация и расширение имеющейся производственной базы, освоение выпуска новой конкурентоспособной продукции;
освоение новых рынков сбыта, сохранение конкурентных позиций на традиционных рынках.
Цель Программы - создание в Республике Крым конкурентоспособного, устойчивого, структурно сбалансированного промышленного производства, направленного на формирование рынков высокотехнологичной и инновационной продукции.
Задачи Программы:
развитие промышленного комплекса Республики Крым;
повышение инновационной активности промышленных предприятий;
содействие в использовании в промышленности современного оборудования и передовых научно-технических достижений для оптимизации производственных процессов и повышения конкурентоспособности промышленной продукции региона.
Основные показатели и целевые индикаторы Программы отражены в приложении 1.
Основными ожидаемыми результатами в сфере государственной программы должны стать:
достижение высокого качества технологического развития промышленности;
повышение эффективности системы государственного управления промышленностью;
рост экспорта промышленной продукции;
рост инновационно активных предприятий;
снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Сроки и этапы реализации Программы - 3 года (с 2015 по 2017 годы). Этапы реализации Программы не выделяются.
2.3. Характеристика мероприятий Программы
Подпрограммы к Программе отсутствуют.
Достижение заявленной цели и решение поставленных задач Программы будет осуществляться в рамках реализации следующих основных мероприятий:
1. Модернизация и технологическое перевооружение промышленных предприятий, в рамках которого будут реализованы следующие меры:
обеспечение бесперебойного электро-, газо-, водоснабжения ООО "Судостроительный завод "Залив";
реконструкция причалов, ремонт сухого дока ООО "Судостроительный завод "Залив";
строительство установки по обессоливанию морской воды методом обратного осмоса на Армянском филиале ООО "Титановые Инвестиции" - "Крымский Титан";
внедрение энергоэффективных технологий производства на ГП "Феодосийский оптический завод";
бурение скважин, строительство установки по обессоливанию воды для обеспечения ПАО "Бром" технической водой;
увеличение производственных мощностей выпуска пищевой соли на ПАО "Крымский содовый завод".
2. Создание новых производств, в рамках которого будут реализованы следующие меры:
строительство цеха по производству пигментного диоксида титана сульфатным способом на Армянском филиале ООО "Титановые Инвестиции" - "Крымский Титан";
строительство сборочно-сервисного центра КАМАЗ;
запуск производства холодильных ларей на ООО "УКСНАБ";
строительство производства твердого хлористого кальция на ПАО "Крымский содовый завод".
3. Внедрение процессов и технологий, снижающих антропогенную нагрузку на окружающую среду, в рамках которого будут реализованы следующие меры:
реконструкция газоочистных установок реакторов разложения и печей прокаливания производства пигментного диоксида титана на Армянском Филиале ООО "Титановые Инвестиции" - "Крымский Титан";
строительство установок по упариванию гидролизной кислоты (отход производства диоксида титана) на Армянском филиале ООО "Титановые Инвестиции" - "Крымский Титан";
строительство станции нейтрализации кислых стоков производства диоксида титана) на Армянском филиале ООО "Титановые Инвестиции" - "Крымский Титан";
проведение комплексного экологического аудита территории Сакского государственного химического завода и рекультивации загрязненных земель.
4. Создание индустриальных парков: "Новый Крым", "Щелкино", "Бахчисарай", "Феодосия", "Евпатория", "Широкое", реализация которых позволит:
создать новые высокопроизводительные рабочие места;
производить высококачественную продукцию;
создать эффективные сети сбыта.
Мероприятия Программы приведены в приложении 2.
2.4. Характеристика мер государственного и правового регулирования.
Основной мерой государственного и правового регулирования станет формирование нормативной правовой базы Республики Крым в соответствующей сфере (приложение 3).
2.5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы.
Предоставление государственными учреждениями Республики Крым государственных услуг в рамках реализации Программы не предусмотрено.
2.6. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы.
Участие общественных, научных и иных организаций непосредственно в реализации Программы не предусмотрено.
2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы.
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый год.
Информация по ресурсному обеспечению, основным мероприятиям Программы, а также оценка расходов на реализацию целей Программы по источникам финансирования отражена в приложении 5.
2.8. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками.
При реализации Программы следует учитывать ряд возможных рисков, связанных с отсутствием финансирования мероприятий Программы, существенным изменением федерального законодательства, форс-мажорными обстоятельствами.
1. Негативное влияние на реализацию Программы может оказать отсутствие или неполное финансирование Программы из различных источников финансирования, не позволяющее при отсутствии финансирования реализовать, при неполном финансировании - эффективно и в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
2. Риск изменения федерального законодательства связан с возможным возникновением необходимости внесения существенных изменений в законодательство Республики Крым, корректировки документов, разработанных для реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой либо отставание от плана реализации мероприятий, либо сделает реализацию некоторых мероприятий экономически невыгодной или невозможной.
Негативный эффект от данного риска можно снизить путем:
скорейшего приведения законодательства Республики Крым в соответствие с федеральным;
анализа воздействия того или иного изменения федерального законодательства на реализацию мероприятий Программы и оперативного принятия управленческих решений и инициатив в каждом конкретном случае.
3. Наличие внешних рисков может быть связано с невозможностью сбыта продукции за пределами Российской Федерации в связи с санкционными ограничениями.
2.9. Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы включает оценку степени достижения целей и решения задач Программы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Программы и их плановых значений.
Степень реализации мероприятий Программы определяется путем сопоставления ожидаемых и фактически полученных результатов реализации мероприятий.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Социальная эффективность Программы выражается через развитие промышленного комплекса Республики Крым посредством реализации инвестиционных и инновационных проектов, предполагающих сохранение либо создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение заработной платы работников.
Кроме этого, налоговые платежи, поступающие от промышленных предприятий и составляющие доходную часть бюджета Республики Крым, впоследствии будут направлены на реализацию социальных программ региона.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.