Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 4 марта 1998 г. N 94
О социально-экономическом положении в крае в 1997 году
и основных направлениях деятельности администрации
Краснодарского края на 1998 год
Исполнился год деятельности краевой администрации, сформированной в январе 1997 года.
Это был период нарастающего острого экономического кризиса и чрезвычайного бюджетного финансирования, вызванных отрицательными последствиями проводимых в стране реформ. Прежде всего - либерализацией цен на энергоносители и продукцию базовых отраслей промышленности, удушающей налоговой и кредитно-денежной политикой.
Механизм непродуманных преобразований вызвал в экономике края необратимые разрушительные процессы, сделал невозможным достижение в ближайшее время стабилизации социально-экономической ситуации.
Поспешная грабительская приватизация и разрыв хозяйственных связей, ценовой хаос, отсутствие четкой законодательной базы и координирующей роли государства - все это обернулось дискредитацией идеи многоукладности экономики. Остановились тысячи предприятий, разрушены целые отрасли производства.
За годы реформ выпуск промышленной продукции в крае уменьшился более чем вдвое. В 3 - 4 раза сократились объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ.
В сельском хозяйстве вдвое снизилось производство зерна и сахарной свеклы, молока и мяса, в 3 раза - овощей.
Количество убыточных предприятий в промышленности региона составляет половину от общего их числа, на транспорте - 61 процент, в строительстве - 37 процентов. В этих условиях ставка федерального центра на привлечение иностранных и отечественных инвестиций нереальна - уважающий себя инвестор не вложит средства в убыточные производства.
Сложность ситуации усугубляется тем, что атмосфера вседозволенности, легкого и быстрого обогащения при отсутствии механизмов государственного контроля за производством и всенародной собственностью привела к деградации многих кадров хозяйственных руководителей, особенно на предприятиях с организационно-правовыми формами частной ориентации и в системе управления.
Следствием глубокого кризиса во всех сферах деятельности общества явилось сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей. Ежегодно число кубанцев сокращается на 27 - 28 тысяч человек. Давая реальную оценку ситуации, можно сказать, что проводимые в России реформы оборачиваются геноцидом своего народа.
В таких условиях администрация края в начале своей деятельности приняла программу первоочередных действий и экстренных мер, направленных на смягчение негативных последствий реформ и разрешение наиболее острых социальных проблем.
Главные усилия были сосредоточены на предметном изучении социально-экономического положения, выработке и осуществлении неотложных программ защиты интересов населения.
С этой целью проведены четыре краевые научно-практические конференции и форум интеллигенции. На них были вскрыты причины развала отраслей экономики. Впервые за многие годы жителям Кубани было честно показано истинное социально-экономическое положение, изложены пути выхода из кризиса с учетом экономической политики в стране.
О проведении научно-практических конференций и форума интеллигенции Кубани см. постановления главы администрации края:
от 18 декабря 1997 г. N 579,
от 13 января 1998 г. N 18.
Участники конференций и форума направили Президенту и Правительству Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе обращения о настоятельной необходимости изменить цены на энергоносители, налоговую и кредитно-финансовую системы.
Проблемы экономики края, сложившиеся в результате негативных процессов, и предложения по изменению государственной политики реформ были подняты в открытом письме главы администрации края Президенту России Б.Н. Ельцину, которое, к сожалению, осталось без ответа.
Администрация принимала энергичные меры по реализации Федеральной целевой программы по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского края в 1994 - 2000 гг. Однако эта программа, одобренная Президентом и Правительством РФ, практически не финансировалась на федеральном уровне. Лишь за счет мер, принятых администрацией края, удалось направить на ее осуществление 2608,5 млрд. рублей, из них 23 процента - из федерального бюджета.
В рамках программы решен вопрос о привлечении иностранного кредита в объеме 30 млн. долларов США для окончания строительства и оснащения оборудованием краевого кардиологического центра.
Итоги прошедшего года показали, что основные оценки, ориентиры и направления деятельности администрацией края определены верно.
Несмотря на сохраняющийся спад производства, по сравнению с 1996 годом замедлились темпы снижения объемов выпуска промышленной продукции и капитальных вложений. Наиболее интенсивно этот процесс проявился в сельском хозяйстве. Если в 1996 году объем валовой продукции отрасли уменьшился на 18 процентов, то в 1997 году - только на 3 процента.
В ходе исполнения бюджета за 1997 год администрация края добилась полного поступления средств финансовой поддержки из федерального бюджета, а также выделения средств Пенсионного фонда России для погашения задолженности перед пенсионерами.
В решении локальных первоочередных задач администрация края осуществляла практические действия по следующим направлениям:
В социальной сфере приняты экстренные меры по обеспечению социальных выплат, соблюдению трудовых гарантий, расширению сферы социального обслуживания и помощи. В ходе их реализации:
полностью ликвидированы долги по пенсиям, заработной плате работникам бюджетной сферы;
оказана помощь более чем миллиону малообеспеченных граждан на сумму свыше 27 млрд. рублей;
на 20 - 35 процентов снижен размер торговой надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые лечебно-профилактическим учреждениям и отдельным группам граждан;
население края гарантированно обеспечивалось хлебом по регулируемым ценам за счет формирования регионального заказа на закупку и поставку зерна для нужд края в объеме 400 тысяч тонн продовольственной пшеницы. В счет государственного заказа поставлено 368,2 тыс. тонн зерна на 373,5 млрд. рублей. Для финансирования закупок в региональный фонд выделено 108,9 млрд. рублей из краевого бюджета, привлечено 264,6 млрд. рублей заемных средств коммерческих банков. Эти меры, а также упорядочение схемы заготовок зерна, его перевозок и переработки позволили добиться снижения цен на муку высшего сорта до 2,2 млн. рублей за тонну, первого - до 1,7 млн. рублей за тонну;
координировалась деятельность структур исполнительной, судебной власти и правоохранительных органов по проблеме возврата населению денежных средств, вложенных в банки и финансовые компании. В результате принятых мер и с учетом средств, которые будут получены по заключенным мировым соглашениям, вкладчикам должно быть возвращено около 14 млрд. рублей. В настоящее время производятся компенсационные выплаты по вкладам инвалидам Великой Отечественной войны 1-й группы. В отношении общероссийских финансовых компаний "Русский Дом Селенга", "Хопер-инвест" и "Русская недвижимость", нанесших наибольший ущерб вкладчикам края, возбуждены уголовные дела. В Правительство России направлено обращение о необходимости принятия мер по защите интересов обманутого населения;
в системе образования, несмотря на острейший дефицит средств, практически сохранена сеть учреждений общего образования. Обеспечено бесплатное получение среднего образования учащимися края. Осуществлен переход на системное издание учебников федерального комплекта на местной полиграфической базе, что дало возможность полностью обеспечить школьников края учебниками;
в целях интеллектуального и физического развития жителей Кубани разработана краевая комплексная программа "Система духовного и физического оздоровления населения Краснодарского края". Принята программа государственной молодежной политики на 1998 - 2000 годы. Разработаны меры по защите населения, и особенно детей, от оголтелой пропаганды в средствах массовой информации насилия, жестокости, секса, эротики. В основном удалось сохранить детско-юношеские спортивные школы, клубы, оздоровительные площадки, систему проведения массовых спортивных мероприятий. В летний период 1997 года в краевых профильных и других лагерях отдохнуло более 500 тысяч учащихся;
осуществлен комплекс мероприятий по поддержке незанятых граждан, что позволило снизить остроту ситуации на рынке труда, не допустить обвального роста безработицы в целом по краю и уменьшить количество безработных на 14 тысяч человек. Наибольшее внимание уделялось ликвидации критической ситуации с занятостью населения, сложившейся в городах Ейске, Горячем Ключе, Кропоткине, Абинском, Белореченском, Гулькевичском, Калининском, Новопокровском, Новокубанском, Павловском, Северском, Усть-Лабинском районах. Благодаря введению на этих территориях чрезвычайного положения на рынке труда и осуществлению совместных мероприятий краевой администрации, профсоюзов, служб занятости и работодателей по сокращению безработицы практически во всех перечисленных городах и районах отмечено снижение ее уровня. Для предотвращения роста числа безработных на территории края введен обязательный порядок согласования руководителями предприятий и организаций предполагаемого сокращения работников с администрациями городов и районов и координационными советами по профсоюзной работе;
Введение указанного порядка согласования сокращения работников является одним из пунктов (п. 7.5) Программы содействия занятости населения Краснодарского края на 1997 год, утвержденной постановлением правительства края от 20 мая 1997 г. N 32-п
для обеспечения защиты здоровья населения и прав потребителей на территории края запрещена реализация алкогольной продукции в мелкорозничной торговой сети (киосках и палатках). Утвержден перечень торговых предприятий, имеющих право на розничную продажу такой продукции. Установлен "телефон доверия" для граждан с целью сбора информации о фактах незаконного ее производства и реализации, внедрена акцизная марка. Край стал одним из первых регионов в России, в котором введен специальный знак соответствия алкогольной продукции, обеспеченный голографической защитой. Этим знаком промаркировано 68 млн. единиц продукции. Принятые меры позволили реально усилить контроль за производством и продажей винно-водочных изделий на территории края и довести уровень акцизных сборов по этой продукции до 204 млрд. рублей, что на 85 млрд. рублей, или в 1,7 раза, больше, чем в 1996 году;
обеспечивалось наполнение потребительского рынка края товарами местного производства. На выставках-ярмарках заключены договоры поставки товаров на 92 млрд. рублей, реализовано сельскохозяйственной продукции более чем на 75 млрд. рублей и потребительских товаров - на 24 млрд. рублей;
для улучшения снабжения сельского населения товарами первой необходимости осуществлены мероприятия, направленные на возрождение потребительской кооперации края.
Принимались чрезвычайные меры по сохранению и наращиванию потенциала агропромышленного комплекса края:
создан Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, за счет средств которого оказана помощь различным предприятиям на сумму 31 млрд. рублей;
привлечены льготные кредитные ресурсы в Агропромбанке и Альфа-Банке на сумму 239 млрд. рублей и вексельный кредит Сбербанка в размере 120 млрд. рублей;
фермерским (крестьянским) хозяйствам выделено 3,5 млрд. рублей льготных кредитов;
для повышения эффективности реализации сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки восстанавливается оптовый рынок, сформировано управление регионального продовольствия.
Всего на поддержку АПК в 1997 году направлено более 470 млрд. рублей. Это дало возможность сельхозпроизводителям приобретать горючее, минеральные удобрения, средства защиты растений и позволило в целом по краю остановить свертывание производства.
По сравнению с уровнем 1996 года производство зерновых культур в крае увеличилось на 35,6 процента и составило 6,1 млн. тонн, плодов - соответственно на 18,2 процента и 280,4 тыс. тонн, овощей - на 6,8 процента и 375,2 тыс. тонн. Возросла урожайность озимой пшеницы, кукурузы, овощей, плодов, сои и других культур.
