Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 22 ноября 2016 г. N 571
Государственная программа
Республики Крым "Развитие жилищного строительства в Республике Крым" на 2017 - 2020 годы
Паспорт
Наименование Программы |
Государственная программа Республики Крым "Развитие жилищного строительства в Республике Крым" на 2017 - 2020 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Минстрой Республики Крым) |
Участники Программы |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым; Министерство труда и социальной защиты Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; Некоммерческая организация "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" |
Программно-целевые инструменты Программы |
Отсутствуют |
Цели Программы |
Развитие массового строительства жилья, в том числе экономического класса, на территории Республики Крым, отвечающего стандартам ценовой доступности. Исполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. |
Задачи Программы |
1. Создание условий для строительства доступного жилья для жителей республики. 2. Обеспечение граждан доступным жильем. 3. Развитие ипотечного жилищного кредитования, обеспечение доступности в приобретении жилья для широких слоев населения путем: - обеспечения доступности ипотечных кредитов с государственной поддержкой; - формирования рынка жилья экономического класса с целью его реализации для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя. Общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию. Доля граждан, улучшивших жилищные условия, от общего числа граждан, состоящих на учете по основаниям, установленным жилищным законодательством. Количество лет, необходимых семье, состоящей из 3 человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м с учетом среднего годового совокупного дохода семьи. Снижение средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по отношению к базовому 2016 году. Количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Объем ввода доступного комфортного жилья экономического класса. Количество граждан (отдельные адресные целевые группы населения), воспользовавшихся государственной поддержкой в сфере жилищного ипотечного кредитования за счет средств бюджета. Количество ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат. Количество получателей субсидии на приобретение жилья экономического класса, предоставленной отдельным категориям граждан. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2017 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет, бюджет Республики Крым и внебюджетные источники (средства предприятий, организаций, граждан, кредитные средства). Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Общий объем финансирования Программы в 2017 - 2020 годах составляет 22 039 512,2 тыс. руб., в том числе: на 2017 год - 6 506 393,0 тыс. руб.; на 2018 год - 6 229 849,2 тыс. руб.; на 2019 год - 4 927 400,0 тыс. руб.; на 2020 год - 4 375 870,0 тыс. руб. - объем средств федерального бюджета - 91 476,0 тыс. руб., из них: 2017 год - 91 476,0 тыс. руб.; 2018 год - 0 тыс. руб.; 2019 год - 0 тыс. руб.; 2020 год - 0 тыс. руб. - объем средств бюджета Республики Крым - 21 748 036,2 тыс. руб., из них: 2017 год - 6 214 917,0 тыс. руб.; 2018 год - 6 229 849,2 тыс. руб.; 2019 год - 4 927 400,0 тыс. руб.; 2020 год - 4 375 870,0 тыс. руб. - объем средств из внебюджетных источников: 2017 год - 200 000,0 тыс. руб.; 2018 год - 0 тыс. руб.; 2019 год - 0 тыс. руб.; 2020 год - 0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилых помещений. Увеличение доли ввода жилья экономического класса. Обеспечение жильем 9886 нуждающихся, в том числе: - участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, ветеранов боевых действий и приравненных к ним - 30 семей; - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - 54; - военнослужащих, уволенных (увольняемых) в запас или отставку - 281; - многодетных семей - 1677; - молодых семей - 690; - принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции - 280 - иных категорий граждан - 6874. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Стратегическая цель государственной политики в жилищной сфере на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Настоящая Программа определяет основные направления развития жилищного строительства в Республике Крым, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере на период 2017 - 2020 годов.
Комплексное планирование территориального развития Республики Крым, основанное на приоритетах роста, на взвешенном, экономически целесообразном размещении производительных сил и жилищном строительстве, обеспечивающем существующие и планируемые потребности населения, является одним из главнейших векторов развития республики. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающих здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Это - источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе. Кроме того, жилье, помимо выполнения базовых функций, является, как объект недвижимости, средством накопления капитала и в то же время инвестиционным механизмом в сфере производства и оборота капитала в обществе.
