Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 17 февраля 2020 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 17 февраля 2020 г. N 85
Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от "25" декабря 2017 года N 699
(в редакции постановления
Совета министров
Республики Крым
от "'17" февраля 2020 года N 85)
Государственная программа
Республики Крым "Развитие торговой деятельности"
6 августа, 25 декабря 2018 г., 26 апреля 2019 г., 17 февраля 2020 г.
Паспорт
Государственной программы Республики Крым "Развитие торговой деятельности" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство промышленной политики Республики Крым |
Соисполнители Программы |
|
Участники Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; районные организации потребительской кооперации - подписанты Соглашения о сотрудничестве в целях социально-экономического развития Республики Крым между Советом министров Республики Крым и районными организациями потребительской кооперации; Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере розничной и оптовой торговли, на территории Республики Крым |
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма 1 "Развитие потребительской кооперации на территории Республики Крым" |
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Программы |
Отсутствуют |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Программы |
Отсутствуют |
Программно-целевые инструменты Программы |
Отсутствуют |
Цель Программы |
Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по экономически доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание условий для обеспечения продовольственной безопасности |
Задачи Программы |
Содействие развитию торговой деятельности, создание благоприятных условий для ее совершенствования; создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса населения; реализация мер по повышению эффективности функционирования торговой отрасли на территории Республики Крым; формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения Республики Крым в связи с реализацией федерального и регионального законодательства; обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в целях оптимизации и совершенствования системы защиты прав потребителей; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции; повышение качества жизни сельского населения за счет наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, организации закупок и реализации товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и сырья, совершенствования взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Оборот розничной торговли; темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах); оборот розничной торговли в расчете на душу населения; перевод розничных рынков в капитальные строения в соответствии с вступающими в силу с 2020 года законодательными нормами; доступность торговых объектов для маломобильных групп населения; совокупный объем хозяйственной деятельности районных организаций потребительской кооперации, подписантов Соглашения о сотрудничестве в целях социально-экономического развития Республики Крым между Советом министров Республики Крым и районными организациями потребительской кооперации; объем закупки сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки у товаропроизводителей; количество действующих автолавок |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в один этап, срок реализации с 2018 по 2020 год |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Объем бюджетного финансирования Программы составляет 5 778,0 тыс. руб. в том числе: в 2018 году - 778,0 тыс. руб.; в 2019 году - 5 000,0 тыс. руб.; в 2020 году - 0,0 тыс. руб. |
Объемы внебюджетных ассигнований Программы |
Объем внебюджетного финансирования составляет 0,0 тыс. руб. в том числе: в 2018 году - 0,0 тыс. руб.; в 2019 году - 0,0 тыс. руб.; в 2020 году - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Достижение ежегодных темпов роста розничного товарооборота (в текущих ценах) в % к предыдущему году начиная с 2018 года не менее 101,6%; обеспечение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек); увеличение доступности торговых объектов для маломобильных групп населения; насыщение потребительского рынка продукцией местных производителей, организация и поддержка торговли социально значимыми продуктами питания; формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребности населения (количество торговых объектов различных форматов и специализации); повышение доступности товаров для населения; удовлетворенность населения торговым сервисом (качеством, культурой), качеством и безопасностью реализуемых на территории субъектов Российской Федерации товаров; рост объема продаж товаров на одного жителя Республики Крым; создание условий для индивидуальной предпринимательской инициативы; выравнивание среднегодового индекса потребительских цен на продовольственные товары в Республике Крым с показателями в близлежащих субъектах Российской Федерации (в Краснодарском крае и Ростовской области); внедрение ряда мероприятий по недопущению незаконной торговли на территории Республики Крым" |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу
Программа разработана в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым" и направлена на развитие торгового потенциала Республики Крым.
Программа направлена на выполнение задач, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 28 декабря 2016 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития торговли, утвержденными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637, Законом Республики Крым от 05 мая 2015 года 92-ЗРК/2015 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Республики Крым N 352-ЗРК/2017 следует читать как "от 9 января 2017 г."
Реализация основных мероприятий Программы должна обеспечить решение следующих стратегических задач Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (далее - Стратегия): развитие сбыта продукции агропромышленного комплекса Республики Крым. Развитие новых кооперационных связей с регионами Российской Федерации и зарубежными странами. Экспансия на высокодоходные рынки сбыта (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, районы Крайнего Севера). Активизация работы со сбытовыми розничными сетями (C3-2.3.2.7.); развитие малого и среднего предпринимательства (СЗ-З.1.9.); развитие внутренней торговли и потребительского рынка. Широкое распространение электронной коммерции (СЗ-З.1.7.);
развитие конкурентной бизнес-среды. Совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Республики Крым. Внедрение в Республике Крым Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (СЗ-З.1.8.).
Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие республики. Сфера торговли сохраняет за собой лидирующие позиции в развитии малого предпринимательства. Торговля остается наиболее привлекательной сферой деятельности и для индивидуальных предпринимателей.
В сфере торговли формируется около 18% валового регионального продукта, по результатам их деятельности пополняются бюджеты всех уровней, обеспечивается занятость населения Республики Крым (порядка 20%).
Потребительский спрос населения Республики удовлетворяется через развитую стационарную торговую сеть, нестационарные торговые объекты, рынки, проведение во всех регионах Республики Крым ярмарочных мероприятий с участием местных производителей, фермерских хозяйств.
Насыщение потребительского рынка обеспечивается за счет:
продукции крымских товаропроизводителей;
ввоза товаров из других регионов Российской Федерации и других стран в объеме и ассортименте, необходимом для обеспечения населения Республики Крым и продовольственной безопасности;
работы предприятий торговли по обеспечению и расширению ассортимента товаров;
взаимодействия с торговыми сетями с целью выявления острых текущих вопросов в сфере поставки, ассортимента и качества товаров, а также мониторинга наличия социально значимых продуктов питания в торговой сети;
проведения еженедельных ярмарочных мероприятий с участием местных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
В республике функционирует свыше 12 тысяч стационарных торговых объектов различной специализации, из них 4708 специализированных продовольственных торговых объектов, 4979 непродовольственных объектов, 2313 универсальных объектов, в том числе 345 магазинов крупных торговых сетей.
Общая торговая площадь стационарных торговых объектов составляет 1189,8 тыс. кв. м.
Обеспеченность населения торговыми площадями в 1,6 раза превышает установленный норматив.
Дополнительно к стационарной торговой сети в период курортного сезона открывается около 10 тысяч нестационарных торговых объектов, что позволяет создать более 25 тысяч сезонных рабочих мест, а также условия для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
В 2014 году в Республике Крым функционировало 145 рынков на 35,5 тысячи торговых мест.
В связи с изменением требований, предъявляемым к организации деятельности рынков, их количество сократилось.
Как следствие хозяйствующие субъекты переименовывают рынки в торговые комплексы.
В настоящее время Планом организации рынков на территории Республики Крым, утвержденным распоряжением Совета министров Республики Крым от 25 мая 2015 года N 438-р, на территории муниципальных образований Республики Крым предусмотрено размещение около 100 рынков.
Разрешение на право организации розничных рынков (в основном это универсальные рынки) получили 50 субъектов хозяйствования (50 рынков на 15104 торговых мест).
В целях соблюдения требований, предъявляемых к реализации продукции животного происхождения, реализация мяса, битой птицы, мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц, меда осуществляется в специально оборудованных торговых павильонах. Реализация овощей и фруктов - на открытых торговых прилавках.
На рынках для сельхозпроизводителей, фермерских хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, определено 6762 торговых места, что составляет 29,8% от общего количества торговых мест на рынках.
Количество свободных мест на рынках составляет 2110 единиц.
В соответствии с частью 4.1 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2025 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, находящихся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым оборот розничной торговли составил 256,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 109,5% к соответствующему периоду предыдущего года.
Оборот розничной торговли в Республике Крым
Снижение показателя оборота розничной торговли в 2016 году обусловлено сокращением в два раза (на 70 единиц) количества розничных рынков, по которым учитывался оборот розничной торговли в Республике Крым.
По итогам января - декабря 2018 г. оборот розничной торговли на 82,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка. Доля продаж товаров, реализуемых на розничных рынках и ярмарках, составила 17,1%.
Оборот розничной торговли на душу населения в 2018 году составил 134,0 тыс. руб. (2017 году - 120,2 тыс. руб., в 2016 году - 115,1 тыс. руб.).
Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения. Численность занятого населения в сфере торговли составляет 203 тыс. человек, или 24,2% трудоспособного населения Республики Крым. Увеличение количества торговых объектов не только усиливает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей, расширяет каналы сбыта для отечественных производителей, но и способствует построению прозрачного торгового бизнеса с благоприятными условиями использования трудовых ресурсов. Конкуренция также способствует устранению фактов нарушений трудового, санитарного законодательства, конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности.
Отраслевая структура валового регионального продукта по Республике Крым за 2016 год, в % к итогу
Ценовая ситуация
По данным Федеральной службы государственной статистики индекс потребительских цен в Республике Крым по группе "продовольственные товары" в декабре 2018 года по сравнению с декабрем 2017 года составил 106,7% (в целом по Российской Федерации - 104,7%, по
Южному федеральному округу - 105,4%, в Краснодарском крае - 105,3%, в Ростовской области - 105,4%, в г. Севастополь - 105,7%).
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в Республике Крым в расчете на 1 человека в декабре 2018 года составляла 4102,65 руб.
В г. Севастополь стоимость условного (минимального) набора продуктов питания на 1 человека в декабре 2018 года составляла 4325,37 руб., в Краснодарском крае - 4197,25 руб., что на 222,72 руб. и 94,6 руб., или 5,4% и 2,3% соответственно выше, чем в Республике Крым.
Основными факторами, негативно влияющими на функционирование розничной торговой сети и ценообразование продовольственных товаров, являются:
1. Отсутствие в Республике Крым собственного производства или недостаточные объемы производства основных групп продуктов питания, таких как сахар, крупа гречневая, рис, масло растительное, молоко и молокопродукты, сыры твердые, мясо.
Потребительский спрос населения Республики Крым в данных товарах удовлетворяется полностью или частично за счет поставок с материковой части Российской Федерации. Продукция в Республику доставляется преимущественно через дистрибьюторские компании от поставщиков Южного федерального округа (Краснодарский край и Ростовская область) и других регионов Российской Федерации, т.е. от товаропроизводителей до конечного потребителя продукция проходит через несколько посредников, увеличиваясь в цене.
2. На континентальной части России цены формируются под влиянием крупных федеральных сетей ("Магнит", "Пятерочка", "АШАН" и др.), которые имеют возможность договариваться о поставках крупных партий товара на более выгодных условиях.
В Республике Крым таковым является магазин федеральной торговой сети - гипермаркет "АШАН", в котором ценовые параметры на продовольственные товары социальной группы значительно ниже, чем в магазинах локальных сетей (в нижнем ценовом сегменте - в пределах от 1,8% на яблоки до 47,2% на соль поваренную, а также на муку пшеничную, крупу рисовую, макаронные изделия, масло подсолнечное, сахар-песок, чай черный, воду питьевую, изделия колбасные вареные, варено-копченые, сырокопченые, мясо кур, хлеб из пшеничной муки, ржаной, ржано-пшеничный, молоко питьевое, картофель, лук репчатый, капусту белокочанную, морковь, огурцы, бананы, виноград, апельсины, мандарины и яйцо куриное).
Правительством Республики Крым были направлены обращения в адрес руководителей федеральных торговых сетей "Перекресток", "Магнит", "Лента", "Пятерочка" с предложением рассмотреть возможность открытия супермаркетов на территории Республики Крым.
По информации некоторых федеральных торговых сетей, одной из причин, препятствующих открытию магазинов на территории Республики Крым, является неразвитость действующих логистических схем. По проведенным торговой сетью предварительным расчетам стоимости доставки товаров в Республику Крым, очень высока логистическая составляющая в их конечной себестоимости. Это приведет к тому, что цены на товары не будут соответствовать покупательской способности населения, а ассортимент товаров будет ограничен.
В целях насыщения потребительского рынка, противодействия необоснованному росту цен:
1. В республике реализуется проект "Покупай крымское".
2. Ежедневно проводится мониторинг:
- ассортимента продукции, предлагаемого торговыми сетями на территории Крыма;
- остатков товаров первой необходимости в крупных торговых сетях и регионах Республики Крым;
- проведенных в регионах ярмарок и расширенных продаж сельхозпродукции.
3. Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, в соответствии с которым крымским перерабатывающим предприятиям растениеводческой и животноводческой продукции, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам, которые являются производителями продовольственных товаров (кроме производителей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок) места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются без проведения конкурсных процедур.
В соответствии со схемами, разработанными органами местного самоуправления, предусмотрены места для размещения 10228 нестационарных торговых объектов, в том числе - 1345 мест для фирменных объектов торговли, что составляет 13,2% от общего количества.
4. Организовано проведение ярмарочных мероприятий.
На ярмарочных площадках определено более 5000 мест, доля товаропроизводителей составляет 50% от общего количества участников ярмарочных мероприятий.
Еженедельно в течение 2018 года в адрес администраций муниципальных образований Республики Крым Министерством промышленной политики Республики Крым направлялись рекомендуемые цены продажи сельхозпродукции на ярмарочных мероприятиях.
График проведения ярмарочных мероприятий, составленный по данным администраций городов и районов, ежемесячно размещается на официальном сайте Министерства промышленной политики Республики Крым в государственной информационной системе "Портал Правительства Республики Крым" в информационно-телекоммуникационной системе Интернет.
5. С целью налаживания предприятиями Республики Крым прямых партнерских связей, заключения прямых договоров на поставку товаров на сайте Министерства промышленной политики Республики Крым в рубрике "Торговля" размещаются предложения предприятий-товаропроизводителей Российской Федерации, Республики Крым, готовых к сотрудничеству с предприятиями оптовой и розничной торговли.
6. В целях развития многоформатной торговли, в том числе нестационарной, ярмарочной и рыночной, разработана региональная нормативная база и приняты разработанные Министерством промышленной политики Республики Крым:
2 закона Республики Крым;
8 постановлений Совета министров Республики Крым;
2 распоряжения Совета министров Республики Крым;
3 приказа Министерства промышленной политики Республики Крым.
7. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14 октября 2016 года N 689-рг создана Рабочая группа по вопросу борьбы со стихийной торговлей на территории муниципальных образований Республики Крым, в которую вошли представители всех контролирующих органов.
Информация о работе в муниципальных образованиях Республики Крым в этом направлении заслушивается еженедельно на заседаниях Рабочей группы по вопросу борьбы со стихийной торговлей на территории муниципальных образований Республики Крым.
В 2018 году проведено 5164 рейда, составлено 3986 административных протоколов, вынесено 14213 предупреждений гражданам о нарушении правил торговли, выписано штрафов на сумму более 24 млн. рублей.
8. Организована система проведения ежедневного мониторинга цен, координация работы исполнительных органов государственной власти Республики Крым по его проведению и оперативному взаимодействию с торговыми сетями по вопросам цен.
Ежедневными наблюдениями охвачено более 283 базовых объектов торговли и рынков по 40 наименованиям продтоваров, в т. ч. социально значимым. Мониторинг осуществляется в соответствии с единым регламентом, в его отчетах предусмотрена фотофиксация цен.
9. Обеспечен контроль за соблюдением условий республиканского и региональных меморандумов взаимопонимания, заключенных с производителями продовольственных товаров и субъектами системы оптовой и розничной торговли по вопросам ценообразования.
По состоянию на 1 января 2019 года на территории Республики Крым заключен 521 меморандум, подписантами выступили 1024 субъекта хозяйствования (1724 объекта торговли), в том числе 904 субъекта хозяйствования системы розничной торговли (1472 торговых объекта), 12 крупных субъектов оптовой торговли (14 объектов торговли), а также 108 производителей продтоваров (238 фирменных торговых объектов).
По данным администраций муниципальных образований Республики Крым в 2018 году региональными комиссиями (штабами) осуществлено порядка 7000 наблюдений за ценообразованием на продовольственные товары, из них 6903 объекта торговли обследовано в соответствии с утвержденными планами работы и 32 - по обращениям граждан.
Муниципальными образованиями Республики Крым организовано ежеквартальное проведение совещаний/ "круглых столов" с региональными товаропроизводителями, индивидуальными предпринимателями и руководителями торговых сетей и рынков по вопросам стабилизации цен на рынке продовольствия.
В эфире телеканала "Крым 24" ежедневно транслируется информация о ценах реализации социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в разрезе крупных торговых сетей.
Информация о розничных предприятиях торговли с минимальной и максимальной стоимостью потребительского набора основных социально значимых продуктов питания еженедельно размещается на официальных сайтах муниципальных образований Республики Крым.
Советом министров Республики Крым продолжается работа по созданию условий для стабильного функционирования субъектов розничной торговли, функционирования и развития потребительского рынка.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы
Приоритетами развития торговой деятельности определены:
формирование комфортной городской среды;
усовершенствование правового регулирования в сфере торговли;
развитие современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
обеспечение ценовой доступности товаров для гостей и жителей Республики Крым;
обеспечение качества и безопасности потребительских товаров;
обеспечение развития системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
обеспечение развития сельской торговли;
дальнейшее информационное обеспечение торговли;
обеспечение условий для развития конкуренции;
создание условий для индивидуальной предпринимательской инициативы;
разработка муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных проблем развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем, присущих отрасли; необходимость комплексной увязки мероприятий Программы; консолидация усилий органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и бизнеса.
Цель Программы - создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по экономически доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных, и безопасных товаров, защита прав потребителей, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание условий для обеспечения продовольственной безопасности.
Задачи Программы:
содействие развитию торговой деятельности, создание благоприятных условий для ее совершенствования;
создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса населения;
реализация мер по повышению эффективности функционирования торговой отрасли на территории Республики Крым;
формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения Республики Крым в связи с реализацией федерального законодательства и законодательства Республики Крым;
обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в целях оптимизации и совершенствования системы защиты прав потребителей;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции;
повышение качества жизни сельского населения за счет наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, организации закупок и реализации товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и сырья, совершенствования взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками.
Основные показатели и целевые индикаторы Программы отражены в приложении 1 к настоящей Программе.
Сроки и этапы реализации Программы - 4 года (с 2018 по 2020 год). Программа реализуется в один этап.
3. Характеристика подпрограмм и основных мероприятий Программы
Достижение заявленной цели и решение поставленных задач Программы будет осуществляться в рамках выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных Подпрограммой 1 "Развитие потребительской кооперации на территории Республики Крым" и реализации следующих основных мероприятий:
Основное мероприятие 1. Оказание содействия развитию торговой деятельности, создание условий для ее совершенствования, в рамках которого будут реализованы следующие меры:
Мероприятие 1.1. Информирование субъектов хозяйствования об изменениях действующего законодательства, регулирующего сферу торговли, тенденциях развития торговли в Республике Крым через средства массовой информации.
Размещение на официальных сайтах Министерства промышленной политики Республики Крым, органов, местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, в других средствах массовой информации материалы о принятии федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Крым, регулирующих отношения в области торговой деятельности, и о состояний торговли и тенденциях ее развития на территории Республики Крым.
Результат - информирование субъектов хозяйствования, населения республики через средства массовой информации о состоянии и тенденциях развития сферы торговли.
Мероприятие 1.2. Разработка и утверждение органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании анализа состояния торговой инфраструктуры и обеспеченности населения площадью торговых объектов, в целях наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, оптимизации инфраструктуры мелкорозничной торговой сети с учетом современных требований к объектам торговли и в целях сохранения рабочих мест органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым определяют необходимость размещения нестационарных торговых объектов.
Результат - разработка и утверждение органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Мероприятие 1.3. Определение в схемах размещения нестационарных торговых объектов мест для нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции.
Проведение органами местного самоуправления мероприятий, направленных на поддержку и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов.
Результат - формирование системы торговых объектов розничного распространения печатной продукции.
Мероприятие 1.4. Предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов для реализации печатной продукции в уже функционирующих нестационарных торговых объектах, установленных на законных основаниях, без проведения конкурентных процедур.
В системе средств массовой информации, которая включает периодические печатные средства массовой информации, радиопередачи, телевидение, цифровые средства массовой информации и иные формы распространения массовой информации, важное место принадлежит прессе.
Результат - сохранение и развитие системы информационного обеспечения населения, гарантирующей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, а также улучшения инфраструктурной обеспеченности населения торговыми объектами розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции.
Мероприятие 1.5. Достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции.
Создание условий для развития услуг в сфере книгоиздания и издания печатных средств массовой информации (в том числе через снятие барьеров для развития розничной сети распространения).
Результат - сохранение и развитие системы информационного обеспечения населения, гарантирующей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, а также улучшения инфраструктурной обеспеченности населения торговыми объектами розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции.
Мероприятие 1.6. Мониторинг обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции.
Мониторинг осуществляется Министерством промышленной политики Республики Крым совместно с органами местного самоуправления в Республике Крым.
Результат - анализ выполнения нормативов обеспеченности населения киосками по продаже печатной продукции.
Мероприятие 1.7. Формирование и ведение торгового реестра.
Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и оптовые поставки, и о состоянии торговли на территории Республики.
Торговый реестр формируется Министерством по данным органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) и предусматривает внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров (за исключением производителей товаров), и принадлежащих им объектах, а также о состоянии торговли на территории Республики Крым.
Результат - создание единого информационного пространства, базы данных хозяйствующих субъектов, торговых объектов с целью проведения анализа и мониторинга состояния, развития торговой отрасли в Республике Крым.
Мероприятие 1.8. Мониторинг состояния развития торговой отрасли и обеспеченности населения Республики площадью торговых объектов.
Мониторинг осуществляется Министерством промышленной политики Республики Крым совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и предусматривает ежегодное проведение анализа основных показателей потребительского рынка, изменения торговой инфраструктуры.
Результат - анализ состояния сферы торговли, оказание муниципальным образованиям Республики Крым методической и консультативной помощи, разработка и принятие органами местного самоуправления муниципальных программ развития торговли.
Мероприятие 1.9. Модернизация, реконструкция и перевод рынков в стационарные строения в соответствии с вступающими в силу с 2020 года законодательными нормами.
Мероприятие осуществляется управляющими рынками компаниями. Министерством промышленной политики Республики Крым совместно с органами местного самоуправления осуществляется мониторинг состояния и организации деятельности розничных рынков.
Результат - доведение доли рынков, соответствующих требованиям вступающих в силу с 2020 года законодательных норм, до 100% от общего количества.
Мероприятие 1.10. Оказание субъектам торговой деятельности и специалистам муниципальных образований Республики Крым консультационной и методической помощи по вопросам применения действующего законодательства в сфере регулирования торговой деятельности.
Проведение обучающих семинаров по вопросам применения действующего федерального и регионального законодательства в сфере регулирования торговой деятельности.
Результат - информирование по вопросам применения действующего законодательства в сфере регулирования торговой деятельности субъектов хозяйствования.
Мероприятие 1.11. Проведение мониторинга цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
Результат - создание условий для обеспечения экономической доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости для населения.
Мероприятие 1.12. Взаимодействие с субъектами хозяйственной деятельности, органами местного самоуправления по созданию условий для торгового обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями.
Результат - создание условий для торгового обслуживания граждан с ограниченными физическими возможностями в не менее чем 40% объектов стационарной торговли.
Мероприятие 1.13. Мониторинг соблюдения управляющими рынками компаниями требований законодательства по организации розничных рынков.
Результат - реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории региона.
Основное мероприятие 2. Использование прямых связей в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, в рамках которого будут реализованы следующие меры:
Мероприятие 2.1. Организация и проведение на территории муниципальных образований Республики Крым ярмарок и ярмарок "выходного дня" по реализации потребительских товаров. Предоставление на ярмарочных мероприятиях не менее 50% мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государственные унитарные предприятия Республики Крым и муниципальные унитарные предприятия, определяются в качестве организатора продовольственных ярмарок без проведения конкурентных процедур при выполнении одного из следующих критериев:
при условии предоставления на ярмарке не менее 50% торговых мест сельскохозяйственным товаропроизводителям для реализации ими собственной продукции;
при условии организации ярмарки на базе государственного или муниципального имущества соответственно, за исключением земельных участков, и предоставления не менее 60% торговых мест субъектам малого и среднего предпринимательства, а также не менее 10% торговых мест сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Результат - расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия через развитие конкуренции и рыночные механизмы.
Мероприятие 2.2. Взаимодействие органов местного самоуправления Республики Крым с организаторами ярмарок по вопросу предоставления мест сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Результат - продвижение сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок республики, увеличение на розничных рынках и ярмарках Республики Крым числа предоставляемых для этих целей торговых мест.
Мероприятие 2.3. По поручению Главы Республики Крым проведение республиканских ярмарок и участие в организации и проведении ярмарок и ярмарок "выходного дня" по реализации продовольственных товаров.
Мероприятие направлено на обеспечение ценовой экономической доступности потребительских товаров населению республики и поддержку местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Результат - продвижение сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок республики, увеличение на розничных рынках и ярмарках Республики Крым числа предоставляемых для этих целей торговых мест.
Мероприятие 2.4. Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам торговых мест для реализации продукции собственного производства на муниципальных розничных рынках.
Мероприятие направлено на обеспечение ценовой экономической доступности потребительских товаров населению республики и поддержку местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Результат - продвижение сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок республики, увеличение на розничных рынках и ярмарках Республики Крым числа предоставляемых для этих целей торговых мест.
Мероприятие 2.5. Участие в согласовании предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам торговых мест для реализации продукции собственного производства на муниципальных рынках.
Мероприятие направлено на обеспечение ценовой экономической доступности потребительских товаров населению республики и поддержку местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Результат - продвижение сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок республики, увеличение на розничных рынках и ярмарках Республики Крым числа предоставляемых для этих целей торговых мест.
Мероприятие 2.6. Взаимодействие с торговыми сетями по продвижению товаров, производимых местными товаропроизводителями.
Результат - насыщение потребительского рынка республики продовольственными товарами местных производителей по доступным ценам.
Мероприятие 2.7. В рамках полномочий осуществление мероприятий по поддержке товаропроизводителей по расширению собственной (фирменной) сети объектов розничной торговли.
Товаропроизводителям Республики Крым для организации розничной и оптовой торговли может оказываться поддержка в форме предоставления в аренду муниципальных объектов недвижимости или их частей по итогам конкурентных процедур, проведенных в установленном порядке между товаропроизводителями, при условии обеспечения, в дальнейшем, победившими товаропроизводителями не менее 75% наименований собственной продукции в ассортименте товаров в этих объектах, и осуществления деятельности в них непосредственно товаропроизводителями, без права сдачи в субаренду и ведения совместной деятельности в этих объектах.
Результат - создание условий для удовлетворения потребностей населения региона в товарах, произведенных крымскими товаропроизводителями, по доступным ценам.
Мероприятие 2.8. Определение органами местного самоуправления на территории муниципальных образований Республики Крым зон для осуществления развозной торговли крымскими товаропроизводителями при условии осуществления торговли непосредственно самими товаропроизводителями с автомашин.
Результат - насыщение потребительского рынка республики продовольственными товарами местных производителей по доступным ценам.
Основное мероприятие 3. Использование административных механизмов для обеспечения сбалансированного развития сферы торговли, в рамках которого предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 3.1. Обеспечение реализации государственной политики в области торговой деятельности в Республике Крым в рамках Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 28 декабря 2009 г. следует читать как "N 381-ФЗ"
Мероприятие 3.2. Своевременное приведение законов Республики Крым и муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями положений действующего федерального законодательства, их обновление с учетом принимаемых федеральных нормативных правовых актов.
Результат - реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории республики.
Мероприятие 3.3. Проведение мероприятий (в том числе контрольно-надзорных) по выявлению и пресечению незаконного производства, хранения, перевозки или реализации товаров и продукции, торговли в неустановленных местах.
Результат - пресечение незаконного производства, хранения, перевозки или реализации товаров и продукции.
Мероприятие 3.4. Проведение мероприятий по выявлению и пресечению оборота товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности на потребительском рынке.
Результат - информирование хозяйствующих субъектов торговли по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, соблюдения правил торговли и защиты прав потребителей.
Мероприятие 3.5. Проведение мероприятий по выявлению фактов ввоза и реализации на территории Республики Крым сельскохозяйственной продукции и сырья, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые запрещены к ввозу.
Результат - снижение доли товаров ненадлежащего качества на региональном потребительском рынке.
Мероприятие 3.6. Обеспечение взаимодействия при осуществлении мероприятий по недопущению и пресечению незаконной торговли.
Результат - снижение доли товаров ненадлежащего качества на региональном потребительском рынке.
Основное мероприятие 4. Оказание государственной финансовой поддержки профильным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства промышленной политики Республики Крым.
Мероприятие 4.1. Предоставление субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на мероприятия, связанные с проведением землеустроительных и кадастровых работ.
Мероприятие 4.2. Предоставление субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на мероприятия, связанные с проведением оценки имущества.
Мероприятие 4.3. Предоставление субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на увеличение уставного фонда.
Реализация Подпрограммы 1 "Развитие потребительской кооперации на территории Республики Крым" предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества жизни сельского населения за счет наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, организации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, создание дополнительных рабочих мест, совершенствование взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками через обеспечение кооперативных выплат, предоставление пайщикам кооперативных льгот, услуг.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Основной мерой государственного и правового регулирования станет формирование и совершенствование нормативной правовой базы Республики Крым в сфере потребительского рынка, в частности с целью: устранения административных барьеров, препятствующих развитию торговли; развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения; обеспечения ценовой доступности товаров для гостей и жителей Республики Крым; обеспечения развития системы товарообеспечения, логистики и оптовой торговли; обеспечения развития сельской торговли; создания условий для развития конкуренции; разработки муниципальных программ развития торговли.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении 3.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы
Государственные задания на оказание государственных услуг в рамках реализации Программы не предусмотрены.
6. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
Участие общественных, научных и иных организаций непосредственно в реализации Программы не предусмотрено.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 5778,0 тыс. руб., в том числе:
в 2018 году - 778,0 тыс. руб.;
в 2019 году - 5 000,0 тыс. руб.;
в 2020 году - 0,0 тыс. руб.
Информация по ресурсному обеспечению, основным мероприятиям Программы, а также оценка расходов на реализацию целей Программы по источникам финансирования отражена в приложении 4 к настоящей Программе.
8. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
При реализации Программы следует учитывать ряд возможных рисков, связанных с отсутствием финансирования мероприятий Программы, существенным изменением федерального законодательства, форс-мажорными обстоятельствами.
1. Негативное влияние на реализацию Программы может оказать отсутствие или неполное финансирование Программы из различных источников финансирования, не позволяющее при отсутствии финансирования реализовать, при неполном финансировании - эффективно и в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
2. Риск изменения федерального законодательства связан с возможным возникновением необходимости внесения существенных изменений в законодательство Республики Крым, корректировки документов, разработанных для реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой либо отставание от плана реализации мероприятий, либо сделает реализацию некоторых мероприятий экономически невыгодной или невозможной.
Негативный эффект от данного риска можно снизить путем:
скорейшего приведения законодательства Республики Крым в соответствие с федеральным;
анализа воздействия того или иного изменения федерального законодательства на реализацию мероприятий Программы и оперативного принятия управленческих решений и инициатив в каждом конкретном случае.
3. Наличие внешних рисков может быть связано с невозможностью сбыта продукции за пределами Российской Федерации в связи с санкционными ограничениями.
9. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы включает оценку степени реализации мероприятий Программы, степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Программы, эффективности использования средств бюджета, степени достижения целей и решения задач Программы.
Социальная эффективность Программы выражается через развитие торговой деятельности в Республике Крым посредством реализации инвестиционных и инновационных проектов, предполагающих сохранение либо создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение заработной платы работников.
Кроме этого, налоговые платежи, поступающие от торговых предприятий и составляющие доходную часть бюджета Республики Крым, впоследствии будут направлены на реализацию социальных программ региона.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
,
где:
- степень реализации мероприятий Программы;
- количество мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году.
Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Программы определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий Программы, по каждому источнику ресурсного обеспечения, рассчитывается по формуле:
(бюджет Республики Крым);
(внебюджетные средства);
где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы на реализацию Программы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году.
где:
- общая степень соответствия запланированному уровню расходов;
- сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;
- сумма плановых расходов по всем источникам ресурсного обеспечения.
Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:
,
где:
- эффективность использования средств бюджета;
- степень реализации мероприятий Программы;
- общая степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) Программы.
1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
- значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы.
2. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации Программы;
- степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
- число показателей, характеризующих цели и задачи Программы.
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации Программы и оценки эффективности использования средств бюджета по следующей формуле:
где:
- эффективность реализации Программы;
- степень реализации Программы;
- эффективность использования средств бюджета.
Эффективность реализации программы признается:
- высокой, в случае если значение составляет не менее 0,90;
- средней, в случае если значение составляет не менее 0,75;
- удовлетворительной, в случае если значение составляет не менее 0,60;
- в остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.
Подпрограмма 1
"Развитие потребительской кооперации на территории Республики Крым" (далее - Подпрограмма 1)
Паспорт Подпрограммы 1
1. Сфера реализации Подпрограммы 1, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития
По состоянию на 01.01.2019 в Республике Крым 11 районных организаций потребительской кооперации. Количество пайщиков районных потребительских обществ (РайПО) составляет около 15,0 тыс. человек и сократилось по сравнению с 2016 годом на 100 человек.
Вышеназванные организации потребительской кооперации и их предприятия осуществляют хозяйственную деятельность в 35-ти магазинах и 26-ти заведениях общественного питания, количество которых сократилось по сравнению с 2016 годом на 10 и 14 единиц, соответственно. Деятельность по заготовке сельскохозяйственной продукции этими организациями практически не ведется.
При этом деятельность организаций потребительской кооперации, которые располагают многолетним опытом и традициями обеспечения торгового обслуживания сельского населения, ведения заготовительной деятельности, может быть эффективным инструментом, направленным на устойчивое развитие сельских территорий Республики Крым, повышение качества жизни сельского населения за счет обеспечения товарами и услугами, организации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов сельского населения от ведения личного подсобного хозяйства, совершенствования взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками через обеспечение кооперативных выплат, предоставление пайщикам кооперативных льгот, услуг.
Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку и определяет, что основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
- пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 года N 24 "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации" органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации рекомендовано строить свои взаимоотношения с организациями потребительской кооперации в соответствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями, а также рассмотреть вопросы об оказании поддержки потребительской кооперации с учетом мер, предусмотренных этим постановлением, при формировании программ поддержки малого предпринимательства включать в них предприятия потребительской кооперации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07 января 1999 года N 24 "О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления рекомендовано оказывать организациям потребительской кооперации поддержку в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовительных пунктов, складов, овощехранилищ, торгово-закупочных предприятий, магазинов, перерабатывающих предприятий и эффективного использования имеющихся производственных мощностей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы 1, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Подпрограммы 1, основные ожидаемые конечные результаты Подпрограммы 1, сроки ее реализации
Приоритетами развития потребительской кооперации на территории Республики Крым на 2018 - 2020 годы определены:
- совершенствование торгового обслуживания сельского населения через развитие торговой деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации Республики Крым;
- возрождение деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации по заготовке сельскохозяйственной продукции у населения, в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах - у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- совершенствование взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками;
- создание условий для индивидуальной предпринимательской инициативы.
Цель Подпрограммы 1 - Повышение уровня торгового обслуживания; повышение качества жизни сельского населения через наиболее полное удовлетворение потребительского спроса, организацию закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у товаропроизводителей; создание дополнительных рабочих мест; совершенствование взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками
Для выполнения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
- совершенствование торгового обслуживания сельского населения через развитие торговой деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации Республики Крым;
- возрождение деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации по заготовке сельскохозяйственной продукции у населения, в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах - у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- повышение уровня взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками.
Основные показатели и целевые индикаторы Подпрограммы 1 отражены в приложении 1 к Программе.
Основными ожидаемыми результатами в сфере Подпрограммы 1 должны стать:
уровня культуры обслуживания сельского населения Республики Крым, обеспечение защиты прав потребителей;
- повышение уровня доступности товаров, в том числе для населения в малонаселенных и логистически отдаленных селах за счет возобновления выездной формы торгового обслуживания сельского населения предприятиями и организациями потребительской кооперации;
- рост объема закупок сельскохозяйственной продукции и сырья организациями и предприятиями потребительской кооперации;
- стабилизация финансового состояния предприятий и организации потребительской кооперации за счет роста совокупного оборота деятельности организаций потребительской кооперации Республики Крым, оборота розничной торговли организаций потребительской кооперации, рост оборота общественного питания организаций потребительской кооперации;
- создание условий для индивидуальной предпринимательской инициативы.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы 1 - 3 года (2018 - 2020 годы).
Подпрограмма 1 реализуется в один этап.
3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 1
Достижение заявленной цели и решение поставленных задач Подпрограммы 1 будет осуществляться в рамках реализации следующих основных мероприятий:
1. Подготовка Соглашения о сотрудничестве в целях социально-экономического развития Республики Крым между Советом министров Республики Крым и районными организациями потребительской кооперации (далее - Соглашение).
В Соглашении должны быть предусмотрены обязательства районных организаций потребительской кооперации (с согласия), относительно осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества соответствующего региона Республики Крым, в том числе в части:
- развития системы потребительской кооперации для обеспечения занятости, повышения уровня и качества жизни сельского населения;
- развития социальной инфраструктуры села, обновления и модернизации материально-технической базы организаций потребительской кооперации в сфере производства, заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- социальной ориентации деятельности и торгового обслуживания населения в малочисленных и отдаленных населенных пунктах, развитии социально значимых предприятий торговли, расширении выездной формы торгового обслуживания сельского населения;
- увеличения объемов закупок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, у крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создания необходимых условий для повышения конкурентоспособности малых хозяйств агропромышленного комплекса Республики Крым;
- профессиональной подготовки и повышения квалификации работников потребительской кооперации, создании эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников;
- предоставления пайщикам следующих льгот: доставка товаров в отдаленные населенные пункты; продажу товаров пайщикам осуществлять со скидкой не менее 5% с применением дисконтных карточек; по итогам работы за год выделять не менее 20% от суммы полученной прибыли на выплату дивидендов пропорционально внесенного паевого взноса.
2. Организация выездного торгового обслуживания сельского населения, в том числе в населённых пунктах с малым количеством жителей, в логистически отдаленных населенных пунктах.
2.1. Предоставление без проведения конкурентных процедур и в соответствии с законодательством мест для осуществления торговли посредством автолавок, мест для размещения нестационарных торговых объектов, организациям потребительской кооперации, которые являются подписантами Соглашения.
2.2. Организация выездного торгового обслуживания в сельской местности, в том числе в населённых пунктах с малым количеством жителей и логистически отдаленных сельских населенных пунктах.
3. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, организации субъектами малого и среднего предпринимательства заготовки сельскохозяйственной продукции у её производителей, в том числе сельскохозяйственной продукции, выращенной на личных приусадебных участках, реализации и переработки этой продукции.
3.1. Разработка и внесение на рассмотрение уполномоченных органов местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, предусматривающих с учетом социальной значимости организаций потребительской кооперации, осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
- применение коэффициента сферы деятельности арендатора в размере 0,01 при расчете арендной платы за имущество, передаваемое в аренду районным организациям потребительской кооперации и входящим в их состав потребительским обществам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства и подписантами Соглашения;
- предоставление в аренду движимого и недвижимого муниципального имущества без проведения конкурентных процедур районным организациям потребительской кооперации и входящим в их состав потребительским обществам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства и подписали Соглашение.
3.2. Предоставление без проведения конкурентных процедур районным организациям потребительской кооперации, входящим в их состав потребительским обществам, которые подписали Соглашение, в аренду сроком до 20 лет движимого и недвижимого муниципального имущества, необходимого для решения организациями потребительской кооперации, определенных в настоящей подпрограмме задач, и обеспечения их стабильного функционирования.
При заключении договоров аренды муниципального имущества в рамках выполнения настоящего мероприятия рекомендуется предусматривать согласие арендодателя на сдачу арендатором в субаренду (поднаем) не более 30% общей площади арендованного недвижимого имущества, без ограничения размера субарендной платы, сроком на 3 года.
3.3. Предоставление субсидий районным организациям потребительской кооперации, входящим в их состав потребительским обществам на приобретение торгового и технологического оборудования, технологического автотранспорта и автолавок.
Субсидия предоставляется подписавшим Соглашение районным организациям потребительской кооперации, входящим в их состав потребительским обществам, зарегистрированным на территории Республики Крым, для реализации проектов по модернизации и техническому перевооружению объектов торговли и общественного питания в Республике Крым, развитию производства кулинарных, кондитерских, хлебобулочных изделий и полуфабрикатов в производственных цехах общественного питания, приобретения автолавок в целях организации выездного торгового обслуживания населения в сельской местности, грузового автотранспорта для обеспечения торговой деятельности.
4. Модернизация стационарной торговой сети, в том числе в малонаселенных и/или логистически отдаленных селах, городах и районных центрах, организация заготовки сельскохозяйственной продукции, в т.ч. сельскохозяйственной продукции, выращенной на личных приусадебных участках, реализации этой продукции в городских и сельских населенных пунктах, в рамках которой будут реализованы следующие меры:
4.1. Модернизация, восстановление объектов торговли и общественного питания на территории Республики Крым предприятиями и организациями потребительской кооперации;
4.2. Развитие стационарной торговой сети в малонаселенных и/или логистически отдаленных селах и поселках;
4.3. Обеспечение заготовки сельскохозяйственной продукции у товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции, выращенной на личных приусадебных участках, реализации этой продукции в городских и сельских населенных пунктах.
5. Совершенствование взаимодействия предприятий и организаций потребительской кооперации с пайщиками через обеспечение кооперативных выплат, предоставление пайщикам кооперативных льгот, услуг.
4. Характеристику мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации Подпрограммы 1
Реализация мероприятий Подпрограммы 1 предусматривает применение комплекса мер государственной и муниципальной поддержки деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации, направленной на решение социальных проблем сельского населения, наиболее полного удовлетворения потребительского спроса, развитие сельских территорий.
Дополнительные нормативные правовые документы будут разрабатываться по мере необходимости.
5. Характеристику основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, участие других организаций и предприятий в реализации подпрограммы
В реализации Подпрограммы 1 предусмотрено участие органов местного самоуправления. Подготовка проектов нормативных правовых актов будет осуществляться по мере необходимости.
Участие других организаций и предприятий в реализации Подпрограммы 1 не предусмотрено.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы 1
Общий объем финансирования Подпрограммы 1 за счет всех источников составляет 0,0 тыс. руб. в том числе: в 2018 году - 0,0 тыс. руб.; в 2019 году - 0,0 тыс. руб.; в 2020 году - 0,0 тыс. руб.
Информация по ресурсному обеспечению, основным мероприятиям Подпрограммы 1, а также оценка расходов на реализацию целей Подпрограммы 1 по источникам финансирования отражены в приложении 4 к Программе.
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
При реализации Подпрограммы 1 следует учитывать ряд возможных рисков, связанных с отсутствием финансирования мероприятий Подпрограммы 1, существенным изменением федерального законодательства, форс-мажорными обстоятельствами.
1. Негативное влияние на реализацию Подпрограммы 1 может оказать отсутствие или неполное финансирование Подпрограммы 1 из различных источников финансирования, не позволяющее при отсутствии финансирования реализовать, при неполном финансировании - эффективно и в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
2. Риск изменения федерального законодательства связан с возможным возникновением необходимости внесения существенных изменений в законодательство Республики Крым, корректировки документов, разработанных для реализации мероприятий Подпрограммы 1, что повлечет за собой либо отставание от плана реализации мероприятий, либо сделает реализацию некоторых мероприятий экономически невыгодной или невозможной.
Негативный эффект от данного риска можно снизить путем анализа воздействия того или иного негативного фактора на реализацию мероприятий Подпрограммы 1 и оперативного принятия управленческих решений и инициатив в каждом конкретном случае.
8. Механизм реализации Подпрограммы 1
Текущее управление реализацией Подпрограммы 1 осуществляет ответственный исполнитель - Министерство промышленной политики Республики Крым.
Министерство промышленной политики Республики Крым:
- организует реализацию Подпрограммы 1 в целом, а также выполняет, в части компетенции, мероприятия Подпрограммы 1 в том числе;
- осуществляет координацию действий участников Подпрограммы 1;
- подготавливает и согласовывает с заинтересованными участниками Подпрограммы 1 предложения о внесении изменений в Подпрограмму 1;
- запрашивает у участников Подпрограммы 1 информацию, необходимую для проведения мониторинга хода реализации Подпрограммы 1.
Участники Подпрограммы 1:
- осуществляют реализацию мероприятий Подпрограммы 1 в рамках своей компетенции;
- представляют Министерству промышленной политики Республики Крым информацию об исполнении мероприятий, необходимую для проведения мониторинга реализации Подпрограммы 1.
В процессе реализации Подпрограммы 1 Министерство промышленной политики Республики Крым вправе вносить предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Подпрограммы 1 (в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы 1 в целом).
Подпрограмма 1 рекомендуется к рассмотрению на общем собрании представителей потребительских обществ, входящих в состав Союза потребительских обществ Республики Крым, и становится обязательной для всех организаций потребительской кооперации, подписавших соответствующее Соглашение о сотрудничестве в целях социально-экономического развития Республики Крым между Советом министров Республики Крым и районными организациями потребительской кооперации, а также входящими в их состав организациями потребительской кооперации.
Представителям потребительских обществ - членов Союза потребительских обществ Республики Крым рекомендуется рассмотреть на общем собрании представителей потребительских обществ, входящих в состав Союза потребительских обществ Республики Крым, вопрос об избрании руководства Союза потребительских обществ Республики Крым Крыма, которое обеспечит взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления при реализации Подпрограммы 1, представление и защиту интересов организаций потребительской кооперации Республики Крым.
Общий контроль за выполнением Подпрограммы 1 в установленном порядке осуществляет Министерство промышленной политики Республики Крым.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.