Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 23.12.2021 N 685-ПП
Государственная программа
города Севастополя "Развитие туризма города Севастополя"
20 мая 2022 г.
Паспорт
государственной программы города Севастополя "Развитие туризма города Севастополя" (далее - Программа)
1. Ответственный исполнитель Программы: Управление туризма города Севастополя.
Соисполнитель Программы: Департамент капитального строительства города Севастополя.
2. Участники Программы:
Государственное автономное учреждение города Севастополя "Центр развития туризма";
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства".
3. Цель Программы: создание благоприятных условий для развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе.
4. Задачи Программы:
использование кластерного подхода для комплексного развития туристской инфраструктуры города;
повышение привлекательности туристского пространства города Севастополя и создание комфортных условий для пребывания туристов;
формирование конкурентоспособного туристского продукта Севастополя;
увеличение круглогодичного туристского потока на территории города Севастополя;
повышение доступности туристских ресурсов города Севастополя; совершенствование управления в сфере туризма.
5. Целевые индикаторы (показатели) Программы:
количество новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
количество однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.);
количество номеров в коллективных средствах размещения (к 2025 году - 10 тыс. ед.);
численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (к 2030 году - 1 350,0 тыс. чел.);
число коллективных средств размещения (к 2030 году - 210 ед.);
количество лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.);
количество общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой (к 2024 году - 5 ед.).
6. Этапы и сроки реализации Программы: 2022 - 2030 годы, без выделения этапов.
Пункт 7 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
7. Объемы финансирования Программы, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. рублей):
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
Бюджет города Севастополя |
Бюджеты других субъектов Российской Федерации (бюджет города Москвы) |
Внебюджетные средства |
Итого |
2022 |
256 780,0 |
59 229,5 |
0,0 |
0,0 |
316 009,5 |
2023 |
1 001 860,0 |
104 898,1 |
0,0 |
0,0 |
1 106 758,1 |
2024 |
475 729,0 |
70 469,2 |
0,0 |
0,0 |
546 198,2 |
2025 |
0,0 |
32 844,9 |
0,0 |
0,0 |
32 844,9 |
2026 |
0,0 |
34 142,6 |
0,0 |
0,0 |
34 142,6 |
2027 |
0,0 |
35 492,2 |
0,0 |
0,0 |
35 492,2 |
2028 |
0,0 |
36 895,9 |
0,0 |
0,0 |
36 895,9 |
2029 |
0,0 |
38 355,7 |
0,0 |
0,0 |
38 355,7 |
2030 |
0,0 |
39 874,0 |
0,0 |
0,0 |
39 874,0 |
Всего |
1 734 369,0 |
452 202,1 |
0,0 |
0,0 |
2 186 571,1 |
8. Ожидаемые результаты реализации Программы:
создание туристско-рекреационных кластеров (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
увеличение количества однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
увеличение объема платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.);
рост количества номеров в коллективных средствах размещения (к 2024 году - 10 тыс. ед.);
рост количества лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.).
Раздел 1 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
1. Характеристика фактического состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу
Севастополь находится в центре Черноморского бассейна и занимает юго-западную часть Крымского полуострова. На северо-востоке его земли граничат с Бахчисарайским районом, на юго-востоке - с Большой Ялтой. С запада и юга регион омывается водами Черного моря. По морю Севастополь связан с Абхазией, Грузией, Украиной, а также Болгарией, Румынией и Турцией. Расстояние до Москвы - 1500 км, Симферополя - 76 км, Ялты - 85 км.
Крайние точки региона - мыс Тюбек на севере, мыс Сарыч на юге (это и самая южная точка Крымского полуострова), мыс Херсонес на западе, крайняя восточная точка - гора Тез-Баир на Ай-Петринской яйле.
Ландшафт Севастополя определяют многочисленные бухты, продолжающиеся глубокими балками и горными долинами. Самая высокая точка Севастополя над уровнем моря - 1094 м, самая низкая - Кадыковский карьер в Балаклаве (14 метров ниже уровня моря). В пределах региона насчитывается более 30 бухт. Самые крупные из них - Большая Севастопольская, Северная и Южная, а также Стрелецкая, Круглая, Камышовая, Казачья, Балаклавская. Бухты делят город на Северную, Корабельную и Южную стороны. Севастопольская бухта занимает третье место в мире и первое в Европе по удобству базирования и условиям портовой деятельности. На территории Севастопольского региона начинаются все три гряды Крымских гор (Внешняя, Внутренняя и Главная). Через него проходит граница двух географических поясов - умеренного и субтропического.
Климат сравнительно мягкий, морской, умеренно-континентальный в предгорьях, умеренно-континентальный с чертами субтропического средиземноморского типа на юго-восточном побережье.
Богатое военное историческое наследие (свыше 2 000 памятников археологии, истории, архитектуры, градостроительства, монументального искусства) обусловило развитие культурно-исторического и военно-патриотического туризма.
Природная уникальность территории Севастополя дополнена многочисленными памятниками культуры и истории, многие из которых расположены в сельской зоне и по своим свойствам являются потенциальными ресурсами для развития активного и экологического туризма.
Туристический поток оказывает многостороннее воздействие на экономику и бюджет города Севастополя.
