В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" в целях своевременного предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации межмуниципального и регионального характера на территории города Севастополя, Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя (прилагается).
2. Рекомендовать руководителям организаций (предприятий), осуществляющих постоянное радиационное и химическое наблюдение, организовать подготовку личного состава нештатных постов радиационно-химического наблюдения, обеспечить их современными приборами радиационной и химической разведки.
3. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.
4. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева А.А.
Губернатор города Севастополя, |
С.И. Меняйло |
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя
(утв. постановлением Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 г. N 1248-ПП)
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя, создаваемой на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Правительства РФ от 08.11.2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
1.1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2. Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляет Управление обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя под руководством штаба сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя.
1.3. Наблюдение и лабораторный контроль в городе Севастополе организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки;
- определения степени загрязненности объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- принятия управленческих решений и эффективных мер по обеспечению защиты населения города Севастополя.
1.4. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения города Севастополя.
1.5. Управление обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя организует и координирует деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города, руководят их деятельностью при угрозе и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролируют состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны к действиям в условиях мирного и военного времени, организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями других управлений и ведомств города.
1.6. В основу сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя включаются:
- органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Севастополе;
- государственные ветеринарные лаборатории;
- гидрометеостанции;
- объектовые лаборатории, действующие на территории города;
- посты радиационного и химического наблюдения.
Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны являются подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6 часов.
Перечень головных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны разрабатывается Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя, согласовывается с Главным управлением МЧС России по городу Севастополю и утверждается руководителем гражданской обороны города Севастополя.
2. Порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя
2.1. Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящие организации по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угроза начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в вышестоящую организацию по подчиненности, в Управление обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя и одновременно в Главное управление МЧС России по г. Севастополю.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны вышестоящей организацией, Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объемах окружающей среды (воздухе, почве и воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в вышестоящую организацию по подчиненности, в Управление обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя и одновременно в ГУ МЧС России по г. Севастополю.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены дополнительно).
2.2. Рекомендовать в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" территориальному отделу по городу федерального значения Севастополю - межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю:
- осуществлять выявление в зонах чрезвычайных ситуаций биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля и ее прогнозирование;
- проводить специфическую индикацию возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- проводить санитарную экспертизу продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами с выдачей заключения о пригодности их к использованию по предназначению;
- измерять мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определять удельный и объемный активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- устанавливать радионуклидный состав исследуемых проб;
- определять на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами.
2.3. Управление ветеринарии города Севастополя выполняет следующие функции:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида возбудителя инфекционных заболеваний животных в мирное и военное в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах почвы и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и его структурных подразделений;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья, воды на контролируемых объектах;
- определение загрязнения сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований проб биологического материала от животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами с выдачей предложения о возможности их использования по назначению.
2.4. Севастопольский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выполняет следующие функции:
- установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций.
2.5. Гидрометеорологическая станция Севастополь (МГ Севастополь) выполняет следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадки;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, на наличие химически опасных веществ в атмосферном воздухе и доставка их в Федеральное государственное бюджетное учреждение (Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
2.6. Производственные (объектовые) лаборатории выполняют следующие функции:
- выявление радиационной, химической и биологической обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
- установление наличия в воздухе химически опасных веществ в районе расположения предприятия (объекта) и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпуск сточных вод и осуществление предварительной идентификации химически опасных веществ;
- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях и ведомствах, в населенных пунктах и других объектах осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени с целью своевременного обнаружения в окружающей среде радиоактивных, химически опасных веществ и их индикацию техническими средствами.
2.7. Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное Положение (инструкцию) о работе организаций сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план перевода учреждения с мирного на военное положение;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждения;
- перечень особо опасных инфекций поражающих людей, сельскохозяйственных растений и животных;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- перечень химически опасных веществ на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики экспресс-диагностики заболеваний особо опасных инфекций;
- методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами, определенные Перечнями особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- план подготовки и развития учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на текущий год и перспективу;
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности, в Управление обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя и одновременно в Главное управление МЧС России по г. Севастополю.
2.8. В военное время сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города функционируют в составе подсистемы единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕСВОП).
3. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
3.1. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которые не применяются для работы в условиях мирного времени, но требуются для решения задач на военное время, хранятся непосредственно в учреждениях сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, используются только по прямому назначению и освежаются в установленном порядке.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным Минздравом России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Все учреждения (лаборатории) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны должны быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю деятельности лабораторий. Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в соответствии с настоящим Положением.
3.2. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
3.3. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны представляются в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации по подчиненности, а также в Главное управление МЧС России по г. Севастополю, Управление обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя в установленном порядке.
Начальник Управления |
И.М. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 г. N 1248-ПП "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Севастополя"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru/) 21 декабря 2015 г.
Постановлением Правительства Севастополя от 4 декабря 2020 г. N 622-ПП настоящий документ признан утратившим силу с 7 декабря 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Севастополя от 3 ноября 2016 г. N 1046-ПП
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления