Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 29 января 2018 г. N 30
(с изменениями от 8 июня, 20 сентября,
21 декабря 2018 г., 21 января,
1 августа, 25 декабря 2019 г.,
28 января, 11 марта, 2 апреля,
2 сентября, 3 декабря 2020 г.,
20 февраля, 15 марта 2021 г.)
Паспорт изменен с 15 марта 2021 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 15 марта 2021 г. N 149
Паспорт
Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым |
Соисполнители Программы |
Отсутствуют |
Участники Программы |
Аппарат Совета министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство внутренних дел по Республике Крым, Управление Федеральной службы безопасности по Республике Крым и г. Севастополю, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" |
Подпрограммы Программы |
Отсутствуют |
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Программы |
Национальный проект "Жилье и городская среда", утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" |
Программно-целевые инструменты Программы |
Отсутствуют |
Цели Программы |
- гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства многонационального народа Республики Крым, обеспечение условий для его полноправного развития; - профилактика и противодействие экстремизму в Республике Крым; - успешная социальная и культурная адаптация мигрантов в Республике Крым и их интеграция в региональный социум; - сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия в Республике Крым, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; - укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Республике Крым |
Задачи Программы |
Реализация мероприятий, направленных на национально-культурное и духовное возрождение народов Крыма, в том числе: - обеспечение межнационального единства в Республике Крым; - реализация мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Крым и их интеграцию в региональный социум; - повышение уровня обеспеченности обустройства мест компактного проживания армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам; - строительство многоквартирных и индивидуальных жилых домов для представителей армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам; - выплата материальной помощи и компенсации представителям армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, проживающих в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам; - совершенствование взаимодействия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Крым; - всесторонняя поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений Республики Крым, направленной на реализацию мероприятий по национально-культурному развитию, сохранению традиций, культур, языков народов Крыма и укреплению гражданской идентичности российской нации; - сокращение количества экстремистских угроз в Республике Крым; - уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности; - недопущение распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети "Интернет"; - повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму; - активное участие институтов гражданского общества в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений; - формирование в обществе, особенно среди молодежи, атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии; - повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений; - содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым; - поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым; - обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Крым |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
За период действия Программы планируется достичь следующих целевых индикаторов и показателей: - количество квартир (новое строительство для граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся на территории Республики Крым и г. Севастополя на постоянное место жительства); - строительство объектов социального назначения; - строительство объектов инженерной инфраструктуры; - приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма; - доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым; - доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым; - культурно-массовые мероприятия, направленные на развитие национальных культур и традиций; - количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства на территории Республики Крым; - численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Республики Крым; - мероприятия, направленные на повышение уровня добрососедства в обществе и противодействие проявлениям ксенофобии; - духовно-просветительские мероприятия в сфере религий; - грантовая поддержка проектов (программ) национально-культурных автономий и общественных организаций; - поддержка средств массовой информации, издающихся на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым; - поддержка издания социально значимой литературы на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым; - мероприятия, направленные на поддержку развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; - количество семинаров-совещаний с участием правоохранительных и надзорных органов, посвященных перспективным методам противодействия экстремизму; - количество профилактических мероприятий в молодежной среде (в местах молодежного досуга и функционирования неформальных группировок); - количество публикаций, теле- и радиосюжетов в СМИ (в т.ч. интернет-изданиях) с целью информирования населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления в сфере противодействия идеологии экстремизма; - доля граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общей численности жителей Республики Крым; - количество участников мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2018 - 2024 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и плановый период и федеральным законом о федеральном бюджете. Общий объем финансирования Программы в 2018 - 2024 годах составляет 13985883,93 тыс. руб., из них бюджет Республики Крым - 2243970,32 тыс. руб., федеральный бюджет - 11697565,69 тыс. руб., средства дорожного фонда Республики Крым (далее - дорожный фонд) - 44347,92 тыс. руб., в том числе: в 2018 году - 2934653,17 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 534069,67 тыс. руб., федерального бюджета - 2400583,50 тыс. руб.); в 2019 году - 1704243,49 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 434153,96 тыс. руб., федерального бюджета - 1248965,10 тыс. руб., дорожного фонда - 21124,43 тыс. руб.); в 2020 году - 808357,51 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 221427,33 тыс. руб., федерального бюджета - 563706,69 тыс. руб., дорожного фонда - 23223,49 тыс. руб.); в 2021 году - 2338577,43 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 210091,03 тыс. руб., федерального бюджета - 2128486,40 тыс. руб.); в 2022 году - 3795861,25 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 350607,25 тыс. руб., федерального бюджета - 3445254,00 тыс. руб.); в 2023 году - 1681771,90 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 241091,90 тыс. руб., федерального бюджета - 1440680,00 тыс. руб.); в 2024 году - 722419,18 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 252529,18 тыс. руб., федерального бюджета - 469890,00 тыс. руб.) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ввод в эксплуатацию 1610 квартир (новое строительство для граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся на территории Республики Крым и г. Севастополя на постоянное место жительства); ввод в эксплуатацию 10 объектов социального назначения; ввод в эксплуатацию 44 объекта инженерной инфраструктуры; приобретение 221 объекта недвижимого имущества (жилые дома, квартиры) для граждан из числа реабилитированных народов Крыма; доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым - до 89%; доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым - до 89%; проведение 384 культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие национальных культур и традиций; 294 тысячи участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства на территории Республики Крым; 470 тысяч участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Республики Крым; проведение 83 мероприятий, направленных на повышение уровня добрососедства в обществе и противодействие проявлениям ксенофобии; проведение 28 духовно-просветительских мероприятий в сфере религий; грантовая поддержка проектов (программ) национально-культурных автономий и общественных организаций - не менее 6 ежегодно; поддержка редакций средств массовой информации, издающихся на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым - не менее 9 ежегодно; поддержка 164 изданий социально значимой литературы на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым; проведение 8 мероприятий, направленных на поддержку развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; проведение 28 семинаров-совещаний с участием правоохранительных и надзорных органов, посвященных перспективным методам противодействия экстремизму; проведение 14 профилактических мероприятий в молодежной среде (в местах молодежного досуга и функционирования неформальных группировок); публикация 530 теле- и радиосюжетов в СМИ (в т.ч. интернет-изданиях) с целью информирования населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления в сфере противодействия идеологии экстремизма; доля граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общей численности жителей Республики Крым - до 85%; 4300 участников мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. |
Раздел 1 изменен с 3 декабря 2020 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 3 декабря 2020 г. N 749
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
В настоящее время в Республике Крым наблюдается стабильно спокойная обстановка в общественно-политической, межнациональной (межэтнической) и конфессиональной сферах, что подтверждается многолетними социологическими исследованиями.
Многонациональность населения Республики Крым не является источником социальной напряженности. Стабильность этнополитической ситуации основывается на исторически сложившемся мирном характере взаимодействия и добрососедских отношениях представителей различных народов и конфессий, проживающих на полуострове.
Многовековое совместное проживание и тесное взаимодействие народов Крыма способствовали диалогу культур и укреплению традиций добрососедства, сотрудничества и веротерпимости.
Следует отметить, что общественно-политическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, которые удалось в Республике Крым не только сохранить, но и укрепить, во многом стали возможными благодаря эффективной реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия).
Стратегия для Республики Крым стала отправной регламентирующей основой для организации системной работы по реализации государственной национальной политики и принятия соответствующих управленческих решений с учетом интересов всех этнических групп по обеспечению этноконфессионального и общегражданского единства.
Всем этническим группам и народам, проживающим в Республике Крым, обеспечены равные права и свободы в вопросах самореализации и сохранения идентичности, развития культуры, традиций и языка.
Многие из проведенных совместно с национально-культурными автономиями и общественными объединениями мероприятий были нацелены на развитие межэтнического сотрудничества, популяризацию идей добрососедства в обществе, удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей народов, проживающих в Республике Крым.
Положение дел в межнациональной и межконфессиональной сферах Республики Крым характеризуется отсутствием заметных, в том числе в публичной плоскости, этноконфессиональных противоречий, взаимным сотрудничеством национально-культурных и религиозных организаций, а также их взаимодействием с властями Республики Крым, согласованной реакцией лидеров духовных и национально-культурных объединений на внешние и внутрикрымские события, консолидированной позицией по многим важным вопросам. Общественное согласие подтверждается проведением многочисленных совместных мероприятий, созданием межрелигиозных структур.
Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым ведется постоянный анализ ситуации и тенденций в сфере этноконфессиональных отношений в Республике Крым, а также изучаются потенциальные риски, способные спровоцировать протестные выступления граждан.
В целях своевременного выявления конфликтов, вызывающих рост протестной активности, Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым организован мониторинг ключевых показателей в сфере реализации государственной национальной политики, в рамках которого (для принятия соответствующих управленческих решений) отслеживаются направления, потенциально способные вызвать рост социальной напряженности.
С целью улучшения работы по прогнозированию условий возникновения социальных протестов Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым активно привлекается потенциал экспертного сообщества и национально-культурных общественных объединений Республики Крым в рамках деятельности соответствующих межведомственных рабочих групп, советов, заседаний по актуальным направлениям реализации государственной национальной политики.
Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым обеспечивается системная координация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с этнокультурными объединениями и СМИ в целях оперативного выявления и урегулирования конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, включая меры, направленные на недопущение эскалации и политизации возможных конфликтов, активное вовлечение институтов гражданского общества в сферу реализации государственной национальной политики Российской Федерации, воспитательные, пропагандистские меры, акцентирующие внимание на обеспечении равноправия граждан в реализации их конституционных прав независимо от расы, национальности, вероисповедания, недопустимости дискриминации по любым признакам.
Выстроенная к настоящему времени в Республике Крым система взаимодействия между институтами гражданского общества с органами государственной власти в сфере реализации Стратегии позволяет, с одной стороны, оказывать этническим группам разнообразную по форме поддержку в том, что касается сохранения культурной самобытности, а с другой - решать комплекс задач укрепления общегражданского и межнационального единства.
Для успешной реализации государственной национальной политики в Республике Крым, удовлетворения этноконфессиональных потребностей крымчан созданы следующие государственные учреждения и организации: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Дом дружбы народов", Государственное автономное учреждение Республики Крым "Медиацентр им. Исмаила Гаспринского".
Основным направлением деятельности Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Дом дружбы народов" является формирование условий для межнационального диалога, формирования и укрепления чувства общероссийского единства.
Государственное автономное учреждение Республики Крым "Медиацентр им. Исмаила Гаспринского" является основной площадкой для поддержки национальных средств массовой информации и издания литературы на родных языках.
С 2014 года в Республике Крым зафиксирована активизация процесса возрождения и развития национальных культур в самых разных проявлениях. Одно из таких проявлений - создание национально-культурных организаций.
Именно развитие национальных культурных общественных объединений как инструмента проведения национальной политики государства является одним из существенных факторов, позволяющих судить о состоянии и развитии межнациональных отношений.
По состоянию на 8 мая 2019 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым зарегистрировано 80 местных и 15 региональных национально-культурных автономий, представленных 19 национальностями, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым.
В рамках обеспечения межнационального согласия в Республике Крым ежегодно проводятся более 300 мероприятий Республики Крым этнокультурного характера, в том числе в муниципальных образованиях Республики Крым разного уровня. Мероприятия носят преимущественно фестивальный, выставочный, конкурсный, научный характер, формат национальных праздников и дней культур народов Крыма, многие из них организовываются при активном участии национально-культурных объединений Республики Крым, Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым оказывается методическая и финансовая помощь на их реализацию.
Экстремизм - это одна из опасных и масштабных угроз человеческой жизни. Экстремистская деятельность является одним из основных угроз национальной безопасности, которая осуществляется национальными, радикальными, общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями с целью нарушения единства и территориальной целостности, дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки.
В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 (далее - Стратегия противодействия экстремизму), экстремистская идеология - это совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных и социальных конфликтов.
Идеологи экстремизма любыми путями пытаются воздействовать на психологическое состояние людей, подрывая и разрушая гражданский мир и согласие, нарушая права и свободы человека.
В настоящее время можно выделить внешние и внутренние источники угроз экстремизма. Внешними экстремистскими угрозами, согласно Стратегии противодействия экстремизму, является деструктивная деятельность, осуществляемая иностранными или международными неправительственными организациями, которые направлены на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки.
Внутренние экстремистские угрозы - это межнациональные (межэтнические) и территориальные противоречия и конфликты, обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями.
Защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз - это одна из основных целей государственной политики в сфере противодействия экстремизму.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач, среди которых:
- консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций;
- организация в средствах массовой информации, информационно - телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;
- разработка и осуществления комплекса мер по повышению эффективности профилактики экстремизма.
Противодействие идеологии экстремизма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе идей, направленных на коренное изменение или непризнание существующих государственных устоев Российской Федерации.
Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими проявлениями в общественной среде является их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение в силу ряда факторов наиболее уязвимо к негативному влиянию различных антисоциальных и криминальных групп, а также неформальных объединений националистов, на которых преимущественно ориентируются лидеры экстремистских организаций.
Крым - это многонациональная, многоконфессиональная республика и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно;
Таким образом, можно выделить основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму в области государственной национальной политики, в том числе:
- проведение мониторинга межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Республике Крым в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения;
- обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан;
- своевременное реагирование субъектов противодействия экстремизму и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных ситуаций и факторов;
- формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремисткой идеологии, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности;
- предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, национальной, языковой, политической, идеологической или религиозной принадлежности.
Очевидна и необходимость активной разъяснительной работы среди населения с привлечением авторитетных деятелей различных религиозных объединений, представителей научной интеллигенции, средств массовой информации, институтов гражданского общества с целью предотвращения и своевременного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций и факторов, способствующих этому.
В настоящее время отмечается активизация деятельности деструктивных объединений в медиасфере, направленных на организацию информационных акций, с целью воздействия на население и формирования предпосылок возникновения новых радикальных течений.
Современные информационные технологии позволяют экстремистским организациям на качественно новом уровне организовывать процесс пропаганды своих взглядов и идей, совершенствовать методы вербовки новых членов.
Кроме того, следует обратить внимание на усиление попыток проникновения в медиапространство Республики Крым представителей иностранных неправительственных организаций с целью сбора и распространения тенденциозной информации о нарушении прав национальных меньшинств.
В настоящее время активно проводится работа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по блокировке экстремистского контента, выявлению модераторов, пропагандирующих деструктивные идеи.
За последнее время удалось заблокировать новостные информационные ресурсы иностранных некоммерческих организаций, осуществляющих подачу тенденциозной информации в отношении ситуации, сложившейся в Республике Крым.
Основным проблемным вопросом противодействия идеологии экстремизма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является использование социальных сетей представителями экстремистских и террористических организаций, находящимися вне юрисдикции Российской Федерации, вследствие чего необходима активизация работы по блокировке и признанию в судебном порядке соответствующих контентов экстремистскими.
С целью сохранения межнационального мира и согласия, противодействия распространению ксенофобии в тесном сотрудничестве с национально-культурными автономиями Республики Крым активно ведется работа по искоренению рисков проявления экстремизма и профилактике проявлений национальной и религиозной вражды и ненависти.
В этой работе важно учитывать, в том числе, и миграционную ситуацию, которая может привести к дестабилизации рынка труда, социально-экономической обстановки, а также оказывать негативное влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения.
Таким образом, необходимо также уделять внимание эффективной реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в миграционной деятельности, основными направлениями которой являются:
- противодействие незаконной миграции, профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, а также совершенствование мер ответственности за такие нарушения;
- принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан;
- привлечение институтов гражданского общества к деятельности субъектов противодействия экстремизму при соблюдении принципа невмешательства;
- всестороннее освещение мер, принимаемых в сфере реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, информирование граждан о текущей миграционной ситуации, ее влиянии на различные аспекты жизни российского общества, а также противодействие распространению в информационном пространстве вызывающих в обществе ненависть и вражду ложных сведений о миграционных процессах.
Одной из эффективных мер по профилактике проявлений экстремистских угроз в обществе является пропаганда культур народов Крыма и социально значимых ценностей.
С целью профилактики экстремизма и ксенофобии национально-культурными автономиями Республики Крым при поддержке органов государственной власти ведется планомерная работа по воспитанию у подрастающего поколения культуры позитивного взаимодействия и добрососедства, созданию условий для формирования социально активной и ответственной личности - патриота Республики Крым, гражданина России, а также развитию позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп.
Республика Крым является приграничным регионом, через который проходят транспортные (миграционные) потоки как с материковой части Российской Федерации, так и с территории Украины. Многие мигранты имеют на территории Республики Крым близких родственников. В 2019 - 2020 годах процесс оформления российского гражданства существенно изменился по сравнению с несколькими предыдущими годами, что позволило более широкому кругу иностранных граждан возможность приобрести гражданство Российской Федерации. При этом среди данных лиц - люди трудоспособного возраста, то есть категория, особенно ценная для экономики Российской Федерации.
Трудовая миграция является одним из важнейших элементов рынка труда в Республике Крым. Лидерство по числу прибывающих в регион мигрантов занимают граждане Узбекистана, Таджикистана, Армении. Основная масса прибывающих мигрантов аккумулируется в крупных городах региона и территориях, близких к этим городам.
Среди актуальных проблем, связанных с социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов в Республике Крым, можно выделить:
- незаинтересованность трудовых мигрантов в социализации. Часть трудовых мигрантов проживают изолировано, стараясь создать особый микромир, в котором присутствует исключительно "родная" этнокультурная среда, стремясь избежать прямых контактов с чужой культурой и тем самым устранить негативные симптомы культурного шока;
- низкий уровень грамотности мигрантов, слабое знание русского языка. Одной из главных проблем культурной адаптации мигрантов остается проблема освоения языка: немногие владеют им на уровне, достаточном для обеспечения первичных потребностей.
В целом стоит отметить, что уровень адаптации мигрантов напрямую зависит от мотивов их пребывания и жизненных планов.
Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы. Согласно обозначенным задачам, выработаны основные направления миграционной политики на 2020 - 2025 годы:
- создание благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и при желании получения российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими по ментальности и культуре;
- формирование понятных миграционных правил как для тех, кто прибыл на время с целью учёбы или на работу, так и для тех, кто намеревается переехать в Россию на постоянное место жительство.
Для эффективного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в сфере социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, необходимы целенаправленные системные комплексные меры по созданию благоприятных условий для включения мигранта в социально-культурное пространство принимающего общества.";
раздел 2 "Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Основными целями Программы являются:
- гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства многонационального народа Республики Крым, обеспечение условий для его полноправного развития;
- профилактика и противодействие экстремизму в Республике Крым;
- успешная социальная и культурная адаптация мигрантов в Республике Крым и их интеграция в региональный социум;
- сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия в Республике Крым, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Республике Крым.
Основными приоритетами Программы являются:
- сохранение и развитие исторически сложившегося государственного единства многонационального состава народов Республики Крым;
- профилактика и противодействие проявлениям ксенофобии, экстремизма и дискриминации на этнической и религиозной почве, повышение уровня добрососедства в обществе;
- комплексное решение вопросов обустройства армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам, мест их компактного проживания;
- комплексное решение вопросов восстановления исторической справедливости, политического, социального и духовного возрождения репрессированных народов;
- создание благоприятных условий для сохранения и развития национальной, культурной, языковой самобытности народов, проживающих на территории Республики Крым;
- реализация государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму на территории Республики Крым;
- совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие идеологии экстремизма;
- поддержка развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов и их интеграции в социокультурное пространство региона.
