Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического
развития города Севастополя
на 2017 год и плановый
период 2018 и 2019 годов,
одобренного постановлением
Правительства Севастополя
от 14 декабря 2016 г. N 1192-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработан на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития города Севастополя за 2015 год, ожидаемых итогов развития города в 2016 году, сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в 2-х вариантах:
вариант 1 - базовый, характеризует развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства;
вариант 2 - базовый +.
Основные направления развития города Севастополя определены федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 (с изменениями), позволяющей сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы для обеспечения согласованности решений федеральных и региональных задач, достижения требуемых конечных результатов в установленные сроки.
В целях обеспечения повышения уровня жизни населения на основе создания условий для сбалансированного социально-экономического, экологического и культурного развития города, повышения его инвестиционной привлекательности и перестройки инфраструктуры, создания новых рабочих мест, развитие города прогнозируется по нескольким направлениям: развитие промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны; развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, энергосбережение; развитие сельского хозяйства; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы, туризм.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
По ряду показателей в настоящее время осуществить прогнозирование не представляется возможным ввиду отсутствия официальной статистической информации по итогам 2015 года. При разработке прогноза использовались данные Севастопольстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти, заинтересованных организаций.
Демография
Социально-демографические факторы существенным образом влияют на структуру и динамику показателей занятости населения города.
Демографическая ситуация характеризуется отрицательным естественным приростом населения и устойчивыми темпами его старения. В 2015 году на 5,5 тыс. родившихся пришлось 6,1 тыс. умерших.
Источником компенсации естественных потерь населения в 2015 году являлся миграционный прирост, составивший 17,9 тыс. человек (в 2014 году - 13, 6 тыс. человек). Свыше 56% граждан прибыли в город Севастополь в рамках межрегиональной миграции, 32% приходится на международную миграцию, 12% - на внутрирегиональную миграцию. При повышении уровня рождаемости и существенного снижения смертности населения миграционный прирост будет способствовать увеличению численности населения города.
На 01.01.2016 численность постоянного населения города составила 416,3 тыс. человек, что на 17,3 тыс. человек больше по сравнению с аналогичным показателем на 01.01.2015. Численность экономически активного населения составила 199,0 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике - 182, 5 тыс. человек.
Учитывая снижение миграционного прироста населения в январе-сентябре 2016 года по сравнению с сопоставимым периодом 2015 года (на 4, 5 тыс. человек) и увеличение естественного прироста (на 0, 3 тыс. человек), ожидается, что среднегодовая численность населения в 2016 году составит 422,0 тыс. человек. Прогноз на 2017 год - 428,4 тыс. человек; 2018 год - 434, 5 тыс. человек, 2019 год - 439, 2 тыс. человек.
Валовой региональный продукт
Прогноз размера валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития. Структура ВРП Севастополя формируется в основном за счет отраслей, предоставляющих услуги, доля которых составляет 64; 2%. Удельный вес промышленного производства, производства и распределения энергоносителей, строительства и сельского хозяйства - 17,5%.
На государственное управление и обеспечение военной безопасности и социальное страхование приходится 18,3%.
В 2016 году ожидается рост ВРП на 6, 7% к уровню 2015 года. В 2017 году ожидается увеличение ВРП на 2, 1 - 2, 6% к предыдущему году, в 2018 году - на 2,1 - 3,3%; в 2019 году - на 2,3 - 5,1%.
Макроэкономические условия, влияющие на оценку ВРП в прогнозируемом периоде: увеличение темпов роста промышленного производства и динамики инвестиций в основной капитал, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя (запрет на импорт продукции, произведенной в Крыму или в Севастополе, в Евросоюз; инвестиции в Крым и Севастополь; туристические услуги в Крыму и Севастополе; на экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям в транспорте, телекоммуникациях и энергетике, в отраслях, связанных с разведкой, добычей и производством минеральных ресурсов).
