Закон Краснодарского края от 2 декабря 1996 г. N 54-КЗ
"Об охране земель сельскохозяйственного назначения"
17 декабря 2001 г. и 26 июня 2002 г.
Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
19 ноября 1996 года
Законом Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ настоящий Закон признан утратившим силу
См. краевой закон от 7 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"
Настоящий Закон определяет правовые основы особого регулирования земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, создания в Краснодарском крае экономических условий для повышения плодородия почв как основы жизни и деятельности жителей Кубани и принимается в соответствии со статьями 1 и 4 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края от 30 января 1996 года.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края прекратил действие с 14 мая 2002 г.
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ статья 1 изложена в новой редакции
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
самовольное занятие земельного участка - использование земельного участка физическим или юридическим лицом до оформления в установленном порядке документов на него;
противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земельного участка, - принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением своих полномочий;
нерациональное использование сельскохозяйственных угодий - нецелевое использование сельскохозяйственных угодий в течение одного сельскохозяйственного года, несвоевременная раскорчевка списанных многолетних насаждений и неиспользование земель под ними в сельскохозяйственном производстве в течение одного года. Определение показателей по признакам нерационального использования сельскохозяйственных угодий при привлечении к административной ответственности органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной земель, производится на основании Перечня признаков нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения (приложение);
невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, - необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных соответствующими решениями и проектными материалами объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов;
использование земельного участка не по целевому назначению - фактическое использование земельного участка, не соответствующее его целевому назначению;
нарушение установленного режима землепользования - несоблюдение ограничений по использованию земельного участка, установленных земельным и градостроительным законодательством (деградация, загрязнение, захламление, нарушение земель, другие негативные воздействия хозяйственной деятельности);
захламление земель - накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и других материалов в непредусмотренных для этих целей местах;
порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв;
несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям - невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, - внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, разработка карьеров, строительство очистных сооружений и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил, приводящие к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, что приводит к необходимости установления ограничений по использованию земель;
искажение сведений о состоянии и использовании земель - предоставление недостоверных сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий (включая сокрытие посевных площадей), об объемах выполненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - непринятие мер по своевременному рассмотрению заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, недоведение до граждан информации о ходе формирования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков;
уничтожение межевых и информационных знаков - действия (запахивание, хищение или уничтожение межевых и информационных знаков другими способами), приводящие к утрате в натуре (на местности) границ земельных участков и к необходимости проведения работ по их восстановлению;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний (постановлений, требований), выданных должностными лицами органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства - непринятие мер по устранению нарушений земельного законодательства в сроки, указанные в предписаниях (постановлениях, требованиях) органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель;
земли сельскохозяйственного назначения - земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;
сельскохозяйственные угодья - находящиеся в составе земель сельскохозяйственного назначения пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране;
земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Статья 2. Цели и задачи охраны земель
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ абзац первый пункта 1 (весь пункт 1?) статьи 2 изложен в новой редакции
1. Охрана земель сельскохозяйственного назначения предусматривает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление их продуктивности.
2. Цели охраны земель:
а) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий;
б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
в) внедрение в практику оптимальных экологических нормативов землепользования;
г) рациональная организация территорий.
3. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить следующие мероприятия:
а) сохранение и повышение плодородия почв;
б) защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и других процессов, ведущих к деградации почв;
в) защита от загрязнения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитарными и карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, иным видов ухудшения состояния земель;
г) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение их в хозяйственный оборот;
д) сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
4. Обязательной консервации подлежат:
а) сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований), сильнокаменистыми почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие антропогенного воздействия в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;
б) земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней;
в) земли, сильно загрязненные возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний.
Консервация производится по мере выявления непригодных для использования земель по решению органов местного самоуправления.
В зависимости от способов восстановления деградированных и загрязненных земель вместо их консервации может вводиться специальный режим использования или изменяться их целевое назначение.
Порядок консервации деградированных и загрязненных земель устанавливается администрацией Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земли запаса.
