Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. В связи с принятием Конституции Российской Федерации, изменениями, произошедшими в социально-политической и экономической сферах, внести в Государственный Устав Краснодарского края изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
См. текст Устава Краснодарского края в редакции, установленной настоящим Законом
"Устав Краснодарского края
Законодательное Собрание Краснодарского края, выражая волю и интересы многонационального народа Краснодарского края, признавая Краснодарский край неотъемлемой составной частью Российской Федерации, стремясь утвердить принципы правового государства и гражданского общества, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие края, учитывая уникальные природные богатства и историко-культурные ценности края и необходимость их рационального использования в интересах всего населения края и будущих поколений его жителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимает настоящий Устав и провозглашает его государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края.
Раздел I. Краснодарский край в составе Российской Федерации
Статья 1
1. Краснодарский край является равноправным субъектом Российской Федерации. Статус края как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
2. Краснодарский край является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. На территорию края распространяется суверенитет Российской Федерации, на ней действуют Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Пропаганда сепаратизма и агитация за выход края из состава Российской Федерации запрещены.
3. Лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему иного статуса возможны только на основе Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов при условии одобрения соответствующего решения референдумом края.
Статья 2
1. Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края. Это обстоятельство учитывается при формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Территория края обладает внутренней целостностью и делится на административно-территориальные единицы.
3. Создание национально-государственных и национально-территориальных образований на территории Краснодарского края не допускается.
Свобода национального развития обеспечивается иными средствами.
4. Изменение границ края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом на основе референдума края при условии одобрения и оформления этих изменений договором с сопредельными субъектами Российской Федерации.
Статья 3
В составе Краснодарского края находятся:
Абинский, Анапский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский. Калининский, Каневский, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Туапсинский, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский районы, а также города краевого подчинения: города-курорты - Анапа, Сочи; города Армавир, Белореченск, Геленджик, Горячий Ключ, Ейск, Краснодар, Кропоткин, Крымск, Лабинск, Новороссийск, Славянск-на-Кубани, Тихорецк, Туапсе.
Образование новых, объединение или разделение существующих административно-территориальных единиц находится в компетенции Законодательного Собрания края и может осуществляться только с учетом мнения населения соответствующих территорий, установленного путем местных референдумов.
Статья 4
В Краснодарском крае могут быть образованы территории со специальным статусом - свободные экономические, экологические, курортные, по сферам специального внутрикраевого управления и другие.
Образование таких территорий, зон, регионов, округов по решению федеральных органов государственной власти допускается только с взаимного согласия Законодательного Собрания края и главы администрации (губернатора) края либо по результатам референдума края.
Статья 5
Органы государственной власти края самостоятельно осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом следующие полномочия:
а) принятие, изменение и дополнение Устава края, законов и иных нормативных правовых актов края, контроль за их соблюдением;
б) установление системы органов законодательной и исполнительной власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;
в) разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических, экологических и иных программ края;
г) распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансами края;
д) решение вопросов административно-территориального деления края; организация и развитие местного самоуправления;
е) учреждение и присвоение почетных званий и премий края;
ж) иные полномочия, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Краснодарского края.
Статья 6
Край является самостоятельным участником соглашений и связей с другими субъектами Российской Федерации, а также международных и внешнеэкономических связей.
Статья 7
1. В совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края находятся:
а) обеспечение соответствия Устава Краснодарского края и законов Краснодарского края Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;
п) установление условий регулирования миграции на территорию Краснодарского края, гарантирующих сохранение социально-политической стабильности в приграничном субъекте Российской Федерации;
р) установление условий экономической деятельности и природопользования на территориях Краснодарского края, относящихся к курортной и рекреационной зонам;
с) установление особого порядка землепользования на территории Краснодарского края, гарантирующего сохранение и рациональное использование земельного фонда;
т) реабилитация и возрождение кубанского казачества;
у) прием и расселение на территории Краснодарского края лиц, проходивших военную службу, лиц начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел, а также лиц, прибывающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
2. По вопросам совместного ведения Российской Федерации и Краснодарского края органы государственной власти края осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая законы и иные нормативные правовые акты, в том числе и до принятия соответствующих федеральных законов.
При издании в последующем законодательных актов Российской Федерации по данным вопросам нормативные правовые акты края приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
Статья 8
Установленное Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и Краснодарского края не может быть изменено в одностороннем порядке.
Статья 9
1. Край участвует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Край может иметь представительства при федеральных органах государственной власти.
Статья 10
1. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и края осуществляется на основе двухсторонних договоров, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края.
2. Взаимное делегирование полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и края осуществляется на основе двухсторонних соглашений, заключаемых органами исполнительной власти Российской Федерации и Краснодарского края.
Статья 11
Разногласия и споры между органами государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края, а также между органами государственной власти края и других субъектов Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 12
1. Гражданам Российской Федерации в Краснодарском крае гарантируются закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, настоящем Уставе и законах края права и свободы человека и гражданина.
2. Настоящий Устав и законы края могут предусматривать для граждан Российской Федерации в качестве условия пользования ими отдельными правами постоянное проживание на территории края.
Предоставление каких-либо льгот и преимуществ вновь прибывшим и временно находящимся на территории края лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законодательством Краснодарского края.
