Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к муниципальной программе
"Развитие образования муниципального
образования городской округ Ялта
Республики Крым" на 2015 - 2018 годы
Подпрограмма
"Обеспечение деятельности и развитие отрасли образования" муниципальной программы "Развитие образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" на 2015 - 2018 годы
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение деятельности и развитие отрасли образования" муниципальной программы "Развитие образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" на 2015 - 2018 годы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Актуальность и целесообразность разработки подпрограммы "Обеспечение деятельности и развитие отрасли образования" муниципальной программы "Развитие образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" на 2015 - 2018 годы (далее - подпрограмма) обусловлены тем, что за последние годы в муниципальной системе образования произошли существенные широкомасштабные изменения, связанные с реализацией стратегии его модернизации: введение федерального государственного образовательного стандарта, внедрение в сфере образования новых информационных технологий; формирование системы мониторинга качества образования и независимой оценки качества образования; обновление структуры и содержания образования; введение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Образование, являясь важнейшим социальным институтом, отражает состояние и тенденции развития общества, влияет на него, от состояния дел в области образования в значительной мере зависит будущее страны. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на требования нового исторического этапа. В этих условиях возникает необходимость совершенствования муниципальной системы образования городского округа Ялта и управления образовательным пространством.
Изменения в содержании и организации деятельности школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога. Возникает потребность в расширении инновационной деятельности образовательного учреждения и новом социальном типе личности руководителя и учителя, способных к её реализации, выявлении в связи с этим особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей повышения его инновационного потенциала в массовой педагогической практике.
Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего в классе учебно-воспитательного процесса.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ.
В соответствии с этими важнейшими направлениями кадровой политики являются:
- совершенствование системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров муниципальной системы образования городского округа Ялта;
- работа по удовлетворению потребностей образовательных учреждений в педагогических кадрах;
- повышение престижа педагогической профессии.
Реализация этих направлений будет способствовать совершенствованию кадрового потенциала муниципальной системы образования.
В городском округе Ялта насчитывается 60 муниципальных (казенных) образовательных учреждений, в которых работают свыше 2450 педагогов и прочих работников образования. Муниципальные образовательные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами в полном объеме.
Смена приоритетов в обществе усилила требования к качеству обучения. Мероприятия по развитию инновационного содержания общего образования с целью повышения качества подготовки выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Ялта требуют высокого профессионализма педагогических кадров.
В 2014 - 2015 учебном году в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым а введён новый комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 1-4 классов.
Новый курс позволит обучающимся младших классов муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым получить представление об основах религиозных культур, окажет воспитательное воздействие на формирование гражданина, уважающего культурные традиции Российской Федерации, готового к межконфессиональному содружеству.
В связи с введением нового курса, а также с переходом на новые образовательные программы, особое внимание уделяется обучению педагогических кадров муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, консультациям для родителей.
Также муниципальные общеобразовательные учреждения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым начали переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестал быть единственным носителем знания. Учитель выполняет задачу не просто сформировать или развивать необходимые качества, но и научить ребёнка взаимодействовать со средой, в которой он растёт, а также вникать в проблему ребёнка, дать ему возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое решение.
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), обучающихся 9-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Ялта в новой форме (далее - ГИА-9) предъявляет высокие требования к профессионализму педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Использование современных информационных технологий, методик обучения - необходимые условия деятельности современного педагога.
Современный педагог должен владеть информационно-коммуникационными технологиями и электронными образовательными ресурсами в учебном процессе. За последние годы много сделано для насыщения муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым компьютерным оборудованием, интерактивными досками.
Работа с кадровым ресурсом отрасли образования в муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым направлена на привлечение в сферу образования нового поколения педагогов, на решение кадровой проблемы в системе муниципального образования.
Важно создать систему мотивации руководителей и педагогов муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым к повышению уровня профессионализма, к работе в новом социальном контексте, в новых условиях. Совершенствованию механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов эффективно способствуют новые модели аттестации. Квалификационные испытания являются обязательной процедурой аттестации педагогов.
С целью обеспечения единого методического пространства в системе повышения квалификации педагогических работников муниципальных образовательных; учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым создано муниципальное казенное научно-методическое учреждение "Городской методический кабинет Управления образования".