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ абзац первый пункта 5 из текста статьи 2 исключен
5. Использование земель сельскохозяйственного назначения разрешается вне зависимости от вида прав на земельный участок и форм хозяйствования при наличии Паспорта земельного участка (приложение 2), выдаваемого территориальным государственным инспектором по использованию и охране земель Краснодарского края, и проекта эколого-ландшафтной организации территории или адаптивной системы земледелия.
Разработанные и утвержденные органами местного самоуправления проекты эколого-ландшафтной организации территорий или адаптивной системы земледелия обязательны к исполнению всеми землепользователями.
6. Охрана земель и их рациональное использование осуществляются на основе федеральных и региональных программ по охране земель, повышению плодородия почв, ведению мониторинга, земельного кадастра.
Статья 3. Экономическое стимулирование охраны земель
1. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
2. Экономическое стимулирование охраны земель включает:
а) использование средств, выделяемых из соответствующих бюджетов в пределах сумм поступивших в доход соответствующего бюджета средств от платы за землю и средств, поступивших от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, на восстановление земель, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий в соответствии с краевой и местными программами повышения плодородия почв;
б) освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ, производится за счет средств бюджетов органов местного самоуправления, принявших решение об освобождении от уплаты за землю;
в) компенсацию из средств краевого бюджета, местных бюджетов убытков, вызванных снижением дохода в результате временной консервации земель, нарушенных в результате стихийных бедствий и природных явлений.
3. Полная или частичная компенсация собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв производится из соответствующих бюджетов в пределах сумм, поступивших в доход соответствующего бюджета от платы за землю, в соответствии с выполнением федеральных, краевых и местных программ, проектов внутрихозяйственного землеустройства при подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий.
4. Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектом мероприятия и другие обязательные требования по охране земель, лишаются поддержки в финансировании этих работ за счет средств соответствующих бюджетов, а в случае использования земельных участков способами, приводящими к снижению их плодородия, ухудшению экологической обстановки, порче, загрязнению и уничтожению почвы, развитию эрозии и других процессов, ухудшающих состояние земель, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом.
Статья 4. Изменение площадей орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних насаждений
Порядок изменения площадей лесных земель установлен краевым законом от 30 июня 1997 г. N 92-КЗ "О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае"
Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних насаждений (сады, виноградники, субтропические, орехоплодные, чай, эфирно-масличные, розы, лавр) и перевод их в менее ценные сельскохозяйственные угодья производятся администрацией Краснодарского края в исключительных случаях по представлению соответствующих обосновывающих материалов и при наличии положительных заключений сельскохозяйственных, мелиоративных и землеустроительных служб Краснодарского края.
Статья 5. Предоставление земель для проведения мелиорации сельскохозяйственных земель
См. также Закон Краснодарского края от 6 ноября 1997 г. N 105-КЗ "О мелиорации земель"
1. Земли для строительства государственных мелиоративных систем и сооружений предоставляются администрацией Краснодарского края или органом местного самоуправления на период строительства в соответствии со сроками, предусмотренными в проектах организации строительства, на безвозмездной основе.
2. Возведение сооружений и устройств мелиоративных систем на землях других землепользователей возможно лишь в случаях, когда земли заинтересованного собственника (пользователя) нельзя мелиорировать, не затронув этих земель.
3. Все собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, граждане и юридические лица предоставляют земельные участки для создания защитных лесных насаждений в установленном порядке и несут полную ответственность за их состояние и сохранность.
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ статья 6 изложена в новой редакции
Статья 6. Прекращение и ограничение прав физических и юридических лиц на земельные участки
Прекращение и ограничение прав физических и юридических лиц на земельные участки осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ статьи 7 - 11 из текста настоящего Закона исключены; статья 12 считается статьей 7
Статья 7. Отказ от земельного участка
1. В случае письменного объявления собственником или другим владельцем земельного участка об отказе от своих прав земельный участок поступает в состав государственных или муниципальных земель.
2. В случае совершения собственником земельного участка действий, свидетельствующих о его отказе от прав собственности, этот участок принимается на учет как бесхозное имущество, что регистрируется в поземельной книге.