3. Находящиеся на территории края лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, пользуются правами и свободами в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами края и международными договорами Российской Федерации.
Статья 13
Административным центром Краснодарского края является город Краснодар.
Статус административного центра Краснодарского края устанавливается законом края.
Статья 14
1. Краснодарский край имеет свою символику: герб, флаг, гимн.
2. Описание и порядок использования символики края устанавливаются законом края.
Раздел II. Организация государственной власти
Глава 1. Основы государственной власти
Статья 15
Источником государственной власти в Краснодарском крае является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 16
1. Государственная власть в крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: Законодательное Собрание края, администрация края. суды Российской Федерации и края. Органы государственной власти в крае самостоятельны.
2. Разграничение полномочий между федеральными и краевыми органами государственной власти осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров и соглашений, законов края.
3. Разграничение полномочий между органами государственной власти края и органами местного самоуправления осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, настоящего Устава, законодательства края о местном самоуправлении.
Статья 17
1. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления Краснодарского края, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
2. В крае обеспечивается защита от противоправных действий любых субъектов и ответственность правонарушителей.
Глава 2. Непосредственное участие граждан в осуществлении
государственной власти и местного самоуправления
Статья 18
1. Правом на участие в осуществлении государственной власти в крае в соответствии с законами Российской Федерации и края обладают граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории края.
2. Требования к гражданам, использующим иные формы участия в осуществлении государственной власти в крае, устанавливаются настоящим Уставом и законами края.
Статья 19
1. Референдум края проводится для принятия законов или решений но важнейшим вопросам государственной или общественной жизни края, входящим в компетенцию законодательной и исполнительной власти края, кроме вопросов о налогах, бюджете, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
2. По вопросам, затрагивающим интересы края, может быть проведен опрос населения края, результаты которого учитываются органами государственной власти при принятии окончательного решения.
Статья 20
1. Решение о проведении референдума края или опроса населения края принимает Законодательное Собрание края.
2. Вопрос о проведении референдума включается в повестку дня пленарного заседания Законодательного Собрания края по требованию:
- одной трети депутатов Законодательного Собрания края;
- главы администрации (губернатора) края;
- не менее 100 тысяч избирателей, надлежащим образом оформивших коллективное обращение;
- не менее одной трети представительных органов местного самоуправления края;
- органов местного самоуправления, представляющих не менее одной трети населения края.
3. Вопрос о проведении опроса включается в повестку дня пленарного заседания Законодательного Собрания края по требованию:
- одной четверти депутатов Законодательного Собрания края;
- главы администрации (губернатора) края;
- не менее 50 тысяч избирателей;
- не менее одной четверти представительных органов местного самоуправления края;
- органов местного самоуправления, представляющих не менее одной четверти населения края.
4. Решение Законодательного Собрания края об отказе в назначении референдума или опроса может быть обжаловано инициаторами его проведения в судебном порядке.
Статья 21
1. Референдум края считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным правом.
2. Выносимый на референдум края проект закона (решения) считается принятым, если его одобрило более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Закон (решение), принятый на референдуме, вступает в силу с момента его официального опубликования.
4. Принятые на референдуме края решения могут быть изменены или отменены только референдумом края.
5. Итоги референдума края, опроса доводятся до сведения населения через средства массовой информации краевой комиссией по проведению референдума, опроса не позднее пяти дней со дня окончания голосования.
Статья 22
1. Население края может осуществлять гражданскую инициативу путем выдвижения предложений для рассмотрения Законодательным Собранием края.
2. В Законодательное Собрание края предложения в порядке гражданской инициативы могут вноситься от имени не менее чем 10 тысяч избирателей.
3. Гражданская инициатива (коллективное обращение) не позднее чем в месячный срок подлежит рассмотрению Законодательным Собранием края. Результат рассмотрения в семидневный срок доводится до граждан через средства массовой информации или организаторов коллективного обращения.
Статья 23
1. Порядок проведения референдума края, опроса, выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, реализации права гражданской инициативы (коллективного обращения) определяется настоящим Уставом и законами края.
2. Полномочия главы администрации (губернатора) края, депутата Законодательного Собрания края, главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами края и уставами муниципальных образований.
3. Проведение выборов, референдумов и опросов в крае обеспечивает система избирательных комиссий, возглавляемая избирательной комиссией Краснодарского края.
Глава 3. Законодательная власть
Статья 24
1. Законодательная власть Краснодарского края осуществляется:
- населением - непосредственно путем референдума края;
- Законодательным Собранием края, являющимся постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти края.
2. Законодательное Собрание края состоит из 50 депутатов, избираемых народом края на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Выборы депутатов Законодательного Собрания не могут проводиться одновременно с выборами главы администрации (губернатора) края, срок между указанными выборами должен составлять не менее 1 года.
Статья 25
Порядок организации и проведения выборов в Законодательное Собрание края устанавливается законом Краснодарского края в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 26
1. Депутаты Законодательного Собрания края избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Краснодарского края и обладающими избирательным правом в соответствии с федеральным законом.
2. Депутатом Законодательного Собрания края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории края не менее 5 лет и имеющий право участвовать в выборах в соответствии с федеральными законами и законами края.