Улучшилась обеспеченность на период зимовки 1997 - 1998 годов общественного животноводства кормами. Получено более 40 тыс. тонн белкового корма против 3 тыс. тонн в 1996 году. Снижены темпы сокращения маточного поголовья крупного рогатого скота в 2,5 раза, свиней - в 3,2 раза, овец - на 15 процентов. Начались процессы оздоровления поголовья скота и птицы. К концу 1997 года наметился подъем продуктивности животноводства.
Администрация края использовала любую возможность для помощи и поддержки промышленных предприятий. В целях реанимации предприятий, продукция которых является жизненно важной для региона:
оказывалась финансовая помощь в виде бюджетных ссуд и привлечения средств целевых бюджетных фондов. В результате удалось запустить государственное унитарное предприятие "Фосфор" в г. Белореченске, которое выработало первые партии жидких комплексных удобрений, аммофоса, серной кислоты, кремнефтористого натрия. Сельхозпроизводители края могут приобретать удобрения непосредственно у изготовителя без посредников. АО "Краснодарский ЗИП" освоило производство новых видов приборов учета потребления энергетических ресурсов. АО "Тихорецкий завод "Красный молот" начато производство первой партии дорожных машин со сменным оборудованием;
в рамках организации в регионе современного производства кровезаменителей администрация края выдала гарантию ЗАО "Плазма-М" под предоставляемый иностранный кредит в сумме 10,5 млн. долларов США;
установлен постоянный контроль за наведением порядка в лесопользовании и ограничением вывоза круглого леса на экспорт. Для восстановления эффективности хозяйственной деятельности предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности созданы государственно-акционерные лесопромышленные компании "Кубань" и "Апшеронск";
проведена работа по формированию и первоочередному размещению на предприятиях края заказа по удовлетворению потребностей бюджетной сферы края в 1998 году;
приняты решения о консервации неиспользуемого имущества ряда предприятий оборонной и микробиологической промышленности;
сформированы условия по созданию собственных источников производства энергии. В г. Краснодаре зарегистрировано ОАО "Кубань ГРЭС" для строительства электростанции в Мостовском районе мощностью 1350 тыс. киловатт. Рассмотрено и утверждено технико-экономическое обоснование и начата реконструкция Краснодарской ТЭЦ с увеличением мощности на 900 тыс. киловатт. Принципиально решен вопрос организации финансирования предпроектных работ по строительству Новороссийской ТЭЦ;
принимались меры по наращиванию объемов добычи нефти и газа, увеличению загрузки мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов;
в условиях острой дефицитности энергосистемы края, огромной задолженности за потребление энергетических ресурсов продолжалась работа по обеспечению электроэнергией товаропроизводителей и населения края. Достигнута официальная договоренность с Федеральной энергетической комиссией о неприменении штрафных санкций к краю за превышение объемов потребления электроэнергии. Разработаны "Комплексная программа по энергосбережению в Краснодарском крае на 1997 - 2000 годы" и проект краевого закона "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Краснодарском крае";
проводилась работа по внедрению объектов малой энергетики, локального внутриведомственного электрообеспечения производств;
в целях сокращения затрат населения и бюджетного финансирования на приобретение топлива на зимний период 1997 - 1998 годов разрешены заготовка и вывоз дров гражданам, нуждающимся в топливе, собственными силами и средствами. Предусмотрено освобождение от уплаты лесных податей граждан и организаций, осуществляющих заготовку дров для населения.
Для улучшения наполняемости бюджета края, совершенствования системы платежей и расчетов, укрепления налоговой и бюджетной дисциплины:
осуществлены мероприятия по наполнению доходной части бюджета края, одобренные Законодательным Собранием края;
применялся порядок зачета платежей товарным покрытием и расчетными обязательствами краевого бюджета;
намечены меры по уменьшению отрицательного влияния на бюджет края и финансово-экономическое состояние предприятий-переработчиков давальческой схемы использования сырьевых ресурсов;
активизирована работа по контролю за наполняемостью бюджетов городов и районов края. По этому вопросу заслушаны руководители органов местного самоуправления городов Армавира, Кропоткина, Белореченска, Ейска, Лабинска, Туапсе, Краснодара, Новороссийска, Крымского, Темрюкского, Динского, Славянского, Ейского, Красноармейского, Тимашевского, Апшеронского, Туапсинского, Усть-Лабинского районов. Руководители крупных предприятий-должников этих городов и районов отчитались о мерах, принимаемых для погашения бюджетных долгов.
В итоге в 1997 году общий объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, по сравнению с 1996 годом, увеличился на 8,2 процента и достиг 9,2 трлн. рублей. Налоговые поступления в бюджет края возросли на 16,4 процента и составили 6,2 трлн. рублей.
Край входит в число 15 субъектов Российской Федерации, обеспечивающих наибольшие поступления в бюджетную систему страны, и имеет один из самых высоких показателей сбора налоговых платежей.
Использование средств бюджета, как и предусматривала администрация края, имело социальную направленность. На эти цели израсходовано 72 процента полученных средств, что дало возможность погасить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы и увеличить, по сравнению с 1996 годом, объем финансирования на здравоохранение, культуру и образование более чем на 600 млрд. рублей.
Сделан существенный шаг к открытости и гласности бюджета, объективному распределению его средств между городами и районами без "именников" и субъективизма. Это укрепило уверенность руководителей городов и районов в правильном и обоснованном получении финансовой помощи.
