Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от "1" апреля 2019 года N 182
Региональная адресная программа
"Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах"
Паспорт
Региональной адресной программы "Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах"
Наименование региональной адресной программы |
"Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
Исполнители Программы |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым; Государственное казенное учреждение Республики Крым "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - ГКУ "Управление капитального ремонта многоквартирных домов"; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Программы |
Национальный проект "Жилье и городская среда", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 сентября 2018 года N 12) |
Муниципальные образования Республики Крым - участники Программы |
муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым; муниципальное образование городской округ Бахчисарай Республики Крым; муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым; муниципальное образование городской округ Белогорск Республики Крым; муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым; муниципальное образование Сакский район Республики Крым; муниципальное образование городской округ. Симферополь Республики Крым; муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым; муниципальное образование городской округ Судак Республики Крым; муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым |
Цели Программы |
Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда, собственники помещений в которых выразили готовность участвовать в Программе; обеспечение безопасных и комфортных условий проживания населения Республики Крым в многоквартирных домах; снижение рисков возникновения аварийных ситуаций в аварийном жилищном фонде; использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных жилых домов под строительство объектов градостроительной деятельности |
Задачи Программы |
Поэтапная ликвидация аварийного жилищного фонда, переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда не позднее 1 сентября 2025 года; реализация мероприятий регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда"; реализация обязательств перед собственниками помещений по переселению из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с мая 2014 года по январь 2017 года (далее - аварийный жилищный фонд) и включенных в перечень многоквартирных домов, для расселения которых в 2019 - 2025 годах предусмотрено финансирование за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в соответствии с показателями паспорта национального проекта "Жилье и городская среда", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 года N 12, указанный в приложении 2 к Программе (далее - перечень аварийных многоквартирных домов) |
Механизмы реализации Программы |
Переселение в срок не позднее 1 сентября 2025 года граждан из аварийного жилищного фонда, включенного в перечень аварийных многоквартирных домов, осуществляется путем заключения ГКУ "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" государственных контрактов на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в таких домах у застройщика в соответствии с требованиями жилищного законодательства. В случае заключения государственных контрактов на строительство многоквартирного дома, ГКУ "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" обеспечивает осуществление контроля за сроками строительства домов. В случае заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений, ГКУ "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" обеспечивает приобретение жилых помещений, соответствующих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства |
Срок реализации Программы |
2019 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства необходимые для реализации Программы: общий объем финансирования Программы, предусмотренный региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", составляет 726 620 738,34 руб., в том числе: средства Фонда, предусмотренные региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", - 591 431 400,00 рубля, в том числе: 2019 год - 48 471 300,00 руб.; 2020 год - 48 498 600,00 руб.; 2021 год - 48 498 600,00 руб.; 2022 год - 152 068 300,00 руб.; 2023 год - 152 068 300,00 руб.; 2024 год - 141 826 300,00 руб.; 2025 год - 0,00 руб.; средства Республики Крым, предусмотренные региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", - 135 189 338,34 рубля, в том числе по годам: 2019 год - 489 600,00 руб.; 2020 год - 25 489 900,00 руб.; 2021 год - 32 489 900,00 руб.; 2022 год - 31 536 000,00 руб.; 2023 год - 31 536 000,00 руб.; 2024 год - 13 647 938,34 руб.; 2025 год - 0,00 руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы планируется достижение следующих показателей: общая площадь расселяемых жилых помещений в аварийных домах, из которых переселяются граждане в рамках Программы, - 11854,52 кв. м, в том числе по годам: 2019 год - не менее 170,00 кв. м; 2020 год - не менее 1 220,00 кв. м; 2021 год - не менее 1 220,00 кв. м; 2022 год - не менее 1 580,00 кв. м; 2023 год - не менее 3 770,00 кв. м; 2024 год - не менее 3 720,00 кв. м; 2025 год - 174,00 кв. м, или не менее разницы между общей и фактически расселенной в 20192024 годах площадью расселяемых жилых помещений в аварийных домах; количество расселяемых помещений - 284 ед.; количество переселяемых граждан - 772 чел. количество ликвидированных аварийных многоквартирных домов - 39 ед. |
1. Характеристика текущего состояния аварийного жилого фонда на территории Республики Крым, проблемы и обоснование необходимости их решения программными методами
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик, понижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов и сдерживает развитие инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.