Основные задачи Программы:
- обеспечение межнационального единства в Республике Крым;
- реализация мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Крым и их интеграцию в региональный социум;
- повышение уровня обеспеченности обустройства мест компактного проживания армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам;
- строительство многоквартирных и индивидуальных жилых домов для представителей армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам;
- выплата материальной помощи и компенсации представителям армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, проживающих в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Крым;
- всесторонняя поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений Республики Крым, направленной на реализацию мероприятий по национально-культурному развитию, сохранению традиций, культур, языков народов Крыма и укреплению гражданской идентичности российской нации;
- совершенствование организационных мер по повышению уровня межведомственного взаимодействия по профилактике экстремизма;
- проведение информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование у граждан добрососедского поведения, способствующего противодействию экстремизму в обществе;
- проведение комплекса мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии экстремизма в различных ее проявлениях;
- дискредитация идей и практики деятельности экстремистских организаций, распространение в обществе негативного отношения к их деятельности;
- содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым;
- поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым;
- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Крым.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- ввод в эксплуатацию 1610 квартир (новое строительство для граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся на территории Республики Крым и г. Севастополя на постоянное место жительства);
- ввод в эксплуатацию 10 объектов социального назначения;
- ввод в эксплуатацию 44 объектов инженерной инфраструктуры;
- приобретение 221 объекта недвижимого имущества (жилые дома, квартиры) для граждан из числа реабилитированных народов Крыма;
- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым - до 89%;
- доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым - до 89%;
- проведение 384 культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие национальных культур и традиций;
- 294 тысячи участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства на территории Республики Крым;
- 470 тысяч участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- проведение 83 мероприятий, направленных на повышение уровня добрососедства в обществе и противодействие проявлениям ксенофобии;
- проведение 28 духовно-просветительских мероприятий в сфере религий;
- грантовая поддержка проектов (программ) национально-культурных автономий и общественных организаций - не менее 6 ежегодно;
- поддержка редакций средств массовой информации, издающихся на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым - не менее 9 ежегодно;
- поддержка 164 изданий социально значимой литературы на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- проведение 8 мероприятий, направленных на поддержку развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- проведение 28 семинаров-совещаний с участием правоохранительных и надзорных органов, посвященных перспективным методам противодействия экстремизму;
- проведение 14 профилактических мероприятий в молодежной среде (в местах молодежного досуга и функционирования неформальных группировок);
- публикация 530 теле- и радиосюжетов в СМИ (в т.ч. интернет-изданиях) с целью информирования населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления в сфере противодействия идеологии экстремизма;
- доля граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общей численности жителей Республики Крым - до 85%;
- 4300 участников мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Программа реализуется с 1 января 2018 года по 31 декабря 2024 года.
Сведения о целевых индикаторах и показателях Программы и их значениях приведены в приложении 1 к Программе.
Раздел 2 изменен с 3 декабря 2020 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 3 декабря 2020 г. N 749
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
- гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства многонационального народа Республики Крым, обеспечение условий для его полноправного развития;
- профилактика и противодействие экстремизму в Республике Крым;
- успешная социальная и культурная адаптация мигрантов в Республике Крым и их интеграция в региональный социум;
- сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия в Республике Крым, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Республике Крым.
Основными приоритетами Программы являются:
- сохранение и развитие исторически сложившегося государственного единства многонационального состава народов Республики Крым;
- профилактика и противодействие проявлениям ксенофобии, экстремизма и дискриминации на этнической и религиозной почве, повышение уровня добрососедства в обществе;
- комплексное решение вопросов обустройства армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам, мест их компактного проживания;
- комплексное решение вопросов восстановления исторической справедливости, политического, социального и духовного возрождения репрессированных народов;
- создание благоприятных условий для сохранения и развития национальной, культурной, языковой самобытности народов, проживающих на территории Республики Крым;
- реализация государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму на территории Республики Крым;
- совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие идеологии экстремизма;
- поддержка развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов и их интеграции в социокультурное пространство региона.
Основные задачи Программы:
- обеспечение межнационального единства в Республике Крым;
- реализация мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Крым и их интеграцию в региональный социум;
- повышение уровня обеспеченности обустройства мест компактного проживания армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам;
- строительство многоквартирных и индивидуальных жилых домов для представителей армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам;
- выплата материальной помощи и компенсации представителям армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, проживающих в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Крым;
- всесторонняя поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений Республики Крым, направленной на реализацию мероприятий по национально-культурному развитию, сохранению традиций, культур, языков народов Крыма и укреплению гражданской идентичности российской нации;
- сокращение количества экстремистских угроз в Республике Крым;
- уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности;
- недопущение распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети "Интернет";
- повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму;
- активное участие институтов гражданского общества в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений;
- формирование в обществе, особенно среди молодежи, атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии;
- повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений.
- содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым;
- поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым;
- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Крым.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- ввод в эксплуатацию 1610 квартир (новое строительство для граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся на территории Республики Крым и г. Севастополя на постоянное место жительства);
- ввод в эксплуатацию 10 объектов социального назначения;
- ввод в эксплуатацию 44 объектов инженерной инфраструктуры;
- приобретение 221 объекта недвижимого имущества (жилые дома, квартиры) для граждан из числа реабилитированных народов Крыма;
- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым - до 89%;
- доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, в общей численности граждан Республики Крым - до 89%;
- проведение 384 культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие национальных культур и традиций;
- 294 тысячи участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства на территории Республики Крым;
- 470 тысяч участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- проведение 83 мероприятий, направленных на повышение уровня добрососедства в обществе и противодействие проявлениям ксенофобии;
- проведение 28 духовно-просветительских мероприятий в сфере религий;
- грантовая поддержка проектов (программ) национально-культурных автономий и общественных организаций - не менее 6 ежегодно;
- поддержка редакций средств массовой информации, издающихся на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым - не менее 9 ежегодно;
- поддержка 164 изданий социально значимой литературы на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- проведение 8 мероприятий, направленных на поддержку развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- проведение 28 семинаров-совещаний с участием правоохранительных и надзорных органов, посвященных перспективным методам противодействия экстремизму;
- проведение 14 профилактических мероприятий в молодежной среде (в местах молодежного досуга и функционирования неформальных группировок);
- публикация 530 теле- и радиосюжетов в СМИ (в т.ч. интернет-изданиях) с целью информирования населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления в сфере противодействия идеологии экстремизма;
- доля граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общей численности жителей Республики Крым - до 85%;
- 4300 участников мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Программа реализуется с 1 января 2018 года по 31 декабря 2024 года.
Сведения о целевых индикаторах и показателях Программы и их значениях приведены в приложении 1 к Программе.
Раздел 3 изменен с 15 марта 2021 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 15 марта 2021 г. N 149
3. Характеристика мероприятий Программы
Реализация Программы предполагает выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных основными мероприятиями 1-7 "Меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, а также на социальное обустройство территорий Республики Крым и г. Севастополя, в том числе меры, реализуемые на территории Республики Крым", "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", "Меры по обеспечению межнационального согласия в Республике Крым и развитие государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики Российской Федерации", "Русский язык и языки народов России, проживающих на территории Республики Крым", "Профилактика и противодействие экстремизму в Республике Крым", "Руководство и управление в сфере межнациональных отношений Республики Крым", "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Крым".
Реализация Основного мероприятия 1 "Меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, а также на социальное обустройство территорий Республики Крым и г. Севастополя, в том числе меры, реализуемые на территории Республики Крым" предусматривает реализацию следующих ключевых мероприятий:
- федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 (ФЦП);
- Республиканская адресная инвестиционная программа Республики Крым (РАИП).
Реализация Основного мероприятия 2 "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" предусматривает реализацию следующих ключевых мероприятий:
- оплата за подключение к газоснабжению, электроснабжению и водоотведению;
- выплата единовременной материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилья;
- выдача удостоверений о праве на меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;
- приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма;
- укрупненное мероприятие "Объект капитального строительства, капитальный ремонт жилых домов, по адресу: Республика Крым, р-н Кировский, с. Яркое Поле, продолжение улиц Десантников, Высоцкого, Новоселов" (11 объектов).
Реализация Основного мероприятия 3 "Меры по обеспечению межнационального согласия в Республике Крым и развитие государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики Российской Федерации" предусматривает реализацию следующих ключевых мероприятий:
- обеспечение деятельности государственных бюджетных учреждений Республики Крым, отнесенных к ведению Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым;
- мероприятия, направленные на этнокультурное и духовное развитие народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- мероприятия, направленные на повышение уровня добрососедства в обществе и противодействие проявлениям ксенофобии;
- оснащение самодеятельных творческих коллективов, национально-культурных автономий и общественных организаций (укрепление материально-технической базы), обеспечение деятельности;
- обеспечение функционирования системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
- духовно-просветительские мероприятия в сфере религий;
- оснащение Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Дом дружбы народов" и Государственного автономного учреждения Республики Крым "Медиацентр им. И. Гаспринского", отнесенных к ведению Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым (укрепление материально-технической базы);
- содействие сохранению историко-культурного наследия крымских караимов и крымчаков;
- грантовая поддержка деятельности национально-культурных автономий и общественных организаций;
- развитие международного сотрудничества национальных общин, в том числе поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.
