Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика социально-трудовых отношений в муниципальном образовании городской округ Ялта, основные проблемы и прогноз развития
Разработка муниципальной программы по обеспечению защиты трудовых прав граждан, улучшению условий и охраны труда в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым на 2015 - 2018 годы (далее - Программа) вызвана необходимостью реализации политики государства по организации социально-трудовых отношений. В основе принципов реализации Программы лежит двуединый подход: гражданам муниципального образования городского округа Ялта обеспечивается защита трудовых прав, трудоспособным лицам гарантируются возможности более высокого уровня социального потребления за счет их собственных доходов путем обеспечения продуктивной занятости населения.
Учитывая широкий спектр поставленных задач, межотраслевой характер мероприятий Программы, ее направленность на все субъекты системы обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая учреждения и предприятия, находящиеся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта, достижение положительных и стабильных результатов возможно только с использованием программно-целевых методов, на основе комплексного подхода и межведомственного взаимодействия.
При этом ситуация в муниципальном образовании городской округ Ялта характеризуется поступательным ростом экономического потенциала и комплексным характером организации социально-трудовых отношений.
В 2015 году число субъектов малого и среднего предпринимательства составило в среднем 5508 единиц, что 2,3 раза больше показателя 2014 года. Рост показателей обусловлен увеличением числа новых субъектов малого и среднего предпринимательства за счет регистрации по законодательству Российской Федерации. Ожидается, что до 2017 года темп роста составит 105% к показателям 2016 года и составит 6072 единицы.
Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов местного бюджета муниципального образования город Ялта в 2014 году составило 2 585,1 млн. руб. или 61,5% в общем объеме доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), что на 32,9% меньше, чем в 2013 году (соответственно 2 138,7 млн. руб. или 94,4%).
Основные причины уменьшения поступлений собственных доходов в бюджет муниципального образования городской округ Ялта:
- переходный период;
- процесс внедрения банковской системы Российской Федерации;
- невозможность осуществления платежей от плательщиков, находящихся на территории Украины;
- вводимый мораторий на штрафные санкции за несвоевременную уплату налоговых платежей и сборов.
Исполнение бюджета г. Ялта за 2014 год по расходам составило 3 587,5 млн. руб. или 75,7% от плановых назначений, в том числе:
- по общему фонду 3299,1 млн. руб.;
- по специальному фонду 288,4 млн. руб.
В 2014 году расходы на выплату заработной платы работникам учреждений города Ялта профинансированы в полном объёме.
Основной удельный вес в расходах бюджета г. Ялта занимают защищенные статьи бюджета, всего 2 560 050,6 тыс. руб., или 71,4% от общей суммы расходов, в том числе:
- на заработную плату с начислениями 1 819 087,7 тыс. руб. или 50,7%,
- на медикаменты и питание 164 438,6 тыс. руб. или 4,6%,
- на энергоносители 84 397,3 тыс. руб., или 2,4%,
- на трансферты населению 492 127,0 тыс. руб. или 13,7%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2014 году составила 13535 рублей, превысив значение показателя за 2012 год в 2 раза, повышение зарплаты планируется на 50-65%, которая в 2017 году составит 22407,9 руб.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений составила в 2014 году 18348,9 рублей, превысив значение показателя за 2012 год в 1,6 раза, повышение зарплаты планируется на 13%, которая составит в 2017 году 20817,8 тыс. рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений в 2014 году составила 22145,2 рублей, превысив значение показателя 2012 в 1,9 раза, повышение зарплаты планируется на 25%, которая составит в 2017 году 27852,2 рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников культуры и искусства составила в 2014 году 14838,6 рублей, превысив значение показателя за 2012 год в 1,8 раза, повышение зарплаты планируется на 31%, которая составит в 2017 году 19528,37 рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта составила 15141,0 рублей, превысив значение показателя за 2012 год 1,9 раза, повышение зарплаты планируется на 16%, которая составит в 2017 году 17710,3 рублей.
Предполагается увеличение средней номинальной заработной платы работникам крупных и средних организаций с 19 тыс. руб. в 2015 году до 22,3 тыс. руб. в 2017 году с учетом прогнозных данных Министерства экономического развития Республики Крым.