Вместе с тем решение задачи наращивания объемов жилищного строительства и повышения его доступности для населения, определенной указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, невозможно без развития самого строительного комплекса и без мер, стимулирующих застройщиков к активизации их деятельности. Необходимо учитывать, что инвестиционно-строительный комплекс является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований, одно рабочее место в сфере строительства обеспечивает занятость до 6 человек в смежных отраслях. Строительство обладает синергетическим эффектом привлечения инвестиций в ряд других отраслей. Жилищное строительство является и генератором налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, величина которых в полной мере способна покрыть необходимые затраты отрасли на подготовку территорий для комплексной жилой застройки.
Развитие жилищного строительства в Республике Крым должно быть основано на реализации комплексной программы действий, включающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подтверждается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. В Республике Крым потенциальная доля семей, желающих приобрести жилье по существующим ипотечным программам, реализуемым Некоммерческой организацией "Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" (далее - Фонд), ориентировочно составляет 50-55 процентов. Таким образом, в настоящее время, значительная часть населения республики не в силах улучшить свои жилищные условия без привлечения ипотечного кредита. Кроме низкой покупательской способности населения, существует целый комплекс проблем, сдерживающих инвестиционную активность в самом процессе строительства, в том числе:
общее снижение инвестиционной активности в строительстве жилья;
отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом.
Состояние жилищного строительства в Республике Крым
Объем жилищного фонда в Республике Крым по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (далее - Крымстат), составлял 40,5 млн. кв. м, в том числе жилищный фонд в городских поселениях составляет 26,6 млн. кв. м, в сельской местности - 13,9 млн. кв. м. Средняя обеспеченность населения жильем составляла 20,3 кв. м на человека.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2015 году составила 16,3 кв. м, что обусловлено отсутствием нормативного правового акта, устанавливающего порядок государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его государственного технического учета (включая техническую инвентаризацию), официальная статистическая информация за 2015 год была сформирована на основе данных органов местного самоуправления и юридических лиц, на балансе которых находится жилищный фонд, не по полному кругу собственников жилищного фонда.
В 2015 году введено в эксплуатацию 249,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов. Объем принятого в эксплуатацию жилья за 2015 год по сравнению с 2014 годом сократился на 60,7%.
За 9 месяцев 2016 года в Республике Крым введено в эксплуатацию 189,7 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Населением за счет собственных и заемных средств построено 106,3 тыс. кв. м общей площади жилья, или 56% от общего объема. Объем индивидуального жилищного строительства превысил показатели 2015 года на 16%.
В настоящее время в стадии строительства находится 257 многоквартирных жилых домов общей площадью 1101,7 тыс. кв. м.
Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что в Республике Крым в основном продолжалось строительство комплексных проектов, начатых строительством до вхождения в состав Российской Федерации. Реализацию таких проектов осуществляют региональные компании, такие как "СК Консоль-Строй ЛТД", ООО "Интерстрой", ООО "Группа компаний "Гринвуд", ООО "Владоград", ООО "СК Карбон" и другие. Однако, новое строительство осложняется отсутствием градостроительной документации и трудностями в связи с переоформлением разрешительных документов застройщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим строительство ряда объектов было приостановлено либо велось замедленными темпами.
Полный пакет градостроительной документации планируется утвердить до конца 2017 года: всего должны быть разработаны и утверждены генеральные планы 254 поселений и права землепользования для них.
Вторая проблема - сложность доставки на полуостров строительных материалов, которые ранее завозились в Республику Крым с территории Украины. Учитывая совокупность данных проблем, Республика Крым остается пока одним из регионов России, где отмечается снижение объемов нового строительства и увеличение стоимости 1 кв. м жилого помещения.
Кроме того, с момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации на рынке жилья сложилась уникальная ситуация - при резко возросшем спросе со стороны граждан Российской Федерации сделки по продажам в 2014 году фактически не осуществлялись, что связано с организацией процессов по государственной регистрации и ведению кадастрового учета объектов недвижимого имущества.