По истечении года со дня регистрации такой земельный участок по требованию органа местного самоуправления, на основании решения суда может быть возвращен в состав государственных или муниципальных земель.
3. На время постановки на учет как бесхозного имущества такой участок может быть передан во временное пользование другому лицу.
4. Отказ от прав на земельный участок не влечет прекращения обязанностей владельца в отношении этого участка до его получения другим лицом.
Статья 8. Условия и порядок прекращения прав на земельный участок, используемый с нарушением законодательства
1. Условием прекращения прав собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками и их аренды по основаниям, предусмотренным в подпунктах "б", "е" пункта 4 статьи 6 настоящего Закона, является неустранение в установленный законом срок нарушений законодательства, выявленных органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель.
При выявлении следующих нарушений:
а) использование земельного участка не по целевому назначению; загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами, заражение бактериально-паразитарными и карантинными вредными организмами, засорение сорными растениями; нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, неприведение их в состояние, пригодное для использования по основному целевому назначению; нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой и водной эрозии, производство агротехнических работ методами, ухудшающими плодородие почв; использование земель способами, приводящими к порче земель, природных ресурсов, археологических объектов и структур других объектов культурного наследия; захламление земель - виновным юридическим лицам или гражданам специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, выносят соответствующее предупреждение (указание) с установлением месячного срока для их устранения. В случае неустранения нарушений в указанный срок виновные лица подвергаются штрафу в размерах, установленных статьей 12 настоящего Закона;
б) порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов без соблюдения установленных требований; несоблюдение научно обоснованных систем земледелия (севооборотов); неиспользование в сельскохозяйственном производстве всего или части земельного участка в течение одного сельскохозяйственного года; неиспользование всего или части земельного участка для застройки в течение двух лет - на виновных юридических и должностных лиц или граждан специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, налагают штраф без вынесения предупреждения в размерах, установленных статьей 12 настоящего Закона.
Одновременно с наложением штрафа органы, указанные в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, выносят предупреждение об устранении допущенных нарушений в месячный срок.
2. В случае неустранения нарушений в установленный после наложения штрафа срок органы, выявившие нарушения, передают администрации, предоставившей земельный участок, или собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, передавшему земельный участок в аренду или временное пользование, акт и заключение о необходимости прекращения права на земельный участок.
3. Прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения причиненного ущерба.
Прекращение прав на земельные участки в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится на основании постановления главы администрации края или главы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, либо решения суда.
Копия постановления вручается собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, арендатору в семидневный срок с момента его принятия и в этот же срок направляется в орган государственной регистрации прав на землю.
4. При несогласии собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на земельный участок, они вправе заявить об этом органу, принявшему постановление, в пятнадцатидневный срок с момента получения копии постановления либо обжаловать данное постановление в суд в порядке, установленном законодательством.
Государственная регистрация прекращения прав на землю не производится до вступления решения суда в законную силу.
5. При выявлении нарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на землях, арендуемых у граждан и юридических лиц, штраф налагается и предупреждение выносится арендатору с одновременным уведомлением арендодателя о допущенных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению или расторжению договора аренды. Арендодатель при наличии материалов, подтверждающих вину арендатора, в десятидневный срок принимает решение о прекращении права пользования земельными участками.
Статья 9. Особенности изъятия особоценных продуктивных земель
Изъятие земель опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских учреждений, учебно-опытных хозяйств учебных заведений с целью их предоставления для государственных, муниципальных и иных (несельскохозяйственных) нужд допускается только в исключительных случаях при отсутствии других вариантов размещения объектов и при условии обязательного освоения взамен такой же площади новых земельных участков с доведением равнокачественного уровня их плодородия и продуктивности по решению администрации Краснодарского края с согласия органов государственной власти Российской Федерации.
Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних насаждений (сады, виноградники, субтропические, орехоплодные, чай, эфирно-масличные, розы, лавр) для государственных, муниципальных и иных (несельскохозяйственных) нужд допускается в исключительных случаях при отсутствии других вариантов размещения объектов и только по решению администрации Краснодарского края.