Реализация Основного мероприятия 4 "Русский язык и языки народов России, проживающих на территории Республики Крым" предусматривает реализацию следующих ключевых мероприятий:
- обеспечение деятельности Автономной некоммерческой организации "Общественная крымско-татарская телерадиокомпания";
- обеспечение деятельности государственных автономных учреждений Республики Крым, отнесенных к ведению Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым;
- поддержка средств массовой информации, издающихся на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- укрепление общероссийской гражданской идентичности, в том числе издание социально значимой литературы на родных языках народов России, проживающих на территории Республики Крым;
- информационное обеспечение деятельности казачьих обществ;
- мероприятия, направленные на поддержку развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Реализация Основного мероприятия 5 "Профилактика и противодействие экстремизму в Республике Крым" предусматривает реализацию следующих ключевых мероприятий:
- проведение ежегодных ведомственных семинаров-совещаний с участием правоохранительных и надзорных органов, посвященных перспективным методам противодействия экстремизму;
- проведение ежегодного семинара-совещания с руководителями национально-культурных и религиозных общественных объединений Республики Крым по вопросам реализации национальной политики и противодействия идеологии экстремизма;
- проведение ежегодного семинара-совещания с директорами и заместителями по учебно-воспитательной (воспитательной) работе государственных образовательных организаций среднего профессионального образования и общеобразовательных организаций по вопросам противодействия распространению идеологии экстремизма;
- выявление и пресечение фактов распространения материалов экстремистского характера в электронных средствах массовой информации, печатной, аудио- и видеопродукции, а также в сети Интернет;
- информационно-пропагандистское противодействие экстремизму и терроризму;
- проведение мониторинга интернет-ресурсов в части размещения информации и распространения литературы с признаками разжигания национальной, религиозной вражды, унижения национальной чести и достоинства;
- привлечение религиозных организаций традиционных конфессий Республики Крым к пресечению распространения идеологии радикальных религиозных течений, раскрытию преступной сущности и осуждению деятельности международных экстремистских и террористических организаций;
- оказание методической помощи общеобразовательным организациям Республики Крым по вопросам профилактики проявлений экстремизма;
- реализация профилактических мер по недопущению распространения экстремизма в молодежной среде, в том числе в образовательных организациях Республики Крым, а также предупреждение фактов вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия, связанные с деятельностью радикально настроенных группировок;
- проведение в общедоступных библиотеках Республики Крым бесед, часов информаций, выставок и других мероприятий антиэкстремистской направленности.
Реализация Основного мероприятия 6 "Руководство и управление в сфере межнациональных отношений Республики Крым" предусматривает расходы на содержание Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым и мероприятия по капитальному ремонту административного здания Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым.
Реализация Основного мероприятия 7 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Крым" предусматривает реализацию следующих ключевых мероприятий:
- проведение обучающих семинаров для органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- информационно-методическое сопровождение социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Крым;
- проведение мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в общественное пространство Республики Крым, с участием органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и надзорных органов, руководителей национально-культурных автономий, общественных и религиозных организаций, работодателей привлекающих мигрантов для осуществления трудовой деятельности.
4. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы
Сведения о сводных показателях государственных заданий на оказание государственных услуг по Программе представлены в приложении 3 к настоящей Программе.
Раздел 5 изменен с 2 сентября 2020 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2020 г. N 529
5. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
В последнее время ощутима тенденция возрастания общественной активности этнических сообществ, которая проявляется в увеличении количества общественных организаций. В настоящее время зарегистрировано более 85 общественных организаций, имеющих национальную направленность.
С целью обеспечения конструктивного диалога, развития государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, гармонизации и укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым взаимодействует с Советом по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе Республики Крым, Общественным советом при Государственном комитете по делам межнациональных отношений Республики Крым, в том числе обеспечивает организационно-методическое сопровождение их деятельности. Представители национально-культурных общественных объединений, экспертных сообществ принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в Республике Крым в рамках реализации государственной национальной политики, в заседаниях общественно-консультативных органов по межнациональным отношениям с целью рассмотрения и решения актуальных вопросов реализации государственной национальной политики.
Раздел 6 изменен с 15 марта 2021 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 15 марта 2021 г. N 149
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым, федерального бюджета (по согласованию) и дорожного фонда (по согласованию). Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым, федерального бюджета и дорожного фонда ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и плановый период и федеральным законом о федеральном бюджете.
Источниками финансирования Программы являются бюджет Республики Крым, федеральный бюджет и средства дорожного фонда.
Общий объем финансирования Программы в 2018 - 2024 годах составляет 13985883,93 тыс. руб., из них бюджет Республики Крым - 2243970,32 тыс. руб., федеральный бюджет - 11697565,69 тыс. руб., средства дорожного фонда Республики Крым - 44347,92 тыс. руб., в том числе:
в 2018 году - 2934653,17 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 534069,67 тыс. руб., федерального бюджета - 2400583,50 тыс. руб.);
в 2019 году - 1704243,49 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 434153,96 тыс. руб., федерального бюджета - 1248965,10 тыс. руб., дорожного фонда - 21124,43 тыс. руб.);
в 2020 году - 808357,51 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 221427,33 тыс. руб., федерального бюджета - 563706,69 тыс. руб., дорожного фонда - 23223,49 тыс. руб.);
в 2021 году - 2338577,43 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 210091,03 тыс. руб., федерального бюджета - 2128486,40 тыс. руб.);
в 2022 году - 3795861,25 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 350607,25 тыс. руб., федерального бюджета - 3445254,00 тыс. руб.);
в 2023 году - 1681771,90 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 241091,90 тыс. руб., федерального бюджета - 1440680,00 тыс. руб.);
в 2024 году - 722419,18 тыс. руб. (за счет бюджета Республики Крым - 252529,18 тыс. руб., федерального бюджета - 469890,00 тыс. руб.).
Сведения об объеме средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, представлены в приложении 4 к настоящей Программе.
В рамках реализации Программы предусмотрены субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Программы, порядок предоставления и распределения которых приведен в приложении 5 к Программе.
Раздел 7 изменен с 28 января 2020 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 28 января 2020 г. N 32
7. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
Реализация Программы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов.
Управление рисками реализации Программы включает в себя: предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов Программы; текущий мониторинг наступления рисков; планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации Программы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджета, незапланированное увеличение расходов и, как следствие, увеличение дефицита бюджета, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств. Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Программы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Программы, осуществляется при помощи следующих мер:
рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд); составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий Программы;
корректировка Программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Программы.
Правовые риски реализации Программы связаны с возможными изменениями законодательства и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы на федеральном уровне. Снижение вероятности и минимизация последствий наступления данной группы рисков осуществляется при помощи следующих мер:
регулярный мониторинг изменений законодательства в сфере реализации Программы;
реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки Программы.
К организационным рискам реализации Программы можно отнести следующие:
несогласованность и отсутствие должной координации действий ответственного исполнителя Программы и исполнительных органов государственной власти Республики Крым, являющихся участниками реализации отдельных мероприятий Программы, а также организаций, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках государственных заказов, ограниченность кадровых ресурсов;
появление на территории Российской Федерации, в т.ч. Республики Крым, новых группировок экстремистского характера, не запрещенных по решению суда и не включенных в перечень экстремистских или террористических организаций, чья деятельность запрещена на территории России;
риски организационного характера, связанные с ввозом на территорию России новых партий экстремистской литературы;
возможны отклонения в достижении результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию, их ожидаемой эффективности, а также недостаточной координации деятельности исполнителей Программы на различных стадиях ее реализации.
В целях устранения (минимизации) указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается:
инициативное выявление деятельности организаций, содержащих экстремистскую составляющую, или придерживающихся идеологии экстремизма, запрещение их деятельности на основании решения суда;
инициативное выявление литературы экстремистского содержания или включающей идеологию терроризма, запрещение ее распространения на основании решения суда.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с несогласованностью действий ответственного исполнителя и участников реализации мероприятий Программы, осуществляется при помощи следующих мер:
выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных планов реализации мероприятий Программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения;
создание консультативно-совещательных органов при Государственном комитете по делам межнациональных отношений Республики Крым для обеспечения реализации мероприятий Программы;
заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного с ограниченностью кадровых ресурсов и недостаточной квалификацией исполнителей и участников реализации Программы, осуществляется при помощи следующих мер:
назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Программы;
повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий Программы (проведение тренингов, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам);
привлечение к реализации мероприятий представителей общественных, научных и профессиональных сообществ;
при необходимости - ротация непосредственных исполнителей мероприятий Программы.
Раздел 8 изменен с 28 января 2020 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 28 января 2020 г. N 32
8. Оценка эффективности реализации Программы
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым осуществляет координацию по реализации настоящей Программы.
Оценка реализации Программы проводится ежеквартально и по итогам завершения финансового года в соответствии с Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272.
Для выявления степени достижения запланированных результатов Программы (подпрограммы) в отчетном году ответственный исполнитель осуществляет ежегодную оценку эффективности государственной программы, в т.ч.:
I. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, по следующей форме:
где:
- степень реализации мероприятий Программы;
- количество мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году.
II. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и основных мероприятий государственной программы по каждому источнику ресурсного обеспечения рассчитывается по формуле:
(бюджет Республики Крым);
(федеральный бюджет);
где:
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию Программы в отчетном году;
Зп - плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году.
где:
- общая степень соответствия запланированному уровню расходов;
- сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;
- сумма плановых расходов по всем источникам ресурсного обеспечения.
III. Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:
где:
- эффективность использования средств бюджета;
- степень реализации мероприятий по программе n;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
IV. Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) Программы.
1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
где:
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
- значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы.
2. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
где:
- степень реализации Программы;
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
N - число показателей, характеризующих цели и задачи Программы.
V. Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации Программы и оценки эффективности использования средств бюджета по следующей формуле:
где:
- эффективность реализации Программы;
- степень реализации Программы;
- эффективность использования средств бюджета. Эффективность реализации Программы признается:
- высокой, в случае если значение ЭРП составляет не менее 0,90;
- средней, в случае если значение ЭРП составляет не менее 0,75;
- удовлетворительной, в случае если значение ЭРП составляет не менее 0,60;
- в остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.
Аналогичным образом проводится итоговая оценка реализации Программы по завершении последнего года периода ее реализации.
Заместитель Председателя Совета |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.