Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 12 апреля 1994 г. N 200
Положение о народных добровольных дружинах
по охране общественного порядка
См. также Положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, утв. постановлением главы администрации г. Краснодара от 5 августа 2002 г. N 1242
1. Общие положения
1.1. Добровольные народные дружины, далее дружины, создаются по производственному и территориальному принципу на предприятиях, в учреждения, организациях различных форм собственности, учебных заведениях, при ЖЭУ, РЭУ, общежитиях и т.д. и по месту жительства граждан для участия в охране общественного порядка и борьбы с правонарушениями.
1.2. Вся деятельность дружин основывается на строгом соблюдении законности. В своей работе дружины руководствуются законами РФ, решениями органов власти и управления и настоящим Положением.
1.3. В дружины принимаются граждане, достигшие 18 лет, способные по своим моральным, физическим и деловым качествам выполнять поставленные перед дружиной задачи.
1.4. Общее руководство и контроль за деятельностью дружин осуществляется краевым штабом и администрациями городов и районов края.
1.5. Государственные органы, общественные организации и должностные лица оказывают содействие и помощь дружинам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
1.6. Противодействие законной деятельности членов дружин, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Основные задачи и функции дружин
2.1. Основными задачами дружин является охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охраны общественного порядка, защите всех форм собственности, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения Российских законов.
2.2. Дружины, выполняя возложенную на них в пункте 2.1 настоящего Положения задачи, руководствуются при этом действующим законодательством при непосредственном участии правоохранительных органов:
2.2.1. Оказывают содействие органам внутренних дел, прокуратуры и иным государственным службам в их деятельности по укреплению общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с правонарушениями;
2.2.2. Участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках, вокзалах, пристанях, аэропортах и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения массовых мероприятий;
2.2.3. Принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, наркоманией, хищениями, с нарушениями правил торговли и потребительского рынка и другими правонарушениями;
2.2.4. Принимают участие в проведении воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению правил общежития и предупреждению антиобщественных поступков;
2.2.5. Участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;
2.2.6. Принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют в спасении людей, имущества и поддержания общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.
2.3. Специализированные группы в составе дружин могут привлекаться соответствующими органами для совместного участия:
2.3.1. В обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, в предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
2.3.2. В проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства;
2.3.3. В оказании помощи пограничным войскам в охране государственной границы.
3. Порядок создания и организация работы дружины
3.1. Дружина утверждается на собрании лиц, желающих вступить в нее (сходах жителей микрорайона, общих собраниях общественных организаций и т.д.).
3.2. Решение о создании дружины, персональный состав и положение утверждается администрацией на местах.
3.3. Упразднение или реорганизация дружины производится решением местной администрации на основании постановления собрания граждан, решения общего собрания общественных организаций, предприятий, учреждений и т.д.
3.4. Прием в дружину производится на строго добровольных началах в индивидуальном порядке на основании личного письменного заявления на собрании дружинников или на заседании штаба дружины, сходе граждан, на общих собраниях общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций.
3.5. Каждый член дружины принимает присягу на добросовестное и верное исполнение своих обязанностей по обеспечению правопорядка и борьбе с правонарушениями. Торжественное обещание (присяга) принимается на общем собрании дружины.
До принятия торжественного обещания (присяги) дружинникам разъясняется значение этого обещания (присяги), с ними организуется изучение настоящего Положения, законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями, форм и методов работы дружин.
3.6. Членам дружины, принявшим торжественное обещание (присягу), командир или начальник штаба дружины вручает удостоверение дружинника установленного образца, в котором излагаются основные обязанности и права дружинника, а также законоположение по охране общественного порядка. Только после этого члены дружины допускаются к исполнению своих обязанностей.
3.7. Дружинники, обратившиеся с просьбой о добровольном освобождении их от обязанностей дружинника, выбывают из ее состава. Решение о выбытии принимается штабом. Выбывшие из состава дружины сдают командирам удостоверение.
3.8. Дружину возглавляет командир дружины и его заместитель, избираемые открытым голосованием на общем собрании дружинников сроком на один год. В дружине, насчитывающей более 50 дружинников для руководства ее работой избирается в том же порядке и на тот же срок штаб дружины. На заседании штаба избирается начальник штаба, его заместители и распределяются обязанности между членами штаба.
3.9. Для оперативного руководства работой дружины в пределах района, города, решением местного органа власти образуется районный, городской, муниципального округа в городе, сельский, поселковый штаб дружины.
Командиром дружины утверждается один из заместителей главы администрации.
3.10. По решению районного, городского и др. штаба дружин могут образовываться соответствующие штабы для руководства работой дружин в микрорайонах городов, а также в отдельных населенных пунктах.