Основной социальной проблемой в Республике Крым остается обеспечение граждан жильем.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, по состоянию на 1 января 2015 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло более 36 тыс. семей.
С целью выявления реальной потребности в жилых помещениях для льготных категорий граждан по инициативе Совета министров Республики Крым органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым была проведена актуализация квартирной очереди, по результатам которой в настоящее время насчитывается 9886 таких граждан.
Наибольшее количество граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит на учете: в Симферополе - 3597, Керчи - 887, Феодосии - 651, Судаке - 380, Алуште - 345, Ялте - 314, Симферопольском и Бахчисарайском районах 649 и 637 соответственно.
По категориям нуждающихся в жилье следует отметить следующие:
участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, ветераны боевых действий, и приравненные к ним - 30 граждан;
инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, - 54;
военнослужащие, уволенные (увольняемые) в запас или отставку - 281;
многодетные семьи - 1677;
молодые семьи - 690;
принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции - 280;
иные категории граждан - 6874.
При этом существуют категории граждан, полномочия по обеспечению жильем которых отнесены к федеральному уровню - это категории, установленные законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В 2015 году в рамках реализации жилищных программ, действовавших на территории Республики Крым, была оказана поддержка в улучшении жилищных условий 269 семьям: 102 ветеранам, 59 инвалидам, 20 молодым семьям. Также 88 семей приобрели жилые помещения по программе "Жилье для российской семьи".
В Республике Крым внедрена и развивается система ипотечного кредитования в соответствии со стандартами Российской Федерации.
Создан Фонд, которым успешно выполняются задачи по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования в Республике Крым, в том числе стимулированию строительства жилья экономического класса. Реализуются программы по оказанию поддержки медицинским работникам, педагогам, государственным гражданским и муниципальным служащим, ведущим спортсменам Республики Крым, работникам сферы физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения, культуры; предприятий, учреждений, организаций, учредителями которых являются исполнительные органы государственной власти Республики Крым, путем предоставления социальной выплаты в размере 30% стоимости жилого помещения.
За период работы Фондом выдано 83 ипотечных кредита с государственной поддержкой на приобретение жилья экономического класса.
Республика Крым является участником программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323. Для реализации указанной программы Межведомственной комиссией по отбору земельных участков, застройщиков, проектов, созданной постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июля 2014 года N 213 "О некоторых вопросах отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства в рамках реализации программы "Жилье для российской семьи" в Республике Крым", были отобраны проект "Жилые дома со встроенно-пристроенными предприятиями торговли и общественного обслуживания по пр. Победы - ул. Чапаева, в 8-ом микрорайоне г. Евпатории, 157 жилая группа", которым предусмотрено строительство жилья экономического класса общей площадью 25 000 кв. м, стоимостью одного квадратного метра общей площади квартиры 35 000 руб. и 3 земельных участка в гг. Алуште, Керчи, Феодосии, на которых запланировано строительство по 10 000 кв. м жилья экономического класса.
В 2015 году реализация программы "Жилье для российской семьи" начата в г. Евпатории. Заканчивается строительство 1-ой очереди - жилого дома на 126 квартир. Ведется строительство 2 и 3 очереди жилых домов на 81 и 99 квартир соответственно. По состоянию на 01.09.2016 в Республиканский список граждан, желающих приобрести жилье в рамках программы "Жилье для российской семьи", включено 1254 гражданина.
Жилищное строительство в Республике Крым в среднесрочной перспективе должно быть ориентировано на освоение имеющегося резерва территорий, имеющих потенциальную возможность жилой застройки, обеспечение которых инженерной инфраструктурой возможно с учетом минимального вложения бюджетных средств (т.е. уже подготовленных либо имеющих оптимальные технические условия на подключение).