За 5 месяцев 2015 года в городе Ялте обратилось за содействием в поиске работы 909 человек, из них 271 человек зарегистрированы в качестве безработных, что меньше показателя 2014 года на 24% (за 5 месяцев 2014 года - 1202 человека, из них 380 человек зарегистрированы в качестве безработных).
Трудоустроено на свободные и вновь созданные рабочие места 324 чел., что составляет 50% аналогичного показателя 2014 года. По состоянию на 27.05.2015 профориентационными услугами в г. Ялте было охвачено 972 человека, из них незанятое население - 636 чел. За 5 месяцев 2015 года направлено 17 безработных на обучение по направлениям: охрана труда, 1С бухгалтерия, основы предпринимательства (за тот же период 2014 года - 28 человек). До конца года планируется обучение 93 безработных.
В муниципальном образовании городской округ Ялта организована информационно-разъяснительная работа в учебных заведениях региона касательно трудовых взаимоотношений и профессиональной ориентации, оказывается содействие в трудоустройстве молодежи и несовершеннолетних в каникулярный период. До конца года будет организовано временное трудоустройство 4 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, а также 5 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. За период январь - май 2015 года на постоянное рабочее место трудоустроен 1 несовершеннолетний из числа безработных граждан.
Для организации предпринимательской деятельности 1 безработному была произведена выплата на открытие собственного дела и один предприниматель получил средства для трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места. В 2015 году планируется выдать помощь на открытие собственного дела еще 24 безработным, что больше в 2,7 раза показателя прошлого года (в 2014 году единовременную выплату на открытие собственного дела получили 9 человек).
В течение 5 месяцев 2015 года создано 38 временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения. До конца года в рамках реализации дополнительных мер по поддержке рынка труда в 2015 году в Республике Крым планируется создание еще 342 временных рабочих места для данной категории граждан. За период с января по май 2015 года на временные работы трудоустроены 15 безработных, на общественные работы - 5 безработных граждан. Для обеспечения временной занятости незанятого населения и безработных планируется до конца текущего года направить на общественные работы 95 человек.
С целью содействия занятости инвалидов, обеспечения дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке" ведется учет свободных рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями. В течение 2015 года ожидается трудоустройство не менее 10 инвалидов на специально оборудованные рабочие места. За 5 месяцев 2015 года трудоустроено 2 инвалида. В течение года планируется организация временного трудоустройства 35 безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы.
Спрос на рабочую силу традиционно характеризуется ростом вакансий перед началом курортного сезона и снижением к концу года. Нагрузка на одно свободное место в зимнее время года составляет около трех человек, в летнее - для одного безработного имеется 5-6 вакансий.
В данных условиях возрастает потребность в привлечении иностранных работников, оптимизации международных миграционных потоков.
Однако процесс, связанный с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, выявил ряд проблемных вопросов, а именно:
- необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда на территории муниципального образования городской округ Ялта;
- возрастающую значимость решения социально-экономических проблем, возникающих при привлечении иностранной рабочей силы;
- необходимость учета и контроля трудовых мигрантов именно в территориальном органе федеральной миграционной службы по городу Ялта.
Определение потребности в иностранных работниках на территории муниципального образования городской округ Ялта предполагает проведение комплексной и целенаправленной работы по вовлечению работодателей, планирующих трудоустройство иностранных работников, особенно в курортной сфере, торговли и общественного питания. При этом на данный момент трудовым мигрантам обычно предлагаются рабочие места с низким уровнем оплаты труда.
Обеспечение максимального охвата работодателей позволяет выявить превышение спроса над предложением рабочей силы, оценить реальную потребность в привлечении иностранных работников, организовать переезд, трудоустройство, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, в том числе безработных, для удовлетворения потребности работодателей в работниках.
На практике оказывается невозможным направить трудовых мигрантов именно в те организации, которые в настоящее время не могут быть обеспечены российскими работниками.
В целях привлечения в городской округ Ялта востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов, были направлены обращения администрации города Ялты в Совет министров Республики Крым и в Государственный Совет Республики Крым с целью внесения изменений в закон Республики Крым N 23-ЗРК "Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда на территории Республики Крым" от 8 декабря 2014 года, который регулирует налогообложение доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Крым на основании патента.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного закона следует читать как "N 23-ЗРК/2014"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.