4. Обязанности и права члена дружины
4.1. Член дружины обязан:
4.1.1. Активно участвовать в охране общественного порядка, в работе по предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе соблюдения законов, правил общежития; оказывать содействие правоохранительным органам в их деятельности по борьбе с правонарушениями;
4.1.2. На работе, в учебных учреждениях, на улице, в общественном месте защищать честь, достоинство, а также права и законные интересы граждан, быть тактичным и вежливым в обращении с гражданами, решительно и смело принимать предусмотренные законом меры к пресечению преступных посягательств и иных правонарушений;
4.1.3. Строго соблюдать законы и другие нормативные акты Российской Федерации, требований настоящего Положения, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
4.1.4. При выполнении заданий четко и добросовестно выполнять требования командира дружины и ее штаба, а также указания работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;
4.1.5. При исполнении обязанностей носить нарукавную повязку, иметь при себе удостоверения дружинника.
4.2. Член дружины имеет право:
4.2.1. Требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращений правонарушений;
4.2.2. В отсутствие работников милиции или иных уполномоченных на это лиц при невозможности доставить правонарушителя в ближайший орган внутренних дел или общественный пункт охраны порядка, составлять протокол, либо рапорт о случаях злостного нарушения общественного порядка или причинения имущественного или иного ущерба гражданину, предприятию, учреждению, организации с последующей передачей материала начальнику органа внутренних дел;
4.2.3. Требовать с нарушителей общественного порядка предъявления паспорта или иных документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения или причастности к нему;
4.2.4. Доставлять в милицию, штаб ДНД или общественный пункт охраны порядка лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечений правонарушений и составления протокола об административном правонарушении при невозможности составлять его на месте, если составление протокола является обязательным; при совершении нарушений правил по охране порядка и безопасности движения и иных случаях, предусмотренных статьей 238 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, при этом нахождение доставленного лица в общественном пункте охраны порядка не может длиться более одного часа;
4.2.5. При пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с составлением рапорта и последующей незамедлительной передачей их в милицию;
4.2.6. Входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры и в другие общественные места для выявления скрывающегося правонарушителя, пресечений возникших там правонарушений, а также, с согласия администрации этих мест, для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка;
4.2.7. При исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (за исключением такси) по специальным проездным билетам, выдаваемых на время дежурства, в порядке, определяемом соответствующей администрацией;
4.2.8. В случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства (кроме специальных и дипломатических автомобилей) для доставления в лечебные учреждения лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся, в связи с этим, в безотлагательной медицинской помощи;
4.2.9. Пользоваться бесплатно при исполнении обязанностей по охране общественного порядка телефонами предприятий, учреждений и организаций;
4.2.10. Требовать от водителей транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения, документы на право управления транспортными средствами, доставлять в ближайший орган милиции водителей, управляющих этими средствами в состоянии опьянения, либо без водительских документов.
4.4. В случае временной нетрудоспособности члена дружины, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, дружиннику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности независимо от стажа работы в размере 100% заработка. В случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине, ему назначается пенсия в соответствии с действующим законодательством РФ, за счет местного бюджета выплачивается единовременное пособие в сумме 30-кратного размера установленной минимальной заработной платы.
Членам семьи дружинника, погибшего при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере, установленном законодательством РФ, за счет средств местного бюджета им выплачивается единовременное пособие в сумме 50-кратного размера минимальной оплаты труда.
Дружинник и члены его семьи в указанных случаях вправе требовать в установленном порядке возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с решением правления государственного страхования Российской Федерации от 27.12.89 г. предприятия, организации, учреждения, а также органы местной власти могут заключать договоры на страхование дружинников от несчастных случаев, происшедших в период выполнения ими функций по охране общественного порядка.
См. также Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Ущерб, причиненный имуществу члена дружины в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в полном объеме из средств местного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
5. Формы и методы работы территориальных дружин
5.1. Дружины осуществляют свою деятельность путем:
5.1.1. Патрулирования и выставления постов на улицах и площадях, дорогах, парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению нарушений и лиц, их совершивших;
5.1.2. Проведения индивидуально-воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, разъяснения гражданам законодательства и правил общежития; проведения бесед с родителями и другими близкими родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
5.1.3. Оформления материалов на правонарушителей, направления этих материалов в органы внутренних дел ,прокуратуры, суда, комиссии по делам несовершеннолетних и в другие государственные органы и общественные организации;
5.1.4. Использования средств печати, радио и телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, совершающих антиобщественные поступки.
5.2. Ношение членами дружин холодного, огнестрельного оружия без разрешения внутренних дел не допускается.