Анализ состояния, а также модернизация муниципальной системы образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым выявили ряд проблем, которые ведут к необходимости системного развития кадрового потенциала отрасли.
Следует прогнозировать и предотвратить риски, которые могут возникнуть в кадровом обеспечении системы образования, где уже сейчас наблюдается процесс старения кадров при низком престиже профессии для молодых специалистов, получающих педагогическое образование. Без проведения специальных мер на фоне развития возможностей экономики города уровень заработной платы в образовании не будет являться привлекательным для высококвалифицированных и молодых кадров. Это будет приводить к старению и маргинализации работников отрасли и, как следствие, к снижению результатов образования, развитию институтов репетиторства. Критическими могут стать годы, когда на пенсию начнёт выходить основная часть специалистов, получивших образование и сделавших свою профессиональную карьеру в советский период. Это может привести к резкому снижению кадрового потенциала общего образования.
В учреждениях необходимо организовывать должное сопровождение становления и развития педагога. На основании вышесказанного, основными задачами кадрового обеспечения учреждений образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, требующим решения, являются:
- формирование нового социального типа личности руководителя и учителя;
- совершенствование системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров муниципальной системы образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- создание стимулов для закрепления молодых педагогов, выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- предотвращение оттока квалифицированных педагогических работников из муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в иные сферы деятельности.
Все эти проблемы требуют комплексного решения, для чего может быть применено использование планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы, например, в части трудозатрат, оплаты труда, расходов |на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д. Однако применение этого метода в условиях рыночной экономики может привести к тому, что образование будет развиваться в основном экстенсивно, появится риск неэффективного использования
финансовых ресурсов. Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике.
Другим вариантом решения проблем обеспечения муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым педагогическими кадрами является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод (метод целевых программ) предполагает разработку важнейших социально-экономических целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов, намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижению определённой цели.
В то же время использование программно-целевого метода при решении проблем связано с определёнными рисками, прежде всего финансово-экономическими.
Финансово-экономические риски связаны, прежде всего, с риском сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования подпрограммы в процессе её реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать подпрограмму, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
Решение о сокращении бюджета подпрограммы, независимо от времени его принятия, может привести к падению эффективности расходов подпрограммы.
С целью минимизации влияния вышеперечисленных рисков на достижение целей и задач подпрограммы планируется принятие следующих мер:
- введение мониторинга реализации мероприятий подпрограммы;
- открытость и подотчётность процесса реализации мероприятий подпрограммы;
- экспертно-аналитическое и информационное сопровождение реализации мероприятий подпрограммы.
2. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы с учетом ее реализации
Подпрограмма "Обеспечение деятельности и развитие отрасли образования" муниципальной программы является, по сути, личностно-ориентированным комплексом мероприятий, направлена, прежде всего, на обеспечение мотивации и заинтересованности каждого педагога в самосовершенствовании, развитии профессиональных качеств, а также на формирование такой системы организации деятельности педагогов в образовательном пространстве муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которая позволит повысить степень удовлетворенности педагогических работников выбранной сферой деятельности, что приведет к улучшению качества образования в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в целом. Реализация подпрограммы направлена на повышение престижа профессии педагога, качества предоставляемых образовательных услуг, на установление новых социальных стандартов в отношении взаимодействия между различными участниками образовательного процесса, на разработку и внедрение различны подходов к ведению образовательной деятельности с целью повышения качества образования.
3. Цели и задачи подпрограммы
Кадровые ресурсы отрасли образования - одно из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Цель подпрограммы - создание целостной системы управленческой и методической деятельности, направленной на кадровое обеспечение и развитие профессионального потенциала работников образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Задачи подпрограммы:
- создание условий социально-экономической поддержки педагогов, в том числе молодых специалистов, для решения проблемы обеспечения квалифицированными кадрами образовательных учреждений городского округа Ялта;
- вовлечение педагогов в региональные, национальные и международные научно-педагогические, инновационные программы и проекты;
- формирование позитивного имиджа педагога в общественном сознании и повышение престижа работников системы образования.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг;
- обеспечение педагогическими и руководящими кадрами муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- улучшение социально-экономических условий труда педагогов;
- повышение престижа педагогической профессии.