Статья 10. Основания изъятия и порядок выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Основанием для изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд являются генеральные планы городов и иных поселений, схемы зонирования территорий и иная утвержденная в установленном порядке градостроительная или землеустроительная документация.
2. Изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд считается такое изъятие, которое финансируется по государственным программам и проектам либо из средств местного самоуправления. В иных случаях администрация Краснодарского края и органы местного самоуправления не вправе изымать земельные участки у любых владельцев в принудительном порядке под предлогом государственных и муниципальных нужд с целью передачи другим лицам.
3. Изъятие земельных участков или их частей для государственных или муниципальных нужд у собственников осуществляется в порядке выкупа по решению администрации Краснодарского края или органов местного самоуправления.
При несогласии собственника земельного участка с предложенными условиями выкупа, включая возможность предоставления взамен другого равноценного земельного участка и возмещения в полном объеме всех других убытков, в том числе упущенной выгоды, орган, принявший решение об изъятии и выкупе земельного участка, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии и выкупе.
4. В случае изъятия части земельного участка при невозможности дальнейшего использования собственником оставшейся части земельного участка по прежнему назначению выкупу подлежит весь участок.
Статья 11. Реквизиция и конфискация земельных участков
1. В случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок или часть земельного участка в интересах общества могут быть реквизированы уполномоченными государственными органами с возмещением убытков владельцу земельного участка.
2. Лицо, у которого реквизирован земельный участок (часть земельного участка), вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему этого земельного участка или его части.
3. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и отсутствия необходимости реквизиции земельного участка или части земельного участка они могут быть временно, на период действия этих обстоятельств, заняты для использования в интересах общества с возмещением убытков, связанных с временным ограничением его прав. Оценка, по которой владельцу компенсируются убытки, может быть оспорена им в суде или арбитражном суде.
В случае объявления карантина и запрета хозяйственной деятельности на определенный период земельные участки не реквизируются, а их собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам возмещаются причиненные в связи с этим убытки.
4. В случае невозможности возврата земельного участка собственнику земельный участок изымается, собственник имеет право получить его стоимость и возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
5. В случаях, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации, земельный участок или часть земельного участка могут быть безвозмездно изъяты у собственника, владельца, пользователя, арендатора по приговору суда (конфискованы) в виде санкции за совершенные преступления.
6. Конфискация земельного участка или его части у собственника в административном порядке не допускается.
Статья 7. Ответственность за нарушения земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения
1. Лица, допустившие нарушения земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Об административной ответственности за нарушения законодательства в области использования и охраны земель в период действия настоящей статьи см. главу 7 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях
Ввиду отсутствия в федеральном законодательстве об административной ответственности штрафных санкций за нарушения земельного законодательства, связанные с неиспользованием земельных участков в соответствии с их целевым назначением, временно установить наложение административных взысканий в виде штрафов за данные нарушения:
на граждан и должностных лиц - в размере от 15 до 50 минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Штрафы за нарушения земельного законодательства зачисляются в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, и направляются в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год целевым назначением для финансирования мероприятий по охране земель, их мониторингу, восстановлению и повышению плодородия почв, проведения землеустроительных работ, материально-технического обеспечения органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также для материального поощрения общественных инспекторов по использованию и охране земель.
2. Если нарушитель земельного законодательства не устранит нарушения в указанный в предписании органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель, срок, он привлекается к административной ответственности за невыполнение предписания. В случае повторного неустранения нарушений земельного законодательства, указанных в предписании, органы, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, направляют свое заключение о необходимости прекращения прав собственника на земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием в администрацию Краснодарского края или в органы местного самоуправления, предоставившие земельный участок.
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ статьи 13 и 14 из текста настоящего Закона исключены; статья 15 считается статьей 8
Статья 1З. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства
1. Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства.
2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их законным собственникам, владельцам, землепользователям, арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими участками.
3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых и информационных знаков производятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.