В 2016 - 2019 годах ожидаемое наращивание объемов промышленного производства связано с расширением сотрудничества предприятий Севастополя с производителями из других регионов страны, включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет осуществляться путем повышения инвестиционной привлекательности и инновационного развития аграрного сектора.
Прогнозируемый рост объемов капитальных инвестиций в основной капитал до конца 2016 года предусматривается за счет реализации государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- рост темпов развития строительного комплекса;
- эффективная реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденных к выполнению с 2015 года и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Промышленное производство
Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий, которые характеризуются сохранением ограничений политико-экономического характера, а также отсутствием возможности массовой отгрузки произведенной продукции на материковую часть Российской Федерации.
По итогам работы промышленных предприятий города в 2015 году по сравнению с 2014 годом индекс промышленного производства составил 91,6%. В обрабатывающей промышленности производство продукции уменьшилось на 9,2%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось в 2,1 раза.
В январе-сентябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года индекс промышленного производства составил 125,6%, в обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 25,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - в 2,6 раза.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по "чистым" видам экономической деятельности крупных передних предприятий в действующих ценах составил: в обрабатывающем производстве - 6,2 млрд. руб., что на 9,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2015 года, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 5,6 млрд. руб. (больше на 48, 5%).
Исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий города Севастополя в текущем году, оценка индекса производства в 2016 году составила 125,8%.
Прогнозные показатели на 2017 - 2019 годы рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития на указанный период: в 2017 году индекс промышленного производства будет на уровне 107,0% - 111,3% к 2016 году, в последующие годы ожидается постепенный рост промышленного производства, что связано с наполнением портфелей заказов промышленных предприятий города, в частности военно-промышленного комплекса (в 2018 году - 101,3% - 104,2%, в 2019 году - 101,1% - 104,2%).
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственные предприятия специализируются на выращивании винограда, плодов семечковых и косточковых культур, первичном и вторичном виноделии. Аграрные предприятия занимают 16,1 тыс. га сельскохозяйственных земель.
Продовольственное зерно не выращивается.
Животноводство из-за высокой себестоимости кормов, отсутствия свободных земель под кормовую базу, предприятия не развивают.
В городе Севастополе развита рыбохозяйственная отрасль.
В 2015 году индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2014 годом составил 81,3%, в том числе индекс объема производства продукции растениеводства - 77,6%, индекс объема производства продукции животноводства - 99, 3%.
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность, в 2016 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2015 годом на 0, 5% (производство продукции растениеводства - на 0,6%, животноводства - на 0,3%). В последующие годы ожидается поступательный рост производства продукции сельского хозяйства (1% к предшествующему году).
Строительство
За период 2015 года введено в эксплуатацию общей площади жилых домов в размере 105, 0 тыс. кв. м, что составило 42, 9% к 2014 году. За январь-сентябрь 2016 года ввод составил 115,6 тыс. кв. м (189,9% к сопоставимому периоду предыдущего года).
Средняя стоимость строительства 1 кв. м жилья в жилом доме квартирного типа в январе-сентябре 2016 года составила 44950 рублей.
Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 с изменениями, к приоритетным и первоочередным направлениям отнесены строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительство и модернизация дорог, что создает условия для роста объемов строительных работ как в 2016 году по сравнению с 2015 годом (до 53,8%), так и в последующие годы (в 2017 году - в 2,9 раза, в 2018 году - на 15, 1-15,2%, 2019 году - на 5, 3% к предыдущему году).
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
Оборот розничной торговли в 2015 году составил 38,5 млрд. руб., оборот общественного питания - 3,5 млрд. рублей.
За январь-сентябрь 2016 года оборот розничной торговли составил 37,1 млрд. руб. (в сопоставимых ценах больше на 22,0%, чем в соответствующем периоде 2015 года) и оборот общественного питания - 3,8 млрд. руб. (в сопоставимых ценах на 36,7% больше, чем в соответствующем периоде 2015 года). Объем платных услуг, оказанных населению, составил 15,4 млрд. рублей.