Ликвидация аварийного жилищного фонда и переселение граждан в благоустроенные жилые помещения является важной социально-экономической задачей.
Сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах на территории Республики Крым, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведены в приложении 1 к Программе.
Программа разработана в целях реализации регионального проекта Республики Крым "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 сентября 2018 года N 12), и создания эффективного механизма переселения граждан из аварийного жилищного фонда и его сноса с привлечением средств Фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года".
Программа определяет перечень аварийных многоквартирных домов, и мероприятия по расселению граждан, переселение которых предусмотрено в срок до 1 сентября 2025 года и финансируется за счет средств Фонда и бюджета Республики Крым.
Решение проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда сдерживается ввиду ограниченности бюджетных средств бюджета Республики Крым на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В свою очередь, граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, в подавляющем большинстве не в состоянии приобрести жилые помещения, отвечающие предъявляемым к ним требованиям.
Программа предусматривает решение проблемы с учетом возможностей долевого финансирования за счет средств Фонда, а также средств бюджета Республики Крым.
Реализация Программы позволит:
- переселить 772 человека из 39 аварийных многоквартирных домов;
- снести аварийный жилищный фонд на территории Республики Крым и обеспечить на 39% снижение доли аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым.
2. Ресурсное обеспечение Программы.
Обоснование объемов и источников финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым и финансовой поддержки Фонда в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Планируемый объем средств на реализацию Программы составляет - 726 620,74 тыс. рублей, в том числе:
- средства Фонда - 591 431,40 тыс. рублей;
- средства бюджета Республики Крым - 135 189,34 тыс. рублей.
Этапы реализации Программы и их стоимость указаны в приложении 3 к Программе.
Стоимость выполнения этапов Программы определена на основании утвержденного паспорта федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в составе национального проекта "Жилье и городская среда".
Стоимость 1 квадратного метра устанавливается в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (далее - нормативная стоимость квадратного метра) на 1 квартал текущего года с учетом прогнозного роста стоимости 1 квадратного метра модельного жилья на первичном рынке по Республике Крым, указанного в приложении 4 к Программе.
На 2019 год нормативная стоимость квадратного метра для Республики Крым установлена в размере 47 603 рублей в соответствии с приказом Минстроя России от 19 декабря 2018 года N 822/пр.
3. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Мероприятия Программы реализовываются в период с 1 апреля 2019 года по 1 сентября 2025 года.
Гражданам, переселяемым из занимаемого аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и (или) приобретенные в рамках Программы, по нормам, установленным СНиП, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта Республики Крым, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах данного населенного пункта Республики Крым.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, такое предоставляемое жилое помещение по согласию (в письменной форме) граждан может находиться в границах другого населенного пункта Республики Крым.
Основные мероприятия по реализации Программы:
- приобретение свободных от обязательств перед третьими лицами жилых помещений:
- у застройщиков многоквартирных домов;
- у лиц, не являющихся застройщиками многоквартирных домов или домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которых расположены эти помещения;
- определение площадок для строительства нового жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и их инженерная подготовка;
- определение на конкурсной основе подрядчиков или инвесторов - застройщиков жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;
- строительство многоквартирных домов (в том числе долевое участие в строительстве).
Заключение государственных контрактов на строительство и (или) приобретение жилых помещений производится в порядке, установленном действующим законодательством;
- снос аварийного жилищного фонда в срок, предусмотренный Программой.
Снос аварийного жилищного фонда осуществляется муниципальными образованиями Республики Крым за счет средств местных бюджетов.
Предоставление жилых помещений площадью менее расселяемой возможно только при условии ее размера не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставление жилых помещений осуществляется при условии наличия письменного согласия гражданина.
