Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации города Ялты
от 27 октября 2015 г. N 2601-п
Муниципальная программа
"Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования городской округ Ялта на 2015 - 2018 годы"
23 марта, 6 июля, 28 сентября 2016 г.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 28 сентября 2016 г. N 3598-п в паспорт Программы внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы "Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования городской округ Ялта на 2015 - 2018 годы"
1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной Программы, основные проблемы
Программа муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым "Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования городской округ Ялта на 2015 - 2018 годы" (далее - Программа) определяет цели, задачи, приоритетные направления и прогнозные показатели развития инвестиционной деятельности в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, а также мероприятия по реализации Программы.
Программа соответствует целям и задачам, определенным федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790.
Благодаря своему географическому положению, уникальности рекреационной территории, наличию широкой базы санаторно-курортного комплекса, развитой инфраструктуры общественного питания, интеллектуальному и трудовому потенциалу, муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - муниципальное образование, МОГО Ялта) является экономически перспективным регионом Республики Крым.
Для развития муниципального образования необходим переход на инновационный путь совершенствования, выведение муниципального образования в число ведущих городов-курортов отечественной индустрии сферы курорта и туризма с высоким уровнем благосостояния, существенной долей высокотехнологичного сектора.
Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в развитие производства, сферы услуг и туризма, в новые технологии, в обучение.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании необходимо обеспечить переход от прямых бюджетных инвестиций к муниципальной поддержке инвестиционной деятельности во всех отраслях. Необходимо обеспечить условия, когда инвестиционные проекты будут осуществляться из внебюджетных источников, а средства бюджета использоваться на подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планы инвестиционных проектов, экспертизу экономической эффективности инвестиционных проектов, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов.
Недостаточно в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым применяется инструментарий государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). В широком понимании это любое взаимодействие власти и бизнеса по достижению взаимовыгодных социальных или экономически значимых целей. Отечественная практика насчитывает около полутора десятков инструментов ГЧП, которые, кроме прочего, можно использовать в различных компиляциях, существенно расширяя при этом возможности для реализации инвестиционных планов. Внедрение механизмов ГЧП способно существенно улучшить инвестиционный климат на территории муниципального образования и служить дальнейшей основой развития инвестиционной привлекательности.
Мероприятия Программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику муниципального образования, создание благоприятных условий для предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В условиях интеграции Республики Крым в Российскую Федерацию необходимо активизировать работу по формированию и развитию базового комплекса элементов современной системы привлечения инвестиций:
- создание и совершенствование нормативной правовой базы муниципального образования согласно требованиям, установленным порядком Республики Крым в сфере инвестиционной деятельности;
- разработка системы механизмов поддержки, стимулов и льгот для инвесторов;
- обеспечение сопровождения инвестиционных проектов;
- формирование системы институтов привлечения инвестиций;
- устранение инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов и т.д.
В этой связи приоритетным аспектом развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования является внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти муниципального образования по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт).
Внедрение Стандарта позволит получить дополнительный набор инструментов для повышения инвестиционной привлекательности региона, включая использование лучших практик в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.
Одним из основных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса является создание свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также разработка и внедрение Положения (Регламента) по осуществлению инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.
В рамках свободной экономической зоны будут предусмотрены особенности в сфере земельных отношений, градостроительной деятельности, государственного и муниципального контроля, что позволит упростить процедуры получения земельных участков, строительства и введения в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также снизить административные барьеры в данных сферах.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при соблюдении установленных требований будут предоставлены льготы по налогам и сборам, а также возможность применения режима свободной таможенной зоны.
В 2011 - 2013 годы наибольшая часть капитальных инвестиций была направлена на развитие строительства и реконструкцию санаторно-курортных комплексов, гостиниц. Реализация инвестиционных проектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществлялась в соответствии с Порядком рассмотрения и реализации инвестиционных проектов и заключения инвестиционных договоров, новая редакция которого утверждена решением 34-ой сессии Ялтинского городского совета 6-го созыва от 25.09.2013 г. N 32 (далее - Порядок). В соответствии с указанным Порядком в течение 2014 года продолжалась реализация 19 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 19 524 840,5 тыс. руб. Всего привлечено инвестиций на сумму 1 140 903,5 тыс. руб.
