Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 13 октября 1997 г. N 437
Краевая целевая программа "Дети России"
Подпрограмма "Дети Чернобыля"
на 1997 - 1998 гг.
Характеристика проблемы
Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению экологической среды 14 административных территорий России, на которых проживают более 600 тыс. детей. Опасность радиационного облучения заключается не только в возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его потомство. Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась также на эмоционально-психологическом и социально-нравственном самочувствии детей. В Краснодарском крае проживает около 10 тыс. участников ликвидации последствий аварии, у которых к 1996 году родилось 1410 детей. Кроме того, в край организовано переселение семей из загрязненных территорий не только России, но и Украины, Белоруссии; детей-переселенцев к 1996 г. - 886 человек. При проведении диспансеризации выявлено 1248 больных детей. В структуре заболеваемости на 1-ом месте - болезни органов дыхания, на 2-ом - гиперплазия щитовидной железы II-ой степени, на 3-ем - болезни органов пищеварения.
Цель и задачи программы
Целью программы является снижение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы на здоровье детей и обеспечение им психологической, социальной и правовой защиты на основе комплексного решения проблем медицинской и психологической реабилитации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- проведение целевой специализированной диспансеризации детского населения,
- развитие психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медицинской, социальной и психологической помощи детям и семье.
Основные направления реализации программы
Оказание медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает дооснащение современной лечебно-диагностической аппаратурой медицинских учреждений, приобретение лекарственных средств и препаратов.
Оздоровительное и восстановительное лечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС.
Научное обеспечение реализации программы
Намечается осуществление медико-социального обеспечения реализации программы по следующим аспектам: медицинскому и социально-психологическому, что позволит научно прогнозировать состояние здоровья групп детского населения, исследовать влияние радиационного фактора в развитии наследственных заболеваний и врожденных аномалий, социально-психологических последствий аварии, диагностировать состояние здоровья и отклонения в развитии детей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит добиться снижения воздействия на детей и беременных женщин неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, улучшить качество медицинской помощи, обеспечить психологическую и социальную защиту детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Подпрограмма "Дети-инвалиды"
на 1997 - 1998 гг.
См. также краевую целевую межведомственную программу "Дети-инвалиды" на 1999 - 2000 годы, утвержденную в составе краевой целевой программы "Дети Кубани" на 1999 - 2000 годы постановлением главы администрации края от 12 апреля 1999 г. N 237
Характеристика проблемы
В Краснодарском крае официально зарегистрировано 1,1% детей-инвалидов от общей популяции, или 12664 ребенка. Эта цифра значительно возрастет, если принять во внимание детей с дефектами умственного и физического развития, которые не могут быть признаны инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. По экспертным оценкам число аномальных детей составляет 4,5% от числа обучающихся в неполной средней школе, однако специальные школы или классы посещают только 1/3 из них. Переход на новые критерии живорождения, соответствующие требованиям Всемирной организации здравоохранения, может привести к увеличению числа детей-инвалидов, если мы вовремя не создадим необходимые условия полноценного выхаживания и последующей реабилитации новорожденных с низкой массой тела. В 60 - 70% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией, что свидетельствует о возможности существенного снижения детской инвалидности за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, развития медико-генетической помощи. Не в полной мере решаются проблемы психолого-педагогической, социальной и медицинской реабилитации детей-инвалидов. Только 60% детей-инвалидов могут ежегодно получит курс реабилитации, в т.ч. в санаторных условиях - 10%. Не все специализированные интернатные учреждения края для детей-инвалидов имеют возможности для проведения реабилитационных мероприятий.
Цели и задачи программы
Краевая целевая программа направлена на формирование основ комплексного решения проблем предупреждения детской инвалидности, создания условий для адаптации и независимой жизни детей с отклонениями в развитии.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
- улучшение возможностей для комплексной психологической педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
- создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
- обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения;
- организация научных исследований актуальных проблем детской инвалидности;
- укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных условиями программы, позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности, предотвратить инвалидизацию детей от травм и хронических заболеваний;
- приблизиться к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции детей-инвалидов в общество и в дальнейшем - к их независимой жизни.
Подпрограмма "Дети-сироты"
на 1997 - 1998 гг.
См. также краевую целевую межведомственную программу "Дети-сироты" на 1999 - 2000 годы, утвержденную в составе краевой целевой программы "Дети Кубани" на 1999 - 2000 годы постановлением главы администрации края от 12 апреля 1999 г. N 237
Характеристика проблемы
Социальное сиротство, как широкое социальное явление, отражение и порождение общих социально-экономических процессов, как в России, так и в крае.