Статья 27
1. Депутат Законодательного Собрания края не может быть одновременно депутатом (членом) иных (за исключением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) законодательных (представительных) органов государственной власти, занимать должности в исполнительных и судебных органах государственной власти.
2. Депутаты Законодательного Собрания края осуществляют свою деятельность как на профессиональной постоянной основе, так и не на постоянной основе. Депутаты Законодательного Собрания края, работающие на профессиональной постоянной основе, помимо требований, содержащихся в части первой настоящей статьи, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, получать единовременные или регулярные вознаграждения от физических лиц, предприятий всех форм собственности, учреждений, организаций, кроме доходов по акциям, паям.
3. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Законодательным Собранием края.
Статья 28
1. Депутаты Законодательного Собрания края обладают неприкосновенностью на территории Краснодарского края, гарантируемой федеральным законом и законом края, в течение всего срока полномочий.
2. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Законодательным Собранием края по представлению прокурора края.
Статья 29
Статус депутата Законодательного Собрания края и порядок осуществления им своих полномочий определяются законами Российской Федерации и края.
Статья 30
1. Законодательное Собрание края собирается на свое первое заседание не позднее трех недель после дня выборов.
2. Законодательное Собрание края является правомочным, если в него избрано не менее двух третей установленного состава депутатов.
3. Законодательное Собрание края работает в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, заседаний комитетов и комиссий. Депутаты также работают в избирательных округах.
4. Пленарные заседания созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Статья 31
Законодательное Собрание края образует из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Законодательного Собрания края, для контроля за исполнением его решений, законов и других нормативных правовых актов. Порядок образования и деятельности комитетов и комиссий, их полномочия устанавливаются регламентом Законодательного Собрания края, специальными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания края.
Статья 32
1. Законодательное Собрание края правомочно рассматривать и решать только вопросы, отнесенные к его ведению.
2. Законодательное Собрание края осуществляет собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
3. Исключительно на пленарном заседании Законодательного Собрания края решаются следующие вопросы:
а) принятие Устава края и внесение в него изменений и дополнений, толкование статей Устава, законов и других нормативных правовых актов края;
б) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, принятие которых находится в их компетенции;
в) утверждение по представлению главы администрации (губернатора) края структуры администрации края;
г) рассмотрение вопросов об изменении границ Краснодарского края, об изменении административно-территориального деления края;
д) утверждение планов и программ социально-экономического развития края, рассмотрение и утверждение краевого бюджета и отчета о его исполнении; установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютного фондов края, заслушивание отчетов об использовании этих фондов;
е) установление общего порядка управления и распоряжения собственностью края, а также порядка приватизации различных категорий ее объектов;
ж) установление и отмена краевых налогов, сборов и других обязательных платежей, порядка взимания и распределения их между бюджетами городов и районов края;
з) принятие и изменение законов края о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
и) назначение выборов главы администрации (губернатора) края и депутатов Законодательного Собрания края;
к) установление в пределах своих полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации, порядка использования природных ресурсов;
л) определение межрегиональной политики и политики внешних отношений края; осуществление парламентских связей с органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
м) рассмотрение и принятие решений по депутатским запросам;
н) принятие решений по законодательной инициативе главы администрации (губернатора) края;
о) возбуждение в соответствии с законом края инициативы об отзыве главы администрации (губернатора) края и принятие решения о назначении голосования в крае;
п) принятие решений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в другие суды;
р) установление административной ответственности граждан, должностных лиц за нарушение законодательства края по вопросам, отнесенным к ведению Краснодарского края;
с) решение других вопросов, отнесенных к ведению Законодательного Собрания края в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
4. Законы (нормативные правовые акты) края о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств края принимаются Законодательным Собранием края по представлению или при наличии заключения администрации края.
5. В целях оперативного решения входящих в его компетенцию вопросов Законодательное Собрание края вправе передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления края.
Статья 38
Законодательное Собрание края осуществляет собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и Краснодарского края, до принятия федерального закона. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края приводятся в соответствие с федеральным законом.
Статья 34
Законодательное Собрание края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
а) исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов;
б) исполнением краевого бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных и валютного фондов края;
в) выполнением планов и программ социально-экономического развития края;
г) распоряжением собственностью края, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти края.
Статья 35
Актами Законодательного Собрания края являются Устав Краснодарского края, законы, постановления, а также заявления, обращения, декларации.
Статья 36
1. Законодательное Собрание края избирает из числа депутатов председателя Законодательного Собрания края и заместителей председателя Законодательного Собрания края.
Председатель Законодательного Собрания края и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от общего состава депутатов Законодательного Собрания края.
2. Председатель Законодательного Собрания края не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
3. Председатель Законодательного Собрания края избирается на срок полномочий депутатов Законодательного Собрания края данного созыва.
Одно и то же лицо не может занимать должность председателя Законодательного Собрания края более двух сроков подряд.
4. Председатель Законодательного Собрания края и его заместители подотчетны Законодательному Собранию края и могут быть отозваны тайным голосованием большинством голосов от общего состава депутатов Законодательного Собрания края.
5. В случае добровольной отставки председателя Законодательного Собрания его письменное заявление рассматривается на пленарном заседании Законодательного Собрания края.