Ялта, являясь инвестиционно-привлекательным муниципальным образованием Республики Крым в составе Российской Федерации, в последние годы занимала лидирующие позиции по темпам роста и объемам поступления прямых иностранных инвестиций.
Сумма привлеченных прямых иностранных инвестиций (FDI) по реализуемым проектам составляет 19 567,72 тыс. рублей. Всего внесено с начала инвестирования в экономику Республики Крым прямых иностранных инвестиций на период 01 января 2014 года 63 294,13 тыс. рублей, где на долю муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым приходится 19 567,72 тыс. рублей, что составляет 30,9% от общего объема поступлений.
Основные направления инвестирования: организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, на развитие деятельности туристических агентств и туристических операторов, развитие деятельности гостиниц, учреждения здравоохранения, общественного питания.
Среди ведущих регионов Республики Крым лидирующее место по объему поступивших инвестиций занимают городские округа Симферополь и Ялта. Так, за 2013 год сумма инвестиций по Симферополю составила 30 692 тыс. руб., Ялта - 6 943 тыс. руб. (данные приведены согласно экспресс выпуску от 14.02.2014 N 02.03-13/188 с пересчетом в рубли по курсу 3,8).
Основными проблемами, влияющими на развитие инвестиционной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, являются:
- недостаточно сформированное законодательство Республики Крым;
- отсутствие эффективной системы поддержки инвестора в реализации инвестиционных проектов;
- отсутствие механизмов государственной поддержки инвесторов;
- слабый потенциал возможностей органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений муниципального образования по вопросам инвестиционной деятельности;
- недостаточная информированность иностранных компаний об условиях ведения бизнеса, экономическом и инвестиционном потенциале муниципального образования.
Необходимость разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Стратегия) и Плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - План) обоснована потребностью обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новых экономических условиях, интегрирования экономики региона в экономическое пространство Российской Федерации. Необходимо осуществить анализ и оценку существующего состояния социально-экономического развития муниципального образования, выявить его основные проблемы, определить перспективы развития, основные направления, приоритеты, цели и задачи развития на долгосрочный период в новом экономическом и законодательно-правовом поле Российской Федерации. Наличие Стратегии социально-экономического развития муниципального образования станет еще одним фактором повышения инвестиционной привлекательности Ялты, покажет, в каких именно основных направлениях развивается город и в какие отрасли инвестировать будет более эффективно.
2. Цели и задачи реализации муниципальной Программы
Основные цели реализации муниципальной Программы - это создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов и увеличение инвестиций в основной капитал муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; развитие инвестиционной привлекательности территории для увеличения притока финансовых ресурсов в приоритетные отрасли экономики и обеспечения интенсивного экономического роста для улучшения социально-экономического состояния городского округа; формирование предпосылок для развития инновационной сферы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Достижение поставленных целей предполагается на основе решения следующих задач:
1) повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
2) разработка и внедрение мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
3) обеспечение равного доступа субъектов инвестиционной деятельности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;
4) разработка и совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым;
5) формирование инвестиционных площадок муниципального образования;
6) совершенствование методов и инструментов стратегического управления развитием муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
7) разработка и реализация мер маркетинга территории и имиджевой политики;
8) создание пакета информационной поддержки и освещения результатов инвестиционной деятельности в муниципальном образовании;
9) кадровое обеспечение инвестиционной деятельности;
10) формирование благоприятных условий для развития инновационной деятельности как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития городского округа.
3. Планируемые результаты реализации муниципальной Программы, целевые показатели (индикаторы)
Реализация программных мероприятий будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития муниципального образования. Выполнение мероприятий Программы позволит активизировать и улучшить инвестиционные процессы на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Формирование привлекательного имиджа Ялты и создание нормативной правовой базы, гарантирующей равные условия для всех инвесторов, способствующей устранению административных барьеров и устанавливающей благоприятный налоговый режим и преференции, увеличение притока инвестиций на территорию города создаст условия для повышения его инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности продукции товаропроизводителей, будет способствовать увеличению объема промышленного производства, росту поступления налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории города, увеличению доходов населения, созданию новых рабочих мест, последовательному повышению уровня жизни населения и позволит создать условия для перехода к инвестиционно-инновационной модели развития экономики.