Особое внимание администрация края уделяла обеспечению законности и правопорядка, усилению контроля за деятельностью правоохранительных органов. В 1997 году выявлено 297 фактов нарушений законности, допущенных работниками милиции. Возбуждено 195 уголовных дел, 110 сотрудников привлечены к уголовной ответственности, 55 из них осуждены. За административные правонарушения к ответственности привлечено более 40 тысяч правонарушителей.
По отдельным видам преступлений наметилась устойчивая тенденция снижения преступных проявлений. Практически раскрыты дела по убийству депутатов Ю.А. Полякова и В.Б. Карелина, наметилась перспектива по раскрытию преступления против главы администрации Кореновского района Н.И. Хворостины. Пресекались факты незаконных действий в части ограничения прописки, осуществления опеки и попечительства, усыновления, в паспортно-визовой и международной туристической деятельности. Возобновлена работа общественных пунктов охраны порядка, квартальных и домовых комитетов, товарищеских судов. Численность восстановленных народных дружин превысила 26 тысяч человек.
В крае созданы и действуют 292 казачьи дружины, объединившие свыше 5 тысяч человек. Совместно с органами внутренних дел они провели около 2500 мероприятий, раскрыли более 550 преступлений.
Осуществлялись меры по укреплению взаимодействия со средствами массовой информации и населением. Введены дни информации населения с выездами руководителей администрации и правительства края в районы и города Кубани. Начат выпуск приложения "Краевые новости" к районным и краевым газетам, в котором регулярно публикуются материалы о деятельности администрации края.
Особое внимание уделялось заботе о ветеранах и укреплению ветеранского движения. Воссоздана межведомственная комиссия по делам ветеранов и памятным событиям в истории Отечества во главе с председателем правительства края. Ветеранам оказана помощь на сумму более 2 млрд. рублей. За счет федеральных и краевых средств для ветеранов в г. Краснодаре построен 120-квартирный жилой дом.
Немало сил было направлено на устранение серьезных недостатков и усиление контроля за миграционным притоком населения. За последние 6 лет число прибывших в край мигрантов превысило 820 тыс. человек, что равно населению такого города, как Краснодар, из них вынужденных переселенцев - 44 тыс. человек. Принятые администрацией края меры позволили сократить, по сравнению с 1996 годом, в два раза количество мигрантов, прибывших в край на постоянное местожительство. При этом относительная численность русских составила 93 процента. На безотлагательную помощь вынужденным переселенцам из федерального бюджета было выделено 56,4 млрд. рублей - в 1,7 раза больше, чем в 1996 году.
Целенаправленно проводится работа по укреплению экономических и культурных связей с соседними регионами, прежде всего Республикой Адыгея. Установлено взаимовыгодное хозяйственно-экономическое и культурное сотрудничество с Республикой Беларусь.
Все позитивное, чего удалось добиться администрации края в своей деятельности, невозможно было бы осуществить без постоянной поддержки конструктивно работающих депутатов Законодательного Собрания края и Государственной Думы.
Вместе с тем, последствия реформ продолжают усугублять обстановку. Сохраняется кризис в бюджетной сфере. Ухудшилось использование производственных мощностей, финансовое положение предприятий. Нарастают взаимные неплатежи. Задолженность по выплате заработной платы работникам хозяйствующих субъектов края превысила 600 млрд. рублей. Не погашены долги по пособиям на детей в сумме более 690 млрд. рублей, что усугубило одну из наиболее острых социальных проблем. Не полностью реализован Закон РФ "О ветеранах".
Основные направления деятельности на 1998 год
В центре внимания администрации края, как и в 1997 году, будет выполнение намеченной программы первоочередных действий и задач, вытекающих из послания Президента Российской Федерации на 1998 год.
В связи с тем, что кардинальных изменений в курсе проводимых в России реформ не произошло, главные усилия администрации края и в текущем году будут направлены на преодоление экономического кризиса и его негативных последствий. Недостаток финансовых средств из-за продолжающегося спада производства, дальнейшее сокращение совокупной прибыли предприятий требуют сохранения, как и в прошлом году, чрезвычайного бюджета.
В этих условиях администрация края будет настойчиво осуществлять работу с федеральными органами по изменению экономической политики реформ и разрешению накопившихся проблем.
В ближайшее время предусматривается завершить подготовку пакета конкретных отраслевых соглашений к Договору о разграничении полномочий и предметов ведения между Правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края. Предстоит серьезная работа по их подписанию.
В рамках реализации федеральной программы развития края необходимо добиться финансирования объектов края, вошедших в проекты - "Развитие индустрии детского питания", "Развитие курортов федерального значения", "Развитие образования", "Обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей".
Намечается проработка вопросов по переводу жизненно важных для края объектов федеральной собственности в краевую.
В числе приоритетных направлений деятельности администрации края остается работа по защите прав акционеров и интересов обманутых вкладчиков. Особое внимание будет уделяться формированию систем обеспечения финансовой безопасности мелких инвесторов и развитию новых форм коллективного инвестирования, предоставляющих гражданам различные виды гарантий, а также преодолению негативных последствий приватизации.
Предполагаемое создание в крае структурного подразделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и усиление контроля за деятельностью субъектов фондового рынка даст возможность повысить эффективность работы по защите интересов акционеров и предотвратить социальные конфликты, связанные с операциями на рынке ценных бумаг.
Продолжится работа с федеральными органами по ускорению решения проблем, связанных с ликвидацией и реализацией имущества финансовых компаний "Русский Дом Селенга", "Русская Недвижимость", "Хопер-инвест", "Русский Дом страхования", созданных за пределами края. Под жесткий контроль взят процесс ликвидации банков, находящихся в стадии банкротства.
С учетом продолжающегося спада производства администрации края предстоит принять локальные меры по принципиальному решению назревших, наиболее острых социально-экономических проблем.
Необходимо сохранить промышленные технологии в сельском хозяйстве, не допустить потерь производственных мощностей по выпуску социально значимой продукции, активизировать работу по изысканию инвестиционных ресурсов внутри страны и за рубежом для экономически оправданных программ развития.
В социальном блоке администрация края не намерена отказываться от исторических завоеваний социалистического периода. Поддержка здравоохранения и образования, защита малообеспеченных слоев населения, защита материнства и детства, пенсионное обеспечение по-прежнему будут среди приоритетных направлений деятельности.
На оказание социальной помощи населению в 1998 году предполагается направить не менее 23 млн. деноминированных рублей.
Чтобы искоренить одно из самых бесчеловечных проявлений проводимых в стране реформ - длительные задержки выплат заработной платы врачам, учителям м другим работникам социальных отраслей - администрация края будет настойчиво обеспечивать внедрение такой системы использования средств финансовой помощи, направляемой городам и районам края, при которой они в первоочередном порядке будут расходоваться на оплату труда. Предусматривается создание в каждом муниципальном образовании специальных расчетных счетов для резервирования средств только на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Совместно с профсоюзами принимаются меры по повышению ответственности руководителей акционерных обществ и частных предприятий за несвоевременную выплату заработной платы работникам. При явном игнорировании руководителями своих обязанностей по обеспечению гарантированной оплаты труда будет ставиться вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.
Важнейшей задачей остается ликвидация задолженности по детским пособиям. Для ее разрешения в условиях крайней ограниченности бюджетных средств администрация края совместно с другими регионами России будет настойчиво добиваться пересмотра федерального законодательства по этому вопросу с целью принятия нормативных актов, приостанавливающих выплату детских пособий богатым слоям населения.
Параллельно, несмотря на объективные трудности, краевыми структурами и руководителями органов местного самоуправления, на которых непосредственно лежит ответственность за обеспечение выплат этих пособий, будут предприниматься все меры по оказанию помощи семьям с низкими доходами. Вместе с выделением средств на эти цели из бюджета намечено расширение материальных выплат с использованием схемы: товары предприятий, имеющих бюджетные долги, - специализированные магазины, отпускающие товары с минимальными наценками, - получатели детских пособий. Продолжится погашение долгов по детским пособиям в счет оплаты за жилищно-коммунальные услуги, газ и электроэнергию.
В области здравоохранения администрация края видит свои задачи в обеспечении населения качественной и квалифицированной медицинской помощью при сохранении ее общедоступности и бесплатности. С этой целью принято постановление главы администрации края, в соответствии с которым медицинские услуги будут оплачиваться в зависимости от их реального выполнения и качества. При этом граждане смогут получать необходимые консультации и лечение и при отсутствии у них полисов обязательного медицинского страхования.
Предусмотрено выполнение мероприятий по повышению эффективности использования существующей сети здравоохранения на основе развития стационарозамещающих технологий оказания медицинской помощи.
Для рационального использования бюджетных средств намечается:
оснащение медицинских учреждений счетчиками расхода электроэнергии, газа и воды;
удешевление питания в больничных учреждениях на основе взаиморасчетов с производителями сельскохозяйственной продукции;
усиление контроля за использованием лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях;
осуществление централизованных оптовых закупок лекарственных препаратов и изделий медицинской техники на конкурсной основе.
Администрация края будет добиваться от федеральных органов власти выполнения Закона РФ "О ветеранах".
Продолжится выполнение программ по духовному и физическому оздоровлению населения Кубани, поддержке науки и образования, культуры, искусства, спорта, молодежной политике. Предстоит осуществить переход на систему непрерывного профессионального образования, восстановить лучшие традиции трудового, нравственного и патриотического воспитания, здорового образа жизни. При ограниченности средств предпочтение будет отдаваться развитию массового спорта.
Совместно с общественными организациями необходимо остановить грязные потоки порнографии и насилия, обрушенные на людей телевидением, книжным и видеорынками. Будет разработан закон края, направленный на защиту нравственности населения и, прежде всего, подрастающего поколения.
В целях сдерживания роста безработицы, смягчения ее последствий будет осуществляться постоянный контроль за выполнением принятой на текущий год программы содействия занятости населения, определившей основные направления деятельности в сфере занятости.
Как и ранее, приоритетной задачей в деятельности администрации края остается решение проблем агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной независимости края.
Из-за недовыполнения комплекса осенних работ и неблагоприятных погодных условий в зимний период исключительно сложная ситуация складывается в текущем году с производством основной продовольственной культуры - озимой пшеницы. Практически полностью разрушенный механизм управления агропромышленным комплексом, деморализация кадров, крайняя ограниченность финансовых средств требуют от администрации края принятия чрезвычайных мер, направленных на обеспечение полноценного урожая на каждом гектаре. Предстоит восстановить зерновой клин, добиться гарантированного производства кормов, без чего немыслима конкурентоспособность животноводства. Необходимо усилить ответственность за соблюдение технологической дисциплины, особенно по защите растений. В настоящее время изыскиваются дополнительные возможности для безотлагательного обеспечения сельхозпроизводителей удобрениями, средствами защиты растений, запасными частями к тракторам и сельхозмашинам, топливно-энергетическими ресурсами.
Будет активизирована работа, направленная на дальнейшее восстановление разрушенных интеграционных процессов на селе, реанимацию таких хозяйств, как АПК "Кубань", организацию крупных производств по типу Выселковского агропромкомбината. Одновременно будет оказываться помощь фермерским (крестьянским) хозяйствам и поддерживаться создание малых интеграционных систем, позволяющих товаропроизводителям освободиться от уплаты излишних налогов и более оперативно маневрировать финансовыми средствами.
Продолжится реализация принятой краевой программы по созданию в районах машинно-технологических станций. С согласия Законодательного Собрания намечено привлекать на эти цели инвестиции под государственные гарантии бюджета края. Уже действуют такие станции в Лабинском и Новокубанском районах, в стадии формирования находятся еще пять. Заключены договоры с Кировским тракторным заводом на поставку в край 200 тракторов К-701 под встречную отгрузку продовольственной пшеницы.
Взято направление не внедрение энергосберегающих технологий. В рамках разработанной программы и в соответствии с контрактами, заключенными с американскими и австрийскими фирмами, в край будут поставляться сеялки типа "Кинзе-2000" и "Конкорд", опрыскиватели "Фимхо". Одновременно администрация края принимает меры по организации производства сельскохозяйственной техники на машиностроительных предприятиях края, что позволит поддержать как село, так и промышленность.
В животноводстве главной задачей остается сохранение маточного поголовья и материально-технической базы отрасли.
Одним из направлений аграрной политики является определенный администрацией края курс на возрождение кооперации, что отвечает целям Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Необходимо также усилить внимание личным подсобным хозяйствам граждан как важнейшему подспорью в увеличении производства продуктов питания.
Главным в деятельности топливно-энергетического комплекса администрация края считает сокращение дефицита энергоресурсов.
Основными направлениями в реализации этой задачи в условиях кризиса неплатежей определены:
обеспечение жизнеспособности систем электро- и газоснабжения края путем повышения уровня платежей за потребляемые электроэнергию, газ и тепло, в том числе их бюджетной составляющей;
формирование бюджетного заказа на энергоносители, создание регионального фонда энергоносителей с целью максимального использования сырьевых углеводородных ресурсов собственной добычи на перерабатывающих мощностях;
увеличение добычи нефти по сравнению с прошлым годом как минимум на 2,5 процента;
ускорение работ по созданию собственных источников энергии мощностью более 2 млн. киловатт за счет реализации проектов по реконструкции существующих и строительству новых электрических станций.
Повышенное внимание будет уделено разработке программы развития малой энергетики края в увязке с программой развития энергетики Северного Кавказа. Намечается строительство парогазовой установки мощностью 12,5 тыс. киловатт на Троицком йодном заводе и гидроблоков на водосбросах и горных речках, электростанций суммарной мощностью до 50 тыс. киловатт в Темрюкском, Ейском и Кущевском районах. Будет продолжено строительство Сочинской ТЭЦ мощностью 50 тыс. киловатт. Пуск ее первой очереди мощностью 25 тыс. киловатт намечен на конец этого года.
Администрация края продолжит лицензирование на конкурсной основе прав добычи полезных ископаемых с направлением средств от этой деятельности на воспроизводство минерально-сырьевой базы и в краевой бюджет. Будет изменен подход к взиманию налоговых платежей за добычу углеводородного сырья и попутный газ.
Предусматривается проведение ряда конкурсов на право разведки и добычи углеводородного сырья, лечебно-столовых подземных минеральных вод в курортных зонах Анапы и Горячего Ключа, йодобромистой воды на Троицком месторождении.
Особое внимание будет уделено развитию системы газоснабжения и вопросам повышения устойчивости газообеспечения края. С этой целью усилия акционерных обществ "Роснефть-Краснодарнефтегаз" и "Роснефть - НПО "Термнефть" будут направлены на увеличение добычи природного газа, формирование схемы его доставки в газотранспортную сеть предприятия "Кубаньгазпром" и к энергогенерирующим объектам, намечается ускорить строительство Кущевского подземного газохранилища.
Предполагается продолжить работу с Правительством РФ по улучшению загрузки нефтеперерабатывающих заводов за счет поставки им нефти структурами, использующими нефтепроводы, проложенные на территории края для перекачки нефти на экспорт.
На постоянном контроле администрации края останутся вопросы обеспечения твердым топливом населения, бюджетных учреждений и предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Ограниченность бюджетного финансирования требует осуществлять частичную замену угля дровами. Опыт прошлого года показал, что ресурсная база для решения этой задачи есть.
Предстоит разработать ряд законопроектов по энергосбережению и развитию ведомственной малозатратной энергетики.
В области промышленности администрация края:
продолжит принятие мер по восстановлению управляемости отраслями на основе концепции региональной промышленной политики;
предусматривает локальную поддержку предприятий по проектам, имеющим жизненно важное значение для края. Будет активно содействовать поиску инвесторов, в том числе и иностранных, для организации производства энергосберегающей сельскохозяйственной техники на базе завода "Краснодаррисмаш", продолжения выпуска приборов учета потребления энергетических ресурсов на АО "Краснодарский ЗИП", установка которых позволит обеспечить экономию газа, тепла, электроэнергии. С целью наибольшей загрузки мощностей будет оказано содействие по размещению заказов на производство оборудования для малой энергетики на АО "Славянский механический завод".
Предполагается на основе кооперации АО "Ростсельмаш" и МАО "Седин" организовать изготовление мостов зерноуборочных комбайнов и запасных частей к ним и создать базовый сервисный центр по обслуживанию импортной сельскохозяйственной техники.
Будут приняты меры по осуществлению технического перевооружения акционерных обществ "Сатурн", "Ейский станкозавод", "Новороссийский "Красный двигатель", "Юг", Троицкого йодного завода и других предприятий.
Продолжится работа по выполнению решений краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений в части выполнения мер поддержки предприятий текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности края.
Активизируется работа по повышению конкурентоспособности промышленной продукции края. Для этого с участием администрации края вводится институт добровольной сертификации товаров и систем качества.
Начиная с 1998 года распределение лесных ресурсов и сдача участков леса в аренду будут производиться только на конкурсной основе и через аукционы с участием Краснодарского управления лесами.
Разрабатывается проект закона о лесах Краснодарского края.
Готовится для утверждения Законодательным Собранием края "Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 - 1999 годы". В ней предусмотрено оказание помощи в первую очередь предприятиям малого бизнеса, производящим и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, осуществляющим строительную деятельность. Администрация края планирует добиться привлечения средств на эти цели из федерального фонда поддержки предпринимательства.
В отраслях транспорта основной задачей является разработка единой комплексной схемы развития всех его видов, предусматривающей эффективное использование мощностей, стабилизацию экологической ситуации в крае, развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Особое внимание будет уделяться сохранению целостности краевых отделений железных дорог. Прорабатывается вопрос о недопустимости передачи их структурных подразделений, осуществляющих грузовые, пассажирские и пригородные перевозки, отдельным компаниям, находящимся за пределами края. Будут приниматься усилия по переориентации грузопотоков и повышению загрузки слабоиспользуемых железнодорожных участков.
В рамках выполнения Федеральной программы развития торгового флота России предстоит повысить эффективность использования портовых мощностей, навести должный порядок в функционировании морских администраций портов и обеспечить увеличение поступлений в бюджет.
Для улучшения управления автомобильным транспортом, организации на должном уровне пассажирских перевозок планируется создать краевое государственное учреждение автомобильного транспорта "Кубаньавтотранс".
Будут предприняты конкретные шаги по совершенствованию лицензирования и сертификации пассажирских перевозок, обеспечению безопасности дорожного движения, расширению налогооблагаемой базы за счет частного предпринимательства.
Намечено обеспечить защиту краевых автоперевозчиков от засилия иностранных конкурентов.
В области гражданской авиации необходимо проведение государственной транспортной политики, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности хозяйственного комплекса и населения края в перевозках пассажиров и грузов, авиационных работах.
Предполагается оказывать содействие развитию отраслей связи, обеспечивающих существенную долю налоговых поступлений в бюджет.
В целом номерная емкость телефонной сети края должна увеличиться на 60 тысяч номеров. Продолжится ее модернизация путем внедрения высоконадежных каналов связи на участках: Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - Анапа - Новороссийск и Кореновск - Выселки - Тихорецк. Запланировано строительство современных автоматических телефонных станций в городах Армавире, Кропоткине, Краснодаре, Новороссийске, Славянске-на-Кубани.
В области телерадиовещания администрация края будет направлять усилия на обеспечение полного охвата территории края центральными и краевыми программами вещания.
В отраслях строительства будут приниматься меры по сокращению количества недостроенного жилья за счет привлечения дополнительных внебюджетных финансовых средств путем проведения инвестиционных конкурсов.
Администрация края будет всемерно отстаивать интересы краевых подрядных организаций в реализации таких крупных проектов, как строительство объектов Каспийского трубопроводного консорциума, транзитного газопровода "Россия - Турция".
С целью экономии средств предусмотрено расширение практики проведения конкурсных торгов на проектирование, строительство и комплектацию объектов, финансируемых из бюджета.
Продолжится проработка вопроса по переводу внутрихозяйственных дорог сельскохозяйственных организаций и предприятий в сеть дорог общего пользования с передачей их на баланс краевого управления "Краснодаравтодор".
В жилищно-коммунальном хозяйстве реализуется краевая программа по энергосбережению путем внедрения высокоэффективных технологий и установки на предприятиях и в организациях бюджетной сферы края приборов учета холодной воды и учета тепла.
В области экологии администрация края, учитывая уникальность природы Кубани, будет обеспечивать жесткий государственный экологический контроль за проектируемыми, строящимися, реконструируемыми и эксплуатируемыми объектами. Это позволит предотвратить нанесение ущерба природной среде на сумму более 700 млн. деноминированных рублей.
Администрация края продолжит работу по наполнению и укреплению доходной части краевого бюджета. Намеченные меры предполагают принятие ряда законов, направленных на увеличение поступлений в консолидированный бюджет, погашение задолженности по платежам товарным покрытием, уменьшение расходов путем сокращения количества учреждений и численности работников бюджетной сферы, средств на их содержание.
Предполагается усилить контроль за соблюдением налогового законодательства морскими портами, предприятиями, производящими и реализующими алкогольную продукцию, использующими давальческие схемы переработки сырья, предпринимателями в сфере хлебопечения, торговыми организациями различных форм собственности, санаторно-курортными учреждениями.
С целью эффективного использования средств и экономической поддержки товаропроизводителей продолжатся работы по формированию заказов для нужд социальной сферы, финансируемой за счет бюджета края. Их размещение будет производиться на конкурсной основе на предприятиях края, гарантирующих минимальные цены, хорошее качество, соблюдение сроков поставок продукции. Это позволит обеспечить дополнительную загрузку рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджет.
Постановлением главы администрации края введен запрет для учреждений и предприятий, финансируемых за счет краевого бюджета и внебюджетных фондов, на приобретение за пределами края товаров и продукции производственно-технического назначения, выпускаемых в регионе, без разрешения краевой конкурсной комиссии.
Важнейшая задача при значительной ограниченности бюджетных средств - не допустить ухудшения финансирования здравоохранения, образования, культуры и системы социальной защиты населения.
Будут пересмотрены подходы к выделению льгот по налоговым платежам с целью их значительного уменьшения. Администрации и Законодательному Собранию края предстоит преодолеть "великодушие" и "лоббирование" в этом процессе. Необходимо ликвидировать необоснованные привилегии в виде освобождения от налогов, предоставляемые сомнительным организациям типа фирмы АОЗТ Центр "Содействие". Созданная под флагом краевой организации Всероссийского общества инвалидов, она способствовала такому кощунственному явлению, как вывоз детей по подложным документам за границу с целью торговли ими.
Взамен будет предложена программа предоставления дотаций и льготного кредитования конкретных предприятий, имеющих обоснованные расчеты.
Для нормализации платежей в краевей бюджет предполагается осуществлять систему взаимозачетов между предприятиями-недоимщиками, бюджетными учреждениями и краевым бюджетом на основе налоговых соглашений. Такие же схемы рекомендовано использовать органам местного самоуправления городов и районов края в части платежей, зачисляемых в местные бюджеты.
В целях стабилизации банковской системы края предусматривается проводить регулярный мониторинг коммерческих банков, координировать в масштабах региона процесс слияния, поглощения, ликвидации коммерческих банков, усилить участие банков края в кредитовании приоритетных проектов.
Намечается совершенствование инвестиционной деятельности, разработка соответствующих законопроектов, стимулирующих приток капиталовложений в рентабельные отрасли экономики, введение регламентирующего порядка предоставления гарантий и поручительств администрации края для инвестиционных проектов.
Улучшению информированности предпринимательских структур края, обеспечению рекламы собственных товаров и продвижению их на европейский рынок, развитию инвестиционного сотрудничества будет способствовать осуществление совместно с торгово-промышленной палатой края мероприятий по активизации деятельности представительств края в Австрии, Турции и Республике Беларусь.
Намечено открытие в г. Вене постоянно действующего выставочно-информационного центра. Администрация края уже сейчас может отметить положительную работу представительства в Австрии в проработке вопросов поставки австрийскими фирмами оборудования для перерабатывающей промышленности АПК и сельскохозяйственной техники. Именно при его активном участии привлечен иностранный кредит для оснащения оборудованием краевого кардиологического центра.
Предполагается обеспечить выполнение подписанных протоколов о намерениях между администрацией края и Кипрским банком развития по строительству гостиничного комплекса в краевом центре, продолжить работу по инвестиционному сотрудничеству с испанскими фирмами в соответствии с подписанным Базовым соглашением о кредите и торговле между администрацией края и банком Испании "Бильбао".
Намечены конкретные меры по изменению ситуации в курортно-туристическом комплексе за счет укрепления государственного руководства отраслью, улучшения рекламы и хозяйственной деятельности курортно-оздоровительных учреждений.
В области обеспечения законности и правопорядка усилия администрации края направлены на преодоление сохраняющейся напряженной криминогенной ситуации в крае. Предстоит поднять ответственность кадров правоохранительных органов, улучшить их техническое оснащение.
Продолжится работа по упорядочению миграционных процессов в крае. Администрация совместно с Законодательным Собранием края планирует внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект "Об особом статусе Краснодарского края как приграничного региона России".
Для решения проблем охраны общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций планируется шире привлекать казачество как наиболее организованную и заинтересованную часть населения Кубани.
Готовятся проекты краевых законов, регламентирующих участие казачества в государственной службе.
Как и раньше, будут осуществляться меры по со хранению мира и спокойствия в регионе, всемерно развиваться принципы и практика народной дипломатии, направленные на то, чтобы не допустить нового кровопролития на Кавказе, добиваться мирного разрешения национальных проблем на Кубани и в регионе в целом. Ни один кубанец не должен больше принимать участия в каких-либо военных разборках внутри страны.
Одновременно администрация края будет делать все возможное для защиты государственной границы, оказания помощи военнослужащим.
Администрации и Законодательному Собранию края, структурам исполнительной власти, всему населению Кубани предстоит напряженный трудовой год. Каждый день мы обязаны решать неотложные практические задачи по спасению экономики, социальной сферы, культуры.
Кубанцы устали от игры в реформы. Им нужны реальные перемены в экономической политике России, создание условий заинтересованности в производстве материальных благ. А затем уже на основе конструктивного сотрудничества краевой законодательной, исполнительной власти, предпринимателей и интеллигенции, населения, всех здоровых сил общества определять пути развития хозяйственного комплекса.
Никто не должен оставаться равнодушным, безразличным к процессам, происходящим в политике и экономике страны. Кардинальные изменения к лучшему не произойдут сами собой. Не спасут нас и добрые политики-одиночки. В решающей степени улучшение ситуации зависит от личной позиции каждого, от того, как мы сумеем объединить усилия.
Первый заместитель главы
администрации Краснодарского края,
председатель правительства края |
В.А. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.