На основании анализа состояния туристской отрасли можно выделить следующие основные проблемы:
- неудовлетворительное состояние (аварийность) большей части объектов историко-культурного наследия;
- нарушение культурно-исторической комплексности в развитии территорий, прилегающих к объектам культурного наследия;
- дисбаланс туристского потока, который приводит к перегрузке рекреационных возможностей города в пиковый период (90 дней летнего периода) и к высокой доле сезонности занятых в сфере туризма;
- фрагментарность пространственной организации туризма на территории города Севастополя, отсутствие сквозных туристских маршрутов;
- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры с функциями круглогодичного размещения;
- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры с требуемой категорийностью;
- отсутствие объективной статистической информации и системы мониторинга туристской отрасли;
- отсутствие налоговых поступлений в бюджет города от доходов, полученных в результате оказания услуг неорганизованным туристам.
Перечисленные проблемы и особенности развития сферы туризма и отдыха обусловливают необходимость комплексной целевой поддержки сферы туризма и отдыха путем решения поставленных задач программными методами.
Реализация подпрограммы 1 "Развитие туристического потенциала в городе Севастополе" (далее - Подпрограмма 1) позволит достигнуть следующих результатов:
- увеличение срока пребывания туристов;
- стимулирование туристов к повторным поездкам за счет повышения мотивации к поездкам;
- увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности;
- увеличение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в туристской индустрии;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
Создание к 2024 году пяти туристско-рекреационных кластеров позволит усилить конкурентные преимущества туристского продукта Севастополя и обеспечит активную вовлеченность в туристскую индустрию не задействованных ранее объектов Севастополя. Кроме того, использовав программно-целевой метод для достижения заявленных показателей, возможно будет добиться увеличения поступлений в бюджеты всех уровней.
Отдельным аспектом маркетинга туризма Севастопольского региона является организация туристски значимых событийных массовых мероприятий, создающих поводы для освещения в средствах массовой информации туристических возможностей города.
Осуществление мероприятий Программы позволит усилить конкурентные преимущества туристского продукта города Севастополя и обеспечит активную вовлеченность в туристскую индустрию не задействованных ранее объектов культурного наследия города Севастополя. Кроме того, благодаря использованию программно-целевого метода для достижения заявленных показателей, станет возможным добиться увеличения поступлений в бюджеты всех уровней.
Сфера туризма сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики региона.
На основании анализа состояния туристской отрасли можно выделить следующие основные проблемы, которые должны быть направлены на:
- повышение качества туристского продукта;
- развитие и повышение эффективности использования туристской инфраструктуры;
- повышение туристкой активности, в том числе за счет развития мер стимулирования доступности внутренних туристских поездок;
- активизация системы продвижения туристского продукта.
Модернизация туристской, обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры, а также предложения туристских услуг качественного нового уровня путем создания и реконструкции объектов туристкой индустрии, широкой поддержки общественных и предпринимательских инициатив в туризме, развитие кадрового потенциала отрасли, в том числе за счет повышения престижности туристских профессий, создание цифровой экосистемы отрасли для удовлетворения потребности туристов и совершенствование государственного управления в сфере туризма позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней.
Подпрограмма 2 "Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" (далее - Подпрограмма 2) разработана с учетом следующих направлений:
- приоритетность развития внутреннего туризма;
- повышенная значимость вопросов безопасности;
Реализация мероприятий Подпрограммы 2 позволит обеспечить:
- увеличение круглогодичного потока въезжающих туристов;
- повышение уровня профессиональной квалификации занятых в туристской индустрии;
- увеличение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в туристской индустрии;
- увеличение доли туристской индустрии в производстве валового регионального продукта;
- создание устойчивого позитивного имиджа города Севастополя на международном и российском туристских рынках;
- формирование индустрии гостеприимства, отвечающей современным стандартам, увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли города, информационной доступности туристских ресурсов.
Все эти положительные изменения в конечном итоге увеличат поступления в бюджеты всех уровней.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы
Реализация настоящей Программы призвана обеспечить проведение сбалансированной и рациональной политики в сфере туризма, отвечающей современным требованиям и тенденциям развития.
Цель Программы: создание благоприятных условий для развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе.
Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:
- использование кластерного подхода для комплексного развития туристской инфраструктуры города;
- повышение привлекательности туристского пространства города Севастополя и создание комфортных условий для пребывания туристов;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта Севастополя;
- увеличение круглогодичного туристского потока на территории города Севастополя;
- повышение доступности туристских ресурсов города Севастополя;
- совершенствование управления в сфере туризма.
Целевые индикаторы, используемые для оценки эффективности реализации Программы, сгруппированы по принципу соответствия решаемой задачи, что позволяет регулярно осуществлять мониторинг реализации Программы:
количество новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
количество однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.);
количество номеров в коллективных средствах размещения (к 2025 году - 10 тыс. ед.);
численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (к 2030 году - 1 350,0 тыс. чел.);
число коллективных средств размещения (к 2030 году - 210 ед.);
количество лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.);
количество общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой (к 2024 году - 5 ед.).
Для установления значения показателей (индикаторов) использованы данные статистической отчетности за 2020 год. Методика расчетов целевых индикаторов представлена в Подпрограмме 1 и Подпрограмме 2.
Реализация Программы позволит достигнуть следующих результатов:
создание туристско-рекреационных кластеров (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
увеличение количества однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
увеличение объема платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.);
рост количества номеров в коллективных средствах размещения (к 2024 году - 10 тыс. ед.);
рост количества лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.).
Сведения о показателях (индикаторах) и их значения приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации Программы составляет 2022 - 2030 годы без выделения этапов.
Раздел 3 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
3. Характеристика мероприятий Программы
В рамках Программы подлежат реализации четыре укрупненных мероприятия Подпрограммы 1 и три основных мероприятия .
Основные мероприятия Подпрограммы 1 направлены на создание туристско-рекреационных кластеров, системы информирования туристов для обеспечения удобства пребывания и навигации на территории города Севастополя, маркетинговое сопровождение и продвижение туристского продукта города Севастополя, повышение кадрового потенциала туристической отрасли.
Основные мероприятия Подпрограммы 2 направлены на популяризацию туризма для детей школьного возраста, поддержку и проведение туристки значимых событийных мероприятий, грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, а также на совершенствование управления в сфере туризма.
Перечень основных мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе.
Раздел 4 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
2. Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439.
4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 2468-р об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, г. Байконура и федеральной территории "Сириус" из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации и г. Байконуру на 2020 - 2024 годы в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, г. Байконура и федеральной территории "Сириус", возникших при реализации региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав соответствующего национального проекта, определенного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и государственной программы Российской Федерации Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в части ведомственной целевой программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации".
7. Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства", утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, от 28.04.2021 N 3.
8. Закон города Севастополя от 04.04.2017 N 333-ЗС "О туризме и туристской деятельности в городе Севастополе".
9. Закон города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года".
В рамках реализации Программы планируется текущая работа в постоянном режиме по следующим направлениям:
- анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и города Севастополя, регулирующих вопросы сферы туризма и отдыха;
- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее сферу туризма и отдыха;
- разработка законопроектов и иных правовых актов, регулирующих вопросы сферы туризма и отдыха;
- приведение законодательства города Севастополя в сфере туризма и отдыха в соответствие федеральному законодательству.
Перечень мер правового регулирования в сфере реализации Программы представлен в приложении N 3 к Программе.
Раздел 5 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
5. Информация о ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета города Севастополя.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета города Севастополя, внебюджетных источников на реализацию Программы составляет 2 186 571,1 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию Программы составляют 1 734 369,0 тыс. руб. и по годам распределяются в следующих объемах:
2022 год - 256 780,0 тыс. руб.;
2023 год - 1 001 860,0 тыс. руб.;
2024 год - 475 729,0 тыс. руб.;
2025 год - 0,0 тыс. руб.;
2026 год - 0,0 тыс. руб.;
2027 год - 0,0 тыс. руб.;
2028 год - 0,0 тыс. руб.;
2029 год - 0,0 тыс. руб.;
2030 год - 0,0 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования города Севастополя на реализацию Программы составляют 455 546,0 тыс. руб. и по годам распределяются в следующих объемах:
2022 год - 59 229,5 тыс. руб.;
2023 год - 104 898,1 тыс. руб.;
2024 год - 70 469,2 тыс. руб.;
2025 год - 32 844,9 тыс. руб.;
2026 год - 34 142,6 тыс. руб.;
2027 год - 35 492,2 тыс. руб.;
2028 год - 36 895,9 тыс. руб.;
2029 год - 38 355,7 тыс. руб.;
2030 год - 39 874,0 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предусмотрено в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета и бюджета города Севастополя на очередной финансовый год и плановый период.
Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной оценке расходов на реализацию целей Программы по источникам финансирования представлена в приложении N 4 к Программе.
Сведения о ресурсном обеспечении мероприятий Программы, реализуемых с привлечением средств федерального бюджета, представлены в приложении N 5 к Программе.
6. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски:
1. Правовые риски, связанные с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы, что может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков необходимо проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве в сфере туризма и смежных областях.
2. Финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу туризма, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, предусмотренные в рамках реализации Программы:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования.
3. Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма, а также их оттоком из отрасли, что снижает эффективность работы организаций сферы туризма и качество предоставляемых услуг.
4. Риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов (пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами), будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях, в том числе на сайте Правительства Севастополя, и работой с обращениями граждан и организаций.
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Программы, обеспечение контроля за исполнением мероприятий Программы, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Программы.
Реализацию Программы предполагается осуществлять на основе заключения государственных контрактов при проведении процедур в соответствии с федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", а также государственных заданий, полученных в установленном порядке исполнителями программных мероприятий, и на основании порядков предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджета города Севастополя, а также за счет бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Управление туризма города Севастополя является ответственным исполнителем по мероприятиям Программы, разрабатывает и утверждает план программных мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией.
Главными распорядителями бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, являются: Управление туризма города Севастополя - по основным мероприятиям 1-3 Подпрограммы 1 и мероприятиям Подпрограммы 2, Департамент капитального строительства города Севастополя - по основному мероприятию 4 Подпрограммы 1.
Исполнителями мероприятий Программы и заказчиками работ (услуг) являются: по основным мероприятиям 1-3 Подпрограммы 1 и мероприятиям Подпрограммы 2 - Государственное автономное учреждение города Севастополя "Центр развития туризма", по основному мероприятию 4 Подпрограммы 1 - Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства". Участники Программы вправе по согласованию с ответственным исполнителем Программы уточнять объемы финансирования мероприятий Программы без изменения общих параметров финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и снижения значений индикаторов оценки ее эффективности.
Ответственный исполнитель Программы выполняет следующие функции:
- осуществление координации деятельности участников Программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий;
- принятие мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Программы;
- внесение в установленном порядке предложений о корректировке Программы;
- осуществление подготовки докладов о ходе реализации Программы.
Участники Программы осуществляют следующие функции:
- уточнение размера средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, представление предложений по размерам и направлениям расходов по программе на очередной финансовый год и плановый период;
- ежегодное получение целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы на очередной финансовый год;
- разработку мер по привлечению средств внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы;
- обеспечение контроля за реализацией Программы, результатов ее реализации, показателей и целевых индикаторов, предусмотренных Программой;
- представление отчета в установленном порядке о ходе реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы представляет отчеты (ежеквартальные и годовые) о ходе ее реализации, включающие информацию об использовании соответствующими участниками Программы средств федерального бюджета, согласно установленной форме представления отчетности и в сроки, определенные Правительством Севастополя.
Управление и реализация Программы осуществляются ответственным исполнителем в рамках текущего финансирования.
Паспорт Подпрограммы 1
"Развитие туристического потенциала города Севастополя" государственной программы города Севастополя "Развитие туризма города Севастополя" (далее - Подпрограмма 1)
1. Ответственный исполнитель Подпрограммы 1: Управление туризма города Севастополя.
Соисполнитель Подпрограммы 1: Департамент капитального строительства города Севастополя.
2. Участники Подпрограммы 1:
Государственное автономное учреждение города Севастополя "Центр развития туризма";
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства".
3. Цель Подпрограммы 1: создание благоприятных условий для развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе.
4. Задачи Подпрограммы 1:
использование кластерного подхода для комплексного развития туристской инфраструктуры города;
повышение привлекательности туристского пространства города Севастополя и создание комфортных условий для пребывания туристов;
формирование конкурентоспособного туристского продукта Севастополя;
увеличение круглогодичного туристического потока на территории города Севастополя.
5. Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы 1:
количество новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
количество однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (к 2030 году - 1 350,0 тыс. чел.);
число коллективных средств размещения (к 2030 году - 210 ед.);
объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.).
6. Этапы и сроки реализации Подпрограммы 1: 2022 - 2030 годы без выделения этапов.
Пункт 7 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
7. Объемы финансирования Подпрограммы 1, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. руб.):
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
Бюджет города Севастополя |
Бюджеты других субъектов Российской Федерации (бюджет города Москвы) |
Внебюджетные средства |
Итого |
2022 |
256 780,0 |
44 684,9 |
0,0 |
0,0 |
301 464,9 |
2023 |
1 001 860,0 |
83 781,2 |
0,0 |
0,0 |
1 083 399,5 |
2024 |
475 729,0 |
55 214,9 |
0,0 |
0,0 |
528 612,5 |
2025 |
0,0 |
32 844,9 |
0,0 |
0,0 |
32 844,9 |
2026 |
0,0 |
34 142,6 |
0,0 |
0,0 |
34 142,6 |
2027 |
0,0 |
35 492,2 |
0,0 |
0,0 |
35 492,2 |
2028 |
0,0 |
36 895,9 |
0,0 |
0,0 |
36 895,9 |
2029 |
0,0 |
38 355,7 |
0,0 |
0,0 |
38 355,7 |
2030 |
0,0 |
39 874,0 |
0,0 |
0,0 |
39 874,0 |
всего |
1 734 369,0 |
401 286,3 |
0,0 |
0,0 |
2 135 655,3 |
8. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 1:
создание туристско-рекреационных кластеров (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
увеличение количества однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
увеличение объема платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.);
1. Характеристика фактического состояния сферы реализации Подпрограммы 1 и прогноз развития на перспективу
Территория города Севастополя занимает юго-западную часть Крымского полуострова. На северо-востоке его земли граничат с Бахчисарайским районом, на юго-востоке - с Большой Ялтой. С запада и юга регион омывается водами Черного моря. В пределах региона находятся более 30 незамерзающих бухт протяженностью с запада на восток 43 км, с севера на юг - 50 км, береговая морская линия - 152 км; сухопутная граница -106 км.
Крайние точки: на севере - мыс Лукулл, на юге - мыс Сарыч, на западе - мыс Херсонес, на востоке - лесной массив, гора Тез-Баир на Ай-Петринской яйле.
Климат в Севастопольском регионе сравнительно мягкий, морской, в предгорьях - умеренно континентальный, на юго-восточном побережье имеет черты субтропического средиземноморского типа.
Богатое военное историческое наследие (свыше 2 000 памятников археологии, истории, архитектуры, градостроительства, монументального искусства) обусловило развитие культурно-исторического и военно-патриотического туризма.
Природная уникальность территории Севастополя дополнена многочисленными памятниками культуры и истории, многие из которых расположены в сельской зоне и по своим свойствам являются потенциальными ресурсами для развития активного и экологического туризма.
Отдельным аспектом маркетинга туризма Севастопольского региона является организация туристки значимых событийных массовых мероприятий, создающих поводы для освещения в средствах массовой информации туристических возможностей города.
Туристический поток оказывает многостороннее воздействие на экономику и бюджет города Севастополя.
На основании анализа состояния туристской отрасли можно выделить следующие основные проблемы:
- неудовлетворительное состояние (аварийность) большей части объектов историко-культурного наследия;
- нарушение культурно-исторической комплексности в развитии территорий, прилегающих к объектам культурного наследия;
- дисбаланс туристского потока, который приводит к перегрузке рекреационных возможностей города в пиковый период (90 дней летнего периода) и к высокой доле сезонности занятых в сфере туризма;
- фрагментарность пространственной организации туризма на территории города Севастополя, отсутствие сквозных туристских маршрутов;
- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры с функциями круглогодичного размещения;
- недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры с требуемой категорийностью;
- отсутствие объективной статистической информации и системы мониторинга туристской отрасли;
- отсутствие налоговых поступлений в бюджет города от доходов, полученных в результате оказания услуг неорганизованным туристам;
Перечисленные проблемы и особенности развития сферы туризма и отдыха обусловливают необходимость комплексной целевой поддержки сферы туризма и отдыха путем решения поставленных задач программными методами.
Реализация Подпрограммы 1 позволит достигнуть следующих результатов:
- увеличение срока пребывания туристов;
- стимулирование туристов к повторным поездкам за счет повышения мотивации к поездкам;
- увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности;
- увеличение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в туристской индустрии;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
Создание системы туристско-рекреационных кластеров позволит усилить конкурентные преимущества туристского продукта Севастополя и обеспечит активную вовлеченность в туристскую индустрию не задействованных ранее объектов культурного наследия Севастополя. Кроме того, использовав программно-целевой метод для достижения заявленных показателей, возможно будет добиться увеличения поступлений в бюджеты всех уровней.
Осуществление мероприятий Подпрограммы 1 позволит усилить конкурентные преимущества туристского продукта города Севастополя и обеспечит активную вовлеченность в туристскую индустрию не задействованных ранее объектов культурного наследия города Севастополя. Кроме того, благодаря использованию программно-целевого метода для достижения заявленных показателей, станет возможным добиться увеличения поступлений в бюджеты всех уровней.
Раздел 2 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Подпрограммы 1
Стратегической целью Подпрограммы 1 является формирование на территории города Севастополя эффективной туристской индустрии, способствующей обеспечению максимальной круглогодичной загрузки имеющейся туристской инфраструктуры за счет улучшения условий доступности регионального туристского продукта и соответственно увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также сохранению и рациональному использованию природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала.
Основной целью разработки Подпрограммы 1 является создание благоприятных условий для развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:
- использование кластерного подхода для комплексного развития туристской инфраструктуры города;
- повышение привлекательности туристского пространства города Севастополя и создание комфортных условий для пребывания туристов;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта Севастополя;
- увеличение круглогодичного туристского потока на территории города Севастополя.
Основные цели и задачи Подпрограммы 1 определены в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р).
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 1 соответствуют ее приоритетам, целям и задачам. Для оценки эффективности реализации Подпрограммы 1 используются следующие показатели:
количество новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) (к 2024 году - 1 ед.);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
количество однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения (к 2030 году - 1 350,0 тыс. чел.);
число коллективных средств размещения (к 2030 году - 210 ед.);
объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (к 2030 году - 2 800,0 млн руб.).
Сведения о значениях основных индикаторов (показателей) реализации Подпрограммы 1 представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Для установления значений показателей (индикаторов) использованы данные единой межведомственной информационно-статистической системы за 2020 отчетный год (приказ Росстата от 30.07.2018 N 466 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики").
Все показатели (индикаторы) рассчитаны и соответствуют положениям государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, и Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Подпрограммы 1:
создание туристско-рекреационных кластеров (к 2024 году - 1 ед,);
увеличение туристического потока (к 2030 году - 1 400 тыс. чел.);
увеличение количества однодневных посетителей (экскурсантов) (к 2030 году - 2 900,0 тыс. чел.);
увеличение объема платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения (в 2030 году - 2 800,0 млн руб.).
Срок реализации Подпрограммы 1: 2022 - 2030 годы без выделения этапов.
Реализация Подпрограммы 1 создаст устойчивый позитивный имидж города Севастополя на международном и российском туристских рынках, сформирует индустрию гостеприимства, отвечающую современным стандартам, увеличит инвестиционную привлекательность туристской отрасли города и информационную доступность туристских ресурсов. Все эти положительные изменения в итоге увеличат поступления в бюджеты всех уровней.
Раздел 3 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
3. Характеристика мероприятий Подпрограммы 1
Подпрограмма 1 включает четыре основные мероприятия, имеющие единую целевую направленность в рамках установленных задач, взаимосвязанные источники финансирования и сроки реализации.
Основное мероприятие 1 "Создание системы информирования туристов для обеспечения удобства пребывания и навигации на территории города Севастополя" направлено на размещение информационных карт-схем с указанием месторасположения, маршрутов общественного транспорта, остановок, а также на обеспечение работы туристско-информационных центров на базе Государственного автономного учреждения города Севастополя "Центр развития туризма".
Основное мероприятие 2 "Маркетинговое сопровождение и продвижение туристского продукта Севастополя" направлено на разработку, издание и распространение путеводителей, туристских карт-схем, справочников, каталогов, буклетов, сувенирной продукции, создание и распространение презентационных фильмов и видеороликов о туристской привлекательности города Севастополя.
Основное мероприятие 3 "Прочие мероприятия в отрасли туризма" направлено на проведение конкурсов профессионального мастерства и аттестацию специалистов в сфере туризма, повышение кадрового потенциала туристической отрасли, а также на обустройство Большой Севастопольской тропы.
Основное мероприятие 4 "Мероприятия по созданию инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров" направлено на выполнение комплекса организационно-правовых, градостроительных мероприятий, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера культурно-познавательного и экскурсионного туризма.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 с указанием ответственных исполнителей и сроков реализации представлен в приложении N 2 к Программе.
Раздел 4 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
4. Характеристика мер государственного регулирования
Подпрограмма 1 разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
2. Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439.
4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
6. Закон города Севастополя от 04.04.2017 N 333-ЗС "О туризме и туристской деятельности в городе Севастополе".
7. Закон города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года".
В рамках реализации Подпрограммы 1 планируется текущая работа в постоянном режиме по следующим направлениям:
- анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и города Севастополя, регулирующих вопросы сферы туризма и отдыха;
- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее сферу туризма и отдыха;
- разработка законопроектов и иных правовых актов, регулирующих вопросы сферы туризма и отдыха;
- приведение законодательства города Севастополя в сфере туризма и отдыха в соответствие федеральному законодательству.
Перечень мер правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 1 представлен в приложении N 3 к Программе.
Раздел 5 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
5. Информация о ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Подпрограммы 1
Финансирование мероприятий Подпрограммы 1 осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета города Севастополя.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета города Севастополя, внебюджетных источников на реализацию Подпрограммы 1 составляет 2 135 655,3 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию Подпрограммы 1 составляют 1 734 369,0 тыс. руб. и по годам распределяются в следующих объемах:
2022 год - 256 780,0 тыс. руб.;
2023 год - 1 001 860,0 тыс. руб.;
2024 год - 475 729,0 тыс. руб.;
2025 год - 0,0 тыс. руб.;
2026 год - 0,0 тыс. руб.;
2027 год - 0,0 тыс. руб.;
2028 год - 0,0 тыс. руб.;
2029 год - 0,0 тыс. руб.;
2030 год - 0,0 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования города Севастополя на реализацию Подпрограммы 1 составляют 391 316,1 тыс. руб. и по годам распределяются в следующих объемах:
2022 год - 44 684,9 тыс. руб.;
2023 год - 83 781,2 тыс. руб.;
2024 год - 55 214,9 тыс. руб.;
2025 год - 32 844,9 тыс. руб.;
2026 год - 34 142,6 тыс. руб.;
2027 год - 35 492,2 тыс. руб.;
2028 год - 36 895,9 тыс. руб.;
2029 год - 38 355,7 тыс. руб.;
2030 год - 39 874,0 тыс. руб.
Финансирование мероприятий Подпрограммы 1 за счет средств федерального бюджета предусмотрено в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета и бюджета города Севастополя на очередной финансовый год и плановый период.
Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной оценке расходов на реализацию целей Подпрограммы 1 по источникам финансирования представлена в приложении N 4 к Программе.
Сведения о ресурсном обеспечении мероприятий Подпрограммы 1, реализуемых с привлечением средств федерального бюджета, представлены в приложении N 5 к Программе.
6. Риски реализации Подпрограммы 1 и меры по управлению этими рисками
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски:
1. Правовые риски, связанные с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Подпрограммы 1, что может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Подпрограммы 1.
Для минимизации воздействия данной группы рисков необходимо проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве в сфере туризма и смежных областях.
2. Финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу туризма, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, предусмотренные в рамках реализации Подпрограммы 1:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы 1, в зависимости от достигнутых результатов;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы 1;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования.
3. Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма, а также их оттоком из отрасли, что снижает эффективность работы организаций сферы туризма и качество предоставляемых услуг.
4. Риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов (пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами), будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях, в том числе на сайте Правительства Севастополя, и работой с обращениями граждан и организаций.
7. Механизм реализации Подпрограммы 1
Механизм реализации Подпрограммы 1 направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Подпрограммы 1, обеспечение контроля за исполнением мероприятий Подпрограммы 1, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Подпрограммы 1, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Подпрограммы 1.
Реализацию Подпрограммы 1 предполагается осуществлять на основе заключения государственных контрактов при проведении процедур в соответствии с федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", а также государственных заданий, полученных в установленном порядке исполнителями программных мероприятий, и на основании порядков предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджета города Севастополя, а также за счет бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Управление туризма города Севастополя является ответственным исполнителем по мероприятиям Подпрограммы 1, разрабатывает и утверждает план программных мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией.
Главными распорядителями бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Подпрограммы 1, являются: Управление туризма города Севастополя - по основным мероприятиям 1-3 Подпрограммы 1, Департамент капитального строительства города Севастополя - по основному мероприятию 4 Подпрограммы 1.
Исполнителями мероприятий Подпрограммы 1 и заказчиками работ (услуг) являются: по основным мероприятиям 1-3 Подпрограммы 1 - Государственное автономное учреждение города Севастополя "Центр развития туризма", по основному мероприятию 4 Подпрограммы 1 - Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства". Участники Подпрограммы 1 вправе по согласованию с ответственным исполнителем Программы уточнять объемы финансирования мероприятий Подпрограммы 1 без изменения общих параметров финансирования Подпрограммы 1 за счет средств федерального бюджета и снижения значений индикаторов оценки ее эффективности.
Ответственный исполнитель Подпрограммы 1 выполняет следующие функции:
- осуществление координации деятельности участников Подпрограммы 1 по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий;
- принятие мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Подпрограммы 1;
- внесение в установленном порядке предложений о корректировке Подпрограммы 1;
- осуществление подготовки докладов о ходе реализации Подпрограммой 1.
Участники Подпрограммы 1 осуществляют следующие функции:
- уточнение размера средств, необходимых для финансирования Подпрограммы 1 в очередном финансовом году, представление предложений по размерам и направлениям расходов по программе на очередной финансовый год и плановый период;
- ежегодное получение целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы 1 на очередной финансовый год;
- разработку мер по привлечению средств внебюджетных источников для реализации мероприятий Подпрограммы 1;
- обеспечение контроля за реализацией Подпрограммы 1, результатов ее реализации, показателей и целевых индикаторов, предусмотренных Подпрограммой 1;
- представление отчета в установленном порядке о ходе реализации Подпрограммы 1.
Ответственный исполнитель Подпрограммы 1 представляет отчеты (ежеквартальные и годовые) о ходе ее реализации, включающие информацию об использовании соответствующими участниками Подпрограммы 1 средств федерального бюджета, согласно установленной форме представления отчетности и в сроки, определенные Правительством Севастополя.
Управление и реализация Подпрограммы 1 осуществляются ответственным исполнителем в рамках текущего финансирования.
Паспорт Подпрограммы 2
"Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" государственной программы города Севастополя "Развитие туризма города Севастополя" (далее - Подпрограмма 2)
1. Ответственный исполнитель Подпрограммы 2: Управление туризма города Севастополя.