С другой стороны, жилищное строительство в республике будет направлено на удовлетворение платежеспособного спроса населения, подкрепленного, в том числе, и мерами государственной поддержки в отношении определенных категорий населения. Это касается как реализации механизма социальной ипотеки, так и привлекаемых субсидий на улучшение жилищных условий молодых семей, отдельных категорий граждан, ветеранов и инвалидов в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Таким образом, в целях соблюдения баланса между социальным и коммерческим жильем основными направлениями жилищного строительства в среднесрочной перспективе в республике будут являться:
1) создание условий для строительства доступного жилья для жителей республики;
2) обеспечение граждан доступным жильем;
3) развитие ипотечного жилищного кредитования, обеспечение доступности в приобретении жилья для широких слоев населения путем:
обеспечения доступности ипотечных кредитов с государственной поддержкой;
формирования рынка жилья экономического класса с целью его реализации для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При реализации положений настоящей Программы должен быть обеспечен основной принцип жилищного строительства в Республике Крым в ближайшей и среднесрочной перспективе - создание условий по обеспечению доступности жилья для различных категорий населения.
2. Приоритеты, цели, задачи и характеристика мероприятий Программы
Цели и задачи Программы определяются федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы), Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Крым.
Исходя из этих документов, цели развития жилищного строительства Республики Крым сводятся к обеспечению населения доступным благоустроенным жильем.
Основные задачи Программы:
1. Создание условий для строительства доступного жилья для жителей республики.
Необходимо создать условия для развития жилищного строительства, рынка доступного жилья, в том числе строительства жилья экономического класса путем формирования реестра востребованных земельных участков и вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях обеспечения строительства жилья экономического класса, а также для предоставления их на конкурсной основе организациям строительного комплекса и инвесторам (с обременением по продажной цене 1 кв. м построенного жилья) для реализации проектов строительства жилья экономического класса.
Также предполагается, что в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставляться в безвозмездное пользование Фонду в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами Республики Крым на период осуществления данного строительства.
2. Обеспечение граждан доступным жильем.
Сегодня актуальной задачей является формирование нового сегмента рынка жилья - жилья экономического класса, доступного группе населения со средними доходами по ценовым качествам и отвечающего современным требованиям по качественным характеристикам. Именно на нем планируется сфокусировать поддержку спроса, финансирование ипотечных кредитов с помощью государства, кредитование строительства, насыщение рынка земельными участками.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" разработана и утверждена программа "Жилье для российской семьи".
Программа "Жилье для российской семьи" направлена на стимулирование строительства жилья экономического класса, снижение стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, формирование механизмов удовлетворения спроса на жилье для экономически активных и работающих граждан, которые хотели бы улучшить жилищные условия, имеют сбережения на первоначальный взнос, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств.
Организационные механизмы реализации данной задачи будут направлены на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски, уменьшить стоимость кредитования и других затрат на строительство и обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья экономического класса.
Гражданам, состоящим на квартирном учете и не имеющим финансовой возможности воспользоваться государственной поддержкой или социальной ипотекой, жилье будет передаваться на условиях аренды с правом выкупа (арендные платежи зачисляются в качестве выкупа жилья, право собственности переходит после выплаты последнего платежа).
Остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и социальная поддержка на приобретение (строительство) жилья в размере 30-35% от расчетной стоимости жилья будет являться для них хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
В последние годы ощущается нехватка квалифицированных кадров на государственной и муниципальной службе, в социальной сфере (здравоохранение, образование, спорт, социальная защита), на предприятиях, учреждениях, организациях, учредителями которых являются исполнительные органы государственной власти Республики Крым, а также их последовательный переход в другие сферы профессиональной деятельности. Причиной тому является неспособность решения жилищной проблемы при существующем размере оплаты их труда. Как правило, граждане указанных категорий не имеют доступа на рынок ипотечного кредитования ввиду неспособности накопить на первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита, минимальный размер которого в настоящее время составляет 20 процентов от стоимости жилья, что в итоге создает непосильные условия для приобретения собственного жилья.
Возможность решения жилищной проблемы путем предоставления социальной выплаты в размере 30% стоимости жилого помещения, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для данной категории граждан стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Приоритетным направлением жилищной политики является также оказание государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий, семей, имеющих детей-инвалидов.