Если Законодательное Собрание края не принимает отставку, председатель вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после рассмотрения его заявления на пленарном заседании Законодательного Собрания.
Статья 37
Председатель Законодательного Собрания края:
а) представляет Законодательное Собрание края в отношениях с населением края, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями;
б) созывает пленарные заседания Законодательного Собрания края, руководит их подготовкой и ведет заседания Законодательного Собрания края в соответствии с регламентом;
в) подписывает постановления, заявления, обращения, декларации, протоколы пленарных заседаний (совместно с руководителем секретариата) и другие документы Законодательного Собрания края;
г) организует работу Законодательного Собрания края, осуществляет формирование аппарата Законодательного Собрания края и руководит его работой;
д) распоряжается в установленных законом пределах имуществом и финансовыми ресурсами Законодательного Собрания края;
е) осуществляет иные полномочия, возложенные на него в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами края или поручениями Законодательного Собрания края.
Статья 38
По вопросам своей компетенции председатель Законодательного Собрания края издает распоряжения.
Статья 39
Первый заместитель, заместители председателя Законодательного Собрания края выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей и поручениями председателя, координируют деятельность постоянных комитетов и комиссий. В случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя Законодательного Собрания края выполняет первый заместитель председателя Законодательного Собрания края.
Глава 4. Исполнительная власть
Статья 40
1. Государственную исполнительную власть в крае осуществляют администрация края и территориальные органы федеральной исполнительной власти.
2. Администрация края состоит из главы администрации (губернатора) края, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений администрации края.
В составе администрации края могут создаваться коллегиальные органы (правительство края, коллегия и другие).
3. Компетенция администрации края определяется федеральным законодательством, настоящим Уставом, а также законом края.
4. Администрация края подконтрольна Законодательному Собранию края и вышестоящим органам исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции.
5. Структура администрации края утверждается Законодательным Собранием края по представлению главы администрации (губернатора) края.
6. Заместители главы администрации (губернатора) края назначаются главой администрации (губернатором) края по согласованию с Законодательным Собранием края.
7. Администрация края является юридическим лицом. Решение о предоставлении прав юридического лица структурным подразделениям администрации края принимается Законодательным Собранием края.
8. Администрация края может осуществлять отдельные полномочия, дополнительно переданные ей органами государственной власти Российской Федерации, Законодательным Собранием края, органами местного самоуправления края, а также передавать часть своих полномочий этим органам.
Статья 41
Администрация края:
а) разрабатывает, представляет на утверждение Законодательному Собранию края, а также осуществляет планы и программы социально-экономического, научно-технического и экономического развития края; разрабатывает предложения к федеральным планам и программам, затрагивающим интересы края;
б) разрабатывает и представляет на утверждение Законодательному Собранию края краевой бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Законодательному Собранию края отчет об исполнении бюджета;
в) организует взимание налогов и сборов, предусмотренных федеральным и краевым законодательством;
г) проводит работу по формированию краевых внебюджетных фондов и обеспечивает использование этих средств;
д) осуществляет управление и распоряжение собственностью края, а также федеральной собственностью, переданной в управление краю, в соответствии с федеральным и краевым законодательством;
е) распоряжается землями, недрами и другими природными ресурсами, а также историко-культурными ценностями, находящимися в ведении Краснодарского края, в соответствии с федеральным и краевым законодательством; обеспечивает контроль за использованием и охраной земель, недр и других природных ресурсов;
ж) осуществляет координацию и регулирование экономической деятельности народнохозяйственного комплекса края;
з) организует привлечение инвестиционных ресурсов в отрасли народного хозяйства края;
и) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
к) осуществляет иные полномочия, возложенные на нее в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Статья 42
1. Глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края.
2. Глава администрации (губернатор) края избирается населением края сроком на 4 года путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.
Одно и то же лицо не может занимать должность главы администрации (губернатора) края более двух сроков подряд.
3. Главой администрации (губернатором) края может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте от 30 до 65 лет, проживший на территории края не менее 5 лет, в том числе 1 год перед регистрацией в качестве кандидата на указанную должность, и обладающий в соответствии с федеральным и краевым законодательством избирательным правом.
4. Глава администрации (губернатор) края не может:
- быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, а также органа местного самоуправления;
- состоять на действительной военной службе;
- занимать другую должность в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, казачьих обществах, заниматься предпринимательской деятельностью, а также выполнять любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
На главу администрации (губернатора) края распространяются и другие ограничения, установленные федеральным и краевым законодательством.
5. Вновь избранный глава администрации (губернатор) края вступает в должность в порядке, установленном законом края. При вступлении в должность глава администрации (губернатор) края на пленарном заседании Законодательного Собрания края приносит присягу.
6. В месячный срок после вступления в должность глава администрации (губернатор) края представляет населению края программу деятельности в качестве главы исполнительной власти, которая публикуется в средствах массовой информации.