4. Если на самовольно занятом земельном участке на государственных или муниципальных землях гражданами или юридическими лицами возведена самовольно постройка и они не обратились за предоставлением им участка в установленном порядке в течение трех месяцев с начала возведения постройки, самовольно воздвигнутая постройка подлежит сносу на основании постановления главы администрации Краснодарского края или главы местного самоуправления, в компетенции которых находится решение данного вопроса, с последующим взысканием расходов на снос и причиненных убытков.
5. Если отказ в предоставлении земельного участка под самовольно возведенную постройку обжалован в судебном порядке, принудительный снос не может производиться ранее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, если судом не будет установлен другой срок.
6. Для самовольно возведенных гаражей и других временных построек органы местного самоуправления могут устанавливать другие сроки сноса построек и освобождения земельного участка.
Статья 14. Потери сельскохозяйственного производства при изъятии земельных участков
1. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о предоставлении земельного участка либо изменения его целевого использования.
2. Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:
а) при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
б) при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудовых рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-вырастных хозяйств и рыбоводных предприятий;
в) при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;
г) при изъятии земель при ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного наследия;
д) при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.
3. Не подлежат возмещению потери лесохозяйственного производства при изъятии земель лесного фонда для целей сельскохозяйственного производства.
4. Порядок и размеры возмещения потерь сельскохозяйственного производства устанавливаются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края.
О зачислении в соответствующие бюджеты средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, см. действовавшее в период действия настоящей статьи постановление Законодательного Собрания края от 3 августа 1999 г. N 247-П
Постановлением главы администрации края от 27 октября 1999 г. N 765 было утверждено Положение о порядке расходования средств, поступающих в краевой и местные бюджеты при возмещении потерь сельскохозяйственного производства
Статья 8. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.Д. Егоров |
Краснодар
2 декабря 1996 года
N 54-КЗ
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ приложение 1 к настоящему Закону признано приложением без номера
Приложение 1
к Закону Краснодарского края
"Об охране земель
сельскохозяйственного назначения"
Перечень признаков нерационального использования земель
сельскохозяйственного назначения
1. Нормативы допустимой минимальной урожайности сельскохозяйственных культур по основным зонам края:
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ таблица пункта 1 приложения изложена в новой редакции
Таблица
-------------------------------------------------------------------
Культура | Урожайность (ц/га)
|-----------------------------------------------
| Обыкновенные | Выщелочные | Слитые и другие
| черноземы | черноземы | почвы (южно-
| (северная | (центральная | предгорная,
| зона) | зона) | западная зоны)
-------------------+--------------+--------------+-----------------
Озимая пшеница | 31,0 | 34,0 | 28,0
Кукуруза на зерно | 28,0 | 32,0 | 32,0
Кукуруза на силос | 178,0 | 178,0 | 178,0
Подсолнечник | 15,0 | 15,0 | 15,0
Сахарная свекла | 180,0 | 180,0 | 180,0
-------------------------------------------------------------------
2. Оценку плодородия почв вести по содержанию подвижного фосфора в пахотном слое почвы на основе нормативов, имеющихся в агрохимической службе края. При снижении содержания этого элемента питания в почве ниже исходного уровня и переходе в более низкую градацию считать нерациональным использованием земель.
3. Критерии оценки использования земли по засоренности полей и земельных участков:
3.1. Наличие карантинных сорняков: амброзии, повилики, паслена колючего, горчака ползучего (розового).