Решение вышеуказанных проблем является объективно невозможным без реализации комплекса мер государственной жилищной политики, ориентированных как на оказание социальной поддержки гражданам, так и на корректировку структуры рынка жилья и приведение ее в соответствие с потребностями граждан.
Программа призвана обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения проблемных вопросов в жилищной сфере путем:
- осуществления полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Ветеранам предоставляется социальная поддержка исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров;
- осуществления полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Гражданам указанных категорий предоставляется социальная поддержка за счет средств федерального бюджета исходя их общей площади жилья 18 квадратных метров.
3. Развитие ипотечного жилищного кредитования, обеспечение доступности в приобретении жилья для широких слоев населения будет осуществляться путем:
выполнения социальных гарантий по финансовой поддержке граждан при приобретении жилья;
обеспечения доступности ипотечных кредитов с государственной поддержкой.
При этом, дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Крым будет основано на принципах и механизмах, устанавливаемых стандартами акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК).
Региональным оператором АИЖК в Республике Крым является Фонд, которым были успешно выполнены задачи по созданию системы классического ипотечного жилищного кредитования, а именно:
- обеспечен приток инвестиционных ресурсов в сферу ипотеки и строительного комплекса. Запущена система рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья;
- обеспечена доступность ипотечных кредитов. С августа 2015 года осуществляется выдача ипотечных кредитов;
- в 2015 году отработан и запущен механизм по выдаче и рефинансированию ипотеки с государственной поддержкой;
- с 2015 года реализуются программы по оказанию поддержки медицинским работникам, педагогам, государственным гражданским и муниципальным служащим, ведущим спортсменам Республики Крым, работникам физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения, культуры, предприятий, учреждений, организаций, учредителями которых являются исполнительные органы государственной власти Республики Крым, путем предоставления социальной выплаты в размере 30% стоимости жилого помещения.
Основными целями развития рынка ипотечного кредитования будут являться:
оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан с целью улучшения жилищных условий с использованием возможностей ипотечного жилищного кредитования по стандартам сотрудничества с АИЖК;
увеличение объемов выдачи ипотечных кредитов за счет пополнения оборотных средств регионального оператора, внедрения принципов рефинансирования с максимально короткими сроками оборота денежных средств, увеличения линейки предлагаемых ипотечных продуктов, секьюритизации пулов закладных;
увеличение доступности ипотеки для населения Республики Крым за счет применения механизмов государственной поддержки и специальных программ, направленных на рынок ипотечного кредитования в рамках социально-ориентированных групп населения, включающих в себя компенсацию процентных ставок и/или первоначального взноса по ипотечным кредитам, фиксация цен при строительстве жилья эконом класса;
участие в строительстве доступного жилья для льготных категорий граждан;
развитие рынка строительства жилья эконом-класса.
Показатели конечного результата реализации Программы по годам реализации представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
3. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Реализация Программы планируется в рамках действующей нормативной правовой базы. Применение налоговых, таможенных, тарифных, а также введение новых дополнительных мер государственного регулирования не предусматривается.
4. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
Предусмотрено участие в реализации мероприятий Программы Фонда.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Согласно произведенным расчетам, минимальная оценка потребности в жилье (из расчета семьи из 3-х человек) составит 513,0 тыс. кв. метров жилья, для его строительства необходимо выделение 89,4 га земельных участков.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 сентября 2016 года N 633/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2016 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2016 года" для Республики Крым установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 37332 руб.
Таким образом, для строительства указанного объема жилья необходимо выделение средств в сумме 19,1 млрд. руб.
С целью решения задач, определенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Советом министров Республики Крым, по развитию системы льготного ипотечного кредитования необходимо ежегодное выделение средств из бюджета Республики Крым в размере 1,5 млрд. руб. Средства будут направлены на предоставление льготных ипотечных кредитов, а также на удешевление процентной ставки по ним.