Статья 43
1. Глава администрации (губернатор) края занимает государственную должность Российской Федерации (категория "А") и в соответствии с законами Российской Федерации и края:
а) представляет исполнительную власть края в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями, подписывает с ними соглашения, договоры и иные акты, а также представляет исполнительную власть края в отношениях с зарубежными государствами;
б) организует и возглавляет исполнение полномочий администрации края, закрепленных в настоящем Уставе, законах и других нормативных правовых актах края;
в) представляет на утверждение Законодательному Собранию края краевой бюджет и отчеты о его исполнении;
г) распоряжается средствами краевого бюджета, за исключением расходов на содержание Законодательного Собрания края;
д) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании края;
е) подписывает и обнародует законы Краснодарского края;
ж) вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их ведении;
з) подписывает внутригосударственные и внешнеэкономические договоры от имени края с последующим их утверждением Законодательным Собранием края в порядке, предусмотренном законом края;
и) разрабатывает и осуществляет меры по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и края;
к) осуществляет иные полномочия, находящиеся в его компетенции и установленные законодательством Российской Федерации и края.
2. Правовыми актами главы администрации (губернатора) края являются постановления и распоряжения.
Статья 44
1. Глава администрации (губернатор) края может быть отстранен от выполнения своих обязанностей только в порядке и в соответствии с процедурой, предусмотренными законом края.
2. Полномочия главы администрации (губернатора) края прекращаются в случаях:
а) истечения их срока;
б) принятия Законодательным Собранием края его отставки;
в) отзыва его избирателями края по итогам голосования;
г) в иных случаях, предусмотренных федеральным и краевым законодательством.
3. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации (губернатора) края в течение трех месяцев проводятся новые выборы главы администрации (губернатора) края.
4. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации (губернатора) края, его временного отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель.
Глава 5. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти
Статья 45
Законодательное Собрание края и администрация края взаимодействуют, исходя из интересов края и его населения, единства целей и задач в решении вопросов социально-экономического развития края, и осуществляют свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.
Статья 46
1. Законодательное Собрание края и его комитеты (комиссии) вправе в пределах своей компетенции получать от администрации края информацию и консультативную помощь.
2. Постановления и распоряжения главы администрации (губернатора) края в пятидневный срок направляются в Законодательное Собрание края. Если постановления и распоряжения, принятые главой администрации (губернатором) края, противоречат Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Краснодарского края, то Законодательное Собрание края вправе предложить главе администрации (губернатору) внести изменения в указанные акты или отменить их. Законодательное Собрание края вправе обжаловать эти акты в судебном порядке.
3. На пленарных заседаниях, парламентских слушаниях в Законодательном Собрании края могут присутствовать руководители структурных подразделений администрации края и выступать по обсуждаемым вопросам.
4. Депутаты Законодательного Собрания края пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти края.
Статья 47
Законодательное Собрание края и администрация края осуществляют информационное взаимодействие, регулярно информируют население о своей деятельности, принятых решениях, о положении дел в крае через средства массовой информации.
Статья 48
Законодательное Собрание края вправе в своих заявлениях и обращениях выражать отношение к деятельности администрации края.
Статья 49
Глава администрации (губернатор) края, осуществляя взаимодействие с Законодательным Собранием края, вправе:
- участвовать в открытых и закрытых пленарных заседаниях Законодательного Собрания;
- предлагать вопросы в повестку дня пленарного заседания Законодательного Собрания;
- выступать с докладами и содокладами по вопросам повестки дня пленарного заседания Законодательного Собрания;
- делегировать на пленарные заседания Законодательного Собрания края представителей администрации края с правом внеочередного выступления.
Глава администрации (губернатор) края вправе запрашивать мнение Законодательного Собрания края по вопросам, входящим в компетенцию администрации края и не требующим участия Законодательного Собрания края в их решении.
Статья 50
Глава администрации (губернатор) края ежегодно представляет Законодательному Собранию края послание о положении в крае, об основных направлениях деятельности администрации края. Послание обсуждается, публикуется в средствах массовой информации.
Глава 6. Судебная власть. Правоохранительные органы
Статья 51
1. Судебная власть в крае принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и народных заседателей.
2. Систему судов, которые осуществляют судебную власть в крае, составляют федеральные суды, действующие на территории края - краевой суд, районные, городские суды, краевой арбитражный суд, а также суды края - Уставный суд края и мировые судьи.
3. Судебная власть реализуется посредством уставного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
4. Суды, которым вверена судебная власть, призваны обеспечивать:
а) быструю и эффективную защиту прав и свобод человека в установленном законом порядке;
б) рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела отнесены законом;
в) право каждого обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом;
г) право сторон на обжалование судебных постановлений в вышестоящие судебные инстанции;
д) право граждан Российской Федерации на участие в осуществлении правосудия;
е) разрешение дел о соответствии Уставу края нормативных актов, принимаемых органами законодательной, исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Статья 52
1. Краевой суд, краевой арбитражный суд, районные, городские суды формируются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Отбор кандидатов на должности председателя, заместителя председателя суда, судьи осуществляется на конкурсной основе с учетом мнения Законодательного Собрания края, при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
2. Мировые судьи избираются в порядке, установленном законами Российской Федерации и Краснодарского края.
3. Судьи Уставного суда края назначаются на должность Законодательным Собранием края по представлению главы администрации (губернатора) края.
Статья 53
1. Порядок организации и деятельности Уставного суда края определяется федеральным и краевым законодательством.