6. Руководство деятельностью дружин
6.1. Местные администрации в пределах своей компетенции, руководствуясь положением о дружинах, организуют и направляют их деятельность, принимают меры к укреплению дружин, обеспечивают соблюдение законности в деятельности дружин, организуют их взаимодействие с государственными и общественными организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают сообщения и отчеты командиров дружин по вопросам работы дружин и руководителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, решают вопросы материально-технического обеспечения дружин.
6.2. Координацию деятельности дружин и повседневный контроль за их работой осуществляют соответствующие органы внутренних дел.
6.3. Оперативное руководство работой дружин осуществляется штабом и командирами, которые:
6.3.1. Проводят работу по сплочению и укреплению дружины, воспитывают у дружинников высокую дисциплинированность, чувство долга, взаимовыручки и самоотверженности;
6.3.2. Организуют изучение дружинниками основ законодательства, занятия по физической подготовке, обучению их формам и методам борьбы с правонарушениями;
6.3.3. Планируют работу дружины, инструктируют дружинников и контролируют их деятельность, ведут учет результатов работы дружины;
6.3.4. Рассматривают составленные дружинниками протоколы и рапорты о правонарушениях и направляют их в соответствующие государственные органы и организации;
6.3.5. Ходатайствуют о поощрении наиболее отличившихся членов дружины.
7. Районный, городской, муниципального округа, сельский,
поселковый штаб дружины
7.1. Проводит организационную работу по созданию дружин и совершенствованию их деятельности.
7.2. Планирует работу дружин, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин, распределяет силы дружин по территории и направлениям их деятельности, организует учебу руководителей дружин.
7.3. Проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет положительный опыт работы.
7.4. Ходатайствует перед руководителями предприятий, учреждений, организаций, общественными объединениями и др. о поощрении наиболее отличившихся дружинников.
7.5. Отчитывается о работе штаба дружины перед соответствующими органами власти.
8. Краевой штаб народных дружин
8.1. Обобщает и распространяет положительный опыт деятельности городских, муниципальных округов, поселковых сельских штабов и отдельных дружин, оказывает необходимую методическую помощь в их работе.
8.2. Проверяет работу штабов дружин и принимает меры к устранению выявленных недостатков.
8.3. Вносит в соответствующие государственные органы и общественные организации предложения по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями.
8.4. Отчитывается о работе штаба дружин перед главой администрации края.
9. Взаимодействие правоохранительных органов с дружинами
9.1. Правоохранительные органы оказывают всемерное содействие и поддержку дружинам в выполнении возложенных на них задач, дают командирам дружин необходимую для деятельности дружин информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому воспитанию членов дружин, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридическо-справочной литературой, участвуют в работе общих собраний и в заседаниях штабов дружин.
9.2. Органы внутренних дел обеспечивают организацию повседневного взаимодействия с дружинами, инструктируют дружинников, обучают их формам и методам борьбы с правонарушениями, оказывают методическую помощь дружинам в планировании и учете их работы. Проводят по согласованию со штабами дружин совместные мероприятия по охране общественного порядка, предупреждению правонарушений. Во время проведения таких мероприятий оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие должностные лица правоохранительных органов.
10. Меры поощрения и взыскания
10.1. Члены дружины, активно участвующие в охране общественного порядка, поощряются соответствующими администрациями, органами внутренних дел путем:
- объявления благодарности;
- награждения Почетной грамотой;
- выдачи денежной премии и ценного подарка.
Местными органами власти могут быть предусмотрены иные формы поощрения.
За особые услуги при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм, члены дружины могут быть представлены к государственным наградам России.
10.2. За недобросовестное выполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины членам дружины может быть объявлен выговор, они могут быть исключены из дружины.
10.3. За превышение полномочий и другие нарушения, повлекшие причинение вреда, члены дружины несут материальную и иную предусмотренную законом ответственность.
11. Материально-техническое обеспечение дружин
11.1. Местные органы власти, организации, предприятия, учреждения различных форм собственности обеспечивают народные дружины необходимыми помещениями, средствами связи, транспортом, оборудованием, имуществом и инвентарем. Оказывают им необходимую финансовую и материально-техническую помощь.
11.2. Расходы на содержание служебных помещений дружин, на приобретение мебели, инвентаря, специальной литературы, наглядных пособий, бланков удостоверений и повязок дружинника, а также телефонные, почтовые и другие расходы, необходимые для обеспечения деятельности дружин, производятся за счет средств соответствующих местных органов власти, предприятий, учреждений, организаций.
11.3. Органы внутренних дел в необходимых случаях могут предоставлять штабам дружин на период дежурства мобильные радиосредства и другие технические средства.
12. Надзор за соблюдением законности
Надзор за точным исполнением законов в деятельности дружин осуществляется органами прокуратуры в соответствии с Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации".
Начальник УВД |
П.М. Латышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.