Анализ ценовой ситуации на потребительском рынке города за 2015 год и январь-сентябрь 2016 года показывает, что индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги с начала 2016 года к соответствующему периоду предыдущего года составил 124,3% и 110,9%) соответственно. Наиболее высокие темпы инфляции наблюдались в январе-апреле 2015 года и январе 2016 года (145, 0% и 116,2% соответственно).
Основной вклад в инфляцию как 2016 года, так и 2017 года будет вносить опережающий рост цен на услуги, что связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители, услуги общественного транспорта до 21%.
До конца 2016 года ожидается незначительное снижение цен на продовольственные и непродовольственные товары ввиду снятия санкций на ввоз некоторых турецких фруктов и овощей.
Инфляцию сдерживает стабилизация курса национальной валюты. Сдерживать рост цен также будет происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократилась почти в 1,5 раза. Влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию станет значительно слабее.
Ожидается, что индекс потребительских цен за 2016 год к соответствующему периоду предыдущего года составит 108,6%, в 2017 году замедление инфляции продолжится до уровня 106, 3% (при базовом варианте) - 106,6% (при базовом +). Ценовые перекосы, образовавшиеся в 2016 году в результате перенасыщения ряда рынков, в 2017 году будут выравниваться.
В 2018 - 2019 годах инфляция снизится примерно до 106, 1% - 106,5% и 105, 6-105, 8% соответственно в условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением.
Тарифы. Действующие тарифы для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сферах реализации электрической энергии и природного газа, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, утилизации ТБО - для потребителей и для ресурсоснабжающих организаций. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на санкции ряда стран по торговле с Крымом и городом Севастополем, бизнес переориентировался на новые рынки, как в географическом плане, так и по товарной структуре внешнеэкономической деятельности. Севастопольские предприниматели выходят на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Азии, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
Внешнеторговый оборот г. Севастополя по странам-контрагентам участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных в территориальных налоговых органах, расположенных в регионе деятельности города Севастополя и совершавших таможенные операции с товарами как в регионе деятельности Севастопольской таможни, так и иных таможенных органов, с учетом данных взаимной торговли, в 2015 году составил 51,5 млн. долларов США.
В 2015 году объем экспорта составил 16,0 млн. долларов США, что меньше в 3,7 раза, чем в 2014 году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта товаров из города Севастополя составила 80,8% (13,0 млн. долларов США), доля стран СНГ - 19,2% (3,1 млн. долларов США).
Объем импорта товаров в 2015 году составил 35, 5 млн. долларов США, что в 2,9 раза меньше, чем в предыдущем году.
Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров значительно превысила импорт из государств-участников СНГ и составила 83,2% (29, 5 млн. долларов США) против 16, 8% (6,0 млн. долларов США).
В январе-сентябре 2016 года сохранилась тенденция к снижению экспорта товаров, объем которого составил 3,6 млн. долларов США (сокращение к сопоставимому периоду 2015 года составило 74,3%).
Импорт товаров по сравнению с январем-сентябрем 2015 года увеличился на 17, 9% и составил 25, 8 млн. долларов США.
Учитывая сохраняющиеся тенденции в области санкционной политики ряда государств в отношении Крыма, активно продвигаемую политику импортозамещения, а также на основании анализа статистики внешней торговли города Севастополя, прогнозируется уменьшение объемов экспорта в 2016 году по сравнению с 2015 годом в 3,3 раза, объемы импорта сохранятся на уровне предыдущего года.
Рост доли внешней торговли в рамках стран - участниц СНГ будет происходить на фоне снижения доли экспортно-импортных операций субъектов хозяйственной деятельности со странами дальнего зарубежья.
В 2017 - 2019 годах ожидается некоторый рост экспорта (в физическом выражении ожидается рост на уровне 1,1 - 2,0% в год), импорт будет расти умеренными темпами - 2, 8 - 2, 9% в год.