2. Уставный суд Краснодарского края по запросам Законодательного Собрания края либо одной пятой депутатов Законодательного Собрания края, главы администрации (губернатора) края, органов местного самоуправления, краевых общественных объединений или краевых организаций федеральных (межрегиональных) общественных объединений разрешает дела о соответствии Уставу Краснодарского края:
а) законов и других нормативных правовых актов Законодательного Собрания края;
б) нормативных правовых актов администрации края;
в) нормативных актов органов местного самоуправления.
3. Уставный суд края по жалобам на нарушение прав и свобод граждан проверяет соответствие Уставу Краснодарского края закона края, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Статья 54
1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает материалы об административных правонарушениях, а также гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
2. Полномочия и порядок деятельности мировых судей определяются федеральным и краевым законодательством.
Статья 55
1. Законодательный и исполнительный органы государственной власти края оказывают содействие судебной власти в создании необходимых условий для ее деятельности, укреплении материально-технической базы, в организации подготовки судейских кадров, решении социально-бытовых вопросов судей.
2. Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета. Не допускается финансирование указанных судов из краевого и местных бюджетов.
Финансирование судов края производится из краевого и местных бюджетов.
Статья 56
1. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Краснодарского края законов, выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
2. Органы прокуратуры, действующие на территории края, являются частью единой системы прокуратуры Российской Федерации.
3. Прокурор Краснодарского края назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Законодательным Собранием края.
4. Организация и порядок деятельности прокуратуры края определяются федеральным законом.
Статья 57
Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действует краевая коллегия адвокатов, юридические службы, имеющие соответствующие лицензии на оказание юридической помощи.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законами Российской Федерации и края.
Статья 58
1. Охрана общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан, охрана собственности во всех ее формах на территории Краснодарского края осуществляются органами внутренних дел, организация и порядок деятельности которых определяются федеральными законами.
2. За счет средств краевого и местных бюджетов Законодательное Собрание края, представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции).
3. Участие граждан, общественных объединений, казачьих обществ в охране правопорядка определяется федеральным и краевым законодательством.
4. Начальник главного управления внутренних дел края назначается на должность Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главой администрации (губернатором) края и Законодательным Собранием края.
Статья 59
1. Налоговая полиция края осуществляет защиту экономической безопасности Российской Федерации и края.
2. Начальник управления Федеральной службы налоговой полиции по Краснодарскому краю в соответствии с федеральным законом назначается Директором Федеральной службы налоговой полиции России.
Статья 60
Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определенном федеральными законами и законами края.
Статья 61
1. Граждане, исполняющие обязанности по государственной должности государственной службы, являются государственными служащими.
2. Государственная служба осуществляется в интересах всего населения края.
3. Правовой статус государственных служащих края, требования для занятия государственных должностей государственной службы определяются законами края.
Раздел III. Законодательство края
Статья 62
1. Законодательство Краснодарского края составляют принятые в установленном законом порядке нормативные правовые акты края, действующие на основании законодательства Российской Федерации в дополнение к нему или самостоятельно.
2. В систему законодательства края входят:
а) настоящий Устав, обладающий высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам края;
б) законы края, принимаемые референдумом или Законодательным Собранием края;
в) постановления, принимаемые Законодательным Собранием края;
г) постановления, принимаемые главой администрации (губернатором) края;
д) иные нормативные правовые акты (регламенты, положения, постановления правительства края и другие).
3. Органы государственной власти края вправе принимать обращения, заявления, декларации.
Статья 68
1. Законодательство края не должно противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу края.
2. Законодательство края, принятое в пределах компетенции края, обязательно для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, физическими и юридическими лицами и иными субъектами, находящимися на его территории.
3. Законы, принятые Законодательным Собранием края в пределах его компетенции, являются первоисточниками правовых норм края, подлежат государственной защите на территории края так же, как и законы Российской Федерации.
4. Принятый закон направляется главе администрации (губернатору) края для подписания и обнародования. Закон может быть возвращен главой администрации (губернатором) края для повторного рассмотрения.
Если при повторном рассмотрении закон будет принят двумя третями голосов от общего состава депутатов Законодательного Собрания края, то глава администрации (губернатор) края обязан подписать его в течение трех дней и передать для обнародования.
В случае неподписания главой администрации (губернатором) края закона после повторного принятия закон публикуется Законодательным Собранием края и вступает в законную силу.
5. Нормативные правовые акты администрации края принимаются на основании и во исполнение законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Законодательного Собрания края.
6. Законы края не должны разрешать вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти, а также к ведению судебных органов.
Статья 64
1. Правом законодательной инициативы в Законодательное Собрание края обладают:
а) депутаты Законодательного Собрания края;
б) постоянные комитеты и комиссии Законодательного Собрания края;
в) депутатские объединения Законодательного Собрания края;
г) глава администрации (губернатор) края;
д) прокурор края, председатель краевого суда, председатель краевого арбитражного суда, избирательная комиссия Краснодарского края по вопросам их компетенции;
е) представительные органы местного самоуправления края;
ж) краевой совет профессиональных союзов;
з) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющие Краснодарский край;
и) не менее 100 тысяч избирателей края, подписавших надлежащим образом коллективное обращение.