Разработка Стратегии позволит определить основные приоритеты социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, разработать на ее основе: прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период, муниципальные Программы и иные документы стратегического планирования, а также добиться выполнения намеченных показателей (индикаторов) дальнейшего социально-экономического развития городского округа Ялта Республики Крым.
Комплексный и последовательный подход к реализации инвестиционной политики позволит достичь следующих результатов:
- увеличение объема инвестиций в муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым;
- расширение объема прямых иностранных инвестиций;
- рост количества инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования;
- разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и Плана ее реализации;
- составление плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- повышение имиджа и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- формирование благоприятных условий для развития инновационной деятельности;
- установление эффективной поддержки субъектов инвестиционной деятельности со стороны государства и муниципалитета в частности, обеспечение равного доступа к получению такой поддержки. Программа разработана на период 2015 - 2018 годы. В ходе выполнения
Программы будет производиться корректировка показателей и ежегодных планов её реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций экономического развития Республики Крым.
В программе предусматривается реализация и финансирование комплекса взаимоувязанных мероприятий на протяжении всего срока действия Программы, в связи с этим отдельные этапы её реализации не выделяются.
Целевые индикаторы на период 2015 - 2018 гг. выражены в следующих показателях (приложение N 1):
Показатель 1. "Объем инвестиций в основной капитал, предусмотренных соглашениями об инвестиционном сотрудничестве и (или) соглашениями о намерениях в сфере реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Показатель 2. "Объем прямых иностранных инвестиций, предусмотренных соглашениями об инвестиционном сотрудничестве и (или) соглашениями о намерениях в сфере реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Показатель 3. "Количество инвестиционных проектов об инвестиционном сотрудничестве и (или) соглашениями о намерениях в сфере реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Показатель 4. "Объем инвестиций в основной капитал на душу населения".
Показатель 5. "Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в рамках инвестиционных проектов".
Показатель 6. "Позиция городского округа Ялты в рейтинге городских округов Республики Крым по показателю "Инвестиции в основной капитал на душу населения".
Показатель 7. "Количество размещенной информации об инвестиционных возможностях муниципального образования".
Показатель 8. "Наличие стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Показатель 9. "Наличие плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
4. Характеристика основных мероприятий Программы
Реализация муниципальной Программы предусматривает выполнение следующих основных мероприятий (приложение N 2):
1. Повышение эффективности управления процессами инвестирования на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым:
- рассмотрение вопросов активизации инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
- формирование перечня свободных инвестиционно-привлекательных земельных участков;
- разработка и утверждение Положения (Регламента) по осуществлению инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
- утверждение инвестиционных договоров на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономической деятельности.
2. Формирование позитивного инвестиционного имиджа муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, благоприятного для вложения инвестиций:
- размещение информации об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования в периодической печати, на официальном сайте муниципального образования;
- разработка и издание методических и презентационных материалов по привлечению инвестиций в приоритетные направления экономической деятельности;
- приобретение презентационного оборудования для проведения презентаций инвестиционного потенциала муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- организация экспозиции муниципального образования на экономических, инвестиционных форумах, выставках с целью позиционирования города.
3. Привлечение внутренних и внешних инвестиций в развитие приоритетных направлений экономической деятельности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым:
- оказание консультативной и практической помощи субъектам хозяйствования по вопросам эффективного вложения инвестиций в приоритетные проекты;
- разработка и продвижение инвестиционных предложений по действующим проектам, а также планируемым к реализации;
- разработка инвестиционных договоров на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Республики Крым, принятыми в обеспечение реализации Федеральных законов о вопросах инвестиционной деятельности;
- проведение мониторинга реализации инвестиционных проектов и создание реестра в соответствии с заключенными инвестиционными договорами;
- кадровое обеспечение инвестиционной деятельности - предполагает наличие сведений о прогнозной кадровой потребности инвестиционного проекта.
4. Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и Плана мероприятий по ее реализации:
- составление технического задания на выполнение научно-исследовательской работы по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и Плана мероприятий по ее реализации;
- проведение конкурса на разработку Стратегии и Плана, определение победителя;
- заключение договора на разработку Стратегии и Плана;
- прием и корректировка проекта Стратегии и Плана, утверждение конечного варианта документов;
- регистрация Стратегии в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования и в государственном реестре документов стратегического планирования в Республике Крым.
5. Повышение эффективности деятельности департамента экономического развития администрации города Ялты Республики Крым:
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих администрации города Ялта Республики Крым в сфере стратегического планирования и инвестиционной деятельности;
- модернизация технического оснащения участников реализации Программы, что приведет к более качественному ее выполнению.
5. Характеристики мер государственного и правового регулирования подпрограммы
Мерами государственного регулирования являются все правовые акты Республики Крым и органов местного самоуправления, принятые в сфере инвестиционной деятельности.
Меры государственного регулирования в рамках указанной Программы финансового выражения не имеют. Государственные задания в рамках Программы не формируются.
6. Информация об участии других организаций и предприятий в реализации Программы
К реализации мероприятий Программы будут привлекаться общественные, научные и иные организации по следующим направлениям:
- участие в выставках, конференциях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях;
- подготовка презентационных, рекламных и методических материалов;
- формирование и обновление базы данных свободных земельных участков, реестров зданий, сооружений, площадок, возможных для реализации инвестиционных проектов;
- подготовка и реализация обучающих программ и пр.
Конкретные направления и состав организаций-участников будут определяться в зависимости от характера проводимых мероприятий.
Привлечение общественных, научных и иных организаций на условиях возмездного оказания услуг будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством о государственных закупках.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 28 сентября 2016 г. N 3598-п в раздел 7 внесены изменения
7. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной Программы
Общий объем финансирования муниципальной Программы составляет 3 529,8 тыс. руб., в том числе по годам:
2016 год - 1 744,8 тыс. руб.,
2017 год - 820,0 тыс. руб.,
2018 год - 965,0 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение N 3).
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета муниципального образования ежегодно уточняется в соответствии с бюджетом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на соответствующий финансовый год.
8. Анализ рисков реализации Программы и меры по управлению этими рисками
Риски реализации Программы разделены на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя и соисполнителей Программы, и внешние, наступление или не наступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя Программы.
Мерами управления внутренними рисками являются:
- детальное планирование хода реализации Программы;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;
- своевременная актуализация ежегодных планов реализации Программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий Программы.
Внешние риски могут являться следствием:
- неблагоприятных внешнеполитических факторов;
- возникновения дестабилизирующих общественных процессов.
Для управления рисками этой группы предусмотрены следующие меры:
- проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации Программы и при необходимости актуализация плана реализации Программы;
- проведение в течение всего срока выполнения Программы мониторинга текущих мировых тенденций в сфере реализации Программы с последующей при необходимости актуализацией плана реализации Программы;
- риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов, будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях в сети Интернет, и работой с обращениями граждан и организаций.
9. Оценка эффективности реализации муниципальной Программы
Реализация комплекса мероприятий муниципальной Программы позволит достичь следующих результатов:
- повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и сформировать позитивный инвестиционный имидж;
- создать благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Республики Крым и Федеральными законами о вопросах инвестиционной деятельности;
- улучшить взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса (инвесторов) в условиях эффективного управления процессами инвестиционной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
10. Механизм реализации муниципальной Программы
Организацию реализации мероприятий муниципальной Программы осуществляет соисполнитель программы - департамент экономического развития администрации города Ялты.
Соисполнитель программы:
- организует реализацию мероприятий Программы, предусмотренных в приложении N 2 к Программе;
- принимает решения о внесении в установленном порядке изменений в Программу и несет ответственность за достижение целевых показателей Программы;
- представляет в департамент экономического развития администрации города Ялты ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Программы;
- готовит годовой отчет о выполнении мероприятий Программы;
- организует информацию и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Программы;
- размещает информацию о выполнении мероприятий Программы на официальном сайте в сети "Интернет";
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Программой.
Начальник департамента |
А.С. Новосад |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.