Инвестиции
Федеральная целевая программа. Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион - одна из основных задач федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 с изменениями (далее - Программа).
Приоритетными и первоочередными направлениями для привлечения инвестиций, подлежащими финансированию в рамках Программы являются строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, создание индустриального парка, реконструкция аэропорта "Севастополь", строительство и модернизация дорог, обновление общественного транспорта, развитие туристической отрасли, гармонизация межнациональных отношений.
По городу Севастополю в целом по Программе предусмотрено финансирование 16 укрупненных мероприятий на сумму 39986,24 млн. рублей.
На 01.10.2016 по 31 мероприятию заключены государственные контракты на выполнение проектно-изыскательских работ на общую сумму 492,7 млн. руб., в том числе по 8 объектам контракты заключены в 2015 году на сумму 144,53 млн. руб. По 6 объектам приняты выполненные работы на сумму 49,38 млн. руб. и произведен кассовый расход на сумму 24,93 млн. рублей.
В 2017 году объемы финансирования из федерального бюджета, которые могут быть предоставлены бюджету города Севастополя в рамках реализации Программы, составят 9876, 92 млн. рублей.
Свободная экономическая зона. Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является создание свободной экономической зоны.
В рамках Федерального закона от 29 ноября 2015 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории города Севастополя на 01.10.2016 осуществляли деятельность 206 участников свободной экономической зоны (из них 4 индивидуальных предпринимателя, 166 субъектов малого и среднего предпринимательства). В январе - сентябре 2016 года заключено 98 договоров. Общий объем задекларированных капитальных вложений по заключенным договорам составил 2,4 млрд. руб. (на 2015 год - 0,2 млрд. руб., на 2016 год - 1,0 млрд. руб., на 2017 год - 0, 6 млрд. руб., на 2018 год - 0,5 млрд. руб., на 2019 год - 0,1 млрд. руб.).
Участниками свободной экономической зоны планируется создать более 4387 рабочих мест. Планируемая средняя заработная плата 25814, 07 рублей.
Консолидированный бюджет города Севастополя
В основу формирования прогнозных показателей бюджета города Севастополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов заложены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов, сложившиеся тенденции поступлений в бюджет города за 9 месяцев 2016 года и сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, оперативная исходная информация о прогнозных значениях отдельных показателей социально-экономического развития города Севастополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, принятые законы города Севастополя в сфере налогообложения.
Доходы. Почти 90% от общего объема прогноза налоговых и неналоговых доходов на 2017 - 2019 годы формируют налоговые доходы, главным администратором которых является Управление Федеральной налоговой службы по Севастополю. В структуре налоговых доходов более 80% занимают прогнозные поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
Общий объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджет города Севастополя в 2017 - 2019 годах планируется в соответствии с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Уровень дефицита средств бюджета планируется понизить к 2019 году.
Расходы. Основные показатели расходов бюджета города Севастополя на 2016 - 2018 годы сформированы с учетом целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Отчетные и оценочные данные представлены в соответствии с отчетом и сводной бюджетной росписью бюджета с учетом всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Формирование расходной части консолидированного бюджета осуществлено исходя из ожидаемого исполнения бюджета на 2016 год в размере 30404,9 млн. руб. Применены соответствующие показатели инфляции и роста тарифов с учетом особенностей региона, учтены утвержденные государственные программы города Севастополя в части реализации первоочередных мероприятий исходя из финансовых возможностей бюджета в условиях сложившейся ситуации в экономике.
Объем расходов на 2017 год по базовому варианту сформирован в целом в сумме 34550, 6 млн. руб., в том числе за счет собственных доходов в сумме 23670,0 млн. руб. и за счет целевых трансфертов из федерального бюджета - 10880,6 млн. руб. Рост расходов в 2017 году по сравнению с объемом расходов 2016 года прогнозируется на уровне 14%, без целевых межбюджетных трансфертов - на уровне 2,5%,
Прогнозные показатели в основном рассчитаны на основе имеющейся на сегодняшний день сети учреждений с учетом открытия новых образовательных учреждений, и органов власти.
