Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика фактического состояния сферы реализации Программы
Развитие человеческого потенциала является одним из приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации и реализуется посредством совершенствования системы социальной защиты населения, развития социальной инфраструктуры, создания комфортных условий для жизни и трудовой деятельности, повышения эффективности использования рабочей силы, включая улучшение условий и безопасности труда.
Региональная политика в сфере социальной защиты населения формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В городе Севастополе в 2015 - 2016 годах эти задачи решались путем реализации следующих программных документов:
- государственная программа "Социальная поддержка жителей города Севастополя на 2015 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 13.08.2015 N 749-ПП;
- государственная программа города федерального значения Севастополя "Доступная среда" на 2015 год, утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2015 N 281-ПП;
- государственная программа города Севастополя "Доступная среда" на 2016 год, утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2016 N 323-ПП;
- государственная программа "По улучшению условий и охраны труда в городе Севастополе на 2015 - 2017 годы", утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 18.05.2015 N 408-ПП;
- государственная программа города Севастополя "Содействие занятости населения города Севастополя на 2015 - 2017 годы", утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2014 N 628.
Система социальной защиты населения, являясь частью социальной сферы, выполняет функцию оперативного механизма, призванного защищать граждан при возникновении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды, таких как утрата дохода, являющегося источником средств существования, материальная необеспеченность, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца и других.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения.
Категории получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки, перечень социальных услуг, которые предоставляют государственные учреждения социального обслуживания, и условия их предоставления определяются федеральным законодательством, законами города Севастополя и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
К 2016 году в городе Севастополе сложилась система социальной защиты населения, которая включает:
- предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;
- опеку и попечительство над несовершеннолетними и в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- предоставление различных видов социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения.
Система социальной защиты населения города Севастополя базируется на принципах адресности и добровольности предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, гарантированное исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания.
Социальную поддержку сегодня получают более 95 тыс. севастопольцев. Жителям города предоставляется 63 вида социальных выплат, из которых 36 - в соответствии с региональным законодательством, 27 - в соответствии с федеральным законодательством.
Ежемесячные (ежегодные) социальные выплаты, пособия, компенсации всем категориям граждан, имеющим на них право в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, предоставляются своевременно и в полном объеме.
Правительством Севастополя установлен курс на постоянное совершенствование и усиление социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных семей и малообеспеченных граждан.
Ежегодно реализуется комплекс мер по улучшению социально-бытовых условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны.
Детскими пособиями и другими формами социальной поддержки охвачен каждый третий юный севастополец.
Активно работает социальный патронат в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Адресная социальная поддержка населения осуществляется, в частности, через предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По состоянию на 01.07.2016 в автоматизированную систему "Социальная поддержка населения города Севастополя" внесены данные о почти 44 тыс. получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Одной из форм социальной поддержки жителей города Севастополя является социальное обслуживание: предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, а также срочных услуг.
За 2015 год в учреждениях социального обслуживания получили услуги 13,3 тыс. граждан, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания - 386 человек. С начала 2016 года в учреждения социального обслуживания обратилось 4,6 тыс. человек, которым оказано 1069,5 тыс. услуг, в том числе 8,7 тыс. срочных услуг.
Проводится работа по благоустройству, ремонту, оснащению современным оборудованием государственных учреждений социального обслуживания.
Созданы правовые условия для привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг.
По прогнозным оценкам в среднесрочной перспективе государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для отдельных категорий населения города Севастополя. А на фоне протекающих демографических процессов потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать.
В этих условиях совершенствование государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения будет направлено:
- на обеспечение адресности мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и государственных социальных гарантий, предоставляемых с учетом доходов граждан;
- на принятие оперативных мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, связанных с изменением социально-экономических условий, в первую очередь, гражданам пожилого возраста, семьям с детьми, инвалидам;
- на развитие системы профилактики материального и социального неблагополучия, преодоление негативных явлений в области семейно-детских отношений, социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей;
- на внедрение новых технологий социального обслуживания, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.
Улучшение социального положения, повышение доходов и качества жизни инвалидов - один из основных приоритетов социальной политики. А доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условием обеспечения их прав и свобод.
Сегодня в России насчитывается свыше 13 млн. инвалидов, что составляет чуть более 9% населения страны. В Севастополе проживает 20,3 тыс. инвалидов (4,8%), из них 631 инвалид-колясочник, 479 человек имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 288 человек - ограничения по слуху (глухие и слабослышащие), 1855 - инвалиды с хроническими заболеваниями психики, 1322 ребенка-инвалида. К категории маломобильных групп населения, нуждающихся в формировании условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам, помимо лиц, имеющих инвалидность, относится ряд других категорий граждан: граждане престарелого возраста, лица, имеющие хронические заболевания и травмы, беременные женщины, граждане с детьми младшего возраста. По оценке численность этих категорий граждан в городе Севастополе составляет 120 тыс. человек (28,8%).
Эти цифры свидетельствуют о масштабности проблемы безбарьерной среды как в Российской Федерации, так и в городе Севастополе.