3.2. Критические величины засоренности посевов основных сельскохозяйственных культур:
- озимые колосовые:
-------------------------------------------------------------------------
| Количество сорняков на 1 кв. м
Густота стояния |----------------------------------------------------
культурных растений | однолетние | двудольные (сурепка, |корнеотпрысковые
| злаковые | подмаренник и другие)|
--------------------+------------+----------------------+----------------
150-200 | 10 | 15 | 1
200-400 | 20 | 20 | 2
400-600 | 30 | 30 | 3
-------------------------------------------------------------------------
- кукуруза, подсолнечник, соя:
-------------------------------------------------------------------------
Виды сорняков | Количество сорняков на 1 кв. м
---------------------------+---------------------------------------------
Многолетники: |
осот | 1
вьюнок полевой | 4
Злаковые: |
просо куриное | 6
щетинник сизый | 1З
-------------------------------------------------------------------------
- горох:
-------------------------------------------------------------------------
Виды сорняков | Количество сорняков на 1 кв. м
---------------------------+---------------------------------------------
Двудольные | 2
Злаковые | 4
Многолетники | 2
-------------------------------------------------------------------------
- свекла:
-------------------------------------------------------------------------
Виды сорняков | Количество сорняков на 1 кв. м
---------------------------+---------------------------------------------
Марь белая | 1
Осот полевой | 1
Щирица | 2
Просо куриное | 4
-------------------------------------------------------------------------
3.3. Нарушение чередования культур, приводящее к распространению вредителей и болезней (возвращение подсолнечника на поле ранее 9 - 10 лет, сахарной свеклы по сахарной свекле, сахарной свеклы по овсу, озимых по озимым более 2-х лет).
Законом Краснодарского края от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ приложение 2 к настоящему Закону исключено
Приложение 2
к Закону Краснодарского края
"Об охране земель
сельскохозяйственного назначения"
ПАСПОРТ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
_________________________________________________________________________
(полное наименование землепользователя, землевладельца, собственника,
_________________________________________________________________________
арендатора, юридический адрес, банковские реквизиты)
_________________________________________________________________________
1. Составлен государственным инспектором ___________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование государственной службы по охране земель),
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество инспектора (специалиста)
с участием специалистов-почвоведов ______________________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование организации, учреждения)
_________________________________________________________________________
в порядке осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель.
2. В результате обследования территории ____________________________
_________________________________________________________________________
(наименование собственника, владельца, пользователя, арендатора земли)
_________________________________________________________________________
установлено, что ________________________________________________________
(описание состояния земельного фонда, площадь
_________________________________________________________________________
деградированных и загрязненных земель, состояние агротехники,
_________________________________________________________________________
систем удобрения и защиты растений)
_________________________________________________________________________
3. Руководствуясь пунктом 10 (ж) "Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель", утвержден-
ного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 23.12.9З N 1362, ОБЯЗЫВАЮ:
_________________________________________________________________________
(полные: фамилия, имя, отчество собственника, арендатора,
_________________________________________________________________________
руководителя или юридических лиц, полое наименование
_________________________________________________________________________
организации, предприятия)
вести производство сельскохозяйственной продукции с соблюдением разрабо-
танной __________________________________________________________________
(название научной, проектно-изыскательской организации)
_________________________________________________________________________
эколого-ландшафтной организации территории или адаптивной системы земле-
делия, требований природоохранного законодательства, методами и способа-
ми, исключающими развитие процессов деградации, порчи и уничтожения
почвенного покрова.
4. В случае невыполнения указанных в п. 3 требований и выявлении при
повторном обследовании увеличения площадей деградированных и загрязненных
земель к Вам будут предъявлены меры административного воздействия и на-
числен материальный ущерб за умышленную порчу почвенного покрова в соот-
ветствии с "Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и
земель", утвержденной Минприроды России и Роскомземом в июле 1994 года.
________________________________________
(должность лица, выписавшего требование)
________________________________________
________________________________________ __________________
(подпись) (Фамилия, И.О.)
М.П.
Копию получил ______________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество собственника,
______________________________________________________
владельца, землепользователя, арендатора)
______________________
(подпись)
Обязательное приложение к паспорту: выкопировка из почвенной карты на данную территорию с давностью обследования не более 5 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Краснодарского края от 2 декабря 1996 г. N 54-КЗ "Об охране земель сельскохозяйственного назначения"
Закон принят Законодательным Собранием 19 ноября 1996 г.,
подписан главой администрации края 2 декабря 1996 г.
Текст Закона опубликован в газете "Кубанские новости", N 233 от 17 декабря 1996 г.
Краевым законом от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ настоящий Закон объявлен утратившим силу.
Краевым законом от 26 июня 2002 г. N 497-КЗ объявлена утратившей силу статья 7 настоящего Закона.
Краевым законом от 17 декабря 2001 г. N 423-КЗ в настоящий Закон внесены изменения.