Доля расходов бюджета города на финансовое обеспечение социального сектора - образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную защиту населения в прогнозе бюджета составляет примерно 60%.
Дефицит средств, источником финансирования которого являются остатки средств бюджета города на начало года, составит: в 2017 году - 4,0 млрд. руб., в 2018 году - 6, 8 - 6, 4 млрд. руб., в 2019 году - 5,4 - 5,3 млрд. рублей.
Денежные доходы и расходы населения
В январе-сентябре 2016 года по отношению к соответствующему периоду 2015 года динамика реальных денежных доходов населения составила 102, 6%.
В сентябре 2016 года на душу населения денежные доходы составили 18721 руб. (по сравнению с сентябрем 2015 года - больше на 12,8%), потребительские расходы - 17734 руб. (по сравнению с сентябрем 2015 года - больше на 48,4%).
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2015 год составила 8768 руб.; за III квартал 2016 года - 9941 руб., в том числе для трудоспособного населения - 10657 руб.; пенсионеров - 8147 руб.; детей - 10497 рублей.
По мере стабилизации экономики сохранится тенденция к росту прожиточного минимума на душу населения, ожидается, что в 2019 году он составит 12132 - 12007 рублей.
По состоянию на 01.10.2016 на учете в органах ПФР по городу Севастополю состоят 111,4 тыс. получателей пенсий. Средний размер пенсионной выплаты составил 12656,53 рубля (по Российской Федерации по предварительной оценке - 12434,34 руб.).
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика пенсионных выплат, в первую очередь за счет проводимой реформы пенсионного обеспечения и индексации пенсий. Размеры индексации пенсий, пособий и других социальных выплат и сроки их проведения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами.
В случае если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, что позволяет поддерживать гарантированный минимальный размер материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.
В 2016 году прогнозируется, что средний размер пенсионной выплаты по городу Севастополю составит 12646 руб. с дальнейшим увеличением к началу 2020 года до 14743,5 - 14547,1 рублей."
Труд и занятость
Занятость населения. Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в городе Севастополе в среднем за 2015 год составила 199 тыс. человек, в том числе 182,4 тыс. человек - занятые экономической деятельностью и 16,6 тыс. человек - безработные в определении методологии Международной организации труда (далее - МОТ). Общее число замещенных рабочих мест с учетом внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в среднем за 2015 год составило 73, 4 тыс. единиц, что на 6,4% больше, чем в 2014 году.
В 2016 году численность рабочей силы в городе Севастополе в среднем за июль-сентябрь 2016 год составила 188,7 тыс. человек (45,3% от общей численности населения города). В ее составе 178, 5 тыс. человек (94, 6%) были заняты экономической деятельностью, 10,2 тыс. человек (5,4%) не имели занятия, но активно его искали (безработные в соответствии с методологией МОТ).
В среднем за июль-сентябрь 2016 года уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, составил 5,4% от численности рабочей силы и снизился на 2, 7% относительно аналогичного периода 2015 года.
Регистрируемый рынок труда в 2016 году не испытывает значительных вызовов. Численность безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, на 01.10.2016 составила 363 человека, или 65,3% к аналогичному показателю 2015 года. Уровень регистрируемой безработицы к 01.10.2016 снизился до 0,18% от численности рабочей силы города, что значительно меньше как среднероссийского показателя (на 01,10,2016 - 1,1%), так и показателя по городу Севастополю на 01.01.2016 (0,23%).
По оценке в среднем за 2016 год численность рабочей силы по городу Севастополю составит 192 тыс. человек. С учетом сезонных колебаний занятости среднегодовая численность населения, занятого в экономике города, составит 181 тыс. человек (94,3% численности рабочей силы), численность безработных в определении методологии МОТ в среднегодовом исчислении составит 11,0 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы по методологии МОТ - 5,7% (в 2015 году - 8,3%).