На реализацию инициативы Совета министров Республики Крым по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья медицинским работникам, педагогам, государственным гражданским и муниципальным служащим, молодым семьям, многодетным семьям, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам и инвалидам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, спортсменам, работникам физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения, культуры, предприятий, учреждений, организаций, учредителями которых являются исполнительные органы государственной власти Республики Крым по прогнозной оценке необходимо ежегодное выделение средств в сумме 150 млн. руб.
С целью обеспечения деятельности Фонда, который является региональным оператором в Республике Крым АИЖК и единым исполнителем реализации федеральных и государственных целевых жилищных программ, необходимо ежегодное выделение средств на финансовое обеспечение его деятельности в сумме 29 млн. руб.
Внебюджетные средства в сумме 200 млн. руб. на обеспечение жилья экономического класса в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектами инженерно-технического обеспечения будут привлекаться в соответствии с механизмами, определенными АИЖК.
Учитывая вышеизложенное, а также наличие существующих у Республики Крым обязательств по обеспечению отдельных категорий граждан на реализацию мероприятий Программы, на период до 2020 года необходимо выделение средств в размере 22 039 512,2 тыс. руб., в том числе:
на 2017 год - 6 506 393,0 тыс. руб.;
на 2018 год - 6 229 849,2 тыс. руб.;
на 2019 год - 4 927 400,0 тыс. руб.;
на 2020 год - 4 375 870,0 тыс. руб.
- объем средств федерального бюджета - 91 476,0 тыс. руб. из них:
2017 год - 91 476,0 тыс. руб.;
2018 год - 0 тыс. руб.;
2019 год - 0 тыс. руб.;
2020 год - 0 тыс. руб.
- объем средств бюджета Республики Крым - 21 748 036,2 тыс. руб., из них:
2017 год - 6 214 917,0 тыс. руб.;
2018 год - 6 229 849,2 тыс. руб.;
2019 год - 4 927 400,0 тыс. руб.;
2020 год - 4 375 870,0 тыс. руб.
- объем средств из внебюджетных источников:
2017 год - 200 000,0 тыс. руб.;
2018 год - 0 тыс. руб.;
2019 год - 0 тыс. руб.;
2020 год - 0 тыс. руб.
Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым, средств федерального бюджета и внебюджетных источников (средства АИЖК). Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы ежегодно уточняются в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий настоящей Программы по источникам финансирования представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
6. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
При реализации Программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам следует отнести следующие:
1) риск непредоставления земельных участков для жилищного строительства органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, что делает невозможным реализацию Программы;
2) риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников.
Также, реализации Программы угрожают следующие риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации программы:
1) риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения;
2) риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному ухудшению состояния жилищного фонда, а также потребовать концентрации средств на преодоление последствий таких катастроф.
Управление рисками реализации Программы должно соответствовать задачам и полномочиям органов государственной власти и организаций, задействованных в реализации Программы.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем координации деятельности всех участников задействованных в реализации Программы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Для выявления степени достижения запланированных результатов Программы в отчетном году ответственный исполнитель осуществляет ежегодную оценку эффективности Программы, в т.ч.:
I. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий программы, выполненных в полном объеме, по следующей форме:
;
где:
СРм - степень реализации мероприятий Программы;
Мв - количество мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году.
II. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий государственной программы, по каждому источнику ресурсного обеспечения, рассчитывается по формуле:
, где:
- общая степень соответствия запланированному уровню расходов;
- сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;
- сумма плановых расходов по всем источникам ресурсного обеспечения.
III. Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается для Программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:
, где:
Эис - эффективность использования средств бюджета;
СРм - степень реализации мероприятий по Программе;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
IV. Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) Программы.
1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
, где:
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
- значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы.
2. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
, где:
- степень реализации Программы;
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
N - число показателей, характеризующих цели и задачи Программы.
V. Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации мероприятий и оценки эффективности использования средств бюджета по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации Программы;
- степень реализации Программы;
- эффективность использования средств бюджета.
Эффективность реализации Программы признается:
- высокой, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,90;
- средней, в случае если значение Эргп составляет не менее 0,75;
- удовлетворительной, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,60.
В остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.
Заместитель Председателя Совета |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.