4. Целевые индикаторы, показатели подпрограммы
Целевые индикаторы, показатели подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам, которые отражают прогноз изменения состояния соответствующего направления, представлены в приложении N 1 к муниципальной программе "Развитие образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" на 2016 - 2018годы (далее - муниципальная программа).
Целевым индикатором, характеризующим достижение цели подпрограммы, определён следующий: увеличение степени удовлетворённости педагогов социально-экономической поддержкой в муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Показателями, характеризующими решение задач подпрограммы, являются следующие:
- увеличение доли педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, прошедших повышение квалификации до 75% в 2018 году;
- увеличение доли педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, владеющих современными информационными технологиями до 80% в 2018;
- увеличение доли молодых специалистов, поступивших в муниципальные образовательные учреждения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым до 10% в 2018 году;
- увеличение доли педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принимающих участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах до 10% в 2018 году;
- увеличение доли педагогических работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории до 77% в 2018 году.
5. Описание мероприятий
Для достижения цели и решения задач, поставленных подпрограммой, предусматривается реализация ряда мероприятий, направленных на совершенствование, поддержку и развитие кадрового потенциала отрасли.
В последние годы работа с кадровым ресурсом отрасли образования в муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым направлена на привлечение в сферу образования нового поколения педагогов. Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы, в том числе гибкая система стимулирующих выплат, направленная на повышение качества работы педагогов. Проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников высших и средних учебных заведений в школу, но и в наличии для них условий для закрепления.
С целью совершенствования профессионального мастерства, повышения престижа педагогической профессии организуются следующие мероприятия:
- реализация комплекса мер, направленных на привлечение в муниципальные образовательные учреждения городского округа Ялта молодых педагогов;
- система мероприятий для профессионального развития и карьерного роста учителей:
- проведение конкурсов профессионального мастерства;
- вовлечений педагогов в региональные, национальные и международные научно-педагогические, инновационные программы и проекты;
- проведение адресных мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа педагога в общественном сознании и повышение престижа работников системы образования;
- реализация комплекса мер, направленных на обучение, повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в системе образования;
- осуществление программ профессионального развития работников образования в области IT-компетентности, деятельностной педагогики и развивающих образовательных практик;
- оценки новых образовательных результатов;
- организация деятельности сети инновационных площадок.
Перечень мероприятий подпрограммы приведён в приложении N 2 к муниципальной программе.
Механизм реализации подпрограммы направлен на эффективное планирование мероприятий, координацию действий участников подпрограммы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий.
Механизм реализации основан на осуществлении мероприятий в соответствии с финансовыми средствами, предусмотренными в бюджете Ялтинского городского округа на финансирование подпрограммы.
Организация и проведение городских фестивалей, конкурсов, педагогических советов осуществляется путём проведения пленарных заседаний, научно-методических конференций педагогических работников муниципальных образовательных учреждений городского округа Ялта и др.
Повышение квалификации педагогических кадров городского округа Ялта осуществляется посредством сотрудничества с государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования".
Проведение августовских мероприятий с педагогическими кадрами и торжественных мероприятий, посвященных Международному дню учителя, осуществляется путём организации собраний, подготовки информационных материалов и др.
Управление подпрограммой осуществляется ответственным исполнителем подпрограммы - Управлением образования администрации города Ялты Республики Крым.
6. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации муниципальной программы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации муниципальной программы не предусмотрено.
7. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы рассчитана на 2016 - 2018 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "на 2015 - 2018 гг."
8. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счёт средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта
Информация по ресурсному обеспечению реализации подпрограммы за счёт средств муниципального бюджета с расшифровкой по годам реализации подпрограммы представлена в приложении N 3 к муниципальной программе.
Общий объём финансирования подпрограммы в 2016 - 2018 гг. за счёт средств муниципального бюджета составит 109 153,48 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 0,00 тыс. рублей;
2016 год - 36 384,49 тыс. рублей;
2017 год - 36 384,49 тыс. рублей;
2018 год - 36 384,49 тыс. рублей.
Объёмы финансирования мероприятий подпрограммы ежегодно уточняются при формировании муниципального бюджета городского округа Ялта на очередной финансовый год и плановый период.
Привлечение на реализацию цели подпрограммы средств федерального бюджета, республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, иных внебюджетных источников не предусмотрено.
Заместитель начальника |
Д.Г. Евмененко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.