Рост занятости населения в предстоящие годы будет регулироваться вводом новых рабочих мест, в том числе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, созданием и развитием кластеров и индустриальных парков, размещением в городе новых производств.
На протяжении всего предстоящего периода прогнозируются увеличение численности рабочей силы города Севастополя (экономически активного населения): в 2017 году - на 2,1% по базовому варианту прогноза и на 2,7% - базовому + варианту прогноза; в 2018 - 2019 годах - рост от 1,5% до 2,8% в зависимости от варианта прогноза. В натуральном выражении численность рабочей силы к 2020 году увеличится до 203 - 206,4 тыс. человек, и на 5, 7 - 7, 5% превысит ожидаемые показатели в 2016 году.
Увеличение численности рабочей силы прогнозируется за счет поступательного роста числа населения, занятого в экономике города: за три года - на 10 - 14,4 тыс. человек (на 5, 5-8%) в зависимости от варианта прогноза.
С учетом реализации мероприятий в области содействия занятости населения города ожидается снижение уровня безработицы, рассчитываемого по методологии МОТ: с 6,1 - 5, 6% от численности рабочей силы в 2017 году до 5,9 - 5,3% в 2019 году (в зависимости от варианта прогноза).
Заработная плата. В 2015 году наблюдалась устойчивая тенденция роста заработной платы, который составил по отношению к 2014 году 178,1%, среднемесячная заработная плата увеличилась с 13,7 до 24,4 тыс. рублей.
По итогам января-сентября 2016 года также отмечается рост номинальной начисленной заработной платы. Ее размер составил 25936 руб., что на 8,2% выше уровня соответствующего периода 2015 года и соответствует 72,6% среднего уровня заработной платы по Российской Федерации.
Высокий уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован в отраслях: в обработке древесины и производстве изделий из дерева; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования; в производстве транспортных средств и оборудования; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; в финансовой деятельности; в научных исследованиях и разработках; в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном страховании.
По мере стабилизации основных отраслей экономики города Севастополя, а также осуществления мер по повышению отплаты труда работников бюджетной сферы, создаются условия для устойчивого повышения оплаты труда.
Ожидается, что за четыре года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в среднем на 19, 5% и в планируемом периоде достигнет: в 2016 году - 26,1 тыс. руб., в 2017 году - 27,4 - 27,9 тыс. руб. (в зависимости от варианта прогноза), в 2018 году - 28,9 - 29,6 тыс. руб., в 2019 году - 31,2 - 31,3 тыс. рублей.
В бюджетной сфере в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" до 2018 года будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры). В 2019 году заработную плату указанных категорий работников предполагается сохранить на уровне, достигнутом в 2018 году.
С целью реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" разработан прогноз среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности). Показатель применяется при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и оценке достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения.
Указанный показатель за 2015 год составил 19, 8 тыс. рублей, или 80% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по городу Севастополю за 2015 год на 1 работника.
Ожидается, что тенденция соотношения среднемесячного дохода от трудовой деятельности к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате сохранится: за четыре года среднемесячный доход от трудовой деятельности увеличится в среднем на 19,0% и в планируемом периоде достигнет: в 2016 году - 21,0 тыс. рублей, в 2017 году - 21, 9-22,3 тыс. руб., в 2018 году - 23, 1-23, 7 тыс. руб., в 2019 году - 24, 9 - 25, 0 тыс. рублей.
До 2019 года также сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы в связи с началом с 2016 года процесса восстановления экономики города Севастополя. Также увеличение фонда заработной платы связано с ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 01.07.2016 до уровня МРОТ, установленного Федеральным Законом Российской Федерации от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в размере 7500,0 руб. и с 01.09.2016 для работников, работающих на территории города Севастополя, за исключением работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 8000 руб. в месяц в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 11.08.2016 N 5.
В 2017 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы 4,3 - 6,2 % (по вариантам); к концу 2019 года от 5, 0% до 7,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.