Государство обязано компенсировать ограниченные возможности людей с инвалидностью путем создания необходимых условий для их полной интеграции в общество: возможности получить образование, как общее, так и профессиональное, найти работу, заниматься творчеством и спортом, посещать культурно-досуговые учреждения.
В сентябре 2008 года Российская Федерации присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предусматривает создание безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. В настоящее время происходят изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Доступными для инвалидов должны стать все социально-значимые объекты. И в первую очередь те, в которые инвалиды обращаются наиболее часто.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по формированию доступной среды возложена на федеральные, региональные, местные органы власти, а также на организации независимо от организационно-правовых форм.
Мероприятия по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов должны быть направлены на решение следующих основных вопросов:
- принятие законодательных и нормативных правовых актов на территории города Севастополя по созданию доступной среды для инвалидов и усилению ответственности за несоблюдение действующего законодательства;
- выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, оценка потребности в их устранении;
- паспортизация всех объектов социальной инфраструктуры с целью их последующей реконструкции с учетом доступности для инвалидов;
- выполнение требований по обеспечению доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов всей инфраструктуры города.
Специфическим ограничителем экономического роста региона может стать состояние условий и охраны труда работающего населения. При осуществлении многих видов профессиональной деятельности работники предприятий подвергаются воздействию опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на их здоровье.
Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания отрицательно сказываются на состоянии здоровья работников, негативно влияют на рынок труда, что приводит к ухудшению качества трудовых ресурсов, выражающемуся в снижении квалификации, падению престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и опасных условий труда.
Одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения в предстоящие годы станет принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости населения в отдельных видах экономической деятельности на среднесрочную перспективу позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере:
- снижение уровня производственного травматизма, в том числе связанного с нарушением требований охраны труда и личной неосторожностью пострадавших;
- повышение уровня профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний на предприятиях;
- повышение эффективности государственного и ведомственного контроля за состоянием безопасности, гигиены труда и производственной среды на предприятиях.
Право на труд и защиту от безработицы является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения, которые они осуществляют в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в этой области.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют политику действий на рынке труда, направленных на разработку и реализацию мер в области содействия занятости населения, координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, снижения уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышения конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, развития предпринимательства и самозанятости, содействия обеспечению потребности экономики в рабочей силе.
В 2015 - первой половине 2016 года населению города предоставлено 72 тыс. государственных услуг в области содействия занятости, из них свыше 40% - по содействию в поиске работы и подбору необходимых работников. Более двух тысяч севастопольцев трудоустроено на рабочие места с постоянной или временной занятостью, около 400 граждан прошли профподготовку или получили дополнительное профессиональное образование, 95 безработных организовали предпринимательскую деятельность. Социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, получили 4,3 тыс. человек.
В целом наметившиеся позитивные процессы в экономике города оказали благоприятное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда города Севастополя.
По оценке Федеральной службы государственной статистики уровень общей безработицы в среднем за 2015 год составил 8,3% от численности экономически активного населения (далее - рабочая сила), во II квартале 2016 года - 5,4%.
Общая численность безработных граждан в среднем за II квартал 2016 года составила 10,3 тыс. человек, что на 3,7 тыс. меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года.
Численность безработных, состоявших на учете в ГКУ ЦЗН в течение первого полугодия 2016 года, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года уменьшилась в три раза. Заявленная работодателями потребность в работниках, наоборот, увеличилась в 1,7 раза.
Развитие рынка труда города в среднесрочной перспективе будет в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Севастополя ожидается поступательный рост отраслей реального сектора экономики. Результатом этих процессов должно стать дальнейшее увеличение спроса на рабочую силу и занятости населения города.
Оптимизация численности персонала в связи со структурными изменениями в экономике города и модернизацией предприятий будет способствовать повышению эффективности занятости, но в то же время объективно сопровождаться процессом высвобождения работников, что может привести к росту численности безработных.
Сохраняются и другие проблемы, влияющие на развитие рынка труда:
- профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы;
- рост конкуренции за свободные рабочие места для граждан, не имеющих опыта работы, длительно не работавших, выпускников учреждений профессионального образования на фоне растущих потребностей экономики города в квалифицированных работниках.
В этих условиях потребуются активные меры, направленные на развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, эффективное использование имеющегося трудового потенциала, повышение мобильности рабочей силы.
С другой стороны, сохранение миграционной привлекательности города, которая наблюдается последние два года, будет способствовать росту численности населения города, в частности, трудоспособного возраста. Во избежание избыточности на рынке труда города незанятой рабочей силы потребуется достаточное количество новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут создаваться в рамках вновь открытых и расширяющихся производств, технопарков и других инвестиционных проектов.
В целом анализ представленных сегментов социальной сферы города Севастополя свидетельствует, что решение вопросов в области социальной защиты, охраны труда и содействия занятости населения останется приоритетным в ряду задач по сбалансированному функционированию социальной сферы города Севастополя на ближайшие годы.
Необходимость повышения эффективности социальной политики предопределила и разработку государственной программы города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе".
Государственная программа города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе" (далее - Программа) позволит обеспечить последовательность, комплексность и системность развития социальной сферы города Севастополя на период до 2020 года.
Социальный эффект от ее реализации будет направлен на сохранение здоровья работающего населения, повышение качества и условий жизни севастопольцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.