В связи с низкой материально-технической базой, неудовлетворительной укомплектованностью медицинскими кадрами детских закрытых учреждений, а также с перегруженностью и недостатками в медицинском обслуживании заболеваемость детей данных учреждений в два раза выше, чем в среде обычных детей. На первое место у воспитанников закрытых учреждений выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность, эмоционально-волевая незрелость). Изменения кадрового состава детских закрытых учреждений привели к тому, что 30% учреждений края не имеют узких специалистов, 37% - врачей-педиатров, 14% - ни врачей-педиатров, ни узких специалистов. Материально-техническая база домов ребенка края, где на государственном обеспечении находятся 379 детей в возрасте от 0 до 4 лет, 72,8% которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждается в финансовой и материальной поддержке. На сегодняшний день дома ребенка края оснащены мягким и твердым инвентарем на 40%, учебными пособиями и игрушками на 30%, одеждой и обувью - на 30 - 20%. Финансирование домов ребенка идет только по статьям 1, 9, 10.
Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом. Здоровье детей домов ребенка в 1995 году, несмотря на проводимые реабилитационные мероприятия, имеет высокий показатель выявленной патологии: детей, отстающих в психическом развитии - 73%; отстающих в физическом развитии - 58%; с заболеваниями центральной нервной системы - 44%; детей, страдающих эндокринопатиями - 33,8%; с врожденной патологией - 18% детей.
Принятие программы "Дети-сироты" позволит осуществить ряд мер, направленных на медико-психологическую и социальную реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить им полноценную интеграцию в общество.
Цель и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинская и социальная реабилитация, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий медицинской, психологической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление мер по совершенствованию системы медико-психологической и социальной реабилитации этих детей, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей сиротских учреждений;
- подготовка и переподготовка кадров для организации проведения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления реализации программы
Предупреждение социального сиротства
Комплекс мер по развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сокращению роста числа детей<-сирот> при живых родителях.
Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Создание эффективной системы психологической, медицинской и педагогической помощи, социальной и трудовой адаптации, полноценной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кадровое обеспечение
Подготовка врачей, психологов, педагогов, социальных работников для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Материально-техническое обеспечение учреждений сиротского типа
Создание финансовых возможностей для удовлетворения полноценного физического, психического и социального развития детей в течение всего периода социализации.
Капитальное строительство
Совершенствование материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширить сеть образовательных реабилитационных учреждений нового типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать необходимые условия социализации воспитанников детских домов, домов ребенка и интернатных учреждений, подготовки их к самостоятельной жизни и труду;
- обеспечить равные возможности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепить материально-техническую базу для учреждений данного типа.
Подпрограмма "Охрана здоровья семьи"
на 1997 - 1998 гг.
Основой программы ВОЗ и ЮНИСЕФ стала идея безопасного материнства, как совокупность социально-экономических, медицинских и правовых мероприятий, обеспечивающих рождение детей без отрицательного влияния на здоровье матери.
Материнская смертность в крае 1993 г. превышала российский уровень в 1,5 раза и, как показали результаты 1994 - 95 годов, при выполнении краевой программы "Здоровая мать - здоровый ребенок" и ее финансировании эти показатели пошли вниз (1994 г. - 22,5; 1995 - 25,2). Также снижаются показатели перинатальной смертности (1994 - 16,3; 1995 - 12,5). Но вызывает тревогу снижающийся индекс здоровья женщин и новорожденных. В связи с этим представляется целесообразным предложить вариант региональной программы и пути ее реализации.
При формировании программы учитывались:
- динамика рождаемости;
- особенности реализации репродуктивной функции;
- частота, структура, причины перинатальной смертности;
- частота и структура причин материнской смертности;
- частота абортов, частота и структура использования контрацептивов;
- коэффициент социальной удовлетворенности на примере опроса женщин после родов в отношении контрацепции.
Основой для разработки программы послужили рекомендации ВОЗ.
Цель программы
Снижение материнской и перинатальной патологии за счет обеспечения всех беременных женщин, новорожденных и подростков современным уровнем медицинской помощи, обеспечение потребности этих контингентов населения в услугах планирования семьи.
Основные разделы программы:
- дородовая медицинская помощь беременным;
- медицинская помощь в родах и после родов;
- медицинская помощь новорожденным;
- услуги планирования семьи.