Координацию и утверждение плана реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, мониторинг реализации и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в том числе:
- сбор и систематизацию информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
- издает обязательные для исполнителей Программы и организаций, отнесенных к их ведению, распоряжения, поручения и нормативные правовые акты в целях реализации Программы;
- организовывает проверку достоверности представленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по формированию потребности в расселении аварийного жилищного фонда в рамках Программы.
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым осуществляет организацию проведения строительного контроля за строительством многоквартирных домов в рамках Программы, а также:
- обеспечивает осуществление контроля за сроками и качеством строительства домов, в которых в соответствии с заключенными государственными контрактами приобретаются жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на этапе строительства;
- обеспечивает осуществление контроля и надзора в области строительства многоквартирных домов на территории муниципального образования Республики Крым в рамках Программы;
- обеспечивает координацию взаимодействия государственного заказчика с организациями, отнесенными к ведению Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, в целях исполнения мероприятий, необходимых для реализации Программы.
ГКУ "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" выполняет функции:
- государственного заказчика в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- по расходованию средств на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные строящиеся (создаваемые) дома;
- по осуществлению совместно с проектными организациями, органами местного самоуправления подготовки исходных данных для проектирования, согласования и защиты проектов;
- по внесению в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также по итогам года (до 15 января года, следующего за отчетным) отчетов о ходе реализации Программы и иных отчетов по формам, установленным Фондом.
ГКУ "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование денежных средств, несвоевременное представление отчетности.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым обеспечивают:
- информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в реализации Программы;
- предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках, предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;
- проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, включенных в текущий этап Программы, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, разъясняют гражданам возникновение доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения;
- проведение оценки степени готовности муниципального образования Республики Крым к реализации Программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений, либо о приобретении жилых помещений у застройщика, либо на вторичном рынке жилья; степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие);
- проведение сравнительного анализа и оценки экономической эффективности каждого из способов переселения на ближайшие три года реализации Программы и направляют предложения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;
- самостоятельно, за счет собственных средств, выполнение мероприятий по определению (в том числе формированию земельного участка, проведению кадастровых работ и постановке земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации) и выделению земельных участков, соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере земельных отношений и градостроительства, и их инженерной подготовке для строительства в рамках Программы;
- заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;
- формирование целевых показателей в разрезе соответствующего муниципального образования Республики Крым (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства или приобретения по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;
- выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;
- организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов;
- организацию сноса аварийного жилищного фонда.
4. Требования к проектируемым (строящимся) или приобретаемым жилым помещениям
Требования к проектируемым (строящимся) или приобретаемым жилым помещениям (далее - Требования), которые необходимо учитывать при подготовке документации о закупке в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, за исключением государственных (муниципальных) контрактов на выкуп помещений у собственников и государственных (муниципальных) контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, приведены в таблице 1.
Требования к жилым помещениям, приобретаемым по контрактам на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, устанавливаются заказчиком самостоятельно.
Таблица 1
N |
Наименование требования |
Содержание требования |
1 |
Требования к проектной документации на строящийся многоквартирный дом |
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды. Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями: - постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; - Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; - Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; - СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; - СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные"; - СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; - СП 14.13330.2014 "Строительство в сейсмических районах"; - СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений"; - СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"; - СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; - СП 255.1325800 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения". Оформление проектной документации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 "Основные требования к проектной и рабочей документации". Планируемые к строительству (строящиеся) многоквартирные дома, указанные в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также подлежащие приобретению жилые помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 |
2 |
Требование к конструктивному, инженерному и технологическому оснащению строящегося многоквартирного дама, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье |
Строящиеся дома должны иметь: - положительное заключение проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы в отношении проектной документации на строительство дома; - несущие строительные конструкции должны быть выполнены из следующих материалов: а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением, а также иных материалов, допустимых при возведении жилых домов согласно государственным строительным и санитарным нормам и правилам; б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций, а также иных материалов, допустимых при возведении жилых домов согласно государственным строительным и санитарным нормам и правилам; в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций; - подключение к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям; - санитарный узел (раздельный или совмещенный), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину; - внутридомовые инженерные системы, включая си |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.