Статья 65
1. Устав Краснодарского края принимается Законодательным Собранием края.
2. Предложения об изменении и дополнении Устава края имеют право вносить субъекты законодательной инициативы.
3. Проект устава края перед принятием должен пройти не менее двух чтений.
4. Между первым и вторым чтениями проекта устава края должно пройти не менее четырнадцати рабочих дней.
5. Во втором чтении проект устава края считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Законодательного Собрания края.
6. Законопроект, содержащий предложение об изменении Устава края, не может рассматриваться в ином порядке, чем это предусмотрено настоящей статьей; полномочия на его принятие не могут быть делегированы.
Статья 66
Устав Краснодарского края является основным законом Краснодарского края, имеет высшую юридическую силу в системе законодательства края и прямое действие на всей его территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в крае, не должны противоречить Уставу Краснодарского края. Постановления и распоряжения главы администрации (губернатора) края не должны противоречить законам Краснодарского края. В случае противоречия между законом края и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) края действует закон края.
Статья 67
1. Официальное толкование законов производится посредством законов.
2. Официальное толкование Устава Краснодарского края производится посредством законов, принимаемых в установленном для самого Устава порядке.
Статья 68
Акты органов исполнительной власти края принимаются, издаются, вступают в силу, отменяются и изменяются в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством.
Статья 69
1. Контроль за соблюдением законодательства края осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти края, а также действующие на территории края федеральные органы в пределах их полномочий и в установленном законами Российской Федерации и края порядке.
2. Надзор за исполнением законов края осуществляют в соответствии с федеральным законом органы прокуратуры, действующие на территории Краснодарского края.
3. Законодательное Собрание края, глава администрации (губернатор) края вправе вносить в соответствующие органы или должностным лицам в порядке подчиненности представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими настоящего Устава и законов края, иных нормативных правовых актов.
Представление должно быть рассмотрено соответствующим органом или должностным лицом не позднее 15 дней со дня получения.
4. Невыполнение настоящего Устава и законов края, постановлений главы администрации (губернатора) края, принятых в пределах его компетенции, влечет ответственность, предусмотренную федеральным и краевым законодательством.
Раздел IV. Собственность края. Основы экономической деятельности
Глава 1. Собственность края
Статья 70
1. Экономическую основу Краснодарского края составляют: государственная, частная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Все формы собственности на территории Краснодарского края обеспечиваются равной правовой защитой.
3. Государственная собственность на территории края выступает в виде федеральной собственности и собственности края.
Статья 71
1. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность края осуществляется совместно Правительством Российской Федерации и администрацией края в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
2. Объекты федеральной собственности могут быть переданы в ведение и распоряжение края. Порядок управления этими переданными объектами регулируется федеральным и краевым законодательством.
3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находящимися на территории края, определяются законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами края.
Статья 72
Собственностью Краснодарского края является все имущество, не являющееся частной собственностью, федеральной государственной собственностью и собственностью других определенных законом собственников, в том числе земли и другие природные ресурсы в пределах территории края, а также средства краевого бюджета и другие финансовые ресурсы.
В собственности Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться имущество за пределами территории Краснодарского края.
Статья 73
1. Народу Краснодарского края принадлежат права владения, пользования и распоряжения собственностью края, которые он реализует через государственные органы законодательной и исполнительной власти края.
2. К ведению Законодательного Собрания края относится:
а) установление порядка управления и распоряжения собственностью края;
б) установление порядка использования и охраны объектов историко-культурного наследия;
в) осуществление контроля за соблюдением на территории края законодательства о собственности.
3. Администрация края осуществляет управление и распоряжение собственностью края в порядке, установленном законами Российской Федерации и края.
4. Законодательное Собрание края и администрация края, руководствуясь федеральным законодательством о приватизации, самостоятельно определяют в отношении объектов собственности края сроки и способы их приватизации.
5. Объекты собственности края, имеющие наиболее важное значение для жизнеобеспечения края либо для сохранения его материальной и духовной культуры, отчуждению не подлежат, их перечень устанавливается законодательными актами края.
Глава 2. Финансы. Бюджетное устройство
Статья 74
1. Краевые финансовые ресурсы составляют денежные средства, полученные за счет:
а) налогов и сборов, подлежащих зачислению в краевой бюджет;
б) доходов от использования собственности края и деятельности администрации края;
в) взыскания штрафов и иных санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации и края;
г) дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета Российской Федерации;
д) кредитов, предоставленных краю;
е) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций;
ж) иных поступлений в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
2. Денежные средства, образующие краевые финансовые ресурсы, зачисляются в доходы краевого бюджета и внебюджетные фонды.
3. Денежные средства, полученные в иностранной валюте, зачисляются в валютный фонд края.
Статья 75
1. Бюджетные права Законодательного Собрания края и администрации края определяются федеральным и краевым законодательством.
2. Законодательное Собрание края утверждает краевой бюджет и отчет о его исполнении, доходную и расходную части краевых внебюджетных и валютного фондов в соответствии с целевым назначением, определяемым положениями о фондах, а также самостоятельно планирует и осуществляет предусмотренные соответствующей статьей бюджетные расходы на свое содержание.
3. Разработка проекта краевого бюджета, его исполнение, за исключением расходов на содержание Законодательного Собрания края, осуществляются администрацией края.
4. Вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения краевого бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законами Российской Федерации и края.
5. Порядок разработки, рассмотрения, утверждения, опубликования и исполнения краевого бюджета регулируется законодательными актами Российской Федерации и края.
6. Законодательное Собрание края вправе образовывать внебюджетные и валютный фонды. Средства внебюджетных и валютного фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, расходуются администрацией края в соответствии с решениями Законодательного Собрания края.
Целевое назначение каждого внебюджетного и валютного фондов, порядок расходования средств, формирование правления и наблюдательного совета фонда, его функции и полномочия определяются Законодательным Собранием края в соответствии с утвержденным им положением о фонде.
7. Контроль за исполнением краевого бюджета осуществляет контрольно-счетная палата края, состав и порядок деятельности которой определяются законом края.
Статья 76
1. Доходы краевого бюджета формируются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и края.
2. В случае принятия органами государственной власти Российской Федерации решений, повышающих расходы или уменьшающих доходы краевого бюджета, недостающие бюджетные средства компенсируются за счет федерального бюджета Российской Федерации.
3. Расходы краевого бюджета, направленные на реализацию федеральных программ, возмещаются из федерального бюджета Российской Федерации полностью или частично в зависимости от условий участия края в этих программах.
4. Доходы краевого бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются администрацией края в соответствии с нормативными правовыми актами Законодательного Собрания края.
Статья 77
Расходы краевого бюджета осуществляются за счет его доходов, а также дотаций, субсидий и субвенций, получаемых из федерального бюджета Российской Федерации.
Статья 78
Законодательное Собрание края содействует сбалансированности районных и городских бюджетов путем использования регулирующих налогов, предоставления дотаций и субвенций этим бюджетам в соответствии с законодательством Российской Федерации и края.
Статья 79
Финансовые ресурсы края могут объединяться с финансовыми ресурсами иных субъектов Российской Федерации для финансирования совместных, в том числе межрегиональных, программ социально-экономического развития.
Глава 8. Основы экономической деятельности края
Статья 80
1. В крае обеспечиваются необходимые условия для свободы экономической деятельности и конкуренции, регулируется монополистическая деятельность, гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законом любых форм предпринимательской деятельности.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления края не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности в крае предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан.
3. Органы государственной власти края осуществляют поддержку и стимулирование товаропроизводителей, развитие предпринимательства в социально значимых сферах путем установления соответствующих приоритетов в финансовой, налоговой и бюджетной политике.
Статья 81
1. Органы государственной власти края осуществляют контроль за эффективным размещением любых производственных и социальных объектов независимо от формы собственности, а также за рациональным использованием земли, недр, водных и других природных ресурсов, охраной окружающей среды, объектов историко-культурного наследия и обеспечением экологической безопасности.
2. Органы государственной власти края обеспечивают защиту особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры.
Статья 82
Администрация края является участником внешнеэкономических связей, осуществляемых в интересах развития экономики края и удовлетворения потребностей населения, при соблюдении соответствующих положений Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, Устава края и законов края.
Статья 83
1. Земля является уникальным и наиболее ценным природным ресурсом края, составляет основу жизни и деятельности его жителей и должна:
а) гарантированно использоваться в интересах населения (народа) края;
б) быть защищена от незаконного предоставления юридическим и физическим лицам;
в) использоваться рационально и по целевому назначению.
2. Земля на территории края, в чьей бы собственности она не находилась - государственной, муниципальной, частной и иной, не может быть предметом купли-продажи и иных сделок по передаче прав собственности, кроме случаев сделок с земельными участками, предоставляемыми или занятыми под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство, садоводство, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законом.
3. Особый порядок землепользования в крае определяется законом края.
Статья 84
1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные на территории края, являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения, относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите, и являются одной из основ экономической деятельности края.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края.
3. Органы государственной власти края определяют статус региональных и местных лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
4. Статус федеральных курортов, расположенных на территории края, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти края.
5. Порядок использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется органами государственной власти края в соответствии с федеральным и краевым законодательством и не должен ущемлять законные интересы жителей края.
Раздел V. Местное самоуправление
Статья 85
1. Местное самоуправление в Краснодарском крае - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление осуществляется в границах муниципальных образований.
3. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статья 86
Порядок организации деятельности органов местного самоуправления устанавливается федеральными законами, законами края и уставом муниципального образования.
Статья 87
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Статья 88
Органы государственной власти края создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Раздел VI. Заключительные положения
Статья 89
1. Нормативные правовые акты края, принятые до вступления в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей ему.
2. Действие части второй статьи 24 настоящего Устава распространяется на депутатов Законодательного Собрания края первого созыва.
3. Ограничения, установленные для депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в части первой статьи 27 настоящего Устава, не распространяются на тех из них, кто был избран депутатом до вступления в силу настоящего Устава.
4. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все нормативные правовые акты края.
5. В течение одного года со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть приняты нормативные правовые акты края, отсылки к которым содержатся в Уставе края.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Краснодарского края от 18 июля 1997 г. N 95-КЗ "О внесении изменений и дополнений в Государственный Устав Краснодарского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.