Раздел I. Дородовая медицинская помощь беременным
Включает:
- уточнение стандартов антенатального контроля при физиологической и патологической беременности. Для этого с целью повышения ответственности будущих родителей, семьи, близких необходимо повышать информированность их о беременности, ее течении и прогнозе путем введения картограммы. Изменить количество посещений беременной женской консультации, предоставить ей право выбора учреждения и врача, повышать ее информированность о беременности через все средства коммуникаций (брошюры, буклеты, видеопрограммы и т.д.);
- уточнение факторов риска перинатальной патологии, для чего использовать все методы диагностики: УЗИ, лабораторные, медико-генетическую консультацию и т.д.;
- уточнение показаний для госпитализации в отделение патологии беременности, четкое их дифференцирование;
- обеспечение, при наличии показаний, всех беременных витаминами, препаратами железа, минеральных добавок за счет выделенных средств территориальной программы "Здоровая мать - здоровый ребенок".
Критерии оценки этого раздела:
частота и структура акушерской и экстрагенитальной патологии, частота и структура перинатальной патологии; разработка анкет для выявления мнения медицинского персонала о перинатальной помощи и мнения женщин о пренатальной помощи. Данные анализа анкет представить в правительство края, департамент по здравоохранению для определения дальнейшего пути развития службы родовспоможения.
Раздел II. Медицинская помощь в родах и после родов
Включить:
- введение картограмм при всех родах;
- расширение участия акушерок при ведении нормальных родов (наблюдение, ведение историй родов при наличии врача-консультанта, привлечение врача, который вел во время беременности, наблюдение беременных врачами родильных домов до родов, во время родов и после родов);
- раннее прикладывание к груди и совместное пребывание матери и ребенка сразу после родов;
- присутствие на родах мужа, родственников;
- создание групп поддержки в родах.
Критерии оценки этого раздела:
осложнения в родах (частота, структура осложнений), мертворождаемость. Внедрение анкет для определения мнения женщин о помощи в родах и мнения персонала о работе в этих условиях.
Раздел III. Послеродовый период
- раннее прикладывание к груди и совместное пребывание матери и ребенка для обеспечения грудного вскармливания;
- контроль течения послеродового периода (УЗИ-мониторинг, лабораторные наблюдения);
- сокращение сроков пребывания;
- применение индивидуальных гигиенических пакетов;
- контрацепция после родов;
- патронаж после родов в течение недели, профилактика инфекционных заболеваний.
Критерии оценки этого раздела:
частота и структура послеродовых осложнений; частота грудного вскармливания, структура рекомендованной контрацепции после родов; частота совместного пребывания матери и ребенка. Оценка мнения женщин и персонала. Мнение персонала детских поликлиник, динамика наблюдения, учет сроков грудного вскармливания.
Раздел IV. Медицинская помощь детям
- совместное пребывание и грудное вскармливание;
- отмена режима вскармливания, "докорма", "допаивания" и режима пеленания;
- посещение отца и близких в палате, начиная с предродовой;
- соблюдение критериев оценки состояния ребенка;
- выполнение стандартов при наблюдении за новорожденными, в т.ч. интенсивно-реанимационный помощи (карта первичной реанимационно-интенсивной помощи);
- обеспечение аппаратурой и лекарственными препаратами;
- доступность ухода матери за больным ребенком.
Критерии оценки этого раздела:
заболеваемость новорожденных (частота, структура), летальность новорожденных (частота, структура), мнение персонала и мнение женщин.
Раздел V. Планирование семьи
- доступность и информированность населения, женщин о данной программе через все средства СМИ, наглядная агитация (буклеты, брошюры, листовки, видеопрограммы);
- широкое использование контрацептивов, их доступность, разнообразие и бесплатность на всех этапах;
- подготовка для использования стерилизации;
- безопасный аборт;
- подготовить 2 - 3 врача родильного дома, которые будут вести беременность до родов, в родах и после;
- врачи-неонатологи: пройти подготовку, затем тренинг по первичной реанимации новорожденных, невынашиванию беременности и экстрагенитальной патологии. Ввести наблюдение за детьми после выписки из родильного дома. Необходимо провести семинар по планированию семьи с коллективами, организовать кабинет по планированию семьи в родильном доме.
Важно в этой работе поменять отношение персонала, все этапы проведения этой программы должны осуществляться очень добросовестно. Для оценки проведенной работы необходимо придерживаться рекомендаций ВОЗ. Например: из 15 поступивших в родильный дом 80% сообщили, что были выполнены все вышеперечисленные условия, работа считается проведенной. Следующий этап оценки программы - оценка методом анкетирования через 8 - 10 месяцев. Но здесь необходима помощь государственных структур: оборудование, медикаменты, контрацептивы, улучшение материальной базы.
И.о. генерального директора
департамента по здравоохранению |
Л.Б. Резникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.