Постановление Правительства Севастополя
от 31 марта 2015 г. N 234-ПП
"Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории города Севастополя"
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС "Устав города Севастополя", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории города Севастополя.
2. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций вне зависимости от форм собственности, в течение 2015 года разработать и утвердить в установленном порядке Положения о проведении аварийно-спасательных работ при возникновении локальных чрезвычайных ситуаций, с учетом имеющихся сил и средств.
3. Управлению информационной политики и взаимодействия со СМИ опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева А.А.
Губернатор города Севастополя, |
С.И. Меняйло |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории города Севастополя
(утв. постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 г. N 234-ПП)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" для определения общего порядка проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Севастополя.
Понятия, использованные в настоящем Положении:
аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
аварийно-восстановительные работы - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.
1.2. В соответствии с п. 5.2.1. ГОСТ Р 22.8.01-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования", принятым и введённым в действие Постановлением Госстандарта России от 28.11.1996 N 654 (далее - ГОСТ Р 22.8.01-96) аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайных ситуаций проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
1.3. В соответствии с п. 5.2.4. ГОСТ Р 22.8.01-96, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации предусматривают:
разведку в интересах проведения указанных работ; инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне чрезвычайных ситуаций;
локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с п. 4.4 ГОСТ Р 22.3.01-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования", принятым и введённым в действие Постановлением Госстандарта России от 22.12.1994 N 328;
обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне чрезвычайных ситуаций;
мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Ликвидация чрезвычайной ситуации:
локального характера осуществляется силами и средствами предприятий и организаций;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной города Севастополя, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации - при недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства Главного управления МЧС России по г. Севастополю;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами Главного управления МЧС России по г. Севастополю.
II. Руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ
1. О факте случившейся чрезвычайной ситуации на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя или объекте докладывается через дежурно-диспетчерские службы оперативному дежурному отдела сбора и обработки информации Управления обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя и начальнику дежурной смены Федерального государственного казенного учреждения "Центр управления силами Главного управления МЧС России по г. Севастополю" (далее - центр управления силами Главного управления МЧС России по г. Севастополю).
2. Общее руководство и координация действий аварийно-спасательных формирований Севастопольской городской территориальной подсистемы до развертывания оперативного штаба возлагаются на центр управления силами Главного управления МЧС России по г. Севастополю.
3. Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя, внутригородского муниципального образования города Севастополя или на объекте города Севастополя осуществляется руководителем работ, назначаемым, в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, руководителем соответствующего органа управления Севастопольской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
4. Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайной ситуации первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных уполномоченными органами государственной власти, внутригородскими муниципальными образованиями, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
5. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации по согласованию с органами исполнительной власти, внутригородскими муниципальными образованиями и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимает решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6. Решения руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несет полную ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
8. Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации, при руководителе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации создается оперативный штаб, который формируется из числа членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Севастополя, представителей Главного управления МЧС России по г. Севастополю, Управления обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя, профильных специалистов организаций.
9. Соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Севастополя, оперативный штаб на период проведения аварийно-спасательных работ оснащаются необходимыми средствами связи, транспортом, средствами индивидуальной защиты, в зоне чрезвычайной ситуации разворачивается (создается) подвижный пункт управления гражданской защиты Севастополя.
10. Для руководства аварийно-спасательных работ на отдельных участках (секторах) решением руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации могут назначаться руководители из числа ответственных должностных лиц аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений). Назначенные руководители отвечают за организацию и проведение аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на вверенном участке (секторе).
11. В случаях невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций может принять решение о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
III. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
1. Оповещение о чрезвычайной ситуации:
а) с возникновением чрезвычайной ситуации немедленно через все доступные средства массовой информации, подвижные и стационарные громкоговорящие установки проводится оповещение населения, сотрудников предприятий, учреждений и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, о факте чрезвычайной ситуации, мерах и способах поведения, выходе (эвакуации) из опасной зоны, оказании помощи пострадавшим;
б) о чрезвычайных ситуациях и приведении в готовность к выполнению аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций нештатных территориальных специальных формирований оповещаются оперативные и дежурно-диспетчерские службы Севастопольской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) органы военного командования Черноморского Флота Российской Федерации оповещаются в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) в случае угрозы распространения чрезвычайных ситуаций на территорию соседних муниципальных образований об этом немедленно оповещаются главы этих муниципальных образований и их органы управления.
2. Разведка и обследование территорий и объектов, подвергшихся чрезвычайной ситуации:
а) комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате чрезвычайной ситуации, и должна установить:
- места нахождения и количество пострадавших людей, материальных и культурных ценностей, приемы и способы их спасения;
- наличие участков (зон), опасных для работы по причинам: возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно-химических опасных веществ, радиоактивного загрязнения, наличия электрических сетей и т.д.;
- необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;
- наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных работ;
- состояние подъездных путей в зону чрезвычайной ситуации;
б) обследование территории (объекта) проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов ведения аварийно-спасательных работ.
К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований.