2. Участник Подпрограммы 2: Государственное автономное учреждение города Севастополя "Центр развития туризма";
3. Цель Подпрограммы 2: увеличение социальной и экономической роли туризма в развитии города Севастополя.
4. Задачи Подпрограммы 2:
повышение доступности туристских ресурсов города Севастополя;
совершенствование управления в сфере туризма.
5. Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы 2:
количество номеров в коллективных средствах размещения (к 2025 году - 10 тыс. ед.);
количество лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.);
количество общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой (к 2024 году - 5 ед.).
6. Этапы и сроки реализации Подпрограммы 2: 2022 - 2024 годы без выделения этапов.
Пункт 7 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
7. Объемы финансирования Подпрограммы 2, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. руб.):
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
Бюджет города Севастополя |
Бюджеты других субъектов Российской Федерации (бюджет города Москвы) |
Внебюджетные средства |
итого |
2022 |
0,0 |
14 544,6 |
0,0 |
0,0 |
14 544,6 |
2023 |
0,0 |
21 116,9 |
0,0 |
0,0 |
21 116,9 |
2024 |
0,0 |
15 254,3 |
0,0 |
0,0 |
15 254,3 |
2025 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2026 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2027 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2028 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2029 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
всего |
0,0 |
50 915,8 |
0,0 |
0,0 |
50 915,8 |
8. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 2:
рост количества номеров в коллективных средствах размещения (к 2024 году - 10 тыс. ед.);
рост количества лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.).
Раздел 1 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
1. Характеристика фактического состояния сферы реализации Подпрограммы 2 и прогноз развития на перспективу
Сфера туризма сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики региона.
На основании анализа состояния туристской отрасли можно выделить следующие основные проблемы, которые должны быть направлены на:
- повышение качества туристского продукта;
- развитие и повышение эффективности использования туристской инфраструктуры;
- повышение туристкой активности, в том числе за счет развития мер стимулирования доступности внутренних туристских поездок;
- активизация системы продвижения туристского продукта.
Модернизация туристской обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры, а также предложение туристских услуг качественного нового уровня путем создания и реконструкции объектов туристкой индустрии, широкой поддержки общественных и предпринимательских инициатив в туризме, развитие кадрового потенциала отрасли, в том числе за счет повышения престижности профессии, и совершенствование государственного управления в сфере туризма позволят увеличить поступление средств в бюджет всех уровней.
Подпрограмма 2 разработана с учетом следующих направлений:
- приоритетность развития внутреннего туризма;
- повышенная значимость вопросов безопасности;
Реализация Подпрограммы 2 позволит обеспечить:
- увеличение круглогодичного потока въезжающих туристов;
- повышение уровня профессиональной квалификации занятых в туристской индустрии;
- увеличение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в туристской индустрии;
- увеличение доли туристской индустрии в производстве валового регионального продукта;
- создание устойчивого позитивного имиджа города Севастополя на международном и российском туристских рынках;
- формирование индустрии гостеприимства, отвечающей современным стандартам, увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли города, информационной доступности туристских ресурсов.
Все эти положительные изменения в итоге увеличат поступления в бюджеты всех уровней.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Подпрограммы 2
Стратегической целью Подпрограммы 2 является формирование притягательного и конкурентоспособного продукта путем привлечения инвестиций.
Основной целью разработки подпрограммы 2 является увеличение социальной и экономической роли туризма в развитии города Севастополя,
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:
повышение доступности туристских ресурсов города Севастополя;
совершенствование управления в сфере туризма.
Основные цели и задачи Подпрограммы 2 определены в соответствии с национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 28.04.2021 N 3, Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р).
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 2 соответствуют ее приоритетам, целям и задачам. Для оценки эффективности реализации Подпрограммы 2 используются следующие показатели:
количество номеров в коллективных средствах размещения (к 2024 году - 10 тыс. ед.);
количество лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.);
количество общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой (к 2024 году - 5 ед.).
Сведения о значениях основных индикаторов (показателей) реализации Подпрограммы 2 представлены в приложении N 1 к настоящей Программе. Для установления значений показателей (индикаторов) использованы данные единой межведомственной информационно-статистической системы за 2020 отчетный год (приказ Росстата от 30.07.2018 N 466 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики").
Все показатели (индикаторы) рассчитаны и соответствуют положениям Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-3C и национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 28.04.2021 N 3.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Подпрограммы 2:
рост количества номеров в коллективных средствах размещения (к 2024 году - 10 тыс. ед.);
рост количества лиц, работающих в сфере туризма (к 2024 году - 7,5 тыс. чел.).
Срок реализации Подпрограммы 2: 2022 - 2024 годы без выделения этапов.
Реализация Подпрограммы 2 создаст устойчивый позитивный имидж города Севастополя на международном и российском туристских рынках, сформирует индустрию гостеприимства, отвечающую современным стандартам. Все эти положительные изменения в итоге увеличат поступления в бюджеты всех уровней.
Раздел 3 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
3. Характеристика мероприятий Подпрограммы 2
Подпрограмма 2 включает три основных мероприятия, имеющие единую целевую направленность в рамках установленных задач, взаимосвязанные источники финансирования и сроки реализации.
Основное мероприятие 1 "Развитие туристической инфраструктуры" предлагается осуществить путем формирования системы туристкой навигации, развития активного и экологического туризма, в том числе туристских маршрутов, а также грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма.
Основное мероприятие 2 "Повышение доступности туристических продуктов" направлено на популяризацию туризма для детей школьного возраста, поддержку и проведение туристски значимых событийных мероприятий, а также обеспечение языковой доступности информации о туристских ресурсах и проведение рекламно-информационной кампании.
Основное мероприятие 3 "Совершенствование управления в сфере туризма" направлено на развитие волонтерского движения, а также организацию исследований состояния рынка туристских услуг.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 2 с указанием ответственных исполнителей и сроков реализации представлен в приложении N 2 к Программе.
Раздел 4 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
4. Характеристика мер государственного регулирования
Подпрограмма 2 разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439.
3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 2468-р об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, г. Байконура и федеральной территории "Сириус" из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации и г. Байконуру на 2020 - 2024 годы в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, г. Байконура и федеральной территории "Сириус", возникших при реализации региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав соответствующего национального проекта, определенного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в части ведомственной целевой программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации".
6. Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства", утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, от 28.04.2021 N 3.
7. Закон города Севастополя от 04.04.2017 N 333-ЗС "О туризме и туристской деятельности в городе Севастополе".
8. Закон города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года".
В рамках реализации Подпрограммы 2 планируется текущая работа в постоянном режиме по следующим направлениям:
- анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и города Севастополя, регулирующих вопросы сферы туризма и отдыха;
- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее сферу туризма и отдыха;
- разработка законопроектов и иных правовых актов, регулирующих вопросы сферы туризма и отдыха;
- приведение законодательства города Севастополя в сфере туризма и отдыха в соответствие федеральному законодательству.
Перечень мер правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 2 представлен в приложении N 3 к Программе.
Раздел 5 изменен с 23 мая 2022 г. - Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2022 г. N 197-ПП
5. Информация о ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Подпрограммы 2
Финансирование мероприятий Подпрограммы 2 осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы 2 составляет 50 915,8 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования города Севастополя на реализацию Подпрограммы 2 составляют 50915,8 тыс. руб. и по годам распределяются в следующих объемах:
2022 год - 14 544,6 тыс. руб.;
2023 год - 21 116,9 тыс. руб.;
2024 год - 15 254,3 тыс. руб.;
2025 год - 0,0 тыс. руб.;
2026 год - 0,0 тыс. руб.;
2027 год - 0,0 тыс. руб.;
2028 год - 0,0 тыс. руб.;
2029 год - 0,0 тыс. руб.;
2030 год - 0,0 тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета города Севастополя на очередной финансовый год и плановый период.
Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной оценке расходов на реализацию целей Подпрограммы 2 по источникам финансирования представлена в приложении N 4 к Программе.
6. Риски реализации Подпрограммы 2 и меры по управлению этими рисками
В рамках реализации Подпрограммы 2 могут быть выделены следующие риски:
1. Правовые риски, связанные с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Подпрограммы 2, что может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Подпрограммы 2.
Для минимизации воздействия данной группы рисков необходимо проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве в сфере туризма и смежных областях.
2. Финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу туризма, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, предусмотренные в рамках реализации Подпрограммы 2:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы 2;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования.
3. Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма, а также их оттоком из отрасли, что снижает эффективность работы организаций сферы туризма и качество предоставляемых услуг.
4. Риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов (пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами), будут предупреждаться заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях, в том числе на сайте Правительства Севастополя, и работой с обращениями граждан и организаций.
7. Механизм реализации Подпрограммы 2
Механизм реализации Подпрограммы 2 направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Подпрограммы 2, обеспечение контроля за исполнением мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Подпрограммы 2, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Подпрограммы 2.
Реализацию Подпрограммы 2 предполагается осуществлять на основе заключения государственных контрактов при проведении процедур в соответствии с федеральными законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", исполнителями программных мероприятий, и на основании порядков предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджета города Севастополя, а также за счет бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Управление туризма города Севастополя является ответственным исполнителем по мероприятиям Подпрограммы 2, разрабатывает и утверждает план программных мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией.
Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Подпрограммы 2, является Управление туризма города Севастополя.
Исполнителем мероприятий Подпрограммы 2 и заказчиком работ (услуг) является Государственное автономное учреждение города Севастополя "Центр развития туризма". Участник Подпрограммы 2 вправе уточнять объемы финансирования мероприятий Подпрограммы 2 без изменения общих параметров финансирования Подпрограммы 2 за счет средств федерального бюджета и снижения значений индикаторов оценки ее эффективности.
Ответственный исполнитель Подпрограммы 2 выполняет следующие функции:
- осуществление координации деятельности участников Подпрограммы 2 по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий;
- принятие мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Подпрограммы 2;
- внесение в установленном порядке предложений о корректировке Подпрограммы 2;
- осуществление подготовки докладов о ходе реализации Подпрограммы 2.
Участники Подпрограммы 2 осуществляют следующие функции:
- уточнение размера средств, необходимых для финансирования Подпрограммы 2 в очередном финансовом году, представление предложений по размерам и направлениям расходов по программе на очередной финансовый год и плановый период;
- ежегодное получение целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы 2 на очередной финансовый год;
- разработку мер по привлечению средств внебюджетных источников для реализации мероприятий Подпрограммы 2;
- обеспечение контроля за реализацией Подпрограммы 2, результатов ее реализации, показателей и целевых индикаторов, предусмотренных программой;
- представление отчета в установленном порядке о ходе реализации Подпрограммы 2 перед.
Ответственный исполнитель Подпрограммы 2 представляет отчеты (ежеквартальные и годовые) о ходе ее реализации, включающие информацию об использовании соответствующими участниками Программы средств федерального бюджета, согласно установленной форме представления отчетности и в сроки, определенные Правительством Севастополя.
Управление и реализация Подпрограммы 2 осуществляются ответственным исполнителем в рамках текущего финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.