3. Разработка плана проведения аварийно-спасательных работ:
При разработке плана проведения аварийно-спасательных работ в зависимости от чрезвычайных ситуаций предусматривается включение в него следующих мероприятий:
а) поиск и спасение пострадавших на воде, под водой, в лесу, горах, в горящих зданиях и сооружениях при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
б) поиск пострадавших на открытой местности в условиях ограниченной видимости или ее отсутствии, в темное время суток и в закрытых от света помещениях;
в) спасение пострадавших путем их деблокирования из поврежденных транспортных средств (автомобилей, вагонов, летательных аппаратов и других видов передвижения);
г) спасение пострадавших путем их эвакуации из искусственных и естественных подземных образований (пещер, подземелий, ущелий, тоннелей, шахт, колодцев, путепроводов и тому подобное);
д) спасение пострадавших при авариях на коммунально-энергетических сетях, на воде при наводнениях, авариях плавсредств;
е) спасение пострадавших путем их эвакуации с верхних этажей разрушенных и поврежденных зданий и сооружений;
ж) спасение пострадавших, оказавшихся под водой, и проведение подводно-технических работ;
з) спасение пострадавших при пожаре путем их эвакуации из зоны воздействия тепловых потоков, высокотемпературных частиц горящих материалов, задымления и загазованности токсичными продуктами горения;
и) оказание пострадавшим медицинской помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
к) проведение первоочередных мероприятий: тушение пожаров, локализация аварийно-химических опасных веществ, подача воздуха в заваленные помещения;
л) обеспечение проездов и проходов к местам аварий, разборка завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подача в них воздуха;
м) локализация эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий, проведение охранно-карантинных мероприятий;
н) работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации (расчистка площадок, установка на площадках техники, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест);
о) радиационный химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды, дезактивация, дегазация, дезинфекция, демеркуризация в зоне чрезвычайной ситуации;
п) развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате чрезвычайной ситуации;
р) спасение материальных и культурных ценностей;
с) охрана общественного порядка и организация комендантской службы;
т) оказание экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций.
и другие мероприятия, исходя из местных условий и сложившейся обстановки.
4. Проведение аварийно-спасательных работ:
а) на основании полученных данных комплексной разведки и обследования территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, оперативным штабом разрабатывается и утверждается план проведения аварийно-спасательных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности и т.д.;
Силы и средства аварийно-спасательных формирований приступают к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с утвержденным планом проведения аварийно-спасательных работ;
б) привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из принципов необходимой достаточности для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации (в зависимости от ее масштабов).
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным работам привлекаются подразделения сил постоянной готовности с последующим наращиванием их численности за счет нештатных территориальных специальных формирований и воинских подразделений.
в) при наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение (поиск с применением приборов поиска и специально обученных собак).
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все спасатели, работающие на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала и до полного завершения одним составом спасателей (при необходимости - по сменам). В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается заступающей смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно оперативным штабом ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) инженерная техника для разбора завалов над установленными местами нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент;
д) при возможности, с начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт;
е) руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации организуются одновременно со спасательными работами первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения аварийно-химических опасных веществ и других вторичных поражающих факторов;
ж) вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после выполнения всех аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
IV. Функциональные обязанности руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. При проведении аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуаций руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обязан:
а) организовать и провести комплексную разведку и обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, оценить обстановку на месте проведения предстоящих аварийно-спасательных работ, привлечь к обследованию руководителей аварийно-спасательных формирований;
б) на основе данных комплексной разведки и обследования разработать и утвердить план проведения аварийно-спасательных работ;
в) определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения на них аварийно-спасательных работ, назначить руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации на участках (секторах);
г) поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований и работ на участках (секторах), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение поставленных задач;
д) развернуть подвижный пункт управления, пункты связи, определить порядок связи с вышестоящими органами управления, руководителями аварийно-спасательных формирований и работ на участках (секторах), с взаимодействующими органами управления, соседними территориями и объектами;
е) непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ, принимать по ним соответствующие решения;
ж) создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых людей;
з) назначить ответственное должностное лицо за соблюдение безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
и) организовать пункты сбора пострадавших и оказание первой доврачебной помощи;
к) организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения аварийно-спасательных работ до вышестоящих органов управления, а также населения;
л) по окончании выполнения работ заслушивать доклады руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), при необходимости убедиться лично на месте в завершении работ;
м) определить порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации должен учитывать:
- динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие природных и техногенных факторов;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации принимает решение об их перегруппировке и доводит его до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и руководителей работ на участках (секторах), указав четкий порядок их перегруппировки.
ВрИО начальника Главного |
А.Н. Супрун |
Начальник Управления |
М.Д. Сагайдак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 г. N 234-ПП "Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории города Севастополя"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru/) 3 апреля 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Севастополя от 28 июля 2023 г. N 340-ПП
Изменения вступают в силу с 28 июля 2023 г.
Постановление Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 г. N 745-ПП
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Севастополя от 19 июля 2018 г. N 463-ПП
Изменения вступают в силу